Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция 15. СОЦИАЛЬНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ И РЕФОРМЫ. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ



Социальные революции

П. Штомпка называет революции «пиком» соци­альных изменений.

От других форм социальных изменений революции отличаются пятью особенностями:

1. комплексность: они захватывают все сферы и уров­ни общественной жизни;

2. радикальность: революционные изменения носят фундаментальный характер, пронизывают основы соци­ального устройства;

3. скорость: революционные изменения происходят очень быстро;

4. исключительность: революции неизгладимо оста­ются в памяти людей;

5. эмоциональность: революции вызывают подъем массовых чувств, необычные реакции и ожидания, уто­пический энтузиазм.

Определения революции акцентируют внимание на масштабах и глубине совершаемых преобразовании (в этом революции противопоставляются реформам), на элементы насилия и борьбы, а также на сочетании этих факторов. Вот примеры синтетических определений:

- «Быстрые, фундаментальные насильственные внут­ренние изменения в доминирующих в обществах ценно­стях и мифах, в его политических институтах, социаль­ной структуре, лидерстве и политике правительства» (С. Хантингтон).

- «Быстрые, базовые преобразования социальной и классовой структур общества путем переворотов снизу» (Т. Скокпол).

- «Захват насильственными методами государствен­ной власти лидерами массовых движений и последующее использование ее для проведения крупномасштабных социальных реформ» (Э. Гидденс).

Таким образом, главные отличительные черты революций — комплексность и фундаментальность происхо­дящих преобразований и вовлечение широких народных масс. Применение насилия не обязательно сопровожда­ет революционные преобразования: например, социаль­но-экономические преобразования последнего десятиле­тия в Восточной Европе были практически бескровными и ненасильственными.

По мнению Л.Эдвардса и К.Бринтона, социальные революции обычно проходят следующие стадии:

1) накопление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенности в течение ряда лет;

2) способность ин­теллектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса населения помогала им;

3) побуждение к актив­ным действиям, восстанию, к соц. мифу или системе верований, оправдывающих это побуждение;

4) революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки;

5) период правле­ния умеренных, который сводится к попыткам контроля за различными группами революционеров или к уступкам с целью гашения взрывов страстей в народе;

6) выход на активные пози­ции экстремистов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию;

7) период режима террора;

8) возврат к спокойному состоянию, устойчивой власти и к некоторым образ­цам прежней предреволюционной жизни.

По мнению П.Сорокина революции проходят три стадии:

1) кратковременная – радость освобождения от тирании старого режима;

2) деструктивная – безжалостно искореняются не только обветшалые, но и жизнеспособные социальные институты и ценности;

3) конструктивная – создается новый социальный и культурный порядок.

Выделяют следующие типы социальных революций: антиимпе­риалистические (национально-освободительные, антиколониаль­ные), буржуазные, буржуазно-демократические, народные, народ­но-демократические и социалистические.

Антиимпериалистические — революции, происходившие в колониях и зависимых странах и направленные на достижение националь­ной независимости (были направлены против экономического и военно-политического господства иностранного капитала и поддерживающей его компрадорской или бюрократической буржуазии, феодальных кланов и т.д.)

Главной задачей буржуазных революций является ликвидация феодального строя и становление капиталистичес­ких производственных отношений, свержение абсолютных монар­хий и господства земельной аристократии, утверждение частной собственности, политического господства буржуазии. Движущие силы буржуазных революций — промышленная, финансовая, торговая буржуазия, массовая база — крестьянство, городские слои (пример — Вели­кая Французская Революция).

Буржуазно-демократическая революция— разновидность буржуазной революции. На ее ход решающее влияние оказывает активное участие в ней широких народных масс, поднявшихся на борьбу за свои интересы и права (европей­ские революции 1848 — 1849 гг., русская революция 1905 г.).

Социалистическая революция трактовалась (согласно марксистско-ленинской концепции) как высший тип социальной революции, в ходе которой осуществляется переход от капитализма к социализму и коммунизму.

Народ­ная революция— широкое и массовое движение в противополож­ность «верхушечным», «дворцовым», военным или политическим пе­реворотам. Они могут иметь различное социально-экономическое и политическое содержание.

Народно-демократическая революция — антифашистская, демократическая, национально-освободитель­ная революция, развернувшаяся в большой группе стран Восточ­ной Европы в ходе борьбы с фашизмом во время второй мировой войны. В ходе этой борьбы сложился широкий союз национальных и патриотических сил.

«Нежная» (бархатная) революция — демок­ратическая революция конца 1989 г. в Чехословакии. В ходе революции в результате мощных социальных выступлений мирным путем были лик­видированы существовавшие до этого государственные и политические структуры «реального социализма» и отстранена от власти коммунистическая партия. Близкими к «нежной» революции были революционные процес­сы, происходившие немного ранее или одновременно с ней и в др. странах Восточной Европы.

 

Социальные реформы

Социальные реформы — это:

1. изменение какой-либо суще­ственной стороны жизни общества при сохранении основ его экономического и государственного строя;

2. одна из форм социальных и политических изменений, соответствующая эволюционному развитию общества и характеризую­щаяся сравнительной постепенностью, плавностью, медленнос­тью таких изменений;

3. инновации, осуществляемые «сверху», с использованием легальных средств, хотя при этом не исключаются и меры принуждения.

Формально под социальными реформами понимается нововве­дение любого содержания; это изменение каких-либо сторон социальной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ су­ществующего общественно-политического строя.

Необходимость осуществ­ления социальных реформ встает на повестку политической жизни в условиях роста социальной напряженности в обществе. Социальные реформы разрабатываются и проводятся в жизнь господствующими социальными группами, которые таким путем стремятся ослабить давление оппозиционных сил и тем самым сохранить свое господство. Социальные реформы всегда нацелены на то, чтобы сохранить общественно-политическую систему как целое, изменяя ее отдельные части.

Ход по­литики социальных реформ определяется сложным переплетением объектив­ных и субъективных факторов. Успех или неуспех реформ в значитель­ной мере зависит от степени готовности правящей верхушки пойти на такие нововведения, которые действительно устраняют препят­ствия для нормального развития общества.

Многое зависит также и от сво­евременности проведения необходимых преобразований. Как пра­вило, запоздавшие реформы не приводят к желаемым результатам. Поэтому реформы следует проводить в надлежащее время и весьма умело, т. к. в противном случае они не только не могут не снизить существующее напряжение, но и привести к революционным процессам, которых как раз и стремилась избежать правящая элита. По мнению П. Сорокина, реформы не должны попирать человеческую природу и проти­воречить ее базовым инстинктам; социальным реформам должно предшествовать тща­тельное научное изучение конкретных социальных условий; каждую реформу вначале следует тестировать на малом социальном масштабе; реформы должны проводиться в жизнь правовыми, конституционными сред­ствами.

Социальные движения

Основные характеристики социальных движений, отличающие их от других субъектов социальных изменений:

1. Коллективность людей, действующих совместно.

2. Однозначное признание цели действия.

3. Отсутствие явно выраженной формальной организации.

4. Высокая степень стихийности, отсутствие институционализированных форм.

Таким образом, социальные движения – это свободно организованные группы людей, действующие совместно в неинституционализированной форме с целью изменений в обществе.

В современных теориях дается следующее определение социальных движений:

Социальные движения – группы индивидов, объединенных во имя выражения недовольства общественным порядком.

Социальные движения – нетрадиционные группы, пытающиеся произвести радикальные изменения.

В этих определениях заметна связь социальных движений и социальных изменений, которая раскрывается с точки зрения следующих аспектов:

1. Цель может быть поддерживающей или отрицающей.

2. Социальные движения имеют различные причинные связи с изменениями: или их причина, или как симптомы, сопровождающие эти процессы.

3. Область, в которой происходят изменения, вызываемые социальными движениями.

Поскольку социальные движения есть часть общества, в котором происходит изменения, то происходят изменения в самом движении (составе, идеологических правилах,, организации и т.д.) и даже внешние сдвиги в более широком контексте (законодательной системе, политических режимах, культуре), вызванные движением, по принципу обратной связи влияют на его собственных членов и структуры, изменяя их мотивацию, установки, идеи т.д.

Социальные движения – исторически универсальный феномен.

У людей всегда были причины для объединения в борьбе за свои коллективные цели: восстания, бунты и т.д., культурные, этнические, национальные движения. Это обусловлено следующими причинами:

1. Простое физическое соединение больших масс людей в ограниченном районе, что приводит к высокой моральной плотности (индустриализация, урбанизация). Это создает возможности для контактов, взаимодействий, выработки единой точки зрения, общей идеологии (фабрики, заводы, университетские городки; «тема Дюркгейма»).

2. Изоляция индивида в деперсонифицированном обществе или «одиночество в толпе». Чувство отчуждения, одиночества, оторванности вызывает стремление к солидарности, общности, сплоченности. Участие в социальном движении удовлетворяет эти потребности («тема Тенниса»).

3. Рост социального неравенства, иерархия богатства, власти и престижа. Эксплуатация, угнетение, несправедливость объединяют людей, которые готовы вступить в борьбу с теми, кто угрожает их интересам. В этом случае проявляется структурная готовность к возникновению социальных движений («тема Маркса»).

4. Демократические преобразования политической системы являются основанием для коллективных действий больших групп людей («тема М.Вебера»).

5. Вера в то, что социальные изменения и прогресс зависят от действий людей, что общество может быть сформировано его членами к их собственной выгоде («тема Сен-Симона, Конта»).

6. В условиях, когда общество переживает культурный и образовательный подъем, участие в социальных движениях связан с осознанием личной ответственности, сознательности, неравнодушия к общественным проблемам.

7. Влияние на общественное мнение СМИ, которые дают возможность знакомиться с жизнью социально или географически удаленных групп. Формируется солидарность, являющаяся условием возникновения социальных движений.

 

Типы социальных движений

По масштабности предполагаемых изменений социальные движения бывают:

- реформаторские, т.е. сориентированные на изменения внутри социальных общностей (движения за права животных, за ограничение скорости на автодороге и т.д.);

- радикальные, предполагающие изменения самого общества, приводят к глубоким изменениям основных институциональных структур (политических, экономических, культурных);

- революционные, направленные на тотальное изменение общества (фашистские и коммунистические движения).

В рамках этой типологии Н.Смелзер различал движения ориентированные на нормы и ориентированные на ценности. При этом ценности включают в себя общечеловеческие стремления к справедливости, знаниям, демократии, свободе; нормы представляют собой средства достижения целей (дисциплина, образование, труд).

По качеству предполагаемых изменений:

- прогрессивные, предполагающие сформировать общество с новыми институтами, законами, образом жизни, новыми верованиями;

- консервативные, стремящиеся восстановить институты, законы, образ жизни прошлого (экологические движения, фундаменталистические религиозные движения, монархические движения и т.д.)

По отношению к целям предполагаемых изменений:

- социополитические движения (национальные; Социальные движения, которые пытаются добиться изменения в политике, экономике, вызвать сдвиги в классовых и стратификационных структурах);

- социокультурные движения, предполагающие изменения убеждений, кредо, ценности, нормы, символы.

Движения, нацеленные на изменения личности:

- мистические или религиозные движения, которые борются за спасение своих членов и общее оживление религиозного духа;

- движения, предполагающие, что изменившиеся к лучшему люди будут формировать более совершенные социальные порядки.

Социальные движения различаются «вектором» изменений:

- позитивный вектор;

- вектор, олицетворяющий тенденцию воспрепятствовать развитию тех или иных социальных тенденций.

Социальные движения отличаются по стратегии или логике их действия:

- «инструментальная» логика предполагает достижение политической власти и через ее институты добиться изменений в политической системе общества. Эти движения превращаются в политические партии или группы давления, они входят в парламенты;

- «экспрессивная» логика предполагает, что обеспечиваются равные права участников движения (движения за гражданские права, этнические, феминистские и т.д.).

В контексте исторической эпохи:

- старые социальные движения были сориентированы на экономические интересы и характерны для раннего периода современной эпохи (рабочие, фермерские, тред-юнионы);

- новые социальные движения (экологические, феминистские и т.д.), им свойственны следующие черты:

1. В их поле зрения попали новые темы: качество жизни, гражданское общество, расширение жизненного пространства. Их волнуют проблемы самостоятельности, прав личности, социальные конфликты, риски.

2. Члены этих движений не являются представителями определенного класса (больше образованных, из средних слоев).

3. Новые социальные движения децентрализованы и не принимают жесткой иерархической организации.

 

 

Лекция 16. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Социологическое понятие кул ьтуры

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, обра­зование, почитание) в самом широком смысле понимается и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как твор­ческая деятельность по их созданию и развитию. Понятие «культура» используется для характеристики творческих сил и способностей человека, его единства с природой и обществом.

Культура, будучи необычайно сложным, широким и много­гранным явлением, служит объектом исследования для самых различных научных дисциплин — философии, культурологии, истории, этнографии, социальной антропологии и др. Социоло­гию, прежде всего, интересует социальная природа культуры, ее роль в функционировании и развитии общества. Специфика со­циологического подхода к изучению культурных явлений отра­жается в понятии «социальная культура», которое все больше утверждается в научной и учебной литературе.

Социальная культура это система социально значимых знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посред­ством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе.

Среди разнообразных функций социальной культуры в каче­стве основных выделяются следующие:

гуманистическая (развитие творческого потенциала человека);

социально-информационная (аккумуляция, хранение и передача социального опыта);

коммуникативная (функция социального общения);

образовательно-воспитательная (социализация личности), ее приобщение к знаниям и культурному наследию);

регулирующая (ценностно-нормативная регуляция социального поведения);

интегрирующая (объединение людей, развитие у них чувства общности, поддержание стабильности общества).

В целом социальная культура определяет образ жизни людей, дает им необходимые ориентиры для эффективного взаимодей­ствия в обществе. По мнению ряда социологов, она содержит в себе систему духовных кодов, некую информационную програм­му, заставляющую людей поступать так, а не иначе, воспринимать и оценивать происходящее в определенном свете. По об­разному выражению американского социолога Н. Смелзера, со­циальная культура в жизни людей играет ту же роль, какую в животном мире выполняет генетически запрограммированное поведение.

В социологическом изучении культуры выделяют два основ­ных аспекта: культурную статику и культурную динамику. Пер­вая предполагает анализ структуры культуры, вторая — разви­тия культурных процессов.

Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней исходные, или базисные единицы, получившие название культурных элементов. Культурные элементы бывают двух видов: материальные и нематериальные. Первые образуют материальную культуру, вторые — духовную.

Материальная культура — это все то, в чем материализуют­ся знания, умения и верования людей (орудия труда, техника, здания, произведения искусства, украшения, предметы культа и т.д.). Духовная культура включает язык, символы, знания, веро­вания, идеалы, ценности, нормы, правила и образцы поведения, традиции, обычаи, обряды и многое другое — все то, что возни­кает в сознании людей и определяет их стиль жизни.

Социально-значимые элементы культуры, переданные после­дующим поколениям, принятые и усвоенные ими, образуют куль­турное наследие. В масштабе всего человечества культурное на­следие выражает культурные универсалии. Это понятие ввел в научный оборот американский социолог и этнограф Дж. Мердок, который выделил более 70 универсалий — общих для всех куль­тур элементов: язык, религию, мифологию, возрастную градацию, календарь, нательные украшения, спорт, игры, гадание, ухажива­ние, сексуальные ограничения, похоронные ритуалы и т.д.

Культурные универсалии не исключают богатого разнообра­зия культур, которое может проявляться буквально во всем — в приветствиях, манере общения, традициях, обычаях, обрядах, в представлениях о прекрасном, в отношении к жизни и смерти. В связи с этим возникает важная социальная проблема: как люди воспринимают и оценивают другие культуры. И здесь социологи выделяют две тенденции: этноцентризм и культурный реляти­визм.

Этноцентризм — это тенденция оценивать другие культуры по критериям своей собственной культуры, с позиции ее превос­ходства. Проявления этой тенденции могут принимать самые различные формы (миссионерская деятельность с целью обра­тить «варваров» в свою веру, попытки навязать тот или иной «образ жизни» и т.д.). В условиях нестабильности общества, ос­лабления государственной власти этноцентризм может играть разрушительную роль, порождая ксенофобию и воинствующий национализм. Однако в большинстве случаев этноцентризм про­является в более терпимых формах. Это дает основание некото­рым социологам находить в нем и положительные моменты, увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием и даже обычной групповой солидарностью.

Культурный релятивизм исходит из того, что любую культу­ру надо рассматривать как единое целое и оценивать в ее соб­ственном контексте. Как отмечает американский исследователь Р. Бенидикт, ни одна ценность, ни одна особенность данной культуры не могут быть полностью поняты, если их анализиро­вать в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает дей­ствие этноцентризма и способствует поиску путей к сотрудниче­ству и взаимному обогащению разных культур.

По мнению некоторых социологов, самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе — сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, ис­пытывая чувство гордости за культуру своей группы или обще­ства, в то же время способен понять другие культуры, оценить их самобытность и значение.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь