РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА»
(по разделам, темам, видам занятий и формам обучения)
№
| Номера и названия разделов и тем
| Общее кол-во часов 50
| Очная форма обучения
|
Кол-во часов аудиторных занятий
|
Всего. 50
| Лекции. 50
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
1.
| ВВОДНЫЕ ЛЕКЦИИ:
ТЕМА № 1 Характеристика становления сценарной культуры: историко-графический аспект.
| 4
| 4
| 4
|
2.
| Тема №2.
Массовые праздники: драматургический аспект.
| 2
| 2
| 2
|
| Тема № 3.
Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников.
| 2
| 2
| 2
|
| РАЗДЕЛ № 5
Инсценирование художественного материала.
| 6
| 6
| 6
|
3.
| Тема № 4
Первый этап работы над сценарием: формулирование проблемы.
| 2
| 2
| 2
|
| Тема № 5.
Перевод поэтического, прозаического текста на язык сценического действия
| 4
| 4
| 4
|
| РАЗДЕЛ № 6. Инсценирование документального материала.
| 10
| 10
| 10
|
4.
| Тема № 7
Второй и третий этапы работы над сценарием: определение сверхзадачи, разработка сценических заданий блоков, эпизодов, е.с.и.
| 6
| 6
| 6
|
| Тема № 8.
Художественное осмысление факта, документа.
| 4
| 4
| 4
|
| РАЗДЕЛ № 7.
Драматургия номера.
| 10
| 10
| 10
|
5.
| Тема № 9.
Четвертый этап работы над сценарием: разработка замысла сценария, блоков, эпизодов, нахождение формы, жанра представления, сцен.реж. хода.
| 6
| 6
| 6
|
| Тема № 10.
Виды номеров:
Принципы драматургического построения номера.
| 4
| 4
| 4
|
| РАЗДЕЛ № 8
Драматургическое построение эпизода театрализованного представления, праздника.
| 10
| 10
| 10
|
6.
| Тема № 11.
Пятый этап работы над сценарием: разработка сюжета сценария, блоков, эпизодов.
| 4
| 4
| 4
|
| Тема № 12.
Драматургическое построение эпизода. Понятие «сюжетосложение».
| 6
| 6
| 6
|
| РАЗДЕЛ № 9. Сценарий театрализованного представления (праздника)
| 10
| 10
| 10
|
| Тема № 13. Шестой этап работы над сценарием: определение границ художественного материала. Отбор.
| 4
| 4
| 4
|
| Тема № 14. Седьмой этап работы над сценарием: монтаж е.с.и., номеров, эпизодов, блоков. Написание сценария
| 6
| 6
| 6
|
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА» ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
(очная форма обучения)
№
| Номера семестров.
Номера названии разделов, тем, учебных вопросов.
|
1.
| Объект дисциплины - сценарии различных видов и форм театрализованных представлений и праздников.
Предмет - сущность и организация драматургического конфликта сценария, сущность театрализации.
Цель - формирование сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников на основе сценарной технологии.
Задачи - познакомить с опытом, накопленным в области драматургии театрализованных представлений и праздников.
- Выработать сценарные навыки на основе методики (сценарной технологии).
Практическое приложение дисциплины:
- на основе интегрирования знаний, навыков и умений сформировать у студентов системные сценарные знания в их соотнесенности с общехудожественными и педагогическими процессами.
- Осуществлять профессионально-педагогическую направленность обучения
- Развивать у студентов практический опыт художественно-педагогической деятельности.
Роль дисциплины в подготовке специалистов.
1. программное содержание дисциплины рассматривается как органическая часть учебного процесса, направленного на формирование сценарной культуры будущих специалистов.
Рекомендации по изучению дисциплины «Учебно-практические занятия по основам сценарного мастерства»:
накопление тематического банка информации («фактов жизни» и «фактов искусства») с 1-го по 9-ый семестры.
Вводные лекции.
ТЕМА № 1. Характеристика становления сценарной культуры: историографический аспект.
Понятие «сценарная культура» режиссеров театрализованных представлений и праздников.
|
| ТЕМА № 2. Массовые праздники: драматургический аспект.
ТЕМА №3. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников.
|
| РАЗДЕЛ № 5 СЕМЕСТР № 5.
Инсценирование художественного материала.
ТЕМА№ 4. Первый этап работы над сценарием.
Вопросы:
1. Что такое тема, проблема ?
2. Что такое «факты жизни» «факты искусства»?
3. Определение понятия «сверхзадача».
4. Разработка концепции проблемы.
5. Что такое смысловой каркас сценария?
6. Ассоциативное исследование документального материала.
|
| ТЕМА №5. Перевод поэтического, прозаического текста на «язык» сценического действия.
Вопросы:
1. Что такое инсценирование?
2. Выбор и драматургический анализ поэтического или прозаического произведения.
3. Разбор и анализ произведения с точки зрения конфликта.
4. Перевод текста на «язык» сцены.
|
| РАЗДЕЛ №6. СЕМЕСТР № 6.
Инсценирование документального материала.
ТЕМА №6. Второй и третий этапы работы над сценарием.
Вопросы:
1. Технологические операции второго этапа работы над сценарием.
2.Технологические операции третьего этапа работы над сценарием.
|
| ТЕМА№7. Художественное осмысление «факта», «документа».
Вопросы:
1. Принципы отбора документального материала.
2. Создание «фактографического образа».
3. Литература «факта» и литература «вымысла».
4. Создание «факта искусства» на основе «факта жизни».
|
| РАЗДЕЛ № 7 СЕМЕСТР № 7.
Драматургия номера.
ТЕМА №8. Четвертый этап работы над сценарием.
Вопросы:
Исходя из чего разрабатывается:
1. Замысел сценария.
2. Замыслы блоков.
3. Замыслы эпизодов.
4. Замысел (лы) номера (ов).
ТЕМА № 9. Виды номеров. Принципы драматургического построения номера.
Вопросы:
1. Выбор материала.
2. Определение жанра.
3.Нахождение сценарно-режиссерского хода.
|
| РАЗДЕЛ № 8. СЕМЕСТР № 8.
Драматургическое построение эпизода театрализованного представления, эпизода праздника.
|
| ТЕМА №10 Пятый этап работы над сценарием.
Вопросы:
Исходя из чего разрабатывается:
1. Сюжет сценария?
2. Сюжеты блоков?
3. Сюжеты эпизодов?
4. Сюжет (ы) номера (ов)?
|
| ТЕМА № 11 Драматургическое построение эпизода.
Вопросы:
1. Из чего «складывается» эпизод?
2. Что такое «сюжетосложение»?
3. Последовательность технологических операций создания
эпизода.
4. Отбор единиц сценической информации, отбор номеров.
5. Отчего зависит драматургическая логика создания эпизода ?
|
| РАЗДЕЛ № 9. СЕМЕСТР № 9.
Сценарий театрализованного представления (праздника).
ТЕМА № 12. Шестой этап работы над сценарием: отбор художественных средств.
Вопрос:
Исходя из чего определяются:
1. Границы художественного материала, его оптимальный объем (количество сценарного материала)?
|
| ТЕМА № 13. Седьмой этап работы над сценарием. Монтаж как драматургический метод организации сценарного материала.
Вопрос:
1. Технологические операции семи этапов работы над сценарием.
2. Взгляды на монтаж В. Пудовкина, Дж. Гриффита, С.
Эйзенштейна.
3. Монтаж как момент художественного высказывания.
4. Программирование в сценарии моментов и способов активизации
зрителей - участников праздника.
5. Игра. Социально-эстетическое значение игры.
6. Особенности зрительской аудитории.
7. Сценарное творчество выдающихся режиссеров: В.Мейерхольда;
Н.Петрова; П.Охлопкова; А.Пиотровского; И.Туманова;
С.Эйзенштейна.
|
| РАЗДЕЛ №10. СЕМЕСТР № 10.
Подготовка к ГЭК.
ТЕМА№ 14. Корректировка дипломных проектов.
1. Проверка документации.
2. Консультации по дипломным проектам.
|
Литература по сценарной технологии
1. Марков О. И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников. - Краснодар.: КГУКИ, 2004.-Учебное пособие для преподавателей, студентов ВУЗов культуры и искусств.
2. Марков О. И. Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 1998.
3. Марков О. И. Сценарное мастерство режиссеров театрализованных форм досуга: Монография \ Краснодар. Гос.академия культуры.-Краснодар, 1997.- 273с.
4. Марков О. И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба. - М.: Просвещение, 1988.-Учебное пособие для студентов институтов культуры. - 160 с.
5. Марков О. И. Ассоциативный метод исследования документального материала. В сб.: проблемное обучение специальным дисциплинам. Методические разработки для преподавателей и студентов ВУЗов культуры.- Барнаул, 1985.
6. Марков О. И. Методика создания театрализованных представлений. Учебно-методические разработки для студентов институтов культуры по курсу «сценарное мастерство». - Барнаул, 1985.-86с.
7. Марков О. И. Педагогическое творчество и техника в обучении студентов «Сценарному мастерству» \ Краснодар. Гос.акад. культуры.- Краснодар, 1997.
8. Марков О. И. Художественное восприятие сценической информации как процесс. Тезисы. Международная научная конференция «Человек в мире искусства: информационные аспекты».- Краснодар.- Новороссийск, 1994 г.-4.1-11.
9. Марков О. И. Системный подход в определении новой модели специалистов культуры. Методические рекомендации «Проблемы создания новой модели подготовки кадров в условиях регионального, многопрофильного ВУЗа культуры и искусства». - Краснодар 1991.
10. Марков О. И. Художественное информационное поле деятельности режиссеров театрализованных представлений и праздников. Тезисы. Международная научная конференция «Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы».- Краснодар \ Новороссийск, 1997.