Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Формы и разновидности культуры



В социологии культура рассматривается как сложное образо­вание, которое можно структурировать по самым различным ос­нованиям. Существенной представляется классификация культу­ры по происхождению (генезису), характеру и уровню развития, позволяющая выделить три ее формы: элитарную, народную и массовую.

Элитарная, или высокая культура включает классическую музыку, высокохудожественную литературу и поэзию, изящные искусства и т.д. Она создается талантливыми писателями, поэта­ми, композиторами, живописцами и ориентирована на избран­ный круг ценителей и знатоков искусства. В этот круг могут входить не только «профессионалы» (литераторы, критики, искусствоведы и т.д.), но и те, кто высоко ценит искусство и полу­чает от общения с ним эстетическое наслаждение. По мере по­вышения уровня образования населения круг потребителей высокой культуры расширяется.

Народная культура возникает в известной степени стихийно и чаще всего не имеет конкретных авторов. В ее состав входят самые разнообразные элементы: мифы, легенды, былины, пес­ни, танцы, пословицы, частушки, ремесла и многое другое — все, что принято называть фольклором. Можно выделить две ха­рактерные особенности фольклора: он локализован, т.е. связан с традициями определенной местности, и демократичен, посколь­ку в его создании принимают участие все желающие. Народную культуру может отличать высокий художественный уровень.

Массовая культура возникает в XX в. в условиях коммерциализации искусства и развития новых технологий массовой ком­муникации. Продукция массовой культуры распространяется среди всех слоев общества и ориентирована на удовлетворение сиюминутных запросов людей. Главная функция массовой куль­туры — компенсаторно-развлекательная, которая дополняется социально-адаптивной функцией, реализуемой в отвлеченном, поверхностном варианте. Типичными примерами массовой культуры могут служить музыкальные шлягеры, бесконечные те­левизионные сериалы, стандартные кинобоевики, фильмы ужа­сов и т.д.

В настоящее время массовая культура все больше превраща­ется в особый вид бизнеса. Она модифицируется с учетом спе­цифических характеристик различных социальных групп, стано­вится более технически совершенной, изобретательной в способах воздействия на массовую публику.

Наряду с отмеченными формами культуры социологи выде­ляют ряд ее разновидностей по отдельным социальным груп­пам. В связи с этим используются понятия «доминирующая культура», «субкультура» и «контркультура».

Доминирующая культура — это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и цен­ностей, образующих его культурную основу. Без такой общепри­нятой системы культурных норм и ценностей не может нормаль­но функционировать ни одно общество.

Однако в обществе существует множество групп, каждая из которых может иметь свою особую систему ценностей и норм поведения в зависимости от возраста, рода занятий, профессии, национальности, географической среды обитания и т.д. Культур­ная специфика этих групп выражается понятием «субкультура», с помощью которого социологи выделяют локальные культур­ные комплексы, возникающие в рамках культуры всего обще­ства.

Субкультура — это особая система культурных ценностей и норм, присущая определенной социальной группе и отличающа­яся в той или иной степени от доминирующей культуры. Любая субкультура предполагает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения. Это — своеобразный малый культурный мир, который отражает особенности образа жизни различных сообществ людей.

Выделяют множество субкультур: возрастные, профессио­нальные, территориальные, национальные, конфессиональные и др.

В настоящее время российские социологи уделяют особенно большое внимание изучению молодежной субкультуры. Среди различных субкультурных групп молодежи наиболее популярными являются музыкальные и спортивные фанаты (металлисты, брэйк-дансисты, любители «диско», футбольные болельщики, культуристы и т.д.). Меньшее распространение в нашей стране получили группы, занятые общественно-полез­ной деятельностью — охраной памятников, защитой окружаю­щей среды и др. Существуют также группы, связанные с аль­тернативным творчеством, поисками новых форм образа жизни (религиозные братства, непризнанные писатели, музы­канты и др.).

В силу ряда социальных, политических или экономических причин субкультура может трансформироваться в контркультуру. Под контркультурой понимается такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но находится по отношению к ней в состоянии открытого конфликта. Автором этого термина является американский социолог Т. Роззак, который применил его для характеристики молодежного движения протеста (хиппи) в странах Запада в конце 60-х гг. XX в. Это движение объявляло труд нежелательным, семью — ненужной и ограничивающей свободу, патриотизм — ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ — недостойностью. Тем самым под сомнение ставились все основные культурные ценности общества.

Таким образом, если с помощью субкультуры индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает неприятие этих ценностей и поиск альтернативных форм жизни.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь