Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Распределение учебного времени дисциплины «Основы драматургии»



( по разделам, темам, видам занятий и формам обучения).

 

Названия разделов и тем.

Общее

кол-во часов.

Очная форма обучения.

Всего аудит. Лекции Мел\ групп
1 2 3 4 5 6

 

РАЗДЕЛ №1.I семестр. Драматургия этюда. 24 24 12 12
Тема № 1. Специфические особенности драматургии как рода литературы 4 4 2 2
№ 2. Драматургический и драматический конфликт как эстетическая категория. 6 6 4 2
Тема№ 3. Действие в драматургическом произведении. 4 4 2 2
Тема № 4. Герой в произведении драматургии. 4 4 2 2
Тема№ 5. Драматургические принципы построения этюда.        6 6 4 2
  РАЗДЕЛ № 2. II семестр. Драматургия массового этюда. Этюд метафора, этюд - аллегория 26 26 14 12
  Тема № 6. Архитектоника драмы. 4 4 2 2
  Тема № 7. Элементы драматургической композиции. 6 6 2 4
  Тема № 8. Историко-документальная драматургия. 4 4 2 2
  Тема № 9. Документ и факт. 6 6 4 2
  Тема № 10. Драматургическое построение этюда - метафоры и этюда - аллегории. 6 6 4 2
  РАЗДЕЛ № 3.III семестр. Драматический отрывок из драматургического произведения. 24 24 12 12
  Тема №11. Определение понятий «сюжет» и «фабула». 4 4 2 2
  Тема № 12. Характер в драме. Образ-маска 4 4 2 2
  Тема№ 13. Вид драматургического произведения - трагедия. 4 4 2 2
  Тема№ 14. Вид драматургического произведения - комедия. 4 4 2 2
  Тема № 15. Принципы драматургического анализа и выбора драматического отрывка 8 8 4 4
  РАЗДЕЛ № 4. IV семестр. Смысловой каркас пьесы. 26 26 14 12
  Тема № 16. Пролог в античной драме. 4 4 2 2
  Тема № 17. Синкретизм в современном театральном искусстве. 4 4 2 2
  Тема№ 18. Литературно- драматургические приемы создания трагического и комического. 4 4 2 2
  Тема№ 19. Драматургические приемы остроумия. 6 6 2 4
  Тема № 20. Принципы построения смыслового каркаса пьесы: выбор, анализ, монтаж. «Сжатие» сюжета до фабулы. 8 8 4 4
  ИТОГО 100 100 52 48

 

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ ДРАМЫ». ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Номера семестров. Номера, названия разделов, тем, занятий и учебных вопросов.
1 2
1. Вводная лекция. Специфические особенности драматургии как рода литературы. Объектом дисциплины «Теория драмы» являются драматургические произведения мировой классики, а так же теоретические высказывания мастеров-исследователей по данной проблематике. Предмет дисциплины - сущность и организация драматургического конфликта. Цель - научить студента драматургически мыслить, дать основы сути художественных задач драматурга. Задачи - познакомить с обобщенным опытом, наколенным в области драматургии; -показать механизм воздействия театра на зрителя; -на драматургических примерах показать действующую модель человеческих отношений. Практическое приложение дисциплины. Изучив теоретические основы предмета, будущий специалист - режиссер театрализованных представлений и праздников будет обязан самостоятельно создавать драматургическую основу праздника или представления - сценарий. Создание сценария, предполагает знания технологии драматургии, ее принципы, «законы», механизмы. Предмет «основы драматургии» расширяет кругозор специалиста, знакомит с культурой (через драматургию) разных стран и народов.
2. ЛИТЕРАТУРА ДИСЦИПЛИНЫ. 1. Авдеев А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе.-Л.:М. 1959 2. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Пер. с древнегр.: Общ. Ред. А.И.Доватура.- М.: Мысль. 1984. - Т. 4. «Философ. Наследие». -T.90V.- В надзаг. : АН СССР. -Ин-т философии. 3. Аристотель. Соч.: В 4-х т. - М.: Мысль, 1983. - Т.4. 4. Аристотель. Об искусстве поэзии \ Пер. В.Г.Аппельрота. - М. : Гослитиздат.1957. 5. Аль Д.Н. Основы драматургии: Учеб. Пособие для студентов ин-т культуры.-Л.:ЛГИК им.Н.К.Крунской,1998. 6. Белинский В.Г. О драме и театре. -М.Л.:Искусство.1948 7.Брехт Б. О театре: Сб. статей\Пер.е нем. -М.: Иностран. Литература, 1969. 8.Волькенштейн В.М.Драматургия. - 5-е изд.,доп. - Сов. Писатель. 1969. 9. Дидро Д. Собр.Соч.: В 10-ти т.-М.:Л.: Госиздат. 1936.-Т.5. 10.Санховский-Панкеев В. Драма. - Л. 1969. 11 .Владимиров С. Действие в драме. - Л., 1972. 12.Лоусон Дж.Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария. М.,1960. 13.Поляков М.Я. Теория драмы. Поэтика: учеб.Пособие по курсу «Теория драмы» для студентов театроведч. и режис. фак. театр. Вузов \ Мин-во культуры РСФСР : ГИТИС им. А.В.Луначарского. -М.,1980. 14.Попов О.Д. Художественная целостность спектакля. - М.: Вссрос.театр.об-во. 1958. 15.Хализев В. Драма как явление искусства. - М.: Искусство. 1978. 16.Холодов В.Г. Композиция драмы. - М.: Искусство, 1964. 17.Эйзенштейн СМ. Избранные произведения, -М.: Искусство, 1964. 18.Юткевич С. Контрапункт режиссера. - М.6 Искусство, 1969. 19.Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. -М.: Искусство 1968. 20.Манн Ю. К спорам о художественном документе \\ Новый мир. -1968. №8. 21.Алексеев А. Серьезное и смешное. - М.: Искусство, 1967,с.278 22. Ардов В. Разнообразные жанры эстрады и цирка. - М.: Искусство 1986.C.84. 23.Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. -М.: Искусство, 1965.C.10-13. 24.Борев Ю. Комическое. - М.: Искусство, 1970. 25.Лихачев Д.С. Панченко A.M. Понырко Н.В. Смех в древней Руси -Л.: Наука, 1964. 26.Лук А.Н. Юмор. Остроумие, Творчество. - М.: Искусство, 1977. 27.Горбунов Е.Н. Вопросы теории реалистической драмы. О единстве действия и характера. —М.,1963. 28. Блок В. Система Станиславского и проблемы драматургии - М.,1963. 29.Аникст А.В. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. - М.: Наука. 1967. 30.Кнебель М.О. О том, что мне кажется особенно важным.-М.1971. 31.Роды и жанры литературы. М.-НаукаЛ964. 32.Сахновский-Панкеев В.А. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. - Л. 1969. 33.Тарский В.Л. Репертуарный справочник. 300 названий пьес с полными о них сведениями и кратким содержанием. - Невель,1923. 34.Шоу Б. О драме и театре. - М.,1963. 35-Оснос Ю.А. Вопросы драматургии в наследии Станиславского. -М.,1953. 36.Островский А.Н. О литературе и театре. -М.: Современник. 1986. 37.Бабенко В.Г. Драматургия современной Англии: Учеб.пособ.для филол.фак.ун-тов.-М.: Высш.шк., 1981.-144с. 38.Очерет Ю.В. У истоков французской национальной драмы: Театр Арраса ХШв:Учеб.пособие/ Ю.В.Очерет.-М.,1986.-125с. 39.Бугров Б.С. Драматургия русского символизма/МГУ им.М.В.Ломоносова.-М.:Скифы,1993.-54с. 40.Любимов Ю.П. Рассказы старого трепача. - Воспоминания. - М.: АО «Издательство «Новости», 2001. - 576 с. илл.
3. Рекомендации по изучению дисциплины: 1. Чтение драматургических произведений. 2. Драматургический анализ. Определение конфликта пьесы, событийного ряда, жанра и т.п. 3. Ведение творческого дневника по прочитанным пьесам. 4. Составление библиографического списка пьес, ориентированных на «массовый театр». Накопление «банка данных» для будущей работы.
4. РАЗДЕЛ № 1. Драматургия этюда. 1 семестр Тема № 1. Специфические особенности драматургии как рода литературы. 1. Эпос, лирика, драма. 2. Слово - выразительное средство драматурга. 3. Слово - поступок - речь. 4. Диалог, монолог.
5. Тема № 2. Драматургический и драматический конфликт как эстетическая категория. 1.Эпический конфликт. 2.Драматургический конфликт. 3.Драматический конфликт. 4.Три основных вида построения конфликта: герой - герой; герой - среда; герой - зритель.
6. Тема № 3. Герой в произведении драматургии. 1.Главные и второстепенные герои. 2.«Положительный» и «отрицательный» герой. 1 3. Выбор героем поступка в экстремальной ситуации.
7. Тема № 4. Действие в драматургическом произведении. Занятие 4.1. Лекция № 4. 1.Сущность понятия «действие». 2.Развитие действия из первоначальной, конфликтной ситуации (причина - следствия). Меры членения пьесы.
8. Тема№ 5. Драматургические принципы построения этюда. Практические индивидуальные занятия 1.Написать рассказ - этюд (история с организацией события) 2.Создать этюд по законам драматургической логики.
9. РАЗДЕЛ № 2. II семестр. Драматургия массового этюда, этюд -аллегория, этюд - метафора. Тема № 6 . Архитектоника драмы. 1.Композиционное построение драматургического произведения. 2.Создание образа конфликтного события - художественное требование к произведению драматургии. 3.Всеобщая драматургическая структура - начало борьбы; ход борьбы; результат борьбы.
10. Тема№ 7. Элементы драматургической композиции. 1.Различные виды экспозиции. 2.Финал - критерий композиционной целостности. 3.Развязка основного конфликта.
11. Тема № 8. Историко-документальная драматургия. 1.Понятие « документальное произведение. 2.Современные взгляды на сущность документализма. 3.Жанры документальной драматургии.
12. Тема № 9. Факт и документ. 1.«Факты жизни» и «факты искусства». 2.Поэтизация события. 3.Образ факта. 4.Принципы отбора «фактов жизни».
13. Тема№ 10. Драматургические принципы построения этюда - аллегории, этюда-метафоры. Практические индивидуальные занятия
14. РАЗДЕЛ № 3.III семестр. Драматический отрывок. Тема № 11. Определение понятий «сюжет» и «фабула». 1.Понятие «сюжет». 2.Понятие «фабула». 3.Неправомерность отождествления понятия «сюжет» с действием и конфликтом.
15. Тема № 12. Характер в драме. 1.«Художественный характер». 2.«Типический характер». Аристотель о драматическом характере.
16. Тема№ 13. Виды драматургических произведений. 1.Трагедия как вид драматургии. 2.Особенности и признаки древнегреческой трагедии. 3.Учение Аристотеля о катарсисе. 4.Трагедии Шекспира как классическая форма трагедии нового времени.
17. Тема № 14. Выбор и анализ драматического отрывка. 1.Выбор и анализ драматического отрывка. 2.Определение конфликта и исходного события.
18. РАЗДЕЛ № 4. IV семестр. Смысловой каркас пьесы. Тема № 15. Пролог в античной драме. 1.Виды прологов. 2.Функции пролога. 3.Монолог в античной трагедии. 4.Диалоги в пьесе А.П. Чехова « Чайка»
19. Тема № 16. Синкретизм в современном театральном искусстве. 1.Монтаж - драматургический метод. 2.Монтаж - эстетический принцип. 3.Сценография - элемент драматургии. 4.Музыка - часть действенной структуры спектакля.
20. Тема№ 17. Литературно-драматургические приемы создания трагического и комического. 1.Природа трагического. 2.Природа смешного и комического. 3.Социальные функции смеха. 4.Способы выражения трагического и комического.
21. Тема№ 18. Драматургические приемы остроумия. 1.Ложное противопоставление. 2.Ложное усиление. 3.Логический абсурд, смешение стилей. 4.Намек, ирония, обратное сравнение. 5.Буквализация метафоры, повторение, двойное истолкование. 6.Парадокс.
22. Тема № 19. Принципы построения смыслового каркаса пьесы. Практические индивидуальные занятия 1.Выбор пьесы. 2.Драматургический анализ. 3.Сжатие сюжета до фабулы, монтаж.

        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ ДРАМАТУРГИИ».

        

Автор, название и издательские данные литературы. Гриф издания.
1. 1. Учебные пособия: -   Аль Д.Н. Основы драматургии. - Л., 1998.   ЛГИК им. Крупской.
2. -   Марков О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных   представлений   и праздников.- КГУКИ, 2004. УМО, КГУКИ.  
3. - Поляков М.Я. Теория драмы. Поэтика. -М.,1980. МК РСФСР, ГИТИС
4. - Шароев И.Г. Драматургия массового действа. Учебное пособие по курсу «Режиссура и мастерство актера». - М. - ГИТИС. - 1979. ГИТИС
5. - Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений, МГУКИ, 2004. УМО, МГУКИ.
  6. 2. Нормативные документы. - Государственный образовательный стандарт по         специальности 050300 - Режиссура театрализованных представлений и праздников. МО РФ, УМО
  7. 3. Научные издания. - Аристотель. Соч.: В 4тт. - М.: Мысль,1984.          АН СССР
8. - Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга,- М: Наука, 1967    
9. - Белинский В.Г. О драме и театре. - М.Л.: Искусство, 1948.    
10. - Блок В. Система Станиславского и проблемы драматургии. - М., 1963.    
11. - Волькенштейн В.М. Драматургия. - 5-е изд.,доп.- Сов.писатель, 1969.           
12. - Владимиров С. Действие в драме. - Л., 1972.            
13. - Дидро Д. Собр. Соч.: В 10-т.- М.: Л.: 1936,- Т.5  Госиздат.  
14. - Сахновский-Панкеев В. Драма. - Л., 1969.    
15. - Хализев В. Драма как явление искусства. - М.: Искусство, 1978.    
16. - Холодов Е.Г. Композиция драмы. -  М.: Искусство, 1957.    
17. - Фомичев СЛ. Драматургия А.С.Пушкина. -Л.,1982.- С 261-295.    
18. - Пинский Л. Шекспир. Основные начала драматургии,- М; 1971.    
19. - Пропп В.Я. Мифология сказки,- М; 1998.    
20. - Руднев В.П. Словарь культуры XX века.- М; 1997.  

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ДРАМЫ»

 

Семестр - 1 раздел.

1. Определение драмы.

2. Понятие «драматическое действие».

3. Понятие «драматический конфликт».

4. Понятие «драматургический конфликт».

5. Объективные закономерности в построении драмы.

6. Деление искусств на роды и виды.

 

Семестр - 2 раздел.

1. Значение термина «тема», «проблема».

2. Сюжет как история роста и организации события.

3. Типы конфликта: Герой - Герой, Герой - Зрительный зал, Герой - Сцена.

4. Меры членения пьесы: акты, картины, явления, эпизоды.

5. Литература вымысла и литература факта: историко-документальная драматургия.

 

Семестр - 3 раздел.

1. Аристотель о драматическом характере.

2. Трагедия как вид драматургии.

3. Виды прологов.

4. Музыка - часть действенной структуры спектакля.

5. Творческий монтаж как эстетический принцип.

 

Семестр - 4 раздел.

1. Почему каркас пьесы называется смысловым ?

2. Технология построения смыслового каркаса, пьесы.

3. Взаимосвязь: пьеса-позиция автора - драматурга - позиция режиссера - сценариста - смысловой каркас.

4. Природа трагического.

5. Природа комического и смешного.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТА, КОНТРОЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ, И ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ДРАМЫ».

 

Семестр -зачет.

1. Определение драмы.

2. Определение трагедии, данные Аристотелем и Лессингом.

3. Характеристика сущности и специфических особенностей драмы.

4. Понятие «драматическое действие».

5. Понятие «драматический конфликт».

6. Понятие «драматургический конфликт».

7. «Драматизм жизни» и драматургическая концепция.

8. Аристотель, Дидро, Гегель о композиции драмы.

9. Драма как система действий.

10. Понятие «единство действия».

11. Объективные закономерности в построении драмы.

12. Художественно-эстетическая сущность понятия «главное событие» (главная сцена).

13. Возможность различных сценических решений драматургического конфликта.

14. Деление искусств на роды и виды.

15. Белинский о родах и видах поэзии.

16. Понятие «жанр» в искусстве.

17. Видовые и жанровые различия. Полифункциональность жанров.

18. Современные понятия категории «жанр».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь