Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Н.Д. Садомская



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

ФАКУЛЬТЕТ филологический

КАФЕДРА мировой литературы

«УТВЕРЖДЕНО » на заседании

кафедры мировой литературы

«     »                 2009 г. протокол № __

Зав. кафедрой            д.ф.н., проф. Н.Д. Садомская

Учебно-методический комплекс

Дисциплины

 

 

ДДП. Ф.13. «История зарубежной литературы

Литература ХХ века»

Курс, 7, 8 семестры

Специальность 021400 «Журналистика»

ОПД. Ф. 04

Форма обучения очная, заочная

 

 

РАЗРАБОТАН  доктором филологических наук, профессором

                           Садомской Натальей Дмитриевной

 

Оренбург 2009

Учебно-методический комплекс к дисциплине «Зарубежная литература. Литература ХХ века» //сост. Н.Д. Садомская – Оренбург: ОГПУ, 2009. -

 

 

Учебно-методический комплекс предназначен для преподавания дисциплины специализации студентам очной и заочной формы обучения по специальностям 021400 «Журналистика». Составлен с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлениям подготовки дипломированных специалистов, утвержденного 10 марта 2000 г.

 

 

Составитель ____________________ Садомская Н.Д

       29.01.2009 г.

 

 

 

 

  ã Садомская Н.Д. 2009
  ã ОГПУ, 2009

Содержание                                                                                                                                                                                                         

1. Государственный образовательный стандарт по дисциплине

Программа дисциплины.

Пояснительная записка

2.1.1.

Цели и задачи дисциплины

2.1.2.

Требования к уровню подготовки абитуриента по дисциплине

2.1.3.

Место дисциплины в учебном процессе

2.1.4.

Методики и технологии изучения дисциплины;

2.1.5.

Интеграция с другими науками, дисциплинами специальности;

2.1.6.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

2.1.7.

Семестры и виды отчетности по семестрам.

Содержание дисциплины ( по разделам и темам)

2.2.1. Раздел 1. Западноевропейская литература 1914--45 гг.

2.2.2. Раздел 2. Западноевропейская литература 1950-90-х гг.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

2.4. Учебно-тематический план дисциплины по семестрам

Планы лекционных занятий и учебно-методические материалы к ним

2.7. Задания для самостоятельной работы (КСР)

2.8. Формы и содержание контроля за усвоением знаний

 

2.8. 1. Контрольные вопросы, тесты, контрольно-измерительные материалы

 

2.8.1.1. Критерии оценки результатов освоения дисциплины по КИМам

 

2.8.2. Вопросы к зачетам, экзаменам

 

2.8.3. Экзаменационные билеты

 

2.8.4. Критерии оценки результатов освоения дисциплины на зачете или экзамене.

2.9. Темы курсовых, выпускных квалификационных и дипломных работ и требования к ним.

2.9.1. Темы курсовых работ и требования к ним
2.9.2. Темы выпускных квалификационных работ и требования к ним

 3. Лист согласования рабочей программы

4. Дополнения и изменения в рабочей программе на 200__/200__ уч.г.

           
  1. Госстандарт специальности 032900 «Русский язык и литература»
Код по ГОС ВПО Название дисциплины и дидактическое содержание Трудоемкость по ГОС ВПО
021400 «Журналистика» ОПД. Ф. 04 Зарубежная литература ХХ века. 38 час.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Пояснительная записка

 

Учебная программа курса «Зарубежная литература ХХ века» составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования, определяющим требования и рекомендации при обучении по специальности  «Журналистика».

Данный курс относится к блоку общепрофессиональных дисциплин. Задача состоит в том, чтобы оптимально охватить и представить материал, который еще продолжает находиться в стадии осмысления современным литературоведением. Следствием этого является попытка соединить культурологический, концептуальный и поэтологический подходы, отразить сложную взаимосвязь социально-исторических законов и законов искусства. Литература ХХ века не могла не отразить ход развития цивилизации, трагические проблемы которой пронизали философскую, идеологическую, психологическую парадигму эпохи.

     Весь материал распределен по национальным литературам. В пределах одной национальной литературы выявляются особенности национального менталитета, формирующего тип культурного сознания. Характеризуются социально-исторические факторы, которые определяют тип культурного сознания в данный период развития.

    Характеризуя творчество отдельных писателей, мы стремились выявить строй художественного сознания, определить особенности мировидения, закономерности его «образа мира», пути формирования философских, эстетических и этических взглядов, степень включения его поэтики в общий контекст культуры.

     В процессе изучения отдельного произведения мы стремились предложить один из возможных путей анализа.

     Литература ХХ века тесно связана с философией, психологией, эстетикой, историей, социологией – всем, что включено в духовную атмосферу культурной эпохи. Изучение литературы этого периода предусматривает, таким образом, осмысление ее глубинных связей с другими сферами знания в контексте всей культуры ХХ века. Некоторые проблемы были уже были освоены студентами старших курсов в процессе изучения соответствующих дисциплин.

    Важным аспектом работы в данном курсе является также освоение новых терминов и литературоведческих понятий, которые отражают особую структурную усложненность и многослойность литературы ХХ века. Мы предлагаем обратиться к новым изданиям, а также даем терминологический минимум.

 

Цель и задачи дисциплины

 

  Цель дисциплины: формирование знаний о своеобразии литературного развития в ХХ веке.

Задачи дисциплины: освоение основ исторического этапа развития зарубежной литературы; получение представления о своеобразии творчества выдающихся представителей зарубежной литературы ХХ века.

      

2.1.2. Требования к уровню подготовки студента по дисциплине

В результате изучения дисциплины студент должен

- Иметь представление о своеобразии данного исторического этапа  

- Понимать основные закономерности развития литературы данного

исторического периода;

- Называть и характеризовать основные направления и жанры  

      литературы;

- Знать и уметь использовать в своих рассуждениях литературоведческие понятия;                                                                      

- Уметь  охарактеризовать творчество великих представителей данного этапа истории зарубежной литературы

 

 

2.1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Дисциплина относится к циклу Специальных дисциплин и базируется на связи со следующими дисциплинами:

История Русской литературы ХХ века

Философия

История

Культурология

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин учебного плана:

Культурология

    Философия

     Русская литература ХХ века

    Теория литературы

Содержание дисциплины

2.2.1. Раздел 1. Западноевропейская литература 1914--45 гг.

Тема 1.Введение. Общественно-политическая, культурная, духовная ситуация эпохи. Основные эстетические и философские идеи. Различные концепции человека как объекта социально-философского анализа: позитивизм, экзистенциализм, теологические идеи, фрейдизм и др. Культурфилософия ХХ века: теория психоанализа в трудах З.Фрейда; теория «коллективного бессознательного» в трудах К.-Г. Юнга; экзистенциалистская концепция человека в трудах М.Хайдегера. Осмысление кризисного самосознания культуры в книге О.Шпенглера «Закат Европы». Игровая мифологема в трудах Й.Хензинги. Первая мировая война и ее осмысление в литературе; творчество писателей «потерянного поколения». Реализм как разновидность традиционалистского мышления в ХХ веке. Модернизм как культурологическая категория и тип творческого мировидения. Художественная концепция модернизма. Открытие абсурда как качества реальности. Новая концепция личности в эстетике модернизма. Мифологизм мышления. Диалектика взаимоотношений модернизма и реализма.

 Тема 2. Франция. Литература 1910-1940-х гг. Исторические и художественные характеристики эпохи. Дадаизм и формирование эстетики сюрреализма. Сюрреализм как тип эстетики, тип мышления, способ взаимодействия с миром. Культ бессознательного.

Бретон, Андре (1896-1966). – «Первый манифест сюрреализма». Протест против логики, стереотипов социального мышления. Культ интуиции, спонтанности, непосредственности. Иррациональное конструирование сюрреалистического образа. Понятие «автоматического письма».

Аполлинер, Гийом (1880-1918). – Влияние европейской поэтической традиции, Идея синтеза искусств. «Эффект удивления» как основной эстетический принцип поэта. Ассоциативность поэтического мышления. Содержательные функции метафоры в сборнике «Алкоголи». Соединение лирического и эпического начала. Отсутствие внешней логичной последовательности, параллельное развитие нескольких тем. Визуальная лирика, синтез поэзии и графики. Аполлинер и развитие европейской поэзии ХХ века.

Пруст, Марсель (1871-1922) – Влияние импрессионизма и эстетики Рескина на Пруста. Традиция аналитического и психологического романа. Пруст и Бергсон. Полемика с натурализмом. Тонкость психологического анализа ассоциативного процесса в человеческом сознании в романе «В поисках утраченного времени». Трактовка времени и пространства. Самоценность инстинктивной памяти. Культура мысли, эмоций. Концепция провиденциальности искусства. Искусство как высшая ценность в романе и средство преодоления тотальной замкнутости. Образ Марселя: структура образа, приемы его создания, подсознание как основная мотивировка поведения героя. Действие и созерцание в романе. Концепция любви. Роль культурно-исторических реминисценций и метафоры в создании образа. Традиции Пруста в современном социально-психологическом романе.

Барбюс, Анри (1873-1935). Изображение империалистической войны в романе «Огонь». Психология массы. Новеллистическая структура романа Особенности стилевой манеры. Структура образа рассказчика. Элементы натурализма.

Сент - Экзюпери, Антуан де (1900 –1944).  Проблема поисков духовных основ человеческой жизни ее преломление в творчестве писателя. Пафос утверждения жизни и моральной стойкости в книге «Планета людей». Тема воспитания героического сознания в романе «Ночной полет». Идея самоценности человеческой личности в романах. Философская сказка «Маленький Принц» как выражение мировоззрения Экзюпери. Философская символика. Лирико-исповедальное начало в сказке. Проблема свободы и ответственности человека, жизни и смерти, вечного и преходящего. Поэтизация детства и антибуржуазная сатира.

 

Тема 3. Германия. Литература 1910-1940-х годов. Особенности развития культуры Германии в этот период. Ноябрьская буржуазно-демократическая революция и изменение самосознания интеллигенции. Философия Ф.Ницше, О. Шопенгауэра и литература. О.Шпенглер и гео книга «Закат Европы». Социальные и философско-эстетические предпосылки формирования экмпрессионизма. Отражение в нем кризиса сознания, пессимизма. Учение Гуссерля и Бергсона как философская база немецкого экспрессионизма. Поиск новых путей и форм художественной выразительности. Творчество Г.Гейма, Г. Тракля, Ф.Вольфа, Л.Франка, Л. Рубинера, Г.Бенна, Э.Ласкер-Шюлер, Ф.Верфеля.

  Ремарк, Эрих Мария (1898-1970). Трагедия «потерянного поколения» в романе «На западном фронте без перемен». Автобиограпфичность романа. Образ Пауля Боймера. Дегероизация войны. Психологизм. Изображение окопного братства. «Триумфальная арка», «Тени в раю» – романы об эмигрантах. «Время жить, время умирать»- роман о Второй мировой войне. Поэтика романов Ремарка.

Манн, Томас (1875-1955). Формирование жанра философского романа в творчестве Т.Манна. Традиция и новаторство в художественном мире Манна. Категория времени в романах «Лотта в Веймаре» и «Волшебная гора». Философия и музыка в романе «Доктор Фаустус». Мифологема Фауста. Интерпретация традиционного сюжета. Леверкюн – синтез образа Фауста и Мефистофеля. Ницшеанские мотивы в трактовке образа Леверкюна. Болезнь и патология как фактор культуры. Ницше и Шенберг как прототипы Леверкюна. Поэтика романа. Образ повествователя Серенуса Цейтблома. Манн и Достоевский.

Фейхтвангер, Лион(1884-1958). Формирование жанра исторического романа. Параллель древних эпох с нацистской Германией в романах 30-х г.(«Настанет день», «Иудейская война», «Сыновья»). Тема фашизма, упадок демократических институтов, морали в романах «Успех», «Семья Оппенгейм», «Изгнание». Концепция деяния в романе «Гойя». Природа исторического романа в эссеистике Фейхтвангера («О смысле и бессмыслии исторического роман», «Дом Дездемоны»).

Зегерс, Анна (псевдоним Нелли Рейлинг, 1900-1983). Сила художественного обобщения в романе «Седьмой крест». Тема «обыкновенного фашизма». Причины победы Георга Гейслера. Символика романа. Мифологема пути. Сказочные образы. Образ Рейна как символа Германии.

Брехт, Бертольд (1898-1956).  Эстетика Б.Ьрехта. Принципы «эпического театра». Обращение к разуму, а не к эмоциям, активизация сознания зрителя. Принципы режиссуры и игра актеров. Отсутствие принципа перевоплощения. Условный тип игры, разрушение сценической иллюзии. Эффект «очуждения» и средства его создания. Зонги как концептуальный элемент теории Брехта. Эпизация драмы (зонги, присутствие «повествователя», диафильмы, плакаты и т.д.)Антивоенная драма «Мамаша Кураж». Роль зонгов в раскрытии жизненной философии мамаши Кураж. Философская драма «Галилей2. Проблема личной ответственности. Противоречивость натуры Галилео Галилея. Авторское отношение к нему и средства выражения. Диалектика добра и зла в драме-параболе «Добрый человек из Сезуана». Брехт и развитие драмы в ХХ веке.

 

Тема 4. Австрия. Литература 1910-1940-х г. Социокультурная парадигма периода. Особенности национального менталитета и истории. Распад Австро-Венгерской империи. Философские, социологические, эстетические и психологические концепции. Воздействие А.Шопенгауэра и Ф. Ницше на З.Фрейда, А. Шницлера и Г. фон Гофмансталя. Теории З.Фрейда, А.Адлера, О. Ранка, Л. Витгенштейна и их влияние на развитие литературы. Национальное самосознание и его отражение в культуре. Развитие музыкальной культуры – творчество Г.Малера, А. Шенберга, А. Берга, А. Беберна. Становление экспрессионизма в литературе.

              Рильке, Райнер Мария (1875-1926). Формирование философской и эстетической позиции. Ориентация на внутренний мир, самоуглубленность. Влияние нравственного пафоса русской культуры на становление его взглядов. Сборник «Часослов». Социально-этические мотивы сборника. Искусство и поэт в мире. Выбор образа странника, отшельника как литературного героя. Поэт и Бог. Этика человечности. Особенности жанровой формы: молитвы, раздумья, заклинанья. Тема обреченности человека, утрата цельности мироощущения в цикле «Дуиннские элегии». Преодоление трагической раздвоенности в сборнике «Сонеты к Орфею». Рильке и русская поэзия ХХ века.

         Кафка, Франц (1883-1924). Жанр притчи в творчестве Кафки. Образ абсурдного мира, утратившего смысл и цель существования. Изображение трагизма бытия через будничность и абсурд. Замена причинно-следственных связей парадоксально-абсурдными. Полисемантичность текстов. Основная проблематика - комплексы вины, наказания, оправдания. Создание обобщенных литературных «конструкций», моделей человеческого поведения. Персонификация категории отчуждения в образах Грегора Замзы, Карла Россмана, Иосифа К., землемера К. Новелла «Превращение» – метафора одиночества и отверженности. Абстрагирование черт персонажа. Отсутствие социальной конкретности в изображении действительности. Концепция человека и ее реализация в романе «Замок». Абсурд и способы его создания. Философско-этический смысл романа. Проблема вины и наказания в романе «Процесс». Сквозные семантические мотивы. Особенности поэтики. Кафка и литература ХХ века.

     Музиль, Роберт (1880-1942). Отражение кризисного состояния буржуазной цивилизации и девальвации гуманистических ценностей в творчестве писателя. Влияние философии Ф.Ницше на концепцию человека в романе «Душевные смуты воспитанника Терлеса». Жанр интеллектуального эссе. Сатирическое разоблачение австро-венгерской империи, бюрократического общества, прогресса. Отражение мира сознания современного человека в романе «Человек без свойств». Логика человеческого поведения и мышления. Путь познания. Разделение нравственного сознания мораль и имморализм. Герои как авторские самопроекции и архетипы. Модель бытия по законам «возможности». Образ Ульриха как совокупность возможностей. Мотив инцеста как романтический бунт против филистерства и ханжества. Вера и безверие в жизни Ульриха. Этика Музиля – гармоническая цельность добра и зла. Особенности поэтики. Монологичность творчества, аналитизм мышления, скепсис и ирония, сосредоточенность на детали, хаотичность и фрагментарность композиции, «открытость» текста.

       Цвейг, Стефан (1881-1945). «Подвиг Магеллана» как отражение мировоззренческой позиции писателя. Утверждение оптимизма, воли к жизни, мужества, дерзновения. Изображение Первой мировой войны в романе «Нетерпение сердца» Проблема вины. Тонкость психологического анализа. «Звездные часы человечества» – сборник исторических миниатюр. Соединение факта и вымысла.

       Канетти, Элиас (1905-1994). Философско- политические и эстетические взгляды. Интерес к механизмам власти. Изображение тоталитарного режима в романе «Ослепление». Историко-культурные и философские эссе. Проблема «Художник и власть». Роман «Другой процесс»: отражение мироощущения Кафки, особенностей его мировоззрения и нравственной позиции. Интерпретация творчества и отражение судьбы художника.

Тема 5. Великобритания. Литература 1910 -1940.   Особенности национального менталитета и тип культурного сознания. Основные философские, социологические и эстетические концепции эпохи. Литературная ситуация эпохи. Развитие реалистических традиций в творчестве Б. Шоу, Д. Голсуорси, Г.Уэллса. Отражение трагедии «потерянного поколения» в романе Р. Олдингтона «Смерть героя». Появление и формирование модернисткой эстетики. Философская база модернизма. Идеи З.Фрейда, К.-Г. Юнга и модернизм. Концепция мира и человека. Мифологизм мышления. Отказ от социальной проблематики, изображение мира сознания личности. Эксперимент в области формы и поэтики.

      Элиот, Томас Стернз (1888-1965).  Отражения кризиса духа и трагизма бытия. Поиски нравственной опоры в вере. Ирония в «Любовной песне Дж. А. Пруфрока». Пародийное переосмысление творчества Данте, Шекспира, Донна, Теннисона. Идея синтеза искусств – музыки, поэзии, живописи. «Бесплодная земля» – обощенный образ западной цивилизации в состоянии кризиса. Ассоциативность образов. Тема смерти, опустошенности, безжизненности. Мифотворчество Элиота. Функции мифов о Святом Граале, Адонисе, Озирисе. Ироничное переосмысление традиционных мифологем. Многообразие аллюзий и реминисценций. Апокалиптические мотивы в поэме «Полые люди». Отражение философско-религиозного взгляда на мир в поэме «Четыре квартета». Осмысление теоретико-методологических проблем в книгах «Традиция и индивидуальный талант», «О поэзии и поэтах».

       Джойс, Джеймс (1882-1941). Эстетические взгляды. Проблемы ирландского самосознания. Ранние произведения: «Дублинцы», «Портрет художника в юности». Роман «Улисс». Полифонизм и полисемантизм произведения. Основные темы, идеи, философские, религиозные, эстетические аспекты. Отсутствие социальной детерминированности в изображении человека. Фундаментальные начала новой модели человека. Универсализация и деперсонализация личности и их отражение в поэтике романа. Образы Блума, Стивена, Молли. Мифологический универсум романа и парадигмы человеческих отношений. Отсутствие метадискурса. Базовый дискурс – поток сознания, его строение и основные элементы. Особенности хронотопа произведения. Сатира и ирония в романе, микрокомизм и способы его создания. Особенности использования языковых средств, богатство лексики. Категория игры в романе. Джойс и мировая литература.

        Вульф, Вирджиния (1882-1941).   Отражение эстетических взглядов писательницы в статьях «Современная художественная литература» и «Мистер Беннет и миссис Браун». Эстетизм Вульф. Влияние М. Пруста. Эстетика «мгновения существования» Особенности повествовательной техники в романе «МиссисДеллоуэй». Роль ассоциативного плана в раскрытии образов. Особенности сюжетно-композиционного построения. Хронотоп романа. Сюжетные и внесюжетные линии романа. Кларисса – Септимус: диалектика внутренней связи. Принцип симультанности. Создание универсальной картины бытия в романах «На маяк», «Волны». Диалектика мироощущения и мировосприятия. Функции света в романе. Жест, звук, их функциональная роль. Символы, метафоры и аллегории в прозе. Субъективизация времени и романного пространства, музыкальные принципы композиции.

       Лоуренс, Дэвид Герберт (1885-1930).    Философско-эстетические взгляды. Лоуренс и Фрейд. Конфликт природного, естественного начала и механистической цивилизации. Человек как часть природы. Дух и тело. Изображение эмоциональной сферы. Культ инстинкта и интуиции. Социально- конкретное и метафизическое в изображении общества и человека. Роль бессознательного, инстинктивного в характеристике персонажей романа «Сыновья и любовники». Разум и чувство, интеллект и инстинкт. Исповедальный характер романа. Функции автора-повествователя, способы выражения авторской позиции. Роль контраста в романе. Утопизм естественной жизни. «Любовник леди Чаттерли» как отражение этических и идейных позиций. Целостность мироощущения героев. Концепция «естественного человека». Мужское и женское – притяжение и отталкивание. Любовь и секс. Конкретность видения и романтическая символика. Пантеистическое восприятие мира. Символ и миф. Лоуренс и мировая литература.

        Хаксли, Олдос (1894-1963).   Жанр интеллектуального романа. «Желтый Кром» – сатира на псевдоинтеллектуалов, модные тенденции в психологии, социологии, искусстве. Своеобразие сатиры в романе «Шутовской хоровод». Сатирическое изображение светского общества, интеллектуалов, художников. Разочарование писателя в человеческих возможностях. Абсолютизация биологизма. Ирония и пессимизм. Жанр антиутопии в романе «О дивный новый мир». Неверие в социальный и нравственный прогресс человечества. Принципы манипулирования общественным сознанием. Роботизация и дегуманизация человека в стандартизированном обществе. Осуждение тоталитаризма и насилия над человеческой личностью. Особенности поэтики

Тема 6. Соединенные Штаты Америки. Литература 1920- 1940-х годов. Пересмотр традиционных американских ценностей в условиях начала ХХ века. Историческая обстановка и литературно-общественная борьба в США после Первой мировой войны. Литература «потерянного поколения». Разрыв с традиционной системой ценностей. Осмысление распада мира и отчуждения от общества. Индивидуалистический скепсис и поиск новой идеальности. Тема самопознания личности. Трагическая тональность, эмоциональная напряженность прозы. Творчество Дос Пассоса, Хемингуэя, Фиуджеральда.                

          Фицджеральд, Фрэнсис Скотт (1896-1940). Центральные мотивы творчества. Мир богатства, успеха в контексте «американской мечты». Отражение романтического сознания в романе «Великий Гэтсби». Тема самопознания личности и истории. Семантика названия. Ироническая перспектива в романе. Соединение лирического и сатирического. Отражение противоречий национального сознания в образе Гэтсби. Идеал любви - идеал богатства. Цинизм, аморализм и культ любви. Карнавал как стиль жизни и идея жизненного банкротства. Шаткость этических критериев. Двойственность авторского отношения к герою. Образ Рассказчика Ника Кэрроуэя. Прием «двойного видения». Роль морально-лирических отступлений. Особенности сюжета и композиции. Век джаза в романе «Ночь нежна». Автобиографизм романа. Обретение критико-аналитического подхода к изображению американской действительности. Механизм крушения жизни Дика Дайвера. Расщепление социальной личности. Утрата моральных стимулов жизни. Иллюзия, мечта и реальность. Дик и Николь. Мотив «духовного вампиризма». Особенности поэтики.

       Хемингуэй, Эрнест (1899-1961). Мировая война в новеллах и романх. Жанр и стиль новеллистики. Цикл «В наше время». Механизм вхождения в социум Ника Адамса. Роль интерлюдий в раскрытии авторского замысла. Отсраненность и бесстрастность повествовательной манеры. Содержательные аспекты техник «айсберга». «Потерянность» писателя и экзистенциалистское мироощущение: трагизм, бытие у предела, индивидуалистическая мораль стоицизма, комплекс «мужских» идеалов. Война как способ самопознания и экзистенциальное событие внутреннего мира человека. Отражение умонастроений «потерянного поколения» в романе «Фиеста». Стоицизм героя. Джейк Барнс и Брет Эшли: два способа существования в мире. Фиеста как выражение ценности основ бытия. Антивоенный пафос романа «Прощай, оружие! » Семантика названия, иронический подтекст. Фредерик Генри и морально-этический кодекс Хемингуэя. «сепаратный» мир как способ протеста против жестокости мира. Индивидуалистический характер протеста против мира. Концепция любви в современном жестоком мире. Иллюзия и ее крах. Утверждение человеческого достоинства через утраты и поражения. Философия морального стоицизма. Художественная манера романа. Лаконизм прозы, подтекст, внутренний монолог. Хемингуэй и испанская война, роман «По ком звонит колокол». Конфликт политического и человеческого в Джордане. Проблема личной свободы. Парадокс судьбы Джордана. Хемингуэй и мировая литература ХХ века.

        Фолкнер, Уильям (1897-1962). Отражение в его творчестве американского мифа. Фолкнер и южная традиция, миф Юга. Социально-конкретное, национальное, вечное в образе вымышленного округа Йокнопатофа. Интерес к дуализму человеческой души. Проблема преступления и наказания. Мифологема тени. Мотив рока и его содержательные функции. Проблема времени и построение романов Хемингуэя. Полифоническая композиция. Ассоциативная техника «потока сознания». Прошлое и настоящее, природа и цивилизация в романе «Медведь» Динамика творчества в трилогии о Сноупсах. Сноупсизм – типология собственнического начала. Образы Флема и Юлы. Особенности повествовательной манеры.

       Паунд, Эзра (1885-1972).   Формирование эстетических и философских взглядов. Влияние идей Т.З. Хьюма. Поиски нового изобразительного языка, «точного слова» и «чистого образа». Эстетика имажизма. Влияние Р. Браунинга и У.Б. Йетса на творчество Паунда. Идея целостности культуры. Сборники «Маски», «Старый Китай». Особенности переложения литературных сюжетов. Концепция маски. Обновление техники стиха. Энциклопедичность и интеллектуализм поэмы «cANtos». Особенности поэтики.

 

Раздел 2. Западноевропейская литература 1950- 1990 гг.

Тема 7. Франция. Литература 1950-1990 гг.  Исторические и художественные черты периода. Пересмотр социологических и культурологических категорий. Культура и идеология, культура и политика. Влияние идей М.Фуко, К.Мерло-Понти, К. Леви-Стросса на развитие литературы. Отношение к религии. Развитие философии экзистенциализма в творчестве Ж.П. Сартра, А. Камю, Ф. Селина, Б. Виана, А.Жида. Идеи Тейяра де Шардена («Феномен человека»). Ангажированный персонализм – отражение общественной позиции и творческой практики Ф.Мориака, Ж Бернаноса, П. Эммануэля.

Сартр, Жан-Поль (1905-1980). Эстетические и философские взгляды. Влияние немецкой феноменологии Гуссерля и экзистенциализма Хайдеггера. Статьи «Экзистенциализм – это гуманизм», «Бытие и ничто». Роман «Тошнота» как философско-художественный манифест атеистического экзистенциализма. Идея свободы выбора в пограничной ситуации. Мировоззренческая позиция Рокантена. Герой как реальный персонаж и как персонифицированная философская схема. Тошнота как выражение сущности реакции человека на пребывание в мире. Тотальная абсурдность бытия. Разоблачение культурных и социальных иллюзий. Трилогия «Дороги свободы» – эпопея современного интеллигента. Интеллектуальная драма Сартра («Мухи»). Использование мифа для выражения экзистенциальной концепции человека. Метафорический смысл драмы. Мухи как символ духовного рабства. Категория вины в экзистенциальной философии Сартра. Автобиографический роман «Слова». Проблема формирования личности.

Камю, Альбер (1913-1960). Философско-эстетическая эволюция Камю. Влияние идей Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера. «Миф о Сизифе» - философское эссе об абсурде как источнике свободы. Философская проблематика и роман «Посторонний». Метафизический и социальный смысл романа. Образ Мерсо как самораскрытие духа абсурда. Отсутствие социальной мотивировки поступков Мерсо. Реализация смыслов заглавия в художественной структуре текста. Роман «Чума»: социальный и метафизический смысл метафоры, лежащей в основе романа. Конкретно-историческое содержание образа чумы. Многовариантность выбора (Рие, Патлю, Рамбер, Тарру) Абсурд и его преодоление идеей человеческой солидарности. Образ Рамбера и ответственность за происходящее в мире. «Естественный героизм» Грана. Логика поведения иезуита Патлю и доктора Рие. Особенности романа-хроники. Образ анонимного повествователя.

Веркор (1902-1991). Развитие жанра философского романа в творчестве Веркора. Философско-социальный гротеск «Люди или животные». Категория нравственного долга в романе. Человек «этический». Индивидуальная свобода и коллективная воля человечества. Фантастика и сатира в романах. Традиции Вольтера и Франса.

Мерль, Робер (1908).   Роман о современности «Смерть – мое ремесло». Психологизм и социальный анализ. Исследование исторических предпосылок фашизма. Образ Рудольфа Ланга. Романы –параболы «Остров», «Мальвиль», «Мадрапур». Концентрированное изложение современной политической истории в романе «Остров». Отражение социальных конфликтов в романе «За стеклом». Проблема демократизации образования. Изменение самосознания интеллигенции в современном мире. Объективность в изображении жизни и проблем студенческой молодежи. Формы социального протеста. Отрицание официальной идеологии и буржуазного порядка. Идеологи движения. Символика в романе. Роман «Мальвиль». «Неоруссоизм» и идеи патриархальной демократии. Две формы общественного устройства - Мальвиль и Ла Рок. Роман «Мадрапур»: использование фантастики, сатирической инверсии, гротеска. Метафизический смысл романа. Категория времени и ее восприятие человеком. Символика в романе. Авторская позиция и способы ее выражения.

Базен, Эрве (1911).  Развитие жанра психологического романа. Морально-этические проблемы в романе «Змея в кулаке». Утрата человечности и сострадания во взаимоотношениях между людьми. Бунт Жана Резо. Роман «Супружеская жизнь»: потребительский стереотип как основа гибели человеческих отношений. Разрушение подлинной культуры и духовности (образ Мариэтты). Анализ социальных механизмов в романе «Крик совы». Особенности поэтики. Средства выражения авторской позиции. Сатира и юмор.

«Новый роман» и его место в литературном процессе после Второй мировой войны.  Основные направления в «новом романе». Открытие новых стилевых возможностей слова, фабулы, жанра. Обращение к другим видам искусства в поисках новых изобразительных средств (А. Роб-Грийе, Н. Саррот, М. Бютор). Отказ от реалистической эстетики и логической картины мира. Моделирование непредсказуемой действительности. Замена причинно-следственных связей символическими, метафорическими, парадигматическими. «Развоплощение» персонажей, замена их особыми типами сознания. Отсутствие мотивировок в поведении персонажей. Кольцевая структура времени и пространства. Культ архитектуры текста.

Роб-Грийе, Ален (1922) . Особенности эстетики. Центральные мифилогемы творчества: жертвоприношение, инцест, смерть. «Шозизм» как основной принцип отражения «новой реальности». Овеществление людей и «очеловечивание» вещей. Семантическая нагрузка вещей. Субъективное восприятие предметов. Принцип зеркального отражения в романе «Соглядатай» Использование мифологических и детективных структур. Усиление текстовой игры в романе «В лабиринте». Категория пространства – лабиринта и мотив блуждания и поиска. Кинематографические приемы в прозе. Особенности поэтики. Ирония и пародия.

Саррот, Натали (1900).  «Тропизмы» – центральное понятие поэтики. Тропизмы как воплощение психической субстанции. Создание устойчивых кодов описания «коллективного бессознательного». Использование универсальных архетипических ситуаций и образов. Полифонизм романа «Золотые плоды». Исследование процесса творчества. Проблема восприятия и интерпретации художественного текста. Особенности поэтики.

Бютор, Мишель (1926). Развитие традиций интеллектуальной прозы Г. Гессе, Х.Л. Борхеса. Культурологическая насыщенность романов. Интертекстуальность прозы. «Миланский поезд» –социальный срез Франции. Создание «полифонического текста» в романе «Гений местности». Категория пространства и ее функциональная роль в романе «Изменение». Сон, память и категория возможного. Мифологические мотивы в романе, литературные реминисценции. Использование структуры древней трагедии. Сквозные мотивы в романе. Концепция процесса творчества. Архитектурность романов, многочисленность смысловых кодов.

Ануй, Жан (1910-1987). Идейно-философская направленность пьес. Интерпретация мифа с точки зрения экзистенциальной философии в драме «Антигона». Проблема выбора. Национальная история и национальный характер в драме «Жаворонок». Образ Жанны Д’Арк.

Ионеско, Эжен (1912-1994). Эстетика «антидрамы». Особенности мировидения и его отражение в драмах. Мир как хаос и абсурд. Иррациональность бытия, отсутствие причинно-следственных связей. Ассоциативный, парадигматический характер восприятия мира. Отказ от индивидуализации персонажей, отсутствие социальных связей. Логика и алогизм в поведении, псевдомотивировки. Нонсенс и десемантизация речи как средство создания образов в пьесе «Лысая певица». Использование приема «театр в театре», его функции. «Хепенинг» как средство разрушения театральной иллюзии. Пародия как средство выражения авторской позиции. Формирование абсурдной картины бытия через язык. Категория игры в творчестве. Идеология и личность в пьесе «Носороги». Тема свободы и сопротивления насилию. Вариативное использование метасюжетов. Многовариантность интерпретации пьес.

Беккет, Сэмюэль (1906-1991). Философские и эстетические взгляды. Влияние Шопенгауэра, Кьеркегора, Хайдеггера. Литературное ученичество у Дж. Джойса. Метафизические проблемы бытия: добро и зло, плоть и дух, идеальное и реальное. Идея отчужденности и враждебности мира. Обобщенно-философский характер прозы. Пространство и время в его романах. Сквозные образы и их функции. Многозначность интерпретации драмы «В ожидании Годо». Ход истории и индивидуальная воля человека. Мотив дороги. Архетипичность образов Владимира, Эстрагона, Годо. Абсурд и гротеск в драмах.

Леклезио, Жан-Мари Гюстав (1940). Влияние «нового романа». Романтическое мироощущение, поиск гармонии, взаимопонимания и человеческой солидарности. Изображение мира обездоленных и страдающих. Новелла «Мондо». Особенности поэтики.

Структурализм во французском литературоведении. Ролан Барт, Ц. Тодоров, Ю.Критева. Методология имманентного анализа текста. Постмодернизм как культурный феномен. Развитие эссеистики. Творчество Ж. Батая, М. Бланшо, Р. Барта. Французская литература в контексте мировой культуры.

 

Тема 8. Германия. Литература 1950-1990-х гг . Развитие немецкой культуры после второй мировой войны. Группа «47» и развитие реализма в немецкой литературе. Нравственно-философская проблематика в романах 70-80-х годов.

Белль, Генрих (1917-1985).  Осмысление опыта немецкой истории в романах 50-х г. Проблема ответственности и выбора в романе «Биллиард в половине десятого». Настоящее сквозь призму истории. Идея гражданской памяти и гражданской совести. Судьбы трех поколений семьи Фемелей и их зависимость от трагической судьбы Германии. Чувство личной вины. Символика аббатства Святого Антония. Отражение католических воззрений Белля в романе «Глазами клоуна». Программа христианского нонконформизма. Критика общества потребления. «Маска» как средство преодоления отчуждения. Образ Ганса Шнира. Особенности поэтики. Гуманизм. Романы Белля «Потерянная честь Катарины Блюм», «Групповой портрет с дамой», «Женщины на берегу Рейна». Жанровой новаторство Белля.

Грасс, Гюнтер (1927). Особенности мировоззрения, его эволюция. Социально-политическая проблематика. Идеология и мораль. Клоунада и ее социальный смысл в романе «Жестяной барабан». Моральный и социальный статус мира, созданного воображением писателя. Вариация романа воспитания. Фантасмагория вечного детства. Уродство как средство развенчания филистерства. Прошлое и настоящее страны как фарс в романе «Собачьи годы». Особенности сюжетно-композиционного построения романа.

 

  Тема 9. Великобритания. Литература 1950-1990-х годов. Отражение в духовной сфере изменений, произошедших в обществе после Второй мировой войны. Крушение империи и перестройка национального сознания. Новые тенденции в развитии английского романа.

              Оруэлл Джордж (1903-1950). Разработка жанра антиутопии романа-предупреждения. Антиутопия как форма переоценки схем и концепций утопической мысли. Политический и социальный смысл романа «1984». Осуждение тоталитаризма и авторитарности. Механизм вождизма. Структура оруэлловского государства. Принципы идеологии. Способы подавления человеческой личности на уровне языка эмоций мышления. Концепция любви в романе. Любовь земная и сакральная. Лингвистическая утопия и способы ее создания. Особенности сатиры в сказке-памфлете «Скотный двор».

               Грин Грэм (1904 –1990). Особенности философско-этической позиции. Основные параметры художественного мира Г.Грина. Центральные мотивы и их вариативность. Мотив преследования и поиска преступления и наказания свободы выбора и моральной ответственности. Элементы детективного сюжета. Проблематика романов. Религиозно-католические убеждения писателя и их отражение в романе «Брайтонский леденец» и «Суть дела». Осуждение колониализма в романе «Тихий американец» и «Наш человек в Гаване». Сатирические и философские аспекты в произведениях писателя.

        Движение «сердитых молодых людей» в английской литературе. Проза К.Эмиса, Д.Уэйна. Тотальный протест против существующих социальны, моральных, религиозных норм. Несостоятельность бунта «рассерженных». Общественная позиция героя Осборна «Оглянись во гневе» как отражение умонастроений послевоенной молодежи. Драматургия «новой волны» (Ш. Дилани, А. Уэскер, Дж. Арден, Р. Болт).

      Мердок, Айрис ( 1919-1999).   Мировоззрение и эстетика. Влияние философии экзистенциализма лингвистических концепций Витгенштейна неоплатонизма. Сочетание интеллектуально-психологического и философского начала в прозе. Философско-эстетическая направленность ранних романов «Под сетью» «Колокол». Усиление социального звучания романов. Тема духовности и духовных ценностей в романе «Черный принц» Антитеза Баффин - Пирсон как выражение противопоставления ремесленника и художника. Шекспировские аллюзии в романе. Образ Гамлета и его роль в раскрытии авторского замысла. Концепция любви. Любовь как черный Эрос и возвышающее начало. Брэдли Пирсон и Джулиан Баффин. Иррациональная природа любви. Тема духовной тирании. Образ Кристиан. Особенности жанра – единство детективного «готического» философского и психологического романа. Отчужденность и способы ее преодоления в романе. Аллегоричность фабулы и реалистичность изображения культурологическая насыщенность романа.

         Голдинг, Уильям (1911-1992).   Экзистенциальные мотивы творчества писателя. Проблема человек и цивилизация. «Повелитель мух»: парабола об исторических путях развития человечества. Социальный вакуум и способы адаптации к жизни. Столкновение социального и биологического в человеке. Духовное и психологическое перерождение героев. Мотив «тьмы». Особенности системы героев в романе. Соотнесенность романного и притчевого пространства и их роль в раскрытии основных идей романа. Концепция трагической диалектики истории. Проблема свободы выбора и нравственной ответственности в романах «Свободное падение», «Шпиль». Парадокс и ирония в романе «Двойной язык».

          Фаулз, Джон (1926).    Осмысление судьбы послевоенной интеллигенции и ее самосознания. Особенности постмодернистской поэтики. Отражение эстетической позиции художника в романе «Башня из черного дерева». Проблема соотношения искусства и жизни в повести. Проблема искусства и свободы в романе «Коллекционер». Роль шекспирорвский аллюзий в образах Клегга и Миранды. Тема утраты духовности. Роман «Женщина французского лейтенанта» и проблема интертекстуальности. Переосмысление традиций викторианского романа. Литературные ассоциации в романе. Открытая форма повествования, многоуровневая организация текста, многозначность интерпретаций романа. Особенности использования мифологических и библейских аллюзий и реминисценций в романе «Волхв». Современное сознание в интерпретации Д.Фаулза. Игровое начало в творчестве. Особенности поэтики.

            Берджес, Энтони (1917).   Этическая и социальная проблематика романа «Механический апельсин». Исследование природы зла в человеке, признание ее иррациональности. Эстетство и варварство в поведении Алекса. Красота и насилие. Способы подавления человеческого сознания. Элементы антиутопии. Теологические аспекты романа. Особенности языковой манеры романа. Образ Шекспира в романе «На солнце не похоже».

 

Тема 10. Литература США 1950-1990-х годов. Смена поколений и ориентиров в американской литературе. Завершающая стадия творчества У.Фолкнера, Д.Стейнбека, Э.Хемингуэя, их место и значение в литературе. Основные тенденции в развитии послевоенной литературы.

       Сэлинджер, Джером (1919). Сложность философско-эстетической природы поэтики писателя. Поиски этических ориентиров в современном мире, обращение к средневековой философской литературе Индии. Брахманически-буддийская символика в рассказах. Символика чисел. Отчужденность героя в романе «Над пропастью во ржи». Этический идеал Холдена Колфилда и способы адаптации к взрослой жизни. Психологический портрет героя. Нравственный кризис в душе Холдена и способы его выражения. Критика лицемерия и ханжества. Социально-нравственный конфликт в романе. Гуманизм романа. Особенности поэтики.

      Воннегут, Курт (1922).   Основная проблематика – дегуманизация и роботизация личности в эпоху НТР. Цивилизация и варварство, насилие над духом. Пародирование обзщества всеобщего стандарта в романе-антиутопии «Утопия-14». Социальный и философский смысл романа «Бойня №5». Соединение разных временных и пространственных пластов – земное и планетарное. Осуждение тоталитаризма. Сочетание фантастики, бурлеска, клоунады. Концепция человека в романе «Завтрак для чемпионов». Судьба личности в дегуманизированном обществе. Поэтика парадокса, эксцентриады, принцип коллажа. Специфика авторского комментария. Важность внероманных средств – хроники, указатели, иллюстрации. Особенности хронотопа.

      Уильямс, Тенесси (1911-1983). Изображение американской действительности в драмах «Стеклянный зверинец» и «Трамвай желание». Тема греха и искупления. Натуралистическая тенденция в драмах «Татуированная роза» и «Кошка на раскаленной крыше». Концепция «пластического театра». Образы-символы. Трагическое и комическое в драмах.

2.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

К теме «Французская литература»:

1. Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М., 1994. 

2. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980

3. Андреев Л.Г. Марсель Пруст. М., 1968.

4. Андреев Л.Г. Современная литература Франции, 60-е годы. М., 1977.

5. Андреев Л.Г. Сюрреализм. М., 1972.

6. Андреев Л.Г. У роковой черты //Мальро А. Зеркало лимба. Художественная публицистика. М., 1983.

7. Балашова Т.В. Французская поэзия ХХ века. М., 1982.

8. Балашова Т.В. Эрве Базен и пути психологического французского романа. М., 1987.

9. Бреннер Ж. Моя история французской литературы. М., 1994.

10. Великовский С. Грани «несчастного сознания». М., 1973.

11. Великовский С. Грани «несчастного» сознания. М., 1973.

12. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. М., 1987.

13. Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура. М., 1990.

14. Достояние современного реализма. М., 1973.

15. Еремеев Л.А. Французский литературный модернизм.  Киев, 1991.

16. Зонина Л. Тропы времени. Заметки об исканиях французских романистов (60-70-е г). М., 1984.

17. Кирнозе З. Французский роман ХХ века. Горький, 1970.

18. Кушкин Е.П. Андре Мальро. Проблемы изучения. //Вестник ЛГУ. История. Язык. Литература. 1985, №9.

19. Мамардашвили М. Лекции о Прусте: психологическая топология пути. М., 1995.

20.  Маньковская Н.Б. Художник и общество. Критический анализ концепций в современной французской эстетике. М., 1985.

21. Моруа А. От Монтеня до Арагона. М., 1983.

22. Наркирьер Ф.С. Французский роман наших дней. М., 1980.

23. Песис Б. От Х1Х к ХХ веку. Традиции и новаторство во французской литературе. М., 1979.

24. Ржевская Н.Ф. Литературоведение и критика современной Франции.М., 1985.

25. Рягузова Г.М. Современный роман-предупреждение. Киев, 1984.

26.  Уваров Ю.П. Современный французский роман (60-80-е г). М., 1985.

27. Французская литература. 1945-1990 /Отв. ред. Н.И. Балашов. М., 1995.

 

К теме: «Литература Германии»

1. Гуляев Н.К. Шибанов И.П. и др. История немецкой литературы. М., 1975.

2. Затонский Д. Художественные ориентиры ХХ века. М., 1988.

3. Зачевский Е.А. Группа «47» и становление западногерманской литературы. Л., 1983.

4. История литературы ГДР. М., 1982

5. История литературы ФРГ. М., 1980.

6. Карельский А. От героя к человеку. М., 1990.

7. Лейтес Н.С. Немецкий роман 1918-1945. Эволюция жанра. Пермь, 1975.

8. Млечина И. Жизнь романа. О творчестве писателей ГДР. 1949-1980. М., 1978.

9. Млечина И. Литература и общество «потребления». М., 1975.

10. Основные произведения иностранной художественной литературы. Европа. Америка.Австрия. Литературно-библиографический справочник. 4 изд. М., 1980.

11. Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900-1946. М. 1982.

12. Пашигорев В.Н. Роман воспитания в немецкой литературе ХУШ –ХХ веков. Саратов, 1983.

13. Русаков А. Томас Манн. Л., 1975.

14. Федоров А.А. Томас Манн. Время шедевров. М., 1981.

15. Фрадкин И.М. Бертольд Брехт. Путь и метод. М., 1981.

16. Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. М., 1966.

            

К теме: «Литература Австрии»:

Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. Л., 1980.

Днепров В.Д. Черты романа ХХ века. М., 1980.

Затонский Д. Австрийская литература в ХХ столетии. М., 1984

Мотылева Т.Д. Зарубежный роман сегодня. М., 1966

Павлова Н.С. Восемь портретов //Лит. Обозрение. 1988 №3.

К теме «Литература Великобритании»:

1. Английская литература 1945-1980. М., 1987.

2. Анджапаридзе Г. Потребитель? Бунтарь? Борец?: Заметки о молодом герое западной прозы 60-70-х годов ХХ века. М. 1986.

3. Аникин Г.В. Английский роман 60-х годов ХХ века. М., 1982.

4. Аникин Г.В. Михальская Н.П. История английской литературы. М., 1985.

5. Бабенко В.Г. Драматургия современной Англии. М., 1981.

6. Балашов П.С. Писатели-реалисты ХХ века на Западе. Очерки жизни и творчества. М. 1984.

7. Бушманова Н.И. Английский модернизм? Психологическая проза. Ярославль, 1993.

8. Дудова Л.В. Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе. Уч. Пособие. М., 1998.

9. Жанровое своеобразие литературы Англии и США. Челябинск, 1985.

10.  Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. М., 1984.

11. Ивашева В.В. Что сохраняет время. Литература Великобритании 1945- 1977. М., 1979.

12. Ионкис Г.М. Английская поэзия ХХ века. М. 1980.

13. Красавченко Т.Н. Английская литературная критика ХХ века. М. 1994.

14. Михальская Н.П. Аникин Г.В. Английский роман ХХ века. М., 1982.

15. Саруханян А.П. Роман среды и характера //Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе. М., 1982.

16.  Соловьева Н.А. Английская драма за четверть века. МГУ, 1982.

17. Судленкова О.А. Кортес Л.П. Сто писателей Великобритании. Минск, 1986.

18. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. М., 1986.

19. Филюшкина С.Н. Современный английский роман. Воронеж, 1986.

20. Шишкин А.П. Современный английский роман.(Проблемы войны и мира). М., 1983.

 

К теме «Литература Соединенных Штатов Америки»:

1. Анастасьев Н.А. Владелец Йокнапатофы. М., 1991.

2. Анастасьев Н.А. Творчество Э.Хемингуэя. М., 1981.

3. Анастасьев Н.А. Фолкнер. Очерк творчества. М. 1976.

4. Батурин С.С. Джон Стейнбек и традиции американской литературы. М., 1984.

5. Венедиктова Т.Д. Поэтическое искусство США. Современность и традиции. МГУ, 1989.

6. Галинская И.П. Философские и эстетические основы поэтики Дж.Д. Сэлинджера. М. 1996.

7. Засурский Я.Н. Американская литература ХХ века. М., 1984.

8. Зверев А. Американский роман 20-30-х годов. М., 1979.

9. Зверев А.М. Модернизм в литературе США. М., 1979.

10. Землянова Л.М. Современное литературоведение США. М., 1990.

11. Злобин Г.П. По ту сторону мечты. Страницы американской литературы ХХ века. М., 1985.

12. Литература и общественное сознание Запада. Киев, 1990.

13. Литература США в 70-е годы ХХ века. М., 1983.

14. Литература США ХХ века. Опыт типологического анализа. М., 1978.

15. Литературная история Соединенных Штатов Америки: В 3 т. Т. 3. М.1979.

16. Мендельсон М.О. Американская сатирическая проза ХХ века. М., 1972.

17. Мендельсон М.О. Американский роман сегодня – на заре 80-х г. М., 1982.

18. Морозова Т.Л. Образ молодого американца в литературе США. М., 1969.

19. Мулярчик А.А. Спор идет о человеке. М., 1985.

20. Мулярчик А.С. Послевоенные американские романисты. М., 1980.

21. Мулярчик. А.С. Современный реалистический роман США. 1945-1980. М., 1988.

22. Николюкин А.Н. Человек выстоит: Реализм Фолкнера. М., 1988.

23. Писатели США.Краткие творческие биографии. М., 1990.

24. Ромм А.С. Американская драматургия ХХ века.М.-Д., 1978.

25. Толмачев В.М. Роман США 20-х годов ХХ века. М., 1992.

26. Финкельстайн С. Экзистенциализм в американской литературе. М., 1967.

2.4. Рабочие учебно-тематические планы дисциплины:

2.4.1. Рабочий учебно – тематический план дисциплины «Зарубежная литература ХХ в. (1914-1945)» по семестрам (4 курс, 7 семестр).

Наименование тем:

  Учебных часов

Всего Лекции Практич.з.
1. Своеобразие литературного процесса 1914-1945 гг. Общая характеристика основных литературных направлений. Модернизм как доминирующее литературное направление в художественном сознании ХХ века. 2 2
2. Модернизм в английской литературе: Модернистский роман. Роман-миф в творчество Джойса. Полемика Д.Джойса и В. Вульф: творчество Д.Г. Лоуренса. Поток сознания. Неофрейдизм.  6 4 2
3. Реализм в английской литературе: пути развития реалистического романа. Творчество Г.Уэллса, Дж. Голсуорси. 2 2
4. Модернизм во французской литературе: М. Пруст и понятие «инстинктивной памяти»; экзистенциалистский роман; сюрреализм в поэзии (Аполинер, Элюар). 6 4 2
5.Модернизм в литературе Германии: Немецкий экспрессионизм и творчество Ф.Кафки: сновидческая реальность, мир метаморфоз, автобиографизм. 4 2 2
6. Жанр интеллектуального романа в зарубежной литературе 1 п. ХХв. 2 2
7. Реализм в литературе Германии. Немецкие писатели против фашизма (В.Бредель, Г.Фаллада, А. Зегерс. Исторический роман в творчество Л. Фейхтвангера и Г.Манна) 2 2
7. Литература США в 1 половине ХХ в. Лирический роман в творчестве Э. Хемингуэя. Романистика Фицджеральда. Творчество У. Фолкнера. Американская поэзия 1 п. ХХв. (Ли Мастерс, Р. Фрост). 4 4  
8. Литература и первая мировая война. Понятие о литературе «потерянного поколения». 4 2 2
9. Театр и драма в 1 п. ХХ в. (Ю. О Нил, «эпический театр» Б. Брехта. Драмы Б. Шоу. 2 2  
Итого 36 28 8
Форма контроля:                        

    

2.4.2. Рабочий учебно – тематический план дисциплины «Зарубежная литература ХХ в. (1950-1990)» (4 курс, 8 семестр) – дневная форма обучения

Наименование тем:

  Учебных часов

Всего Лекции Практич.
10. Французский «новый» роман 50-60-х гг.  Французский «театр абсурда» 2   2
11. Жанр антиутопии и притчи в англо-американской и французской литературах 2 2
12. Немецкий и австрийский роман в 50-60-е гг. (Г.Белль, М.Фриш, Ф.Дюрренматт, Г. Грасс). 6 4 2
13.Латиноамериканский роман (Х.-Л. Борхес, Х. Кортасар, Маркес). 2 2  
14. Английский роман 50-60-х гг. (Г.Грин, У. Голдинг, А. Мердок, Дж. Фаулз, А. Байет) 4 4  
15. Современная американская литература (К.Воннегут, С. Беллоу; драматургия Э. Олби и Т. Уильямса). 4 2 2
16.Литература постмодернизма 6 4 2
Итого 26 20 6
Форма контроля:                            

Экзамен    

 

 

2.4.3. Рабоч ий учебно-тематический план дисциплины «Зарубежная литература ХХ в. (1914-1945)» по семестрам (4 курс, 7 семестр) - заочная форма обучения

Наименование тем:

  Учебных часов

Всего Лекции Практич.з.
1. Своеобразие литературного процесса 1914-1945 гг. Общая характеристика основных литературных направлений. Модернизм как доминирующее литературное направление в художественном сознании ХХ века. 2 2
2. Модернизм в английской литературе: Модернистский роман. Роман-миф в творчество Джойса. Полемика Д.Джойса и В. Вульф: творчество Д.Г. Лоуренса. Поток сознания. Неофрейдизм.  2 2  
3. Модернизм во французской литературе: М. Пруст и понятие «инстинктивной памяти»; экзистенциалистский роман; сюрреализм в поэзии (Аполинер, Элюар). 2 2
4.Модернизм в литературе Германии: Немецкий экспрессионизм и творчество Ф.Кафки: сновидческая реальность, мир метаморфоз, автобиографизм. Литература Австрии: Проза Р. Музиля, Г. Броха, Г. Майринка 2 6
5. Реализм в литературе Германии. Немецкие писатели против фашизма (В.Бредель, Г.Фаллада, А. Зегерс. Исторический роман и творчество Л. Фейхтвангера и Г.Манна) 2 2
6. Литература США в 1 половине ХХ в. Лирический роман в творчестве Э. Хемингуэя. Романистика Фицджеральда. Творчество У. Фолкнера. Американская поэзия 1 п. ХХв. (Ли Мастерс, Р. Фрост). 2 2  
7. Театр и драма в 1 п. ХХ в. (Ю. О Нил, «эпический театр» Б. Брехта. Драмы Б. Шоу. 2 2  
8. Философский роман в литературе 1 п. ХХ в. Т. Манн, Г. Гессе, А. Жид. 2 2  
Итого 18 18 16
Форма контроля:                        

зачет  

2.4.4. Рабочий учебно – тематический план дисциплины» Зарубежная литература ХХ в. (1950-1990)» (4 курс, 8 семестр – заочная форма обучения.

Наименование тем:

  Учебных часов

Всего Лекции Практич.
1. Французский «новый» роман 50-60-х гг.  Французский «театр абсурда» 2 2  
4. Жанр антиутопии и притчи в англо-американской и французской литературах 2 2
5. Немецкий и австрийский роман в 50-60-е гг. (Г.Белль, М.Фриш, Ф.Дюрренматт, Г. Грасс). 2 2
6.Латиноамериканский роман (Х.-Л. Борхес, Х. Кортасар, Маркес). 2 2  
7. Английский роман 50-60-х гг. (Г.Грин, А. Мердок, Дж. Фаулз) 2 2  
8. Современная американская литература (У. Фолкнер, С. Беллоу: драматургия Э. Олби и Т. Уильямса). 2 2  
9.Литература постмодернизма 2 2  
Итого
Форма контроля:                            

  экзамен  

 

Планы лекционных занятий и учебно-методические материалы к ним. (4 курс, 7 семестр) – дневная форма обучения.

 

2.5.1. Лекция 1. Тема: Периодизация курса. Своеобразие литературного процесса 1914-1945 гг. Общая характеристика основных литературных направлений. Модернизм как доминирующее литературное направление в художественном сознании ХХ века. Литература и философия. Литература и психология. Обновление реализма. Литература русского зарубежья как один из факторов развития литературы ХХ в. Модернистские школы и природа их новаторства.

Основная рекомендуемая литература:

Дополнительная литература

Лекция 2. Тема: Модернизм в английской литературе:

Модернистский роман. Полемика Д.Джойса и В. Вульф. Поток сознания. Неофрейдизм. Поэтика модернистского романа.

Основная рекомендуемая литература:

Дополнительная литература

 

Лекция 3. Тема: Роман-миф в творчество Джойса. Творческая судьба Джойса. Понятие о романе-мифе. «Портрет художника в юности». «Улисс».

Основная рекомендуемая литература:

Дополнительная литература

 

Лекция 4. Тема: Реализм в английской литературе: пути развития реалистического романа. Творчество Г.Уэллса, Дж. Голсуорси. Освоение реализмом социального и духовного опыта современности, открытий науки.

Основная рекомендуемая литература:

Дополнительная литература

Лекция 5. Тема: Модернизм во французской литературе: М. Пруст и понятие «инстинктивной памяти. Сюрреализм в поэзии (Аполинер, Элюар).

Основная рекомендуемая литература:

Дополнительная литература

 

Лекция 6. Тема: Модернизм во французской литературе: экзистенциалистский роман: творчество А.Камю и Ж.-П. Сартра.

Основная рекомендуемая литература:

Дополнительная литература

 

Лекция 7: Модернизм в литературе Германии: Немецкий экспрессионизм и творчество Ф.Кафки: сновидческая реальность, мир метаморфоз, автобиографизм прозы Кафки.

Основная рекомендуемая литература:

Дополнительная литература

 

Лекция 8. Тема: Жанр интеллектуального романа в зарубежной литературе 1 п. ХХ в. Понятие «интеллектуальный роман» (роман идей, философский роман) Культурно-исторические основы жанра. Принципы построения.

Основная рекомендуемая литература:

Дополнительная литература

 

Лекция 9 Тема: Реа лизм в литературе Германии. Немецкие писатели против фашизма (В.Бредель, Г.Фаллада, А. Зегерс).

Основная рекомендуемая литература:

Дополнительная литература

 

Лекция 10. Тема: Реализм в литературе Германии. Исторический роман в творчество Л. Фейхтвангера и Г.Манна.

Основная рекомендуемая литература:

Дополнительная литература

 

Лекция 11. Тема: Литература США в 1 половине ХХ в. Американская поэзия 1 п. ХХ в. (Ли Мастерс, Р. Фрост).

Основная рекомендуемая литература:

Дополнительная литература:

Лекция 12. Тема: Н овеллистика и роман в творчестве Э. Хемингуэя. Романистика Фицджеральда. Творчество У. Фолкнера.

Основная рекомендуемая литература:

Дополнительная литература

 

Лекция 13. Тема: Литература и первая мировая война. Понятие о литературе «потерянного поколения». Творчество Ремарка, Олдингтона, Хемингуэя.

Основная рекомендуемая литература:

Дополнительная литература

 

Лекция 14. Тема: Театр и драма в 1 п. ХХ в. Ю. О’ Нил, «эпический театр» Б. Брехта. Драмы Б. Шоу.

Основная рекомендуемая литература:

Дополнительная литература

Раздел 2. Литература 1950-1990 гг.

Лекция 15. Тема: Французский «новый» роман 50-60-х гг. Французский «театр абсурда».Влияние идей структурализма на литературный процесс. Взаимодействие художественной литературы и литературной критики. Роман традиционный и роман «новый» Отказ от «истории», определяющей сюжет, интриги, конфликта, последовательности в построении сюжета. Критика традиционного героя. Персонажи «нового» романа – «существа без значения». Концепция романа («роман – лаборатория рассказывания). «Тропизмы» Н. Саррот. Роман «Золотые плоды» - «Защитная завесв жестов и слоВ». Образ книги и литературного труда в романе «Золотые плоды» Мотив лабиринта в романе А. Роб-Грийе «В лабиринте» Взаимодействие мифа и современности в романе М.Бютора «Изменение». Двойная жизнь Леона Дельмона-«человека с воображением». Метаморфозы сознания героя. Образ книги в романе: приобщение Леона Дельмона к «Общему языку культуры».

Основная рекомендуемая литература:

Дополнительная литература

 

Лекция 16. Тема: Жанр антиутопии и притчи в англо-американской и французской литературах. Оруэлл «1984»; Дж. Буль «Планета обезьян»

Основная рекомендуемая литература:

Дополнительная литература

Лекция 17. Тема: Немецкий роман в 50-60-е гг. (Г.Белль, Г. Грасс). Литературная деятельность «Группы 47» - немецкий вариант «ангажированной литературы». Статья Г.Р. Хокке «Немецкая каллиграфия, или Блеск и нищета современной литературы» - манифест немецкой литературы второй половины ХХ в. Творчество Г. Белля. Тема «непреодоленной памяти». Своеобразие поэтики романов Белля (роман-диалог; тема маски, роли, игры; поток сознания, мифологизация). «Данцигская дилогия» Г. Грасса.

Основная рекомендуемая литература:

Дополнительная литература

Лекция 18. Тема: Австрийская литература 2 п. ХХ в. (М. Фриш, Ф. Дюренматт).

Основная рекомендуемая литература:

Дополнительная литература

 

Лекция 19. Тема: Латиноамериканский роман (Х.-Л. Борхес, Х. Кортасар, Маркес). Магический реализм.Отражение жизни континента в литературе.Мифологизм мышления. «Магический реализм» - преломление действительности сквозь призму фольклорного сознания. Миф и история в романе Г. Маркеса «Сто лет одиночества». Жанровое своеобразие романа. Многообразие повествовательных уровней в романе (притча, сказка, интеллектуальный фольклор»); ирония. Пространственно-временные отношения. Магия повседневности. Интерпретация названия романа и его финала. Новеллистика Х.Л. Борхеса. Тема книги и творческого труда. Смысл тезиса: «Весь мир – библиотека» Проблема автора и читателя в «Суеверной этике читателя» и «Вавилонской библиотеке».

Основная рекомендуемая литература:

Дополнительная литература:

Лекция 20. Тема: Современная американская литература (Д. Д. Сэлинджер, У.Стайрон, К. Воннегут, С. Беллоу: драматургия Э. Олби и Т. Уильямса). Характер фантастики К. Воннегута. Авторская позиция – «принципиальная антисерьезность» Искажение картины в романах Воннегута. Основные понятия древнеиндийской поэтики, воспринятые Сэлинджером. Образ молодого героя в романе «Над пропастью во ржи». Проблема самопознания и самовыражения в романе.

Основная рекомендуемая литература:

Дополнительная литература

 

Лекция 20. Тема: Английский роман 50-60-х гг. (Г.Грин, У. Голдинг, А. Мердок). Генезис философского романа: культурно-исторические предпосылки развития жанра в английской литературе второй половины ХХ в. Философские аспекты творчества У. Голдинга. Концепция «добра» и «зла». Мотив «тьмы человеческого сердца». Цивилизация и варварства в романе У.Голдинга «Повелитель мух».

Основная рекомендуемая литература:

Дополнительная литература

Лекция 22. Тема: Пути развития английского романа на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Осмысление литературных и культурно-исторических традиций в творчестве Дж. Фаулза. Постмодернистские принципы письма в романе «Женщина французского лейтенанта». Роль автора. Концепция искусства в романе «Башня из черного дерева». Культурологические и литературные ассоциации и аллюзии. Два смысловых уровня: реальный и философский – мифологический и универсальный. Интерпретация названия. Роман «Волхв». Творчество А. Байет. Роман «Обладать».

Основная рекомендуемая литература:

Дополнительная литература

Лекция 23. Тема: Литература постмодернизма. Конец ХХ в. – эпоха рецепции текста. Новое качество литературы. Понятие игры: игра с текстом, игра в тексте. Роль «топосов». Интертекстуальность. Монтаж. Игра повествовательными технологиями («приключения письма»). Автор – диктатор текста.

Основная рекомендуемая литература:

Дополнительная литература

Лекция 24. Тема: Литература постмодернизма. У. Эко: эволюция взглядов У. Эко на проблему читателя, текста и его интерпретации. «Образцовый читатель» и поэтика «открытого произведения». «Имя Розы»: метанарративная функция «заметок на полях». Проблема жанровой определенности в романе

Основная рекомендуемая литература:

Дополнительная литература

 

2.3.Планы практических занятий и учебно-методические материалы к ним:

 

Курс, 7 семестр

Роман «Посторонний».

 

Вопросы:

 

1. Художественное своеобразие романа Камю.;

- Композиция и ее особенности; принцип зеркальности.

- Особенности конфликта;

- Смысл названия.

 

2. Образ Мерсо как самораскрытие духа абсурда.

 

3. Экзистенциальные мотивы в произведении:

- абсурд и экзистенция;

- проблема свободного выбора.

-

  Литература:

Камю А. Избранное. – М. 1988.

Камю А. Бунтующий человек – М. 1990.

Ерофеев В. В лабиринте «проклятых вопросов Камю»- М. 1990.

Великовский С. Грани «несчастного» сознания. – М., 1973.

Мотылева Т. Зарубежный роман сегодня – М. 1966, с. 120-143.

 

Тема 4: Жанр лирического романа в творчестве Хемингуэя. «Прощай, оружие! »

Вопросы:

1. Мировая война в новеллах и романах. Война как способ самопознания

2. «Потерянность» и экзистенциалистское мироощущение: трагизм, бытие у предела, индивидуалистическая мораль стоицизма.

3. Особенности сюжета и композиции.

4. Тип героя, средства создания образа. Фредерик Генри и морально-этический кодекс Хемингуэя. Сепаратный мир как форма протеста против войны.

5. Концепция любви в контексте современного трагического мира.. Иллюзия и ее крах. Художественная манера романа: лаконизм прозы, подтекст, внутренний монолог, принцип айсберга, монтаж.

6. Жанровое своеобразие лирического романа в ХХ веке.

Литература:

Рымарь Н. Современный западный роман. Проблемы эпической и лирической формы. Воронеж, 1978.

Палиевский П. Пути реализма. Литература и теория. М.1974.

Анастасьев Творчество Хемингуэя. М. 1981.

Зверев А.М. Американский роман 20-30-х годов. М.1982.

Американская литература ХХ века. Проблема героя. Опыт типологического исследования. МГУ, 1980

Толмачев В.М. От романтизма к романтизму. МГУ, 1998.

Затонский Д. Роман и ХХ век. М., 1979.

Петрушкин А. В поисках идеала и героя. Саратов, 1986.

 

Курс, 8 семестр

Занятие 5. Тема: Роман Г.Б ё л л я " Глазами клоуна"

Вопросы: 1. Философско-эстетические взгляды Г.Б ё л л я.

2. Проблематика романов Бёлля и место романа " Глазами клоуна" в его творчестве.

3. Своеобразие конфликта в романе.

- Способы построения конфликта в романе.

- Структура романа (роман-диалог, роман-воспоминание).

- Критика общества потребления.

5. Образная система романа. Мастерство Г.Белля в воссоздании психологии героев. Образы-символы; образы-лейтмотивы. Образ Ганса Шнира

6. Образы искусства в романе. «Маска» как средство преодоления отчуждения.

  Литература:

Бёлль Г. Глазами клоуна (любое издание, //Иностр. Лит. №3, 1964 г.

 Адмони В. С позиций человечности. // «Новый мир», 1964 № 12. С.

Млечина В. Немецкий роман 60-70-х годов. М, «Наука», 1982.

Сильман Т. Структура абзаца в романе Белля «Глазами клоуна» //«Иностранный язык в школе». 1973. № 4 стр. 226-231.

 Рожновский П.В. Генрих Бёлль. М.: Высш. Школа, 1965.

Хейзинга. «Человек играющий». «Прогресс», 1989.

Мотылева Т. Зарубежный роман сегодня. М. 1966, стр. 298-320.

Днепров В. Литература и нравственный опыт человека. Л., 1970.

Ботникова А.Б. Время в романе Г.Белля «Биллиард в половине десятого»//Индивидуальность писателя и литературный процесс. Воронеж, 1978.

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе //М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

 

Занятие 6. Тема: Жанровая природа новеллы Э. Хемингуэя " Старик и море»

Вопросы:

1. Жанровая специфика новеллы-притчи, новеллы-параболы.

2. Проблематика новеллы " Старик и море".

3. Реальное и метафорическое в новелле; пространственно-временные связи в новелле.

4. Образы-символы, образы-лейтмотивы.

5. Образ старика Сантьяго.

6. Характерные черты стиля Хемингуэя ( «подводное течение», " монтаж", " принцип айсберга" и др.).

Литература:

Хемингуэй Э. Старик и море. Любое издание.

Самарин Р.М. Зарубежная литература / Сб.ст. М., 1978, с.430-445

Мелетинский Е. Поэтика новеллы. М., 1989.

Засурский Я.Н. Американская литература ХХ века. М.: МГУ. 1984.

Уоррен Р.П. Как работает поэт //Р.П. Уоррен. Эрнест Хемингуэй. М., 1988.

Хемингуэй Э. Речь при получении Нобелевской премии //Писатели США о литературе: в 2 т. М., 1982. Т.2. С.

 

Модернизм - термином м. обычно обозначают современное искусство, зародившееся на рубеже XIX-XX вв. и связанное с глобальным кризисом современной культуры Модернизм характеризуется субъективностью миропонимания, демонстративным противопоставлением новых форм по отношению к формам классического искусства. Идейным основанием новых модернистских форм стала философия Ф. Ницше, психоанализ З. Фрейда и К.-Г. Юнга, экзистенциализм Хайдеггера и К. Ясперса. Модернистское мировосприятие опирается на представление о том, что в мире нет никакой надежды, человек должен осознать, что он живет только сегодня, у него нет завтра. Поэтому жить и действовать надо только в настоящем.

 

Монтаж -    «монтаж как прием не является открытием культуры ХХ в. < …> любое художественное высказывание представляет собой некое сочетание различных компонентов (ракурсов, планов изображения, языков и т.д.). И, стало быть, монтаж или что-то родственное монтажу, предстает как неотъемлемое свойство искусства.< …>. Особенно впечатляющие достижения на пути использования монтажа принадлежат, конечно, кинематографу. < …>. Важнейшая из работ С. Эйзенштейна < …>, исследование «Диккенс, Гриффит и мы» (1941-1942), обосновывает понятие «монтажной фразы, воплощающей концепцию образа явлений» - иными словами, характеризует монтаж не как технический прием, а как эстетическую идею. < …> » (Зверев А.М. Монтаж //Художественные ориентиры. Зарубежная литература XX в. М,: ИМЛИ РАН, 2002. С.507-522).

 

Мифологема трансформированный в мифе и ритуале архетип. На базе архетипических связей образуются мифологемы внешнего и внутреннего пространства, модели бинарных оппозиций, культура стихий, определенные фигуры и ситуации. Мифологемы принадлежат к вторичным языкам культуры, выполняют функции знаков-символов, заместителей целостных сюжетов и ситуаций. Заимствованный у мифа мотив, тема или часть мотива и воспроизведение его в более поздних фольклорных и литературных произведениях. Мифологемы – основная составляющая часть мифопоэтического мышления, которая реализуется в системе символов и других поэтических категориях. Часто используются мифологемы «мирового древа», жизни и смерти, тени, судьбы, природных стихий, суточных циклов, дома, дороги, леса, горы, различных животных и т.д.

 

Парабола -   принцип художественной образности, иносказательный образ, тяготеющий к символу, многозначительному иносказанию. Близка к притче и аллегории, но в отличие от их однозначности и однонаправленности отличается многоплановой незавершенностью. Парабола сохраняет соответствие предметному, ситуативному плану.

 

Постмодернизм - Многозначный и динамически подвижный в зависимости от исторического, социального и национального контекстов комплекс философских, эпистемологических, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений. Прежде всего П. Выступает как характеристика определенного менталитета, специфического способа мировосприятия, мироощущения и оценки как познавательных возможностей человека, так и его места и роли в окружающем мире. < …> Необходимо различать П. Как художественное течение в литературе (а также в других видах искусства) и как теоретическую рефлексию на это явление, т.е. как специфическую литературоведческую методологию, позволяющее говорит о существовании особой критической школы или направления. Основные теоретики: француз Ж.Ф. Лиотар, американцы И. Хассан, Ф. Джеймсон, англичане Дж. Батлер, Д. Лодж. < …>. (Ильин И.П. Постмодернизм //Западное литературоведение ХХ века. Энциклопедия. Интрада. М., 2004. С. 324-328)

 

Поток сознания - литературный прием

 

Эпистема – комплекс эпистемологических (познавательных) представлений, характерных для определенного периода развития культуры.

(См. Гребенникова Н.С. Зарубежная литература ХХ века. – М., 1999, стр.113-120).

 

2.10.Темы курсовых, выпускных квалификационных и дипломных работ и требования к ним.

2.10.1. Темы курсовых работ и требования к ним.

2.10.2. Темы выпускных квалификационных работ и требования к ним.

 

 

Дисциплина: История зарубежной литературы: Литература ХХ в..

 

Форма обучения: очная

Учебный год _2008-2009

Рекомендована заседанием кафедры мировой литературы                                                                                                                    

протокол от «___» __________ 200_г.

Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой

_____________________________________________________________________

    наименование кафедры                                               подпись                   расшифровка подписи              дата

Исполнители:

____________________________ ___________ ___________________ _________

                                    должность                                    подпись                   расшифровка подписи            дата

____________________________ ___________ ___________________ _________

                                    должность                                    подпись                   расшифровка подписи            дата

СОГЛАСОВАНО: Заведующий кафедрой ___________________________________________________                                                  наименование кафедры                личная подпись     расшифровка подписи                      дата Заведующий кафедрой ___________________________________________________                                                                     наименование кафедры                личная подпись     расшифровка подписи                       дата Председатель методической комиссии по специальности _______________________________________________________________________                                                               шифр наименование                личная подпись     расшифровка подписи                       дата Декан факультета_______________________________________________________________________                                                                                                                           личная подпись     расшифровка подписи                       дата Начальник УСИТО ___________________________________________________________                                                                                                                           личная подпись     расшифровка подписи                       дата  

 

4.Дополнения и изменения в рабочей программе на 200__/200__ уч.г.

 

 

  Внесенные изменения на 200__/200__ учебный год   Утверждаю Декан факультета   (подпись, расшифровка подписи) “____”______________200… г  

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1) …………………………………..;

2) …………………………………..;

3) ……………………………………

или делается отметка о нецелесообразности внесения каких-либо изменений на данный учебный год

 

 

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры ______________________________________________________________________

(дата, номер протокола заседания кафедры, подпись зав. кафедрой).

СОГЛАСОВАНО:

                                                                                                                          личная подпись     р асшифровка подписи                       дата

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

ФАКУЛЬТЕТ филологический

КАФЕДРА мировой литературы

«УТВЕРЖДЕНО » на заседании

кафедры мировой литературы

«     »                 2009 г. протокол № __

Зав. кафедрой            д.ф.н., проф. Н.Д. Садомская

Учебно-методический комплекс

Дисциплины

 

 

ДДП. Ф.13. «История зарубежной литературы

Литература ХХ века»

Курс, 7, 8 семестры


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.674 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь