Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Подходы к изучению социальных изменений



1.Эволюционный подход. Согласно взглядам Г. Спенсера, социальная эволюция аналогична биологической и приводит в результате к тому, что мир постепенно становится все лучше и лучше. В своей теории однонаправленной эволюции Спенсер утверждал, что перемены неуклонно преобразуют общество от однородных и простых структур в направлении ко все более разнообразным и взаимозависимым.

Современные ученые придерживаются мнения, что эволюция не является однонаправленной, а идет во многих направлениях. Они признают, что «изменения» необязательно предполагают «прогресс». Т.Парсонс разработал теорию «эволюционных изменений». Отвергая представление о том, что эволюция общества представляет собой непрерывный или простой линейный процесс, Парсонс выдвинул гипотезу, что общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях. Однако самой по себе дифференциации недостаточно, поскольку новые структуры должны быть более функционально приспособленными, чем предшествующие.

2.Теории циклических изменений. Теоретики циклизма придерживаются концепции расцвета и неизбежного заката цивилизаций. Немецкий теоретик Освальд Шпенглер, автор книги «Закат Европы» (1918), утверждал, что культура проходит через те же этапы развития и упадка, что и человек в своей жизни: период развития, за которым следуют зрелость, а затем закат и, наконец, смерть. На основании изучения восьми типов культур Шпенглер заявлял, что каждая культура существует примерно 1000 лет. Он считал, что западная культура зародилась около 900 г. и потому ее конец уже близок (отсюда заглавие его книги и вызванный ею интерес).

Английский историк Арнольд Дж.Тойнби утверждает, что цивилизация возникает в ответ на какой-то «вызов». таким вызовом может стать воздействие природных сил, например сурового климата, или человеческих факторов, например воинственных соседей. Цивилизация развивается и достигает расцвета, когда противодействующие ей факторы не слишком суровы и когда творческое меньшинство (образованная элита) способно дать адекватный отпор неблагоприятным факторам. В том случае, если творческое меньшинство не в состоянии справится с противодействующими силами, наблюдаются раскол и дезинтеграция цивилизации..

3.Функциональная теория. Понятие системы является центральным для структурно-функциональной модели общества (Парсонс. Мертон).. Одной из отличительных черт системы является ее стремление к равновесию. Противодействующие силы проникают в сбалансированную систему, выполняя функцию новых стимулов. Сбалансированная социальная система адаптируется к таким возмущающим воздействиям, вводя их в функционирующую систему и устанавливая новый уровень равновесия. Поэтому, хотя общество и изменяется, оно сохраняет стабильность благодаря новым формам социальной интеграции.

Социолог Уильям Ф.Огборн считает, что толчок к социальным переменам исходит от материальной культуры. Нематериальная культура должна адаптироваться или реагировать на изменения, имеющие место в материальной культуре. Поскольку нематериальной культуре приходится постоянно «догонять» материальную культуру, между двумя формами культуры образуется разрыв. Огборн определил такой разрыв как культурное отставание.

4.Теория конфликта. Согласно теории диалектического материализма
К. Маркса, любой экономический строй развивается до состояния максимальной эффективности, в течение всего процесса развития, создавая в своих недрах внутренние противоречия или слабые места, способствующие упадку этого строя. Классовый конфликт является особенно мощным источником изменений. Однако современные конфликтологи убеждены, что другие типы конфликтов являются столь же важными, а в некоторых случаях даже более важными. Речь идет о конфликтах между нациями, этническими группами, религиями и группами различных экономических интересов.

5. Концепция «столкновения цивилизаций». Ее предложил американец С.Хантингтон в 1996 г. в книге «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка». Цивилизационная модель Хантингтона отражает назревший конфликт между западным миром и набирающими жизненные силы незападными цивилизациями. Основные группировки государств больше не сводятся к трем блокам эпохи “холодной войны»; теперь речь идет о 7-8 основных цивилизациях мира. За пределами Запада, особенно в Восточной Азии, страны наращивают богатство, создавая основу для увеличения военного могущества и политического влияния. По мере роста их мощи и уверенности в себе они все больше утверждают собственные культурные ценности, отвергая те, которые «навязываются» им Западом.

Хантингтон пишет, что 6 основных держав – США, Европа, Китай, Япония, Россия, Индия – принадлежат к 5 резко различающимся цивилизациям, а кроме них существуют и влиятельные исламские государства, стратегическое местоположение, многочисленное население, а подчас и нефтяные запасы которых дают им возможность сказать свое веское слово в мировой политике.

В этом новом мире самые обширные, серьезные и опасные конфликты будут вспыхивать не между социальными классами, не между богатыми и бедными, не между какими-то иными экономически конкретными группами, а между народами, принадлежащим разным культурам.

Межцивилизационный конфликт может иметь две формы. На локальном уровне, или микроуровне, конфликты по демаркационной линии будут вспыхивать между соседними государствами, представляющими различные цивилизации (часто мусульманские и немусумальнские); между группами, представляющими различные цивилизации в рамках одного государства; а также группами, которые, как в бывшем Советском Союзе или Югославии, стремятся к созданию новых государств на руинах прежних государственных образований. На глобальном уровне, или макроуровне, конфликты происходят между ведущими государствами, относящимся к различным цивилизациям. В основе таких конфликтов лежат классические проблемы международной политики.

6.Теория поля. Выдающийся польский социолог П. Штомпка начи­нает свою книгу «Социология социальных изменений» словами: «Изучение социальных изменений — основное в социологии». Он считал, что при изучении динамики любой системы (и соци­альные системы не являются исключением) можно придерживаться одного из двух подходов. Первый из них (системно-организационный, структурно-функциональный) акцентирует внимание на устойчивых состояниях, в которых система находится длительное время. Эти устойчивые состояния и присущие им структурно-функциональные свойства объявляются сущностью системы, в то время как переходы от одного состояния к другому считаются второстепенными, дискретными, в какой-то мере случайными. Именно в рамках этого подхода раз­вивалась социология от Конта и Спенсера до Парсонса.

Второй подход (теория поля) диаметрально противо­положен первому. В этом случае основное внимание уде­ляется переходным, процессуальным характеристикам, в то время как устойчивые состояния считаются чем-то редким, исключительным, недолгим. Устойчивость сменяется текучестью, постоянство — изменчивостью, структурно-функциональные параметры приобретают динамический характер. Эта тенденция становится все более влиятельной в современной социологии.

Теория поля диаметрально противо­положена структурно-функциональному подходу. В этом случае основное внимание уде­ляется переходным, процессуальным характеристикам, в то время как устойчивые состояния считаются чем-то редким, исключительным, недолгим. Устойчивость сменяется текучестью, постоянство — изменчивостью, структурно-функциональные параметры приобретают динамический характер. Эта тенденция становится все более влиятельной в современной социологии.

В модели социокультурного поля под социальным изменением понимаются: социальный процесс, включа­ющий в себя последовательность социальных событий (различные состояния социального поля); социальное развитие, дифференциация, экспансия, кристаллизация, расчленение социального поля в его различных измерениях, являющиеся результатом его внутренних, имманентных свойств; и, наконец, социальный прогресс, представляющий собой развитие, которое можно рассматривать как определенное улучшение в соответствии с той или иной аксиологической точкой зрения.

7. Модернизация. Среди современных теорий социальных изменений важное место занимают теории модернизации. П. Штомпка различает три понятия модернизации:

1) синоним прогресса, движения общества в сторону улучшения;

2) синоним «современности», т. е. комплекса социальных, политических, экономических, культурных, технологических и иных трансформаций, происходивших на Западе с XVI по XX век;

3) усилия отсталых обществ догнать уже модернизи­рованные («догоняющая» модернизация»).

Можно сформулировать следу­ющие частные критерии, реализация совокупности которых позволяет говорить о полной модернизации об­щества:

— в социальной области: разделение функций, выпол­няемых разными индивидами в обществе, разделение сфер частной и общественной жизни, вытеснение отно­шений личной зависимости между людьми отношения­ми вещной зависимости;

— в экономике: применение технологий, основанных на научном знании; появление вторичного (промышлен­ность, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства; углубление общественного и технологического разделения труда; развитие рынков капитала, товаров и труда;

— в политической области: образование централизо­ванных государств, разделение властей, участие широких масс населения в политической деятельности, установле­ние демократии, формирование осознанных интересов различных социальных групп;

— в духовной области: дифференциация культурных систем и ценностных ориентации, секуляризация обра­зования и всеобщая грамотность, плюрализм в науке, фи­лософии, религии, развитие средств массовой информа­ции, приобщение населения к достижениям культуры.

Механизм модернизации в развитых странах можно описать следующей схемой:

1) зарождение новых идей как реакция на кризисные явления в обществе, изменение ценностных ориентации у большинства или, по крайней мере, у активной части на­селения;

2) появление социальной силы, выдвигающей идеи обновления;

3) выход субъектов модернизации на арену идейно-политической борьбы и создание благоприятных соци­ально-политических и правовых условий модернизации;

4) осуществление модернизационных изменений как «снизу» (благодаря инициативе субъектов обновления), так и «сверху» (с помощью мер государственного регули­рования, законодательства, общенациональных про­грамм преобразований);

5) выход общества на новую ступень социально-эко­номического и технологического развития, разрешение возникших в ходе модернизации социальных конфлик­тов, «накопление сил» для следующей модернизации.

Современные концепции модернизации делают все больший акцент на самобытности путей развития госу­дарств, принадлежащих к отличным от западноевропей­ской цивилизациям. Корректируя собственные взгляды, С. Эйзенштадт признает, что «...разрушение старого не обязательно способствует возникновению нового и со­провождается им. Часто разрыв традиционных связей и утрата традиционных ценностей ведет к дезинтеграции, дезориентации и хаосу, а не к укоренению новых ценно­стей и институтов».

Обновленная концепция модернизации включает сле­дующие положения: 1) значимость сложившихся социокультурных типов как основы устойчивости общества; 2) важность ценностно-смысловых факторов в регуляции политической и хозяйственной жизни; 3) вариативность институциональных, символических, идеологических интерпретаций реальных процессов модернизации в раз­личных обществах. Такая модель модернизации уже яв­ляется полицентричной и допускает большое разнообра­зие форм и направлений.

Российская модернизация носит противоречивый, частичный характер. Как пишет видный исследователь модернизации Д. Рюшемейер: «Во многих обществах модернизированные и традиционные элементы сплета­ются в причудливые структуры. Часто такие социальные несообразности представляют собой временное явление, сопровождающее ускоренные социальные изменения. Но нередко они закрепляются и сохраняются на протяжении поколений... Если давать формальное определение, то частичная модернизация представляет собой такой процесс социальных изменений, который ведет к институ-ционализации в одном и том же обществе относительно модернизированных социальных форм и менее модерни­зированных структур».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь