Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Фундаменталисты вне закона



Когда белый рок-н-ролл начал «лосниться и заплывать жирком», на сцену вышел регги в грязных ботинках – расхристанный, беспокойный. Как и блюз, он был ответом чернокожего человека на бедность, безнадежность и эксплуатацию. Как и рок-н-ролл ранних лет, регги берет начало в церкви и передает своим поклонникам опыт, сходный с пятидесятническим.

Заядлые белые рок-н-ролльщики обожали регги: музыку вне закона, созданную исключительно для независимых студий. Музыканты заплетали волосы в многочисленные косички, а на религиозной церемонии принимали наркотики. Это отдавало нонконформизмом хиппи и привлекало ветеранов-шестидесятников. Растафарианизм снискал уважение, хотя подобную доктрину ни за что не восприняли бы, появись она в среде белых бедняков. Назвать растамана чокнутым фундаменталистом означало записать себя в разряд ханжей из среднего класса.

Как для последователей этого движения на Ямайке, так и для белых наблюдателей была немаловажна «история» избавления, заключенная в роке, ориентированном на растафарианизм. Мысль о том, что мы чужаки, которые ищут истинный дом, имела в роке очень размытые очертания. А вот в регги она прозвучала четко и ясно. Захолустные городишки, где банды устраивали разборки, были той самой «каменистой почвой». Утраченный рай располагался не в некоем туманном месте, его можно было найти на карте.

Растаманы чувствовали себя детьми Израиля наших дней, находящимися в плену на чужбине. Они ожидали пророка, который вывел бы их из плена в землю обетованную. Ветхозаветная история о египетском плене Израиля, сорокалетием блуждании иудеев по пустыне под руководством Моисея, закончившимся обретением земли, где текли молоко и мед, о вавилонском пленении находила живой отклик у растаманов.

Молодые жители Ямайки росли в шатких хижинах из гофрированного железа и упаковочных ящиков, их обманывало правительство, эксплуатировали западные компании. Им казалось: вот он, Вавилон, вокруг нас.


Судьба Израиля их утешала, хотя Библию они читали очень выборочно. Как заметил один из местных историков: «Для растамана Библия – священная книга, но не все в ней для него приемлемо». Больше всего растаманы любили Псалтирь с его блюзовой грустью и экзальтацией, а также Апокалипсис с его ярким описанием того, как падет древний город Вавилон. Растаманы черпали вдохновение в псалмах и часто их цитировали.

Знаменитый хит «Реки вавилонские» («Rivers of Babylon») группы Бони Эм (Воnеу М) – один из самых продаваемых синглов в Великобритании, – изначально был записан группой Мелодианз (Melodians) и представлял собой переработку Псалма 136, в котором поработители заставляют несчастных израильтян петь песни их родины – Сиона. А те отвечают: «Как нам петь песнь Господню на земле чужой? ».

Сам Марли регулярно читал Псалтирь, возил с собой потрепанную Библию, часто цитировал псалмы и побуждал других читать их. Когда он умер, ему на грудь положили Библию, открытую на Псалме 22: «Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою...».

 


Мессианские упования

Именно псалмы поведали растаманам о грядущем Спасителе. В строках Псалма 67 (стих 4) и Псалма 88 (стих 8) упоминается тетаграмма JWH (англ. – «джа») – это сокращенное имя Бога Яхве. В 1924 г. Маркус Гарвей (некоторые историки утверждают, что это мог быть один из его соратников) предрек, что Джа-Спаситель скоро придет: «Ждите, когда в Африке помажут на царство черного царя. Ему суждено стать Спасителем», – говорил Гарвей. Шесть лет спустя коронация Хайле Селассие в Аддис-Абебе, на которой Хайле получил титул Царь Царей и Лев Побеждающий из колена Иудина, убедила их в исполнении пророчества. В Псалме 67 (стих 32) сказано, что «Придут вельможи из Египта; Эфиопия прострет руки свои к Богу».

Вывод был довольно странным. Сам Селассие, большой поклонник Библии, свято веривший в то, что он потомок царя Соломона, не проронил ни слова об этом во время своего официального визита на Ямайку, когда его встретила в аэропорту стотысячная толпа. Однако его молчание только подогревало веру. Боб Марли на вопрос, почему Селассие не заявляет о своем божественном происхождении, ответил: «Бог не станет говорить вам, что Он Бог. У Бога ни перед кем нет таких обязательств».

Настоящее имя Селассие – Тэфэри Мэконнын; он был великим правнуком короля Сахека Селассие из Шоа, унаследовавшим титул «Рас» (в Англии этот титул приравнивался к герцогу). Таким образом он стал Рас Тэфэри, а верующие в его божественное происхождение получили имя «растафари», «растаманы» или просто «раста».

В рамках этого движения Рас Тэфэри занимал место Мессии. Как и Христа, его считали богочеловеком, называя Джа Рас Тэфэри. Он умер в августе 1975 г., однако его последователи уверены, что он жив. Он ушел, но вернется к немногим истинно верующим. Его портрет украсил конверты альбомов, постеры и майки. Боб Марли, выходя на сцену, обычно приветствовал слушателей словами растафарианского благословения: «Приветствую вас во имя Селассие Джа Рас Тэфэри, вечно живого, верного и истинного». За ним на сцене помещался огромный портрет последнего императора Эфиопии.

Первые растаманы не сомневались в том, что Селассие переправит их из Ямайки в Эфиопию на пароходах, и они попадут в страну благоденствия и процветания. Иные даже верили, что с их возвращением начнется возрождение Африки, которая восторжествует над миром, став одной из супердержав.

Уинстон Родни, или Пылающее копье (Burning Spear), снискал себе популярность шамана подобно Марли. Он автор песен «Маркус Гарвей» и «Дни рабства» («Помнишь ли ты дни рабства») и классик раста-регги. Он выступает с концертами с 1969 г. и является убежденным растаманом, посещая дважды в месяц собрания Двенадцати племен Иуды (одной из двух основных сект расты), и страстно верит в непреходящее существование Селассие («Джа бессмертен»).

Несмотря на логическую и политическую несостоятельность попыток переселения ямайских сторонников расты в Северо-Восточную Африку, вера Пылающего копья и многих других осталась непоколебимой. Эфиопия представляется им Сионом. Вавилон будет судим и осужден, как об этом написано в Апокалипсисе. Божьи избранники будут мирно жить в Царствии Божием.

В Эфиопии в то время царил голод, шли военные действия и не прекращалась политическая чехарда. Сторонников Пылающего копья это не смущало:

«Неважно, что где-то идет война, люди подвергаются насилию, голодают и т.д. Африка должна быть свободной. Африка – для африканцев, для тех, кто живет в Африке и кто там не живет. Африка – основание всего мира. Первый цивилизованный человек и сама цивилизация вышли из Африки. Какая разница, что там сейчас происходит? Как бы тяжело ни было, это не существенно. Африка должна быть свободной».

 

Музыка искупления

Однако прежде, чем достичь Сиона, растаман должен овладеть техникой, которая способна ввести его в Божье присутствие. Для этого и существовали музыка и ганджа (марихуана). Музыка всегда оставалась очень важным элементом. Еще до возникновения стиля регги в 1960-х годах, родившегося из мягкого блю-бита и стиля ска*, существовали растафари-оркестры, которые в воскресные вечера играли на трещотках, тамбуринах, саксофонах, клавишных. В других ямайских культах (вуду или движении «баптистское возрожденчество») центральное место занимали ударные и хоровое пение.

Идея использовать гипнотический ритм для изменения сознания часто воплощалась в обрядах религиозных культов на Ямайке. Именно разновидности этой музыкальной одержимости увлекли в свое время Элвиса Прэсли (Elvis Presley), Литтла Ричарда (Little Richard), Джерри Ли Льюиса (Jerry Lee Lewis) и Рэя Чарльза (Ray Charles), да и других молодых американцев, посещавших церкви. Норман Грант (Norman Grant), вокалист и ударник ямайской регги-группы Твинкл Бразерс (Twinkle Brothers) вспоминает свое детство, проведенное в баптистской церкви. «Вы хлопали в ладоши и притопывали ногами. Вам передавалось общее настроение. На людей сходил Дух Святой. Они могли упасть на пол в трансе, начать кататься по полу».

Музыку регги с ее сбивающейся басовой партией, словно резонирующей о бетонный пол, и ударными, которые звучат так, будто маленькими палочками стучат о борт океанского лайнера, можно было чувствовать физически. Вы буквально начинали вибрировать от звука. Описывая концерт Пылающего копья, Стефан Дэвис пишет в своей книге «Родословная регги» («Reggae bloodlines»): «Каждая песня сделана так, чтобы с самых первых аккордов захватить слушателя, насторожить его, а затем дать ему расслабиться в гипнотической повторяющейся мелодии».

Помимо блю-бита и ска на регги оказала влияние церковная музыка (например, Тутc Хибберт (Toots Hibbert) из группы Тутс энд Мэйтэлз (Toots and the Maytals) начинал с госпела) и ритм-энд-блюз, т.е. все те песни, которые транслировали радиостанции Нового Орлеана. Не будем забывать и о рок-н-ролле. «Музыка ведет людей ко всякому добру, – говорил Пылающее Копье о своем творчестве. – Она ведет их к истине и чистоте. Это правильная музыка. Она возвышает. Эта музыка создана для людей всех цветов кожи и национальностей. Она говорит о праведности и истине».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь