Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Занятие 1. Тема: Миф в художественном сознании ХХ века. Мифологизм романа Джойса «Улисс».
Вопросы: 1. Понятие о мифологизме и мифологическом романе в литературе ХХ века. 2. Роль гомеровских параллелей в сюжетно-тематической организации романа. Взаимосвязь сюжетных, тематических и мифологических линий в романе. 3. Основные мифологемы в контексте общей философии, основных идей и мотивов романа. Выявление общечеловеческих начал через миф. Идея универсальной повторяемости ролей и ситуаций. 4. Пародийная травестия канонических мифологем и архетипических мотивов - сыновство/отцовство (Блум-Стивен); блудного сына (Стивен Дедал), отчего дома и возращения (Итака/Дублин/Ирландия), женской природы (Мэрион); основная тема романа: отец и сын (проблема «встречи» как завершение «духовной одиссеи»). 5. Персонажи романа как пародийные вариации архетипических моделей: Блум-Одиссей, Стивен-Телемах; Молли – Пенелопа; Дизи- - Нестор; Сарджент – Писистрат; Маллиган – Антиной; Китти – Елена Троянская. 6. Архитектоника романа как реализация парадигмы одиссеи: - Роман как совокупность эпициклов. - Три основные части романа; - Структура эпизодов и способы воплощения гомеровских связей внутри эпизодов. 7. Перекодировка отдельных мифологем на различных уровнях. Модификация традиционных символов первобытной мифологии и их семантика (вода, солнце, огонь) 8. Способы мифологизации житейской прозы, современного быта в романе. Роль метаморфоз и аллюзивных сравнений. Лейтмотив протеизма, метаморфозы идей, слов, вещей. 9. Миф как способ универсальной символизации. Литература: Джойс Дж. «Улисс». ИЛ. 1980. № 1-12. Или любое другое издание. Джойс Д. Статьи, дневники, письма, беседы (из творческого наследия ирландского писателя) //Вопросы литературы 1984. №4. С. 169-210. Гениева Е. Ю. Комментарий к роману «Улисс». ИЛ. 1989. № 1-12. Белозерова Н.Н. К вопросу о художественном времени и пространстве в произведениях Джеймса Джойса //Вестник Ленинградского университета. Серия 2. История, языкознание, литературоведение. 1988. Вып.2. С. 35-39. Кеттл А. Джеймс Джойс //А. Кеттл. Введение в историю английского романа. М.. 1966. С. 362-367. Джеймс Джойс и современный модернизм //Современные проблемы реализма и модернизма. М., 1965. С. 309-345. Михальская Н.П. Джойс Д. //Н.П. Михальская. Пути развития английского романа 1920-1930-х г. М., 1966. С. 31-36. Урнов Д.М. Свершилось! Перевод и публикации романа Джеймса Джойса «Улисс» //Д.М. Урнов Пристрастия и принципы. М., 1991. С. 115-144. Сурова О.Ю. Человек в модернистской культуре //Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. М.: ВШ, 2001. С. 221-287. Набоков В.В. Джеймс Джойс //В.В. Набоков. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998. Лихачев Д.С. Слово к читателю. ИЛ. 1989. № 1. С. 141 – 142. Бушманова Н.И. Английский модернизм: психологическая проза -Ярославль, 1993. Жантиева Д.Г. Джеймс Джойс.М., 1967. Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л. 1980. Хоружий С.С. «Улисс» в русском зеркале //Дж.Джойс. Улисс. М. 1994. Джеймс Джойс и современный модернизм //Современные проблемы реализма и модернизма. М. 1965. С.309-345. Мотылева Т. Зарубежный роман сегодня. М. 1966, стр. 278-298. Мирский Д. Джеймс Джойс //Д. Мирский. Литературно-критические статьи. М., 1978. С. 281-307. Элиот Т.С. «Улисс».Порядок и миф. ИД. 1988. № 12. С. 226 – 228. Фрэнк Д. Пространственно-временная форма в современной литературе //Зарубежная эстетика и теория литературы. М., 1987. С.200-213. Чекалова С. Кое-что о J.J. //Знамя. № 10. С. 202-213. Занятие 2. Тема: Метафорический роман Ф.К а ф к и. Вопросы: 1. Немецкий экспрессионизм и творчество Ф. Кафки. 2. Автобиографические черты прозы Ф. Кафки; прием кодирования имени героя; значение прототипов. 3. Метафорическое «выражение» сути действительности в романах писателя: условность пространства и времени, метафорические и иносказательные образы. 4. Тема вины в романе «Процесс». Смысл притчи о вратах Закона. 5. Возможности интерпретаций текстов Ф. Кафки в религиозном, экзистенциальном, сновидческом контекстах. 6. Характерные черты метафорического романа как жанра. Литература: Кафка Ф. Превращение. Замок. Процесс. В исправительной колонии. Затонский Д. Франк Кафка и проблемы модернизма. М., 1972. Затонский Д. Австрийская литература в ХХ столетии. М., 1985. Экспрессионизм. М., 1976. Днепров В. Идеи времени и формы времени. И., 1980, с.432-487. Днепров В. Черты романа XX в. М.-Л., 1985. Гулыга А. Франц Кафка и его роман " Замок" //Ф.Кафка, Замок. М., 1990, серия " Литературные памятники. Сучков Б. Франц Кафка. //Б. Сучков. Собр.соч. в 3-х т.т., М. 1985. Т.2. С.88-159. Гессе Г. Письмо по кругу. Из серии Зарубежная художественная публицистика и документальная проза. М., Прогресс, 1987. С. 246-256. Краус В.. З. Фрейд и литература. " Вопросы философии", №2, 1995. С. 123-133. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М. 1982. Набоков В. В. «Превращение « Ф. Кафки. И Л. № 11, 1997. Карельский А.. Лекция о Ф.Кафке. И Л. № 8. 1995. С. 241-249. Камю. А. Надежда и абсурд в творчестве Ф. Кафки.//А.Камю. Избранное. Миф о Сизифе. М., 1993. Виннер Т.Т. Литература как метасемиотическая система. «Превращение» Ф. Кафки как метасемиотический текст //PES PHILOLOGICA.. М.-Л. 1990. Подорога В. Выражение и смысл. М.. 1995. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы