Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Теории происхождения общества
1. Божественная («бог создал человека» и заповедовал ему материальный мир и нравственный закон); 2. Космическая («инопланетяне создали людей» и манипулируют человеческим прогрессом в своих лабораторных целях); 3. Естественная теория предполагает, что человек воплотил свою собственную природу в созданную им общественную систему и организацию. На этот счет существует 5 интересных концепций, каждая из которых нашла достаточно развернутое теоретическое воплощение и имеет свой доказательный ряд: а) инструментальная концепция ставит во главу угла человеческую догадливость и сообразительность, повлекшие изобретение специальных орудий для удовлетворения потребностей. Используя орудия, люди обучались трудиться, повышалось их благосостояние. Это привело к функциональному делению общины и закреплению системы разделения труда, а также к появлению экономических различий между людьми и семейными группами. Возникла и стала развиваться социальная организация; б) сексуальная концепция базируется на такой особенности человека, как внесезонный характер размножения и удовольствие от спаривания. Установление контроля над рождаемостью связано с формированием семей и возникновением норм, регулирующих сексуальные, а вместе с ними и другие отношения членов общины; в) кратическая концепция опирается на то, что сила и ум, присущие людям распределены среди них неравномерно. Соединяясь с природной экспансивностью (жадностью и любопытством), эти качества легко превращаются в «монополии», когда приоритет человека по значимому признаку (физическая мощь, ловкость, изобретательность, наблюдательность и др.) позволяет ему занять позицию лидера и прибрать к рукам сразу все выигрыши: лучшее место, лучшую пищу, лучших сексуальных партнеров и т.п. Нормы, сохраняющиеся и поддерживающие отношения неравенства, ложатся в основу социальной организации, т.е. регламентированной, упорядоченной, подконтрольной в своей деятельности и развитии человеческой ассоциации; г) гендерная концепция основана на анализе распределения социальных ролей между полами и изучает половое неравенство в обществе. Поскольку женщина обладает биологической монополией на воспроизводство рода, а в силу физической недееспособности человеческих младенцев становится не только родительницей, но и первым образцом для подражания, она «по естеству» обладает значимостью и распорядительной волей. Мужчина в силу тех же причин индивидуально незначителен, заменяем. Неудовлетворенные своей вспомогательной позицией, мужчины (и в этом состоит их историческая гениальность) создают искусственный противовес женской монополии воспроизводства в виде мужской монополии на установление порядка. Когда происходит договор между мужчинами о распределении женщин, возникает социальная организация, общность, в которой действуют правила общежития; д) семантическая концепция строится на признании слабости человека как биологического существа. Люди потрясающе уязвимы – и в физическом, и в психическом смысле. Стоит также допустить, что мы не самые хитрые и не самые умные на планете. Закон выживания толкает человеческих индивидов к объединению усилий, к созданию коллективного «органического тела», способного справляться с множеством разнообразных задач. Групповое взаимодействие связано с координацией усилий, которое возможно только с развитием общения, с использованием языка. Разрабатывая обозначения и символы, договариваясь о правилах толкования знаков, все активнее используя речь, люди формируют общество.
Типы обществ Существует множество способов классификации обществ. Согласно К.Марксу, основанием для классификации обществ служат 2 главных критерия: способ производства и форма собственности. В связи с этим он различал 5 общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Переход от одной формации к другой должен осуществляться в результате социальной революции, которая выступает как разрешение конфликта между ростом производительных сил общества и устаревшей системой производственных отношений. Г.Ленски и Дж.Ленски классифицировали общества в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные черты: 1) Общества, живущие охотой и собирательством (бушмены юго-западной Африки, аборигены центральной Австралии): кочевой образ жизни; самые примитивные орудия труда; родственные связи; нет политической структуры, во главе стоит старейшина (вождь). 2) Огороднические общества (в наше время в Африке, на юге Сахары): не производят прибавочного продукта; используют мотыгу (но не плуг); политическая структура из 2-4 социальных слоев; усложняется система родственных связей. 3) Аграрные общества возникли в Древнем Египте: использование плуга и животных в качестве рабочей силы; появление прибавочного сельскохозяйственного продукта создало возможность для возникновения городов, развития ремесел и торговли; система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Возникло государство (армия + бюрократический аппарат). 4) Промышленные общества возникли в конце XVIII в.: совершенствование технологии; использование новых источников энергии (тепловой, электрической, атомной), применение научных знаний; огромный прибавочный продукт; крупные города; высокоразвитая система государственного управления. Ф. Тённис ввел термины «гемайншафт» (община) и «гезельшафт» (общество) и привел основные различия между ними: 1) «гемайншафт» стимулирует стремление людей жить в соответствии с общинными принципами. Например, семьи в период сбора урожая бесплатно помогают друг другу. «Гезельшафт» основано на рациональном осуществлении личных интересов, индивиды взаимодействуют в деловой обезличенной обстановке и расплачиваются деньгами за определенные товары и услуги; 2) в сфере социального контроля «гемайншафт» придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписанным законам, в то время как «гезельшафт» основано на формальном праве; 3) в области разделения труда «гемайншафт» отличается ограниченной специализацией, складывающейся главным образом на основе родительских связей: обычно мужья, жены, дети выполняют определенные обязанности в хозяйстве. Для «гезельшафт» характерна специализация профессиональных ролей и отделение последних от семейных ролей; 4) в «гемайншафт» культура формируется на основе религиозных ценностей, а в «гезельшафт» - на основе светских; 5) главными социальными институтами в «гемайншафт» являются семья, соседи и община, а в «гезельшафт» складываются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии). Д. Белл выделял в общественном развитии 3 стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Первая стадия характеризуется развитием сельского хозяйства, вторая – промышленности. А на третьей стадии теоретическое знание становится осевым принципом общества и является источником инновации в формировании политики. В экономике это приводит к упадку производства товаров как основной формы экономической деятельности и заменой его производством услуг. Что касается классовой структуры, новый осевой принцип способствует преобладанию профессионалов и технических специалистов, составляющих новый класс. В 1973 г. Белл отметил появление постиндустриального общества, которое обладает следующими характеристиками: 1) широкие торговые отношения между странами; 2) большой излишек товаров; 3) сектор обслуживания настолько широкий, что позволяет нанимать большое количество рабочих; 4) широкое разнообразие и количество товаров, доступных среднему человеку; 5) «информационный взрыв»; 6) «глобальная деревня», т.е. технологический прогресс делает возможным мгновенные всемирные коммуникации. Наиболее важные черты постиндустриального общества – это «информационный взрыв» и «глобальная деревня». Гражданское общество Гражданское общество — совокупность негосударственных (неполитических) социально-экономических отношений и институтов. В правовом аспекте оно определяется как «совокупность частных отношений между лицами, управляемых гражданским или частным правом» (Чичерин). В социально-экономическом аспекте — как «мир частной собственности, потребности и труда» (Гегель), как форма общения, порожденная буржуазным способом производства и связанная с ним (Маркс). В социально-классовом аспекте — как «отношения различных классов и слоев лиц» (Гизо). В политическом аспекте — как «система самостоятельных и независимых от государства обществ, институтов и межличностных отношений» (Гаджиев). В философско-социологическом аспекте — это «форма общения жителей современной промышленной цивилизации как самостоятельных субъектов и участников экономической, общественной, политической жизни» (Библер). Западно-европейская социально-философская мысль вслед за английскими и французскими мыслителями XVIII в. отождествляла эту ступень с капитализмом, а само это общество трактовала как сферу частных экономических отношений. Гражданское общество возникает на определенной ступени общественного развития. Оно характеризуется правом на свободное самоопределение личности в сфере, свободной от вмешательства государства, особенно в экономике и культуре, а также саморегулированием в этих областях в результате свободной игры сил. Гражданское общество, согласно Гегелю, характеризуется самостоятельным существованием собственности, торговли, промышленности и т.д. Это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности. В гражданском обществе Гегель выделяет важнейшее звено — человека в качестве буржуа, который отличается от гражданина как выразителя всеобщего интереса, принадлежащего к политической сфере общества. В современной трактовке гражданское общество доминирует евроцентристский подход. В широком смысле гражданское общество — это система самодеятельных организаций членов социума для защиты своих интересов помимо государства, а подчас и вопреки государству, поэтому понятие гражданское общество вполне применимо и к неевропейским социумам.
Глобальное общество Повышение значимости и постоянное развитие информационных процессов приводит к совершенствованию коммуникационных сетей и средств общения во всем мире. Теоретики глобализации современного общества связывают социальное развитие технологических лидеров с их экономической и культурной экспансией. Немецкий социолог И. Валлерштайн доказывает, что в 1750 - 1950 гг. шел процесс становления единой мировой капиталистической системы, и происходила поляризация мира. Ядро глобального общества, состоящее из мировых лидеров (производства), использовало выгоды своего положения и закрепляло приоритеты за счет применения этнорасовых форм организации труда (проще говоря, эксплуатации колоний и национальных окраин). Критикуя теорию К. Маркса, Валлерштайн доказывает невозможность мощного индустриального развития европейских стран при условии эксплуатации исключительно собственных хозяйственных и трудовых ресурсов. Только привлечение сырьевых источников и дешевой рабочей силы менее развитых обществ, попадающих в экономическую, затем политическую и социокультурную зависимость, позволило быстро обогащаться метрополиям, наиболее сильные из которых фактически становились империями. К середине ХХ в. ядро (развитые общества) стабилизировалось, поскольку весь окраинный, периферийный мир оказался экономически привязанным к центру, и экстенсивный путь развития мировой системы завершился. Всемирное (глобальное) общество остается структурно поляризованным, и надежд на национальное развитие в такой системе организации питать нельзя: оно достижимо не для всех и только за счет других – считает И.Валлерштайн.
Коммуникативное общество Понятие ввел немецкий социолог Н. Луман. Проходя в своей эволюции этапы сегментации, стратификации и функциональной дифференциации, общество в конце концов переживает состояние автономизации (разделения) всех своих важнейших систем. Хозяйство, политика, право, наука, религия начинают воспроизводиться по своим собственным законам, что делает развитие общественной системы бессвязным, несогласованным и дисгармоничным. Все социетальные сферы (специализированные системы отношений) общества говорят на разных языках или используют разные символически обобщенные средства коммуникации, поэтому их семантические миры непрозрачны друг для друга, а ценности одной подсистемы безразличны для другой. Поскольку общество Лумана состоит из коммуникаций, комплексы которых самовоспроизводятся и самоосознаются как соотнесенные к самим себе, люди играют в нем фоновую роль. Если на более ранних ступенях своего развития общество представляло собой целостную систему и могло себя идентифицировать как государство – при приоритете политической сферы, - или рыночное общество – при приоритете экономической сферы, то теперь оно превратилось в чистую возможность коммуникации, повсеместного социально-информационного взаимодействия – мировое общество. Автономизация общества проявляется не только в самозамыкании его отдельных систем и отрыве этих систем от человека, но и в растворении самоидентичности этого самого отдельного человека, когда многие люди приходят к выводу «Родина там, где мне хорошо». Информационное общество Информационное общество — термин, применяемый для обозначения современного состояния индустриально развитых стран, связанного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедеятельности, качественно новым уровнем (размахом) производства, переработки и распространения информации. Новая технологическая революция, всеобщая компьютеризация, информатизация общества, интеллектуализация хозяйства в последней трети XX в. создают принципиально новую общественную ситуацию. Переосмысление социальных изменений, подступы к смене методологической парадигмы в теории общества стали наблюдаться в конце 60-х — начале 70-х гг. Теории информационного общества делят на две группы: 1) теории, примыкающие к концепциям постиндустриализма (Белл, Турен), 2) концептуальные схемы Тоффлера, Дарендорфа. Информационное общество представляет собой особую стадию в историческом развитии. Существует два подхода, трактующих историческое место информационного общества: 1) рассматривает его как фазу индустриального общества (Хабермас, Гидденс); 2) фиксирует его в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом (Тоффлер). В связи с расширением сферы информационной деятельности меняются профессиональная квалификация, образовательная структура общества, характер труда. Изменяются роль и функции важнейшего элемента производительных сил — человека, интеллектуальный и творческий труд вытесняет труд индивидуума, непосредственно включенного в процесс производства. В информационном обществе на первое место выходит производство услуг. На рынке услуг главным становится труд, направленный на получение, обработку, хранение, преобразование и использование информации, творческое начало приобретает первенствующее значение в мотивации трудовой деятельности. Если Парсонс рассматривал общество как сеть взаимообменов четырех основных подсистем — экономической, политической, правовой, морально-идеологической, то в информационном обществе к ним добавляются еще подсистемы — телекоммуникационная и образовательная.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы