Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности художественного монтажа в производстве рекламного роликаСтр 1 из 5Следующая ⇒
Монтаж по фазе движущихся объектов. При монтаже двух рядом стоящих кадров, в которых зафиксированы начало и продолжение единого движения объекта, необходимо завершение определенной фазы движения. Если в первом кадре начато движение, то во втором оно должно завершиться (если персонаж занес ногу, то в следующем кадре он должен ее опустить). Наиболее удачный переход будет тогда, когда в движении произойдет некая пауза. Монтаж по направлению основной движущей массы. Если в кадре находится человек, сидящий в купе поезда или в машине, зафиксированный неподвижной камерой, фон следующего кадра должен двигаться в обратном направлении. При этом необходимо учитывать также блики и их движение на неподвижном фоне — «стены купе». При переходе с движущегося предмета, зафиксированного неподвижной камерой, на кадр, в котором неподвижен фон, относительно которого двигался этот предмет, необходимо площадь этого предмета уменьшить на 1/3 плоскости экрана. Тем самым будет сохранено ощущение движения. При переходе с одного кадра на другой следует учитывать не только направление основной движущейся массы, но и скорость движущегося фона. При плавном монтаже внутри одной развивающейся сцены необходимо учитывать: пространственное размещение фигур, направление и темп их движения, форму жеста, направление взгляда, скорость движения фона, а также соблюдать соответствие кадров по масштабу, ракурсу, световой, цветовой и тональной характеристикам. Монтаж по звуку. Для того чтобы грамотно соединить звук и изображение, необходимо еще раз подчеркнуть особенности каждого из компонентов: пластика, изображение направлено на подсознание, слово — на сознание. Отсюда на телевидении, где слово, звук играют ведущую роль, образная структура часто базируется на «сознательном» восприятии диалогов, монологов, а визуальное, пластическое построение кадров является вторичным, почти «фоном» словесного или звукового действия. Поэтому снижается активность визуального восприятия, удлиняются монтажные куски, монтаж носит характер связок. Звук выполняет две основные функции: > воссоздание эстетического звучания (человеческая речь, естественные шумы); > пробуждение различных ощущений (страх, радость, горе). При прямом совпадении звука и изображения раскрывается содержание произведения.
При совпадении слова и изображения раскрывается логика развития характера. При контрапункте слова и изображения раскрывается внутреннее состояние героя. Состояние кадров может создать радостное настроение своим колоритом, уравновешенностью композиции, ритмическим построением, а звуковое сопровождение (неустойчивые звуки аккордов, неожиданный вскрик и т.д.) вносит диссонанс. Поэтому звук или слово детерминирует (определяет, обусловливает) смысловое значение кадра. Именно это и предопределяет характер монтажа как смысловой соотносимости отдельного кадра с предшествующими и последующими. Вертикальный монтаж есть звукозрительное построение, которое строится по двум линиям — по горизонтали развивается сюжет, по вертикали — его образное воплощение. При этом возникает чувственное соответствие между зрительным и звуковым рядами. Основным принципом вертикального монтажа является совпадение эмоционального и смыслового рисунков звука и изображения, подчиненных единым задачам и основной идее монтажного куска. Существуют определенные соотношения между звуком и изображением: > изображение подчинено звуковому решению; > звук подчинен изобразительному решению; > звук усиливается изображением; > изображение усиливается звуком; > звук и изображение порождают новый образ; > звук разрушает изображение. Требования к коротким монтажным кадрам: > композиция, как правило, статична, часто крупнопла- нова, снята в ракурсах (при подчеркнуто выразительном характере освещения); > фон в кадре «неразработан», обобщен, для большей выразительности — темный (используется также «эффектный» свет, что придает большую экспрессию); > важное для развития сюжета действие строится по первому плану; > цветовое решение достаточно локально. За короткое время зритель должен получить сконцентрированную информацию, лишенную ненужной деталировки, достаточно экспрессивную и эмоционально насыщенную. Достигается при помощи резких (острых) ракурсов, размытых ♦ нефокусных» фонов, деформации рисунком света лиц, подчеркиванием гиперболизации деталей. Для усиления достоверности среды и обстановки сцены используются объективы с широким углом, что позволяет при изменении масштаба первого и дальнего планов сохранить резкость изображаемого пространства, достаточно детализированного по всей его глубине. При панорамировании камеры изменяется композиция кадра, что придает изображению острую динамику, внутреннюю напряженность. Конкретизированная реальная среда придает эффект достоверности. Фон, среда должны быть подчинены образу человека, поэтому соотношение активности фона и актерской сцены зависит от драматургического решения в целом. При использовании освещения как определенной тональности даже в коротких планах можно достичь особой выразительности, при этом не «впадая» в крайность резких перебросов посредством высоких светотональных контрастов и острых напряженных, композиций, а разрабатывая, например, переход из темной тональности в светлую (или наоборот) при помощи точного ритмического рисунка монтажной фразы. КИНО. ВИАЕО. ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Особенности киноизображения
В настоящее время немногие рекламные ролики снимаются прямым («живым») способом. Даже те, которые выглядят, как сделанные в прямом эфире, на самом деле сняты на видеопленку и в основном на цветную. Кино — старый способ воспроизведения движущихся картин. Оно обладает гибкостью и многофункциональностью, его можно использовать для воспроизведения множества оптических эффектов, замедленного изображения, для панорамной съемки удаленных объектов, для передачи настроения, ускоренного движения и анимации. Кинопленка дает ту мягкость фактуры, которая отсутствует в прямом эфире и на видеопленке. Съемка роликов на кинопленку — удовольствие дорогое (пример — прекрасная реклама банка «Империал»), но тиражирование фильмов дешевле производства видеокопий. Особенности видеомонтажа Классический последовательный монтаж не может быть в чистом виде использован в рекламном фильме. Он просто не соответствует требованию к быстроте развития событий и не укладывается в рамки небольшого метража. Последовательный монтаж в рекламном фильме — это монтаж, допускающий исключение виДеоряда отдельных фаз совершаемого действия. Например, в художественном фильме процесс утоления жажды каким-нибудь напитком может быть показан в такой последовательности: > крупно — этикетка, > отъезд, > рука открывает бутылку, наливает напиток в бокал, ставит бутылку на место и выносит бокал из кадра, > рука несет бокал, подносит его ко рту, > человек пьет, > рука отнимает стакан от губ и ставит его на место, рука уходит из кадра. В рекламных роликах «Кока-кола», «Пепси», «Спрайт» и др. этот процесс показан так: > рука открывает пробку, > крупный план этикетки, > рука отнимает бутылку ото рта и выносит ее из кадра. Таким образом, время совершения действия сокращается во много раз при полном сохранении содержания происходящего события. Ведь в художественном фильме 200-800 кадров, а в рекламном ролике от 4 до 12. В рекламном ролике допускаются последовательный монтаж одинаковых по крупности планов (без введения между ними каких бы то ни было перебивок) и резкая смена ракурса с одновременной сменой крупности и без нее. Возможно применение скачков элементов изображения, которые придают ролику дополнительный эффект. Такие приемы, кроме создания иллюзии стремительного развития действия, играют еще и роль визуальных раздражителей и заставляют зрителя внимательнее всматриваться в происходящее на экране. В рекламном ролике могут применяться неоконченные наезды, отъезды и панорамы, однако они должны органично «подхватываться» следующими за ними кадрами. Все эти приемы должны быть заранее определены и учтены при разработке режиссерского сценария, т.е. съемки должны вестись с учетом последующего монтажа фильма. Параллельный монтаж может и должен как можно шире применяться в рекламном кино, но при условии тщательного внутрикадрового монтажа, чтобы исключить необязательные действия. Большинство рекламных роликов имеет несколько сцен. Они соединяются определенными способами. Самый простой из них — врезка (одна сцена просто врезается в следующую), она может обозначать одновременность, ускорение или разнообразие действия. Наложение — титры накладываются на видеосцену (такой прием используется в 93% телерекламы). Наплыв — сцена растворяется, одновременно появляется другая (способ, используемый в телерекламе, в основном при достижении динамических переходов от кадра к кадру). Проявление — сцена проявляется из темноты (в основном используется для выхода на экран первого кадра — выделение рекламного ролика в общем блоке). Растворение — сцена растворяется до темноты (переход к титрам в конце ролика). Стирание — новая сцена «стирает» предыдущую сверху вниз, сбоку и т.д. (в последнее время существует множество вариаций— «мозаика», «кубик-рубик», «перелистывание» и др.). «Блуждающая маска» — часть одной сцены помещается поверх другой (в рекламе чаще всего используется в разговоре героя со своим внутренним голосом — эффект «привидения», «духа», «второго «я»). Наезд-отъезд — равномерное движение от дальнего плана к крупному или наоборот. Морфинг — плавное превращение одного объекта в другой (ползущий по дороге жук превращается в новую модель автомобиля «Фольксваген Жук»). Стоп-кадр как имитация фотографической съемки. Иногда в монтаже используется оригинальный прием - изображение без звука. Каждый из этих способов находит свое место в различных рекламных роликах, показываемых на нашем телевидении. Так, например, «блуждающая маска» просматривается в роликах мыла «Сэйвгард» — женщина разговаривает со своим внутренним голосом "о пользе данного продукта; в ролике мебельного салона «Фея» — маленькая фея вылетает из картины и творит чудеса; в ролике минеральной воды «Бон Аква» — балерина видит себя, рождающей новые движения танца, и т.д. Стоп-кадр в виде фотографии облюбовал ролики дезодоранта «Рексона» — показ этикетки на флаконе и подмышек девушки; ролик РКЗ «Тавр» — где каждая сцена превращается в конце в черно-белый снимок, а также в ролике кофе «Нескафе» в фотоизображениях играющих в снежки молодых людей и т.д.
Всем известны примеры врезки. Главные отличия между грязным и чистым бельем, постиранным порошками «Тайд», «Ариэль» и другими, можно показать только на параллельных изображениях в одном кадре. Точно так же можно показать волосы «до и после» применения «Хэд энд Шолдерс», «Сансилк», «Эльсэв» и др. Стирание, наплыв и их разновидности «обожают» фирмы, представляющие в рекламе многочисленные лоты своего ассортимента. К ним относятся производственные объединения, продуктовые и товарные склады, магазины автозапчастей и многое другое. Ярким примером морфинга в российской рекламе является ролик журнала ТВ-Парк» — превращение головы мужчины в квадратный телевизор. Аудиомонтаж и его специфика Немаловажную роль в рекламном ролике играет звуковая партитура. Умелое применении музыки и шумов создает «звуковой образ товара» и способствует лучшему восприятию и запоминанию рекламы. Поэтому после видеомонтажа производится запись внешних звуков. К ним относятся голоса актеров и ведущих, музыкальное сопровождение, пение и звуковые эффекты. Желательно применение в рекламном фильме оригинальной музыки, записанной «под изображение», которая подчеркивает нюансы развития действия, помогает ему и в определенных случаях даже «подталкивает». Иногда музыка может быть основой для возникновения и последующего воплощения рекламной идеи. Диктор зачитывает текст, который должен идти в наложении. Идет запись музыки или вставляется в ткань музыкальной дорожки (звуковой дорожки) заранее закупленная музыка, производится микширование звуковых эффектов. Использование шумов, особенно непосредственно связанных с действием, которые производит объект рекламы, помогает зрителю реально представить предлагаемый ему товар, создает ощущение достоверности происходящего, убеждает. Как реально ощущается звук открываемой бутылки, шипение газов, плеск жидкости о стенки бокала и т.д. в роликах «Кока-колы», «Пепси-колы», «Спрайта», минеральных вод «Швепс», «Аква-Минерале» и других! Как отличается звук простуженного сипения и храпа от чистого дыхания Ивана Ивановича в рекламе «Назола»! И, наконец, прямо чувствуешь крепость здоровых, белоснежных зубов, услышав хруст зеленого яблока, откусываемого девочкой в рекламе «Блендамеда». Применение синхронных съемок делает звуковую палитру ролика богаче, помогает установить более тесный контакт со зрителем. Ведь человек лучше воспринимает информацию, если она идет из уст героя, которого он видит перед собой на экране, нежели ту, которая идет из-за кадра. Задержка звука — продолжение звука после окончания действия или прелюдия к действию. Яркий пример данного приема — продолжение звука чистки зубов после того, как женщина их уже почистила — реклама зубной пасты «Кол- гейт» (чистит зубы 24 часа в сутки). Несоответствие звука изображению на экране — в рекламе радиостанции «Европа +» женщина пела разными голосами, включая голоса мужчин. Звук без изображения — рекламный ролик РКЗ «Тавр» лишен изображения для привлечения внимания, о чем успешно напоминает диктор. Микширование звука с целью создания у зрителя эффекта виртуальной реальности — стилизованный под «Интернет» рекламный фильм «Марса», голос из дисплея в квартире будущего, в ролике зубной пасты «Макклинз»: «Добрый день, сын мой, пора вставать!»
Таковы основные принципы звукового монтажа, которыми руководствуются творческие работники при создании рекламных фильмов. Готовую видеозапись переводят на отдельный носитель — пленку, которая в комбинации с почти готовым визуальным изображением называется озвученной копией. При их соединении вместе с необходимыми оптическими эффектами и титрами получается контрольная фильмокопия. Для использования в рекламном ролике титров существует несколько правил, предназначенных для наилучшего их восприятия.
Использование титров Титры должны сменяться с такой скоростью, чтобы их можно было не спеша прочесть вслух: титры, двигающиеся слишком медленно, вызывают раздражение; титры, двигающиеся слишком быстро, могут довести человека до «белого каления», потому что их нельзя прочесть и они сливаются в уродливое мелькание; правильная скорость — это та, при которой их можно прочесть вслух. Титр на экране никогда не должен противоречить тому, что говорит голос за кадром. Звук и изображение всегда должны помогать друг другу, а не мешать — глаз и ухо не могут одновременно воспринимать разные сообщения, поэтому особенно тщательно нужно писать, монтировать и хронометрировать дикторский текст. При наложении титра на изображение буквы и фон должны быть контрастных тонов — это как будто бы настолько очевидно, что не заслуживает упоминания, но тем не менее такая ошибка встречается очень часто. Необходимо использовать светлые надписи на темных фонах и наоборот, иначе их не будет видно; необходимо избегать фона, где одна половина светлая, а другая темная, кроме тех случаев, когда можно расположить на темной половине светлую часть надписи, и наоборот. Такой «смешанный» фон совершенно непригоден для движущихся надписей. Особенности художественного монтажа в производстве рекламного ролика Координация кадров по направлению жеста, взгляда и в соответствии с содержанием диалога позволяет создать иллюзию присутствия второго собеседника, как бы расположенного за кадром. Если монтируются два парных кадра, в которых участвуют два или несколько действующих лиц, необходимо соблюдать правильное композиционное размещение их в пределах парных кадров — действующие лица должны быть расположены в разных углах кадра, иначе возникает путаница. Причем композиционно более изящно выглядят кадры, в которых герои занимают 1/3 кадра, а доминирующий персонаж в кульминационный момент может перекрыть 2/3 кадра на сверхкрупном плане. Если по ходу развития сюжета персонаж «выходит» из кадра вправо, то он должен «войти» в следующем кадре тоже справа. Однако если персонаж повернулся при «выходе» из кадра, то в следующем кадре можно не соблюдать точности «входа» в кадр или перейти через крупный план. Монтаж по темпо-ритму. Чтобы передать напряженный темпо-ритм, можно использовать следующие типы монтажа: монтаж по темпу, монтаж по главному внутрикадровому направлению, монтаж по длинам (длительностям) кусков, монтаж по переднему плану. Передать напряженный темпо-ритм поможет резкий контраст построения. Чтобы придать плавность сцене, необходимо еле заметное «переливание» из куска в кусок. Темпо-ритм определяется не только количеством и длиной монтажных кусков, но и построением сценария, характером диалога, игрой актеров, подбором музыкального сопровождения. Монтаж по темпу. Изображение перемещающейся фигуры по диагонали дает представление о форме ее движения в пространстве, а перемещение мимо аппарата — профильное — передает темп движения, так как смотрится относительно фона и рамок кадра. Картинная плоскость кадра на общем плане заполнена преимущественно неподвижно-статуарным материалом: земля, здания, небо и т.д. Оптическое ощущение темпа создается лишь при определенной композиции кадра, т.е. тогда, когда динамические элементы занимают значительную часть картинной плоскости кадра. Если снять пробег, заполнив большую часть кадра фигурой, а статичные элементы оставить на втором плане, то возникает оптическое ощущение динамики. Если эту же фигуру снять движущейся камерой, то динамическое ощущение возрастает больше при условии, что движение фигуры и движущейся камеры не совпадает. В кадре, снятом движущейся камерой, возникнут соотношения статуарных и кинетических элементов: несмотря на то, что фигура на первом плане жестко вписана в кадр и не смещается относительно его рамки, она активно перемещается относительно фона, что и создает иллюзию темпа движения. Монтаж по главному внутрикадровому направлению. Когда в одном кадре сочетаются два или несколько направлений движения, необходимо выделить главное внутри- кадровое движение и соединять последующие кадры, где это движение получает свое дальнейшее развитие, сохраняя его направление. Метрический монтаж. В основе его лежат абсолютные длины кусков. С. Эйзенштейн писал, что напряжение достигается эффектом механического ускорения путем кратных сокращений длины кусков с условием сохранения формулы взаимоотношения этих длин («вдвое», «втрое», «вчетверо» и т.д.). При этом внут- рикадровое движение подчинено абсолютной длине монтажного куска. Простые соотношения - 3/4, 2/4, 1/4 и т.д.
Сложная кратность - 16/17, 22/57 и т.д.
В построении сцены для увеличения напряжения, создания конфликта особое внимание следует уделять ритмическому монтажу. Ритмический монтаж. Может строиться на полном совпадении метрической длины кусков, но на несовпадении внутрикадрового движения, его темпа. Переключение ритма заключается в том, что в кусках одной длины происходит скачок с одного темпа на другой, с одной скорости движения внутри одного кадра на другую скорость движения в соседнем кадре. Отсюда возникает напряжение. Второй способ ритмического монтажа заключается в намеренном укорачивании абсолютной длины куска или, наоборот, его удлинении. Ритм сцены может быть напряженным, высоким или замедленным, передавая (через внешние проявления физических действий актера, через степень напряжения, в котором развивается действие) внутреннее состояние героя. Часто развитие конфликта строится на контрастах внешнего рисунка сцены и внутреннего переживания героя. При столкновении двух темпо-ритмов при параллельном монтаже можно найти ряд интереснейших решений сцены. Монтаж по движению переднего плана. Необходимо учитывать, что кадры хорошо монтируются по движению переднего плана. Оно воспринимается более интенсивно и привлекает больше внимания. Однако если монтируются два кадра, в которых одно движение сохраняется, а другое «исчезает» (например, быстро проехавший автомобиль и т.д.), нужно, чтобы между ними был перебивочный план - по первому плану движется человек, затем он перекрывает другой движущийся предмет (в данном случае автомобиль), а далее, в третьем кадре, этот человек продолжает путешествовать по обочине дороги, которая уже пуста. Чтобы не потерять нужный темпо-ритм сцены при переходе с кадра, в котором зафиксировалось движение, на статичный, необходимо его осуществить через остановку в конце движения. Если переход совпадает с паузой, то последующее движение будет выглядеть более подчеркнуто. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы