Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Критерии оценки результатов освоения дисциплины на зачете:



При итоговом контроле по дисциплине в форме зачета студент обязан:

1. Посетить все практические занятия и выступить не менее чем на четырех из шести.

2. Пройти устное собеседование по прочитанным текстам (два за семестр).

3. Прочитать наизусть одно стихотворение.

На экзамене: При традиционной форме итогового контроля в виде собеседования по экзаменационным билетам используются следующие критерии:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теоретические вопросы с практическим анализом текста, справляется с вопросами, причем не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, почитал не менее 80% предложенных художественных текстов.

- оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно использует знания по теории литературы, овладел навыками и приемами практического анализа художественного текста; прочитал не менее 60 % предложенных художественных текстов;

- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при анализе художественного текста, прочитал менее половины предложенных художественных текстов;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно.

2.7. Терминологический минимум:

Авторская маска – Термин постмодернизма, предложенный американским критиком К. Малгреном < …>. Ученые, исследовавшие организацию текстовых структур произведений постмодернизма (Д. Лодж, Д. Фоккема) выявили различные способы создания эффекта преднамеренного повествовательного хаоса, фрагментированного дискурса о восприятии мира как разорванного, отчужденного, лишенного смысла, закономерности и упорядоченности. < …> Однако они оставили открытым вопрос, что же является связующим центром подобного фрагментированного повествования, что превращает столь разрозненный и гетерогенный материал, который составляет содержание типового постмодернистского романа, в нечто, заставляющее воспринимать себя как целое < …> Мамгрен предположил, что таким центром является образ автора в романе, или авторская маска. Именно она служит камертоном, который настраивает и организует реакцию имплицитного читателя, обеспечивая тем самым необходимую литературную коммуникативную ситуацию, гарантирующую произведение от «коммуникативного провала». < …> автор, рискнувший появиться в том или ином виде на страницах своего произведения, тем самым сразу выдает свое беспокойство по поводу того, что он может столкнуться с «несостоявшимся читателем». < …> он вынужден взять слово от своего имени, чтобы вступить с читателем в непосредственное речевое общение и лично растолковать ему свой замысел. ( Ильин И.П. Западное литературоведение ХХ века. Энциклопедия М. 2004. С. 24-25).

 

Актуализация – оживление внутренней формы слова, использование выразительных и изобразительных средств языка таким образом, что они выступают в функции остранения, деавтоматизируются: овеществление детали, превращение мимолетной сценки в развернутую картину, порождающую цепь ассоциаций и эмоций.

 

Ассоциативность – прием композиционного связывания элементов художественного текста на основе их сходства, смежности или контраста. Предполагает неожиданное соотнесение разнородных явлений, выявление неочевидных семантических связей.

 

Архетип – символическая формула, первообраз, пра-форма. Основной элемент коллективного бессознательного (К.Юнг), несущий в себе глубинный человеческий опыт, который реализуется и постигается в художественном творчестве посредством «архетипических» образов, архетипов, имеющих общечеловеческое, трансисторическое, вневременное содержание. Архетип, видоизменяясь, проявляет себя на новых исторических этапах, являясь бессознательным средством передачи ценного и важного человеческого опыта из поколения в поколение. Идеальным проявлением коллективного бессознательного являются мифы, образы которых превратились в архетипы и стали основой для художественного творчества.

 

Аллюзия – прием преднамеренного использования в тексте определенных слов, словосочетаний, поэтических фраз, косвенно соотносящихся с известными фактами культуры, особый способ передачи дополнительной информации. При декодировании аллюзий подразумевается определенная степень знания связей между описываемыми явлениями, так как аллюзии вводятся в текст без дополнительных ссылок и объяснений. Традиционными источниками аллюзий служат мифологические, библейские, литературные, исторические факты.. Они могут быть построены по принципу, сходства, полярности, несоизмеримости сравниваемых объектов, быть доминантными, локальными, служить средством создания аллюзивной иронии.

 

Дискурс – (речь, слово), семиотический процесс, специфический способ, специфические правила организации речевой деятельности (письменной или устной). Каждая научная дисциплина обладает особым дискурсом, выступающим в специфической для данной дисциплины «форме знания» – понятийного аппарата и тезаурусными взаимосвязями. Дискурс – это культурно-речевой контекст, или экологическая среда сознания (индивидуального, общественного), фиксирующая конкретно-историческое пространство «языка» данной социо-культурной системы речевого общения. Дискурс, таким образом, оказывается «медиумом», речевой связкой между различными областями культурного творчества, между литературой и другими формами общественного сознания.

 

Интертекстуальность – литературный прием и термин, используемый для анализа художественных произведений постмодернизма, диалог между текстами разных культур, способ включения в традицию, ее осмысления и создание на этой почве оригинального произведения. Формы литературной интертекстуальности могут быть различными (переработка тем и сюжетов, использование аллюзий, реминисценций, явная и скрытая цитация, парафраза, пародия, стилизация и т.д.) Для создания нового текста используются отрывки культурных кодов, формул, ритмических фигур, фрагменты социальных идиом.

 

Код – совокупность условных символов и их комбинаций, каждому из которых присвоено определенное значение; система устойчивых признаков, предпочтительного выбора тех или иных семантических и синтаксических средств; ассоциативные поля, сверхтекстовая организация значений, которые вызывают представление об определенной, уже сложившейся структуре. Коды, на которые ориентируются писатели, - лингвистический код, общелитературный код, жанровый код, идиолект.

 

Маргинальный – находящийся вне основных тенденций своего времени по социально-политическим, экономическим, морально-этическим, религиозным или духовным мотивам, периферийный по отношению по отношению к доминирующим тенденциям своего времени или бросающий вызов миру обыденности с его эстетическими стандартами, этическими нормами, мыслительными стереотипами, аутсайдер по отношению к существующей Эпистеме.

 

Модернизм - термином м. обычно обозначают современное искусство, зародившееся на рубеже XIX-XX вв. и связанное с глобальным кризисом современной культуры Модернизм характеризуется субъективностью миропонимания, демонстративным противопоставлением новых форм по отношению к формам классического искусства. Идейным основанием новых модернистских форм стала философия Ф. Ницше, психоанализ З. Фрейда и К.-Г. Юнга, экзистенциализм Хайдеггера и К. Ясперса. Модернистское мировосприятие опирается на представление о том, что в мире нет никакой надежды, человек должен осознать, что он живет только сегодня, у него нет завтра. Поэтому жить и действовать надо только в настоящем.

 

Монтаж -    «монтаж как прием не является открытием культуры ХХ в. < …> любое художественное высказывание представляет собой некое сочетание различных компонентов (ракурсов, планов изображения, языков и т.д.). И, стало быть, монтаж или что-то родственное монтажу, предстает как неотъемлемое свойство искусства.< …>. Особенно впечатляющие достижения на пути использования монтажа принадлежат, конечно, кинематографу. < …>. Важнейшая из работ С. Эйзенштейна < …>, исследование «Диккенс, Гриффит и мы» (1941-1942), обосновывает понятие «монтажной фразы, воплощающей концепцию образа явлений» - иными словами, характеризует монтаж не как технический прием, а как эстетическую идею. < …> » (Зверев А.М. Монтаж //Художественные ориентиры. Зарубежная литература XX в. М,: ИМЛИ РАН, 2002. С.507-522).

 

Мифологема трансформированный в мифе и ритуале архетип. На базе архетипических связей образуются мифологемы внешнего и внутреннего пространства, модели бинарных оппозиций, культура стихий, определенные фигуры и ситуации. Мифологемы принадлежат к вторичным языкам культуры, выполняют функции знаков-символов, заместителей целостных сюжетов и ситуаций. Заимствованный у мифа мотив, тема или часть мотива и воспроизведение его в более поздних фольклорных и литературных произведениях. Мифологемы – основная составляющая часть мифопоэтического мышления, которая реализуется в системе символов и других поэтических категориях. Часто используются мифологемы «мирового древа», жизни и смерти, тени, судьбы, природных стихий, суточных циклов, дома, дороги, леса, горы, различных животных и т.д.

 

Парабола -   принцип художественной образности, иносказательный образ, тяготеющий к символу, многозначительному иносказанию. Близка к притче и аллегории, но в отличие от их однозначности и однонаправленности отличается многоплановой незавершенностью. Парабола сохраняет соответствие предметному, ситуативному плану.

 

Постмодернизм - Многозначный и динамически подвижный в зависимости от исторического, социального и национального контекстов комплекс философских, эпистемологических, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений. Прежде всего П. Выступает как характеристика определенного менталитета, специфического способа мировосприятия, мироощущения и оценки как познавательных возможностей человека, так и его места и роли в окружающем мире. < …> Необходимо различать П. Как художественное течение в литературе (а также в других видах искусства) и как теоретическую рефлексию на это явление, т.е. как специфическую литературоведческую методологию, позволяющее говорит о существовании особой критической школы или направления. Основные теоретики: француз Ж.Ф. Лиотар, американцы И. Хассан, Ф. Джеймсон, англичане Дж. Батлер, Д. Лодж. < …>. (Ильин И.П. Постмодернизм //Западное литературоведение ХХ века. Энциклопедия. Интрада. М., 2004. С. 324-328)

 

Поток сознания - литературный прием

 

Эпистема – комплекс эпистемологических (познавательных) представлений, характерных для определенного периода развития культуры.

(См. Гребенникова Н.С. Зарубежная литература ХХ века. – М., 1999, стр.113-120).

 

2.10.Темы курсовых, выпускных квалификационных и дипломных работ и требования к ним.

2.10.1. Темы курсовых работ и требования к ним.

2.10.2. Темы выпускных квалификационных работ и требования к ним.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь