Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Практическая цель - найти свою «половинку».



(Опустим режиссерские указания студентки и пролог дископрограммы, а остановимся лишь на эпизоде «правил игры» по реализации практической цели представления).

Он: Добрый вечер, дорогие друзья!

Она: Здравствуйте!

Он: (показывая на сложную конструкцию, состоящую из различных шаров, пересечений никелированных штанг и т.д.): На этой модели мы пытались воссоздать молекулу любви. Но сейчас, как видите, она находится в состоянии дисбаланса.

Она: И чтобы восстановить полную гармонию вашей «Молекулы любви», потребуется ваша помощь.

Он: Для этого попрошу обратить внимание на весы, находящиеся в нашем зале. Как видите они неуравновешенны. В одной чаше - большое сердце, наполненное чувствами. Другая чаша - пуста. Она предназначена для вас, для ваших чувств.

Она: разбросанные мячики - это ваши половинки (друзья или подруги), которых вы по ходу дискотеки выберите себе сами.

Он: На экране будет идти информация о тех юношах и девушках, которые находятся сейчас здесь.

Она: Исходя из этой информации, а также вашей вежливости, галантности вы можете выбрать себе друга или подругу.

Он: Как только вы делаете выбор, берите мячик и бросайте его в пустую чашу. Наша молекула любви обязательно вернется в состояние гармонии, но только тогда, когда вы уравновесите своими мячиками-симпатиями большое сердце чувств. Задание ясно? (звучит музыка).

Ведущая подходит к конструкции (молекуле любви), указывает на одну из ее частей - ДОБРОТУ (зажигается лампочка).

Она: Этот элемент нашей молекулы называется ДОБРОТА.

Он: Возможна ли любовь без доброты? Вы тысячу раз скажете нет.

Она: Возможно ли дарить цветы любимому человеку с маской ненависти на лице?

Он: Может ли человек, который любит, таить в себе зло? Нет, нет и нет - ответите вы.

Она: Доброта - это один из самых главных компонентов в молекуле любви. Без нее любовь не смогла бы проявиться в полной своей красоте.

Он: А теперь я вам предлагаю немного потанцевать.

(Танцевальный блок 10 минут).

Она: У человека, который любит, вырастают крылья за спиной. Сами собой рождаются стихи. По другому начинаешь видеть цвета окружающего нас мира и на холсте возникают удивительные картины.

(Показ слайдов)

Он: И все эти чудеса творит вдохновение, рожденное любовью, и т.д.

Можно бы продолжить описание сценария и дальше. Тем не менее отметим, что правила игры, заявленные и первом эпизоде, были не только приняты аудиторией, но и реализованы. В конце представления многие из участников диско-программы выбрали себе друга или подругу. II не будем себя тешить мыслью, что у этих молодых людей сразу же после окончания программы все в жизни сложится. Нет. В ходе игры по правилам (все старались быть внимательными, галантными) молекула любви уравновесилась их чувствами. Для этого требовались активные игровые действия аудитории.

«Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии» (229, 288), - писал Д.Б. Эльконин.

Игра является достаточно наглядной чертой любого театрализованного представления. Тем не менее, в сценарной практике роль игры недооценивают и считают ее чем-то добавочным, второстепенным. Этот укоренившийся взгляд подвергается теперь у некоторых авторов пересмотру. Можно ли действительно считать игровой элемент в театрализованных представлениях и праздниках чем-то вторичным, производным? Не занимает ли этот элемент, напротив, самостоятельного места, быть может, даже наиважнейшего?

Наиболее эффективным по своей эмоционально-образной силе (особенно в праздниках детей и подростков) является игровое действие. Недаром А.С. Макаренко рассматривал праздники в первую очередь как организованную детскую игру, доставляющую радость ребенку. Поэтому так важна роль сценариста и режиссера в организации игрового театрализованного действия, где формой осуществления воспитательных задач является ситуация педагогически организованной деятельности.

Педагогический опыт показывает, что в процессе преподавания «Основ сценарного мастерства» создаются все необходимые условия для усвоения целой системы элементов, составляющих сценарную культуру режиссеров театрализованных представлений и праздников: культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, культура общения, ассоциативное мышление, фантазия, владение методом монтажа, практическое владение методикой создания сценария.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Нигилизм реформ начала 90-х годов по отношению к теоретическим основам советской педагогики, к идеологической заданности содержания, форм и методов воспитания, их подчиненности задаче формирования советского человека привел к дискредитации общественного идеала всесторонне развитой личности, к деформированию самого института воспитания. На фоне концептуальной неопределённости, резкого сокращения объемов государственного финансирования и недостаточного контроля со стороны государства, стихийное развитие рынка образовательных услуг выступает сегодня деструктивным фактором, превращая высшие учебные заведения в «кузницу» подготовки малообразованных специалистов, дискредитируя тем самым высшую школу в целом.

Современный педагог нуждается в постоянном осмыслении и переосмыслении всех тех изменений в образовательном пространстве и в обществе, которые имели место в предыдущие годы и продолжаются сейчас. Он понимает, что сообществу в целом нужны качественно новые характеристики педагогической деятельности, которая теперь стала вариативной и разнообразной и не укладывается в рамки единой универсальной теории.

Ценности образования действуют на каждом этапе его развития как моральные императивы. Но эти ценности отнюдь не законы педагогической деятельности, они -основания ее самоорганизации и саморазвития. Они - обобщённые представления о желаемом и социально необходимом для общества. Ценности образования нельзя установить авторитарным путем, они эволюционируют вместе с развитием содержания и технологий образования, вместе с изменением и трансформацией социокультурной сферы.

Изучение сценарной практики и теории подтвердило, что повышение педагогической эффективности театрализованных представлений и праздников невозможно без научно обоснованной и разработанной методики создания сценария. Понимание сценария, наиболее полно воплощающего в себе педагогические и художественные задачи, нам представляется перспективным для определения и нахождения его места в структуре деятельности культурно-досуговых учреждений.

Анализ художественно-педагогических условий формирования сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений показал, что для процесса становления «Основ сценарного мастерства» характерно:

1.    Формирование «Сценарного мастерства» как единой многодисциплинарной области научного знания.

2.    Расширение взаимосвязей художественно-педагогических основ сценарного творчества с режиссурой (в первую очередь), культурологией, педагогикой, психологией, социальной психологией, публицистикой, журналистикой, искусствоведением.

3.Формирование собственной теории

Поиски путей совершенствования теории сценария, разработка ее теоретических, практических и обучающих основ является своеобразной реакцией автора на повышение уровня учебно-педагогической подготовки студентов вузов искусств и культуры по соответствующим специальностям. Разрабатываемая проблема формирования сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников требует решения еще многих собственных задач. Вместе с тем, данное учебное пособие закладывает, на наш взгляд, прочную методологическую базу для повышения теоретического уровня предмета «Основы сценарного мастерства», преподаваемого в вузах культуры и искусств.

Реализация теоретико-практических положений учебного пособия в творческом учебном процессе позволяет, с одной стороны, создавать условия для эффективного усвоения студентами знаний, развития их мышления, формирования познавательного отношения к действительности и интеллектуальных способностей к самообучению, с другой - практически овладевать сценарно-педагогическими навыками регулирования культурно-досуговой деятельности. В.Я. Суртаев справедливо, на наш взгляд, отмечает необходимость регулирования культурно-досуговой деятельности со стороны специалистов. Сложность такого регулирования усугубляется, по мнению автора, целым рядом факторов, к одним из которых относится недостаток - специалистов культурно-досуговой сферы новой формации, владеющих прогрессивными технологиями организации досуга молодежи (187, 63).

Содержательный блок обучающей технологической модели предполагает решение следующих задач:

1.    Реализация концепции «инновационного обучения», ориентирующего обучаемых на проектную детерминацию будущего и конструирование собственных художественно-педагогических подходов к решению возникающих проблем.

2.    Внедрение в учебный процесс обучающих программ и технологий, обеспечивающее опережающий характер образования, выработку инновационного мышления у студентов.

3.    Углубление практической направленности в обучении.

4.    Проблематизация образовательного материала.

Достоинства обучающей технологии создания сценариев театрализованных представлений и праздников станут очевидны, если назвать те основные задачи, которые она помогает решать. Прежде всего это:

1.    Преемственность, последовательность, непрерывность и целенаправленность обучения.

2.    Экономичность и продуктивность творческого мышления.

3.    Преодоление стереотипности в решении творческих задач.

4.    Научно-обоснованный выбор оптимальных вариантов построения учебно-воспитательного процесса.

5.    Слияние оптимизации преподавания с оптимизацией обучения.

6.    Активизацию познавательной деятельности студентов.

7.    Концептуальность поиска и разрешения проблемы на сценарном уровне.

8.    Межпредметную координацию.

9.    Усиление роли практических методов обучения в формировании сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников.

10.  Систематическое усвоение теоретических знаний, так как обучающая технология представлена как система динамического комплекса взаимосвязанных элементов.

11.  Нахождение критерия художественно-педагогической ценности сценариев театрализованных представлений и праздников.

12.  Планирование конечного результата обучения.

13.  Реализация практических целей театрализованных представлений и праздников.

14.  Обоснование специфики сценария как художествен-но-педагогической программы.

15.  Реализация целостной художественно-педагогической концепции в моделировании поведения аудитории в театрализованных представлениях и праздниках.

16.  Осуществление механизма создания на сценарном уровне ситуации педагогически организованной деятельности аудитории.

17.  Внедрение в теорию и практику «Основ сценарного мастерства» специализированных понятий и терминов.

18.  Формирование сценарной культуры личности специалиста, способного творчески решать теоретические и практические задачи в полифоничной структуре досуга.

Успешное овладение обучающей технологией формирования сценарной культуры предполагает переход подготавливаемых специалистов на новый культурный уровень, который характеризуется следующими показателями:

1.    Овладение социально необходимыми научными и гуманитарными знаниями.

2.    Овладение знаниями и навыками политической культуры, необходимых личности для того, чтобы ее позиция в динамичных социокультурных процессах несла в себе конструктивные начала.

3.    Приобретение квалификации и профессионализма.

4.    Адекватная эстетическая подготовка, помогающая человеку оперировать образами, обеспечивающая развитие его эмоциональных и формообразующих навыков художественно-педагогической деятельности.

Но лишь тогда эта деятельность будет воистину успешной, «...когда носитель ее будет гуманитарно подготовленным, а значит, творчески состоятельным. Таков категорический императив наших дней» (219, 103-104).

Рассмотренные нами художественно-педагогические условия формирования сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников определили основное содержание сценарного творчества в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов в вузах культуры.

«Аккордность», синтез предметов специальности и блока гуманитарных дисциплин призваны способствовать достижению главной цели воспитания и обучения будущих режиссеров: формированию целостной личности специалиста, компетентного в вопросах сценарной культуры, в вопросах теории и практики режиссуры театрализованных представлений и праздников, обладающего необходимыми личностными, творческими, организаторскими качествами, способностями и навыками по воплощению своих творческих идей в условиях профессионального партнерства. Конечно, нельзя рассчитывать, что вся совокупность полученных знаний будет использована в процессе творчества, что они проявятся автоматически, как само собой разумеющееся. Надо стимулировать, а, возможно даже провоцировать в студентах их выявление во всех сферах теоретического и практического обучения творческой личности. Вот почему надо использовать достижения всех наук и посредством интердисциплинарного исследования определить грань отношений, в которых соприкасаются и переплетаются изучаемые студентом предметы. Взаимное воздействие отдельных источников познания происходит лини, в тот момент, когда соприкасающиеся плоскости не могут уступить одна другой, и таким образом возникает одна общая или возможно большее количество точек соприкосновения, образующих реальный импульс познания.

Цель гуманитарной подготовки состоит в том, чтобы «представлять студентам научную и общую культуру, которая позволяла бы занимать после дополнительной профессиональной подготовки «посты квалифицированных специалистов» (218).

Исследуя проблемы сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников в рамках технологии сценарного творчества, мы старались творчески воспроизвести ее сущность и показать ее как объективный художественно-педагогический феномен. Автор сохраняет надежду, что ему удалось в определенной степени доказать существование огромных резервов развития творческого потенциала студентов за счет «коренной ломки», а не частичных усовершенствований методических приемов учебной деятельности в высшей школе, преодолеть натуралистическую трактовку учения как накопления, кумуляции знания, раскрыть творческий потенциал, который содержит в себе обучающая технология формирования сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников, определить условия и пути достижения значительного, качественно нового уровня повышения резервов художественно-педагогического развития студентов в высшей школе.

Рассмотрев комплекс теоретических и методических вопросов формирования сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников, можно сделать следующие выводы:

1.    Разработано «смысловое ядро» теории формирования сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников в условиях высшего художественно-педагогического образования. Установлено, что педагогическая интерпретация целостности сценарной культуры во взаимосвязи ее духовно-содержательной, морфологической, функциональной и личностной сущности детерминирована междисциплинарным культурологическим подходом. В контексте педагогики высшей школы данный подход позволил рассмотреть сценарную культуру: во-первых, как интегративное личностное качество, приобретаемое студентами в процессе профессиональной подготовки, и, во-вторых, как сложный по составу компонент содержания художественно-педагогического (сценарно-режиссерского) образования.

2.    Исследовано понятие «сценарная культура». В результате теоретической и экспериментальной работы доказано, что сценарная культура является профессионально значимым качеством личности режиссера театрализованных представлений и праздников. Содержание данного качества обусловлено двумя источниками. Во-первых, особенностями художественно-педагогической деятельности, во-вторых, природой сценарного творчества, тесно связанного в своем развитии с другими видами искусства.

3. Разработана условная модель сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников, включающая многообразный комплекс профессиональных характеристик. Установлено, что основными условиями реализации данной модели в учебном процессе являются:

а)    взаимосвязь общехудожественной, сценарно-режиссерской, педагогической и методической подготовки, осуществляемая на основе межпредметных (межхудожественных) связей;

б)    профессионально-педагогическая направленность процесса обучения, позволяющая выделять в содержании дисциплины знания и умения, составляющие основу сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников.

5. Изучены педагоги чески е условия, способствующие формированию сценарной культуры. Теоретически обоснована и экспериментально проверена педагогическая ценность курсовых и дипломных сценариев выпускников специальности.

В данном учебном пособии, являющемся первой работой в области педагогической интерпретации сценарной культуры, сделан акцент на обоснование теоретических основ содержания и методов обучения. Изучение методологического статуса предмета «Основы сценарного мастерства» показало, что данную область знания и художественно-педагогического образования можно рассматривать как педагогическую систему, цель которой соотносима с формированием сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.    Аристотель. Сочинения: в 4-х т./Пер.с древнегреч.:Общ.ред. А.И. Доватура.-М.:Мысль, 1984.-Т.4/Философ. наследие. Т.90/.-В надзаг.: АН СССР.- Ин-т философии.

2.    Аристотель, Соч.: в 4-хт.-М.: Мысль, 1983.-Т.4.

З.     Аристотель, Об искусстве поэзии/ Пер. В.Г. Аппельрота.-М.: Гослитиздат, 1957.

4.     Античные мыслители об искусстве.-М.: Искусство, 1938.

5.          Авдеев Д.А. Происхождение театра.-Л.; М.: Искусство, 1959.

6.     Авлов Г. Клубный самодеятельный театр: Эволюция методов и форм/ Вступ.ст. А. Пиотровского.-Л.; М.: Теакинопечать, 1930.

7.     Авлов Г. Театральные агитпропбригады в клубе.-Л.;М.: ГИХЛ, 1931.

8.          Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы.-М.: Наука, 1978.

9.     Арнуадов М. Психология литературного творчества/ Пер. с болгар. Д.Д. Николаева.-М.: Прогресс, 1970.

10.  Азаров Ю.П. Теоретические проблемы мастерства воспитателя современной общеобразовательной школы: Автореф.дисс... д-ра пед.наук.-М., 1973.

11.  Азаров Ю.П. Мастерство воспитателя.-М.: Просвещение, 1971.

12.  Адамович А. Жизненный материал и художественное обобщение// Вопр.лит.-1966.-№9.

13.  Аль Д.Н. Основы драматургии: Учеб.пособие для студентов ин-та культуры.-Л.: ЛГИК им.Н.К. Крупской, 1988.

14.  Абрамов В. Театр Яхонтова// Театр.-1970.-№ 6.

15.  Афанасьев В.Г. Системность и общество.-М.: Политиздат, 1980.

16.  Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методолог.проблемы.-М.: Изд-во полит.лит., 1985.

17.  Ананьев Б.Г. Очерки психологии.-Л.: Лениздат,

1945.

18.  Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т./ АПН СССР; Под ред.А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой.-М.: Педагогика, 1980.-Т.2.

19.  Амонашвили Ш.Л. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-Минск: Университетское, 1990.

20.  Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию.-М.: Изд-во МГИК, 1992.

21.  Барблан А. Иерархия знания// Знание. - 1994.-№ 3,

22.  Белинский В.Г. О драме и театре.-М.;Л.: Искусство, 1948.

23.  Белинский В.Г. Полн.собр.соч.: В 13-ти т.-М.: Изд-во АН СССР, 1954.-Т.4

24.  Белинский В.Г. Собр.соч.: В 3-х т.-М.: Гослитиз-дат, 1948.-Т.З.

25.  Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека.-М.: ГИЗ, 1926.

26.  Бердяев НА. Философия творчества, культуры и искусства.: В 2-х т.-М.: Искусство, 1994.-Т.1.

27.  Бардовский А.А. Театральный зритель на фронте в канун Октября.-М.: Рус.театр.об-во, 1928.

28.  Булгаков А.С., Данилов С.С. Государственный агитационный театр в Ленинграде. 1918-1930.-М.; Л.: Academia, 1939.

29.  Брехт Б. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания: Избр.произв.-М.: Искусство, 1965.-Т.5/2.

30.  Брехт Б. О театре: Сб.статей/ Пер. с нем.-М.: Иностран.лит., 1960.

31.  Банфи А. Избранное.-М.: Искуссьво, 1965.

32.  Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.-М.: Худож.лит., 1972.

33.  Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.-М.: Худож.лит., 1965.

34.  Блюменфельд В. «Зови фабком!»// Красная газ.веч.вып.-1928.-№ 13,14. янв.

35.  Библер B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога.-М.: Политиздат, 1975.

36.  Блонский П.П. Курс педагогики: Введение в дошкол.воспитание.-М.: Практ.знания, 1916.

37.  Брушлинский А.В. Психология творчества: некоторые итоги и первые перспективы// Коммунист.-1967.-№ 5.

38.  Брусов С. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга// Культурно-досуговая деятельность, перспективы развития и проблемы регулирования.-Свердловск, 1991.

39.  Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ.-СПб., 1992.

40.  Всеволодский-Генгросс В.Н. История русского театра.-М.;Л.: ГИХЛ, 1929.

41.  Волькенштейн В.М. Драматургия.-5-е изд.доп.-М.: Сов.писатель, 1969.

42.  Валлон А. От действия к мысли: Очерк сравнит-.психологии/ Пер. с фр. Е.К. Андреевой, Ю.В. Жуковой; Под ред. А.Н. Леонтьева.-М.: Иностр.лит., 1956.

43.  Вахеметса А.Л., Плотников С.Н. Человек и искусство.-М.: Мысль, 1968.

44.  Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Научное наследство/ Под ред. М.Г. Ярошевского.-М.: Педагогика.-1984.-Т.6.

45.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психолог.очерк. -2-е изд.-М.: Просвещение 1967.

46.  Веселовский А.Н. Историческая поэтика.-Л.: Худож.лит., 1940.

47.  Вершковский Э.В. Режиссура массовых клубных представлений: Учеб.пособие для студентов отд-ления клуб.массовых представлений ин-та культуры.-Л.: КГИК им.Н.К. Крупской, 1977.

48.  Гегель В. Эстетика.-М.: Искусство, 1971.-Т.З.

49.  Гегель В. Соч.-М.: Госиздат, 1938.-Т.14.

50.  Горький A.M. Собр.соч. в 30-ти т.-М.: ГИХЛ 1953.-Т.27.

51.  Гвоздев А. Зритель и его исследователи// Жизнь искусства.-1925, № 22.

52.  Герцен А.И. Собр.соч.: В 30-ти т.-М.: Изд-во АН СССР, 1954.-Т.1.

53.  Грекова И.К. К вопрсу об информации// Наука и жизнь.-1967.-№ 3.

54.  Гааз П.Э. Методика сценарно-режиссерской работы в агитационно-художественных бригадах.-М.: ВНМЦ НТ им.Н.К. Крупской, 1987.

55.  Генкин Д.М. Массовые праздник : Учеб.пособие для студентов ин-тов культуры.-М.: Просвещение, 1975.

56.  Генкин Д.М., Соломоник А.Г. Художественная пропаганда в клубе.-М.: Сов.Россия, 1977.

57.  Генкин Д.М., Конович А. О сути клубной драматургии// Культур.-просвет.работа.-1978.-№ 4.

58.  Генкин Д.М. Социально-педагогические основы массового праздника: Автореф.дисс....д-ра пед наук.-П.:ЛГИК им.Н.К. Крупской, 1981.

59.  Гладков А. Воспоминания, заметки, записи о В.Э. Мейерхольде// Тарусские страницы: Лит.-худож.иллюстр.сб. Калуга: Кн.изд-во, 1961.

60.  Гагин В.Н. В.Н. Художественно-эстетический элемент - существенный фактор определения специфики клубной пропаганды: Автореф.дис. ...канд.филос.наук.-М.: МГИК, 1975.

61.  Гагин В.Н. Выразительные средства клубной работы.-М.: Сов.Россия, 1983.

62.  Грушин Б.А. Свободное время: Актуальн.проблемы.-М.: Мысль, 1967.

63.  Георгиевский Г. Об активности режиссерского замысла// Режиссерское искусство сегодня.-М.: Искусство, 1962.

64.  Дидро Д. Собр.соч.: В 10-ти т.-М;Л.: Госиздат. 1936.-Т.5.

65.  Достоевский Ф.М. Об искусстве.-М.: Исскуство,1973.

66.  Довженко А.П. Собр.соч.-М.: Искусство, 1957.-1.4.

67.  Довженко А.П. Лекции на сценарном факультете ВГИКа.-М.: ВГИК, 1963.

68.  Дубровский Э. Сценарий как модель социальной действительности// Искусство кино.-1976.-№ 1.

69.  Дмитриев Ю. Эстрада и цирк глазами влюблённого.-М.: Искусство, 1971.

70.  Даль Б. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т.-М.: Рус.яз., 1989.-Т.1.

71.  Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т.-М.: Рус.яз., 1980. -Т.4.

72.  Декларация 44-й сессии международной конференции по образованию. Женева, 7 окт. 1994., Е (ЕЕ) СО ТЕ 44/5.

73.  Ершов П. М. Режиссура как практическая психология.- М.: Искусство, 1972.

74.        Егизаров Р.И. Изучение кинозрителя.- М.;Л.: ГИЗ, 1928.

75.   Жураковский Г.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко.- М.: АПН РСФСР, 1963.

76.  Жарков А.Д. Организационно-методические основы культурно-просветительной деятельности: Автореф.дис. ... д-ра пед.наук.-Л.: ЛГИК им.Н.К. Крупской, 1990.

77.  Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы: Учеб.пособие для ин-тов культуры.-М.: Прсвещение, 1989.

78.  Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование.-СПб.: ИГУП, 1996.

79.  Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции.-СПб: ИГУТ, 1996.

80.  Залыгин С. Черты документальности// Вопр.лит.-1970.-№ 2..

81.  Зингерман Б. Корифеи советской режиссуры и мировая сцена// Вопр.театра.-1970.

82.  Зезерский Е.Я. Советский клуб сегодня и завтра.-М.: Сов.Россия, 1975.

83.  Ильев В.А. Технология театральной подготовки в формировании и реализации замысла школьного урока.-М.: АО Аспект ПРЕСС, 1993.

84.  Ильин Е.Н. Герой нашего урока.-М.: Педагогика, 1991.

85.  Исаев И. Основные вопросы клубной сцены.-М.: ВЦСПС, 1926.

86.  Иконников С.Н. Диалог о культуре.-Л.: Лениздат,1987.

87.  Кант И. Соч.: В 6-ти т.-М.: Мысль, 1964.-Т.З.

88.  Кондильяк. Соч.: В 3-х т.-М.: Мысль, 1982.-Т.2.

89.  Крупская Н.К. Действенный метод: Пед.соч.: В 10-ти т.-М.: Изд-во АПН, 1957.-Т.8.

90.  Каган М.С. Социальные функции искусства.-Л.: О-во «Знание» РСФСР Ленингр.орг., 1978.

91.  Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике.-Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1971.

92.  Каргин А.С, Хренов Н.А. Функциональный аспект досуга в истории цивилизации// Традиционные формы досуга: история и современность.-М.: Гос.республик.-центр рус. Фольклора, 1993.

93.  Киселева Т.К., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. -М. МГУ им.М.В.Ломоносова, 1995. -В надзаг.: Рос.Акад. образования; Центр социал. педагогики; Моск.гос.ун-т культуры.

94.  Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии.-М.: Просвещение, 1972.

95.  Казанский В.Д. Метод театра.-М. - Academia, 1925.

96.  Каржанский Н. Коллективная драматургия: Материал для работ драмат.студий и кружков.-М.: Госиздат, 1922.

97.  Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя/ Под ред. М.Ф. Овсянникова.-М.: Просвещение, 1983.

98.  Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание/ При участии В.Г. Афанасьева.-М.: Мысль, 1968.

99.  Кнебель М. Поэзия педагогики.-М..: Искусство,1976.

100. Коган Л.Н. Культурный уровень и культурная деятельность// Исследование культурной деятельности и культурного уровня населения городов Урала.-Свердловск. 1979.

101. Конович А А. Театрализованные праздники и об ряды в СССР.-М.: Высш.шк., 1990.

102. Конович А.А. Театрализация в празднично-обрядовой культуре: Пед.аспектАвтореф.дис. ... д-ра пед.наук.-Л.: ЛГИК им. Н.К.Крупской, 1991.

103. Калашников Ю., Ростоцкий Б. Уроки «Тревоги»/ / Сов.театр, 1931.-№ 9.

104. Кондаков Н.И. Логический словарь.-М.: Наука,1971.

105. Капитайкин Э. Правда факта и пределы вымысла// Верность революции: На сцене Ленингр.драмат.театров сегодня.-М.: ВТО, 1971.

106. Клубоведение: Учеб.пособие для ин-тов культуры.-М.: Просвещение, 1972.

107. Кулешов Л. Искусство кино.-М.: Теакинопечать,1928.

108. Кузнецов Е.М. Цирк. Происхождение. Развитие. Перспектива,- М.: Искусство, 1971.

109. Крэг Г. Искусство театра.-СПб.: Изд. Н.И.Бутковой, б.г.

110. Леонов Л. Талант и труд.-Собр.соч.: В 9-ти т.-М.: Гослитиздат, 1962.

111. Ломоносов М.В. Полн.собр.соч.-М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1951.-Т.7.

112. Луначарский А.В. Собр.соч.: В 8-ми т.-Т.З. Литературоведение. Критика. Эстетика.-М.: худож.лит., 1963-1967.

113. Луначарский А.В. О массовых празднествах, эстраде и цирке.-М.: Искусство, 1981.

114. Лотман Ю.М. Структура художественного текста.-М.: Искусство, 1970.

115. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.-М.: Изд-во МГУ им. М.В.Ломоносова, 1972.

116. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.: Политиздат, 1977.

117. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество.-М.: Искусство, 1977.

118. Лоусон Д.Г. Теория и практика создания пьесы и киносценврия.-М.: Искусство, 1960.

119. Лоусон Д.Г. Фильм - творческий процесс или язык и структура фильма/ Пер. с англ.-М.: Искусство, 1965.

120. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы.-Изд.2-е, доп.-Л.: Худож.лит., 1971.

121. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т.-М.: Педагогика, 1983.-Т.1. В надзаг. АПН СССР.

122. Макаренко А.С. Опыт постановки работы детской трудовой колонии// Избр.произв. В 3-х т.-Киев: Рад.шк.. 1983.

123. Макаренко А.С. Сочинения: В 7-ми т.-М.: Изд-во АПН.-1958.-Т.5.

124. Маяковский В.В. Полн.собр.соч.: В 13-ти т.-М.: Искусство, 1959.-Т. 12.

125. Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы.-М.: Искусство, 1968.-Ч.2.

126. Манн Ю. К спорам о художественном документе// Новый мир.-1968.-№ 8.

127. Марков П.А. Театр 1917-1927// Избр.соч.-М.: Искусство, 1976.-Т.З.

128. Миронова В. ТРАМ/ Агитационный молодежный театр 1920-1930-х годов.-Л.: Искусство, 1977.

129. Маршак М.И. Клубный сценарий.-М.: Профиздат, 1975.

130. Матюхин В.А. Преодоление кризисных явлений в системе образования США/1980-1990 гг./ Методология и результаты// Обзорн.инф.НИИВО.-М., 1995.-Вып. 1.

131. Мейлах Б.С. Талант писателя и процессы творчества.-Л.: Сов.писатель, 1969.

132. Мейлах Б.С. Эстетика и процессы творческой деятельности// Искусство и научно-технический прогресс.-М.: Искусство, 1973.

133. Мансуров Н.С. Теоретические предпосылки прогнозирования развития личности и ее активности// Активность личности в социалистическом обществе.-М.: Наука, 1976.

134. Медведев П. В лаборатории писателя.-М.: Сов.писатель, 1960.

135. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования.-М.: Наука, 1978.

136. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.

137. Митта А. Стереотипы драматургии. Киносценарии// Лит.-худож.иллюстр.журн.-1996.-№ 1.

138. Немирович-Данченко Вл. Статьи, Речи. Беседы. Письма.-М.: Искусство, 1962.

139. Нагирняк Е. Нужны ли такие сценарии?// Куль-тур.-просвет. работа.-1974.-№ 2.

140. Новожилов СВ. Роль игровой деятельности в демократизации системы отношений «Педагог-Студент» и качестве подготовки специалистов КПР// Межвуз.сб.тр. «Совершенствование учебно-воспитательного процесса в вузе культуры».-М.: МГИК, 1989.

141. Островский А.Н. Поли.собр.соч.-М.: Гослитиздат. 1953,-Т.16.

142. Ожегов СИ. Словарь русского языка.-М.: Рус.яз., 1973.

143. Обуховский К. Психология влечений человека.-М.: Прогресс, 1972.

144. Огурцов П.П. Этапы интеграции системности научного знания. Античность и новое время: Систем.исследования.-М.: Наука, 1974.

145. Организация и методика художественно-массовой работы.-М.: Просвещение, 1987.

146. Оконь П. Основы проблемного обучения.-М.: Просвещение, 1968.

147. Образцов СВ. Театр китайского народа.-М.: Искусство, 1957.

148. Паскаль Б. Мысли.-Ж.Лабрюйер. Характеры/ Де Ларошфуко.-М.: Худож.лит., 1974.(Б-ка всемир.лит.-Т.42).

149. Пушкин А.С. Собр.соч.-М.: Сов.лит.,1975.-Т.6.

150. Поляков М.Я. Теория драмы. Поэтика: Учеб.пособие по курсу «Теория драмы» для студентов театроведч. И реж.фак. театр.вузов/ Мин-во культуры РСФСР; ГИТИС им.А.В. Луначарского.-М., 1980.

151. Прохоров Е.П. Публицистика в жизни общества.-М.: Изд-во Моск.гос.ун-та, 1968.

152. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.-М.: Педагогика, 1976.

153. Пискатор Э. Политический театр.-М.: ОГИЗ-ГИХЛ, 1934.

154. Петровский М.В. Принципы и методы клубной работы: Опыт методического руководства для работников гражданских и военных клубов/ Под ред. Е.П.Шалагиновой, Г.И.Дохман-Гармаза. -М.: Госиздат, 1924.-В надзаг.: Главполитпросвет.

155. Пинкевич А.П. Педагогика и наука// Педагогическая мысль.-1920.-№ 1-3.

156. Платон..Собрание сочинений: В 4-х т./ Общ.ред. А.Ф.Лосева, В.Ф.Асмуса, А.А.Тахо-Годи; Пер. с древнегреч.-М.: Мысль. 1993.-Т.2.-(Филос.наследие.-Т.116).

157. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.-М.: Высшая школа, 1984.

158. Проблемное программированное обучение: Сб.статей.-М.: Сов.Россия, 1973.

159. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избр.статьи.-М.: Наука, 1976.

160. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории.-М.: Мысль, 1971.

161. Психологические характеристики профессии/ Ф.И.Иващенко, В.В.Чебышева, Т.И.Жукова и др.-Минск: Нар.асвета, 1979.

162. Попов О.Д. Художественная целостность спектакля.-М.: Всерос.театр.о-во, 1958.

163. Розовский М. Режиссер зрелища.-М.: Сов.Россия,1973.

164. Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств.-М.: Искусство, 1980.

165. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии.-М.: АН СССР, 1940.

166. Роговин М.С. Философские проблемы теории памяти.-М.: Прогресс, 1981.

167. Рихтер Г. Борьба за фильм/ Пер. с нем.-М.: Прогресс, 1981.

168. Руденский Е.В. Воспитательные функции общения в массовом празднике: Автореф.дис. ...канд.пед.наук.-Л.: ЛГИКим.Н.К.Крупской, 1980.

169. Разумный В.А. Клуб и культура общения: Пособие для клуб.работников.-М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1989.

170. Разумный В.А. Творчество народа и современность.-М.: ВНМЦ НТ КПР МК СССР, 1990.

171. Станиславский К.С Статьи. Речи. Беседы. Письма.-М.: Искусство, 1953.

172. Станиславский К.С. Собр.соч.: В 8-ми т.-М.: Искусство, 1961.-Т.2.

173. Станиславский К.С. Собр.соч.: В 8-ми т.-М.: Искусство, 1961.-Т.З.

174. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб.-воспитат.работы в сел.сред.шк.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1979.

175. Сухомлинский В.А. Этюды о коммунистическом воспитании// Народ.образование.-1967.-№ 2.

176. Сахновский-Панкеев В. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь.-Л.: Искусство, 1969.

177. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций.-М.: Наука, 1970.

178. Смирнов-Несвицкий Ю. Зрелище необычайнейшее: Маяковский и театр.-Л.: Искусство, 1975.

179. Смирнов-Несвицкий Ю. Театр - клуб экспериментирует// Клуб и худож.самодеятельность.-1975.-№ 5.

180. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Кн.для учителей и воспитателей.-М.: Просвещение, 1980.

181.     Силин А.Д. Площади - наши палитры.-М.: Со-в.Россия, 1982.

182.     Скатерщиков В.К. Искусство и революция.-М.: Знание, 1967.

183. Сасыхов А.В., Стрельцов ЮА. Основы клубоведения.-Улан-Удэ: Бурят.кн.изд.о-во, 1969.

184. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени: Учеб.пособие/ Моск.гос.ин-т культуры.-М.: МГИК, 1991.

185. Суртаев В.Я. Документ и факт в клубной сценической композиции// Осуществление ленинских идей в культурной революции в Сибири.-Кемерово, 1972.

186.Суртаев В.Я. Молодежный досуг как социально-педагогическое явление: Автореф.дис. ...д-ра пед.наук.-СПб, 1995.

187. Суртаев В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга: Учеб.пособие.-Ростов н/Д: Фи-л.Санкт-Петербург, гос.акад. культуры, 1997.

188. Саркисова И.В. Свободное время и духовное развитие молодежи: Автореф.дис. ...канд.социол.наук.-СПб, 1992.

189. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга.- Л.: Лениздат, 1977.

190. Соколов Э.В. Досуг как составная часть социалистического образа жизни: Молодежь и культура.-Л.: Лениздат, 1977.

191. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга/ филос.-социол.исслед./ Автореф.дис. ...д-ра филос.наук.-Л., 1981.

192. Садовников С. Из опыта литмонтажа «Ленин»// Клубная сцена, 1927. -№ 2.

193. Теория и практика театрализованной газеты: Руководство по живой газете/ Под ред. И.Вахонина, Е.Пермяка.- Пермь: Живая театрализ.газ., 1929.

194. Тедеско Х.К. Современные тенденции образовательных реформ: Материалы первой сессии Международной комиссии по образованию для XXI века. ЮНЕСКО, 24 марта 1993.

195. Тихонович Б.В. Самодеятельный театр: Пособие для инстукторов по самодеят.тетру и тетрал.просвещению. -Вологда: Госиздат, 1922.

228. Эйнштейн А. Собрание научных трудов.-М.: Наука, 1967.-Т.4.

229. Эльконин Д.Б. Психология игры.-М.: Педагогика, 1978.

230. Эйзенштейн СМ. Эйзенштейн об Эйзенштейне, режиссере кинофильма «Броненосец Потемкин»: Избр.произв. -М.: Искусство, 1964.-Т.1.

231. Эйзенштейн СМ. Избранные произведения.-М.: Искусство, 1964.-Т.2.

232. Эйзенштейн СМ. Избранные произведения.-М.: Искусство, 1964.-Т.З.

233. Рубб А.А. Тайна режиссерского замысла. Учебное пособие, методические рекомендации, обмен опытом. М., 1999.

234. Эфрос А. Репетиция - любовь моя.-М.: Искусство, 1975.

235. Юткевич С. Контрапункт режиссера.-М.: Искусство, 1969.

236. Юзовский Ю. О театре и драме: В 2-х т.-ТЛ. Статьи, очерки, фельетоны.-М.: Искусство, 1982.

237. Юренев Р. Александр Довженко.-М.: Искусство,1959.

238. Ярлыков Г.И. О совершенствовании психолого-педагогической подготовки студентов театральной специализации// Совершенствование учебно-воспитательного процесса в вузе культуры.-М., 1989.

239. Ярошевский М.Г. На путях к общей теории творчества// Художественное и научное творчество.-Л.: Наука, 1972.

240. Kuna F.M/ Homer, Hender und Happenings//Literatur und Kritik.-Wien - 1973.- №73.

241. Capitano С Note Sul teatro politico/-Roma, 1971.

242. Meyer Neues Lexikon in 18 Bander - Ba.3 Leipzig, 1972.

243. Goodman N. Languages of art: An approach to a theory of Sumbols. 2 nd. 6 a - Indianapolis: Heckett, 1976.-№13.

244. Wheelwright Ph.E/ Metaphor and reality.- Bloomington: Lndiana yniv/ bress, 1968/ (Amidland book; 122).

245. Black M. More a bout metaphor.- Ln: Metaphor and thought/Ed. by ortony A. Cambridge, 1980.

246. Любимов Ю.П. Рассказы старого трепача. - Воспоминания. М.: АО «Издательство «Новости», 2001,, с.461

 

 

Министерство культуры Российской Федерации

КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

 

 

Факультет театрального искусства

 

Кафедра режиссуры

 

 

МАРКОВ О.И.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.166 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь