Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теория и ИСТОРИЯ Литературы



1. Античная литература. Античность как колыбель европейской культуры. Менталитет древних эллинов. Специфика мифологического сознания, основные типы мифов и их философско-антропологический смысл. «Агонистический» принцип древнегреческой культуры. «Эпический» и «лирический» человек античной архаики. Эпос Гомера. Греческий театр и его роль в культуре классической эпохи. Трагедия и ее общекультурный смысл (Эсхил, Софокл, Эврипид). Античная лирика. «Частный человек» в литературе и искусстве эллинизма. Античная биография.

Своеобразие литературы Древнего Рима. Римская литература «Золотого века». «Энеида» как классический образец римского эпоса. Поэтическое выражение философии «золотой середины» в творчестве Горация. Овидий как «певец любви» («Метаморфозы»). Образ человека в античном романе. Апулей и литература нового времени.

2. Литература западноевропейского средневековья и Ренессанса. Картина мира и ее отражение в средневековой литературе. Мир как словарь символов и поэтика средневекового каталога. Культура и поэтика канона в литературе. Эпический человек в средневековой литературе. Народный героический эпос: «Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде», «Песнь о Нибелунгах». Клерикально-философская литература и проблема нравственно-этического императива. Культурно-исторический смысл средневековой личности между «индивидуализмом» и универсализмом (Августин, Абеляр). Концепция человека в рыцарской литературе. Куртуазность как модель культуры и поведения. Средневековая лирика. Ваганты и трубадуры. Рыцарский роман. Городская литература. Карнавальное сознание средневековья и его отражение в литературе.

Гуманизм как культурное движение и его отражение в литературе Проблема свободы в культуре и литературе Ренессанса. «Божественная комедия» Данте: между средневековьем и Ренессансом. Данте и мировая культура. Дж. Боккаччо. «Декамерон» как «энциклопедия ренессансной личности» (И. Паси). Поэзия европейского Возрождения (Петрарка, Ариосто, Ронсар, Шекспир): мотивы, образы, символы.

3. Литература XVII– XVIII веков. Образ человека и мира в литературе барокко. Барочный человек: между Декартом и Паскалем («Потерянный рай» Мильтона). «Прециозность» как литературно-культурный феномен. Эмблемно-метафорическая образность барокко. Лирический герой барокко (Гонгора, Грифиус, Легау). Образ мира и человека в литературе классицизма. Общие особенности драматургии классицизма.

Литература в контексте просветительской концепции личности. Основные литературные направления эпохи: классицизм, сентиментализм, рококо, предромантизм. Отражение просветительских идеалов и эстетических особенностей направлений в индивидуальных художественно-философских системах: Вольтер, Руссо, Дидро, Дефо, Стерн, Монтескье. «Руссоизм» и «вольтерьянство» как типы философско-поведенческого комплекса, их влияние на мировую культуру. Творчество Гете в историко-культурном контексте эпохи. Философская трагедия «Фауст» и ее «скрытые смыслы».

Основные черты русской литературы ХVIII в. в сравнении со средневековой словесностью. Пропаганда новых моральных и бытовых норм в «прикладной» литературе («Юности честное зерцало»). «Ведомости» – первая русская газета. Переходный характер литературы. Совмещение традиций фольклора, древнерусской литературы, европейского барокко. Барокко в русской литературе. Ф. Прокопович. А.Д. Кантемир – основатель жанра русской стихотворной сатиры. Идеи внесословной ценности личности, «естественного равенства», просвещенной монархии и их отражение в литературе. Просветительский характер русского классицизма. Эволюция русского классицизма: В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков. Н.И. Новиков и русская журналистика 70–80-х гг. Философская лирика, героико-патриотические и обличительные произведения, поэтическое новаторство Г.Р. Державина. Обличение пороков русского дворянства и проблема воспитания в произведениях Д.И. Фонвизина. Своеобразие русского сентиментализма. Сентиментализм в поэзии, прозе, драматургии (Н.М. Карамзин). Культ служения отечеству и гражданской добродетели. Просветительский реализм в литературе последней четверти столетия (А.Н. Радищев).

4. Литература XIX века. Разрыв между социально-историческим и духовным бытием человека как этико-психологическая доминанта эпохи. Историзм и его специфика. «Болезнь века» как культурное понятие эпохи. Романтизм как литературное направление, теоретические манифесты и художественная практика. Основные школы и национальные типы романтизма. Романтическая фантазия и гротеск (Гофман «Крошка Цахес»). Дж. Байрон и концепция байронического героя («Чайльд-Гарольд», «Дон Жуан»). Развитие жизненного и литературного «байронизма» в Европе. Романтическая концепция мира, истории и человека в творчестве В. Гюго («Собор Парижской богоматери»). Психологический роман Ж. Санд. Реализм как направление в западноевропейской литературе. Типическое и индивидуальное в реалистическом персонаже. Значение психологических открытий в романистике Стендаля («Красное и черное»). Концепция человека и мира в «Человеческой комедии» О. Бальзака. «Вечные» конфликты и страсти в их конкретном социально-историческом и индивидуальном преломлении. («Отец Горио», «Утраченные иллюзии»). Психологический реализм Г. Флобера. «Боваризм» как этико-психологическое явление и его воплощение в литературе («Мадам Бовари»).

Сложность и своеобразие литературного про­цесса в России в начале XIX в. Основные литературные направления, их взаимосвязь и борьба по идейным и литературно-эстетическим вопросам. Литературные кружки. Развитие журналистики. Языковая реформа Н.М. Карамзина. Элементы предромантизма в поэзии К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского. Московское общество любомудров, его философско-эстетическая программа. А.С. Пушкин – создатель русского литературного языка, его роль в развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии. Тематика и своеобразие ранней лирики, поэмы и драматургия М.Ю. Лермонтова. Драматургия Н.В. Гоголя. Творчество поэтов «чистого искусства» (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет). Основные формы русского романа (И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой). Проблематика и основные идеи повестей и рассказов А.П. Чехова.

5. Литература рубежа XIX– XX веков. Мироощущение и настроение переломной эпохи. Элитарная и массовая литература. Художественные принципы изображения человека в натурализме и символизме. Идея цикличности жизни и «вечного возвращения» в романном цикле Э. Золя «Ругон-Маккары». Символизм и европейский декаданс. Принцип эстетизма, «бытовой» и творческий «дендизм» в творчестве О. Уайльда. Проблема гения, художника и творчества. Мир как переживание и мир как впечатление в поэзии символизма. «Проклятые» поэты.

6. Литература ХХ века. XX столетие как конец «Нового времени». Художественная концепция человека в эпоху модернизма. Мифологизм как специфика модернистского видения действительности и процессы неомифологизации в литературе («Улисс» Дж. Джойса). Функции «потока сознания». Человек в драматургии Б. Брехта. Эффект «очуждения». Антиутопия и утопия в литературе (Г. Гессе, О. Хаксли, Е. Замятин, А. Платонов, Дж. Оруэлл). Тема «потерянного поколения» и ее художественное воплощение (Э. Ремарк, Э. Хемингуэй). Человек на войне как одна из ключевых тем ХХ века.

Постмодернизм как прощание с общегуманистическими ценностями. «Отцы постмодернизма» (Хайдеггер, Адорно, Хоркхаймер, Деррида, Фуко и др.). «Антидрама» (Э. Ионеско, С. Беккет, Г. Пинтер и др.) и «антироман» (А. Роб-Грийе, Н. Саррот) как момент встречи и перехода модернизма в постмодернизм. Массовое и элитарное в постмодернизме. Русская постмодернистская литература вне России (С. Соколов, И. Бродский, В. Аксенов и др.) и внутри страны (А. Битов, Е. Попов, Т. Кибиров, В. Пьецух, В. Пелевин, Б. Акунин и др.). Постмодернистская трансформация традиционных сюжетов и персонажей и поэтика интертекстуальности («Имя розы» У. Эко).

 

История религии

 

1. Ранние формы религии. Понятие религии. Структура религиозного сознания. Религиозные представления (сверхъестественные объекты, явления, связи между явлениями), чувства, действия. Корни религии (социальные, психологические, гносеологические). Палеолитические верования и культ. Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии. Магия. Ведовство и знахарство. Тотемизм. промысловый культ. Погребальный культ. Раннеплеменной культ (инициации). Значение женских изображений эпохи палеолита. Палеолитическая живопись и магия. Материнско-родовой культ святынь и покровителей. Культ огня. Полидемонизм. Земледельческий культ. Шаманизм. Нагуализм. Культ тайных союзов. Культ вождей. Культ племенного бога. Обереговый характер орнамента посуды и тканей.

2. Национально-государственные религии. Политеизм. Энотеизм и супремотеизм. Эпиклесы (дополнительные имена богов). Особенности культа (зоолатрия) Жречество. Разряды жречества и функции. Национально-государственные религии Персии.

Зороастризм и манихейство. Разделение добра и зла в зороастризме (Анхра-Майнью и Ахура-Мазда, их воинство). Концепция добрая мысль - доброе слово - доброе дело. Учение о стихиях. Культ огня и храмы огня. Образ мировой души - звезды. Противопоставление света и тьмы в манихействе. Освобождение частиц света. Идеи добра и зла, света и тьмы в христианстве и европейском искусстве.

Индуизм. Возникновение индуизма. Понятие дхармы как всемирного закона. Карма как определитель человеческой судьбы. Варны и касты. Ашмары высших каст как отражение закона дхармы. Возможность выхода из цепи рождений. Мокша. Путь совершенствования человека в тантризме. Шиваизм (энергия Шакти и высший разум Шивы). Образ Шивы в искусстве. Шива-Натарадж.

Древнерусский пантеон богов и обрядность. Зооморфные божества (медведь, олениха, конь) Пантеон, принятый князем Владимиром. Трехчастное мироздание. разделение богов по сферам пребывания. Небесные боги (Стрибог, Перун), солнечные боги (Дажьбог, Хорс, Сварог, Ярило), земные боги (Лада, Леля, Мокошь, Велес), боги подземного мира (Горынычи, Яга, Марена). Сезонный культ солнечных богов, культ женских богинь. Духи (леший, домовые, доброхоты и доброжилы, навьи). Капища и их детали (капь, храмины, крады). Погребальные обряды, их связь с германскими (водное погребение и кремация).

3. Христианство: становление и особенности внроучения. Начало христианства. Иудейское сектантство. Этапы раннего христианства: стадия актуальной эсхатологии (апокалиптическая), стадия приспособления, стадия борьбы за господство в Римской империи. Борьба направлений в раннем христианстве и формирование официальной догматической системы (I Эфесский собор, 431 г.;  II Эфесский собор, 449 г.). Утверждение символа веры (Халкидонский собор, 451 г.). Философствующие богословы: Ориген, Августин, Фома Актинат. Ереси (вальденсы, катары, богомилы и павликиане, движение флагеллантов). Установление инквизиции.

Библия. Палестинский и александрийский каноны. Структура Ветхого Завета. Книги Моисея. «Исторические книги». Книги Пророков. Структура Нового Завета. Особенности синоптических евангелий (от Марка, Луки, Матфея) и несиноптического (от Иоанна). Образ Иисуса в евангелиях. Откровение Иоанна Богослова.

4. Православие, каталицизм, протестантизм. Православие. Вероучение. Концепция Символа Веры. Православные святые. Культ. Божественная литургия. Таинства. Праздники. Организация. Церковная община. Иерархия церкви. Духовенство белое и черное. Монастыри. Православное искусство. Икона (сакрально-символическое содержание). Образы святых в иконе (Борис и Глеб, Николай, Флор и Лавр и др.). Исихазм в творчестве А. Рублева. Православный храм и его символика.

Католицизм. Особенности вероучения. Роль разума как контрольной инстанции истин веры. Священное писание и Священное предание. Концепция Символа веры. Учение об «оправдании делами». Католические святые. Культ. Месса. Таинства. Индульгенции. Организация. Община. Иерархия церкви. Монашеские ордена. Символика католического храма. Западное христианство на исходе средневековья: реформация, протестантизм.

Протестантизм. Основной догмат – догмат о всеобщем священстве. Основы вероучения. Вера – критерий восприятия библейского откровения. Лютеранство и кальвинизм: различия в вероучении. Учение о предопределении. Контрреформация католической церкви.Организация ордена иезуитов. Полемика с протестантами. Утверждение инквизиции в новой форме. Католическая и протестантская инквизиции XVI – XVIII вв. Протестантское сектантство (баптизм, адвентисты, свидетели Иеговы, пятидесятники, меннониты, методистыии внроучениявековья..

5. История русской православной церкви. Предистория христианизации: восточнославянское язычество,  пантеон. Крещение Руси. Синкретизация дохристианских культов и христианства. Первые русские митрополиты. Первые монастыри. Церковь в феодально-княжеских междоусобицах. Церковь в период ордынского ига. Роль церкви в централизации русского государства. Теория «Третьего Рима». Церковная иерархия. Духовенство. Монастыри. Антицерковные движения и внутрицерковная борьба в XIV–XV вв. Исихазм в России. Ереси стригольников, жидовствующих, нестяжателей. Борьба церкви против ересей (соборы 1504, 1531 гг.). Церковные вопросы на стоглавом соборе. Утверждение Московской патриархии (1589). Обрядово-культовые реформы патриарха Никона. Старообрядческая оппозиция. Особенности ветвей старообрядчества (поповцы и беспоповцы). Церковь в царствование Петра I: идея государственного управления церковью. Духовный регламент (1721 г.). Церковь в царствование Екатерины II.  Восстановление патриаршества. Патриарх Тихон. Судьба Русской Православной церкви в ХХ в. Русская православная церковь в наши дни. Собор 1988 года. Современные тенденции в русском православии. Православное сектантство (секты «хлыстов», духоборов, молокан, скопцов).

6. Ислам. Возникновение ислама Жизнь пророка Муххамеда (мекканский и мединский периоды). Источники вероучения: Коран и его структура (суры и аяты). Сунна, Хадисы. Община - умма. «Пять столпов» ислама: шахада (утверждение веры), закат (2 формы: в пользу общины и как проявление милосердия), салат (намаз) время, порядок его проведения, ритуал хаджа (путешествие через долины Мина и Муздалифа. Обход Каабы), пост. Определение джихада (джихад руки, сердца, меча). Направления в исламе. Суннизм. Шиизм (культ имама Али и Хусейна). Суфизм. Исламская архитектура: мечети, минареы. Орнамент. Ислам и современность. Жизненность и гибкость мусульманской религии. Тотальность ислама. Простота и доступность религии. Фанатизм и воинствующий характер. Идея «завершения пророчества» Аутентичность ислама личности мусульманина. Панисламистские концепции объединения мусульман мира в единое государство. Организации «Всемирный исламский конгресс», «Лига исламского мира», «Организация исламской конференции» (созд. в 1969 г.). модернизм и традиционализм современного ислама. Исламский фундаментализм. Ваххабизм Ислам в России. Модернизация ислама.

7. Буддизм. Возникновение буддизма. Кризис брахманизма. Жизнь Сидхартхи Гаутамы Шакья-Муни. Учение Будды. Концепция страдания как причины включения в колесо жизни: Сансара. Колесо закона. Темная и светлая дхармы. Иерархия существ, место в ней человека. Путь спасения. Хинаяна и Махаяна. Нирвана. Роль Бодхисаттв. Изображения Будды и их символика. Тибетский буддизм – ламаизм. Пантеон богов. Культ бодхисаттв. Тантризм. Йога, медитация. Роль наставников – гуру. Чань-буддизм (Китай). Дзэн-буддизм и культура Японии. Учение о великой пустоте. Самурайская культура. Комплекс бусидо. Чайная церемония и ее смысл. Сады камней, икебана и т. д. Буддизм в России.

СЕМИОТИКА И ЛИНГВИСТИКА

 

1. Семиотика как область науки и метод познания. Знаки, знаковые системы, знаковое поведение и знаковая коммуникация – предмет изучения семиотики. Основные категории семиотики: знак, текст, язык. Основные разделы семиотики: семантика, синтактика, прагматика. Этапы развития семиотики: семиотика знака, семиотика текста, семиотика повседневности. Роль знаков в познании мира. Знак как заместитель природных и культурных объектов. Структура знака: план выражения и план содержания. Классификация знаков.

2. Семиотика повседневности. Единство рационального и эмпирического в анализе явлений повседневности. Человек и особенности восприятия им окружающего мира. Визуальный, тактильный, акустический каналы восприятия. Кинесика. Семантика пищи. Семантика жилища. Вещи и среда как язык культуры. Жизненная среда как форма существования искусства (поп-арт, хепенинг, инсталяции). Специализированные (музеи, театры, концертные залы) и растворенные в повседневной жизни (телевидение, радио, видео, Интернет) формы общения с искусством. Приобретаемость, тиражируемость, техницизм, массовость в современной культуре.

3. Миф и символ в системе культуры. Миф как древнейший способ познания мира и первая форма духовной культуры. Синкретизм, антропоморфизм, ассоциативность, единство субъекта и объекта в архаическом сознании. Ритуализм и этикетность мифосознания. Миф как средство преодоления хаоса и энтропии. Коммуникативные возможности мифа. Единое семантическое ядро древнейшей мифологии: структура мифологической картины мира, единство макрокосма и микрокосма, мифическое время/пространство, система классифицирующих кодов (слово, число, знак). Противоположность и единство мифической и социальной сфер мироздания.

Символизация бытия. Многозначность понятия символ: символ как синоним «знаковости»; символ – средство выражения особых конвенциональных отношений между выражением и содержанием, символ – выражение высшей и абсолютной незнаковой сущности. Символ в искусстве, литературе, повседневной культуре.

4. Зарубежные и отечественные школы семиотики. Основные школы лингвистического структурализма: Пражская, Копенгагенская, Американская. Возникновение порождающей (генеративной) поэтики в США. Труды Н. Хомского. Семиотика и искусствометрия (А. Моль, А. Штафф). Связь семиотики с синергетикой. Французский структурализм 60-70-х годов ХХ века. Столкновение рационалистических традиций французской культуры с иррационализмом зкзистенциальной ориентации. Структурализм и постструктурализм (К. Леви-Строс, Р. Барт, Ж. Лакан, М. Фуко, Ю. Кристева, Ж. Деррида, У. Эко и др.).

Основные периоды развития семиотики в России (ОПОЯЗ, М. М. Бахтин, Г. А. Гуковский, В. М. Жирмунский, Н. Я. Марр, А. А. Потебня, В. Я. Пропп, Б. В. Томашевский, Ю. Н. Тынянов, О. М. Фрейденберг, В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум, Р. О. Якобсон). Развитие семиотики в 60-е годы: Тартуско-московская семиотическая школы. Литературоведы тартуской школы: Ю.М Лотман, З. Минц. Лингвистическая платформа московской школы: П. Г. Богатырев, В. Вс. Иванов, В. Н. Топоров, Б. А. Успенский, Б. М. Гаспаров.

5. Семиотика искусства. Роль знаков в художественной коммуникации. Специфика художественного языка отдельных видов искусства. Смыслообразующие элементы живописи. Специфика знаковой семантики канонического искусства. Язык музыки как иерархия уровней: музыкальная фраза, музыкальный образ, музыкальный текст. Метафоричность языка музыки. Вербальные и невербальные знаки в театральном искусстве. Театральный спектакль – информационная полифония и организованная динамика сценических знаков. Многокодовость и дублирование каналов информации как средство особой действенности театрального спектакля. Монтажная фраза – единица художественного высказывания в кино. Киноязык как система планов и движение камеры. Монтаж – форма синтакса в фильме.

6. Приёмы семиотического анализа художественного текста и пределы культурной интерпретации. Понятие текста в семиотике культуры. Текст как система знаков. Теория текста Ю. Н. Тынянова. Текст как коллективная культурная память. Интертекст как пространство для схождения всевозможных цитаций. Интерпретация как выявление потенциальных смыслов текста. Знак как чувственное выражение мысли автора. Аппарат анализа текста. Структура и уровни понимания текста: идейно-эстетический, жанрово-композиционный, языковой. Организация пространства и времени (хронотоп) художественного текста. Смысловые доминанты и образные лейтмотивы текста. Центр и периферия (проблема создания фона) в художественном тексте.

 

КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

 

1. Человек и культура в философских учениях и науках. Философский, теологический и научный походы к анализу проблем человека. Культурная антропология в системе социально-гуманитарного знания. Ее место среди других научных и философских концепций человека. Краткая характеристика основных антропологических концепций. Философская антропология. Антропологизм как философский принцип. (Протагор, Л. Фейербах, М Фуко и др.). Теологическая антропология, ее специфика, направления и основные представители. Проблемы человека в религиозно-философской мысли. История становления научного подхода к проблемам человека и культуры. Кризис философии культуры и философской антропологии как отражение кризиса западной философии.

2. Культурная антропология как наука. Предмет культурной антропологии. Взаимосвязь этнографии, этнологии, истории культуры и культурной антропологии. Культурная и социальная антропология: проблема разграничения. Соотношение культурной антропологии с культурологией. Предметное поле культурной антропологии в зарубежной и отечественной науке. Систематизация антропологических учений в американской и европейской науке. Современные отечественные исследования в области культурной (социальной) антропологии. Методы культурной антропологии.

История культурноантропологических учений: основные этапы эволюции, школы и направления. Эволюционизм (Г. Клемм, М. Уингер, Т. Вайц., Э.Тайлор, Дж.Фрезер, Дж. Мак-Леннан, Дж. Леббок, Ю. Липпер) и неоэволюционизм (Дж Стюард, Л. Уайт, Э. Р. Сэрвис, М. Д. Салинез).

Диффузионизм. Антропогеографическая школа Ф. Ратцеля. Сущность теории миграции. Развитие идей диффузионизма в работах немецких ученых Л. Фробениуса, Фр. Гребнера, австрийских этнологов В. Шмидта, В. Копперса, австрийских антропологов У. Риверса, Е Чайлда и др. Понятия диффузии теории культурных кругов (Ф. Гребнер. Б. Анкерманн и др.). Концепция морфологии, физиологии и анатомии культуры в трудах Л. Фробениуса.

Биологизаторское и психологическое направления Биологизаторские концепции культуры в ХХ столетии (Л. С. Сенгор, Э. Сезара, Э. Блайден и др.). Расистская концепция Ж. А. Гобино. «Психология народов» как концепция психологического объяснения культуры (М. Лацарус, Х. Штейнталь, Л. Уорд и др.). «Групповая психология» как теоретическая концепция внутрикультурных механизмов (Г. Леблон, Г. Тард).  Психоаналитический подход к изучению культуры (З. Фрейд, Г. Рохейм). Аналитическое исследование культуры К. Юнга.

Структурализм и функционализм. Основные концепции структурализма (Л. Леви-Брюль, А. Рэдклифф-Браун и др.). Структурная антропология К. Леви-Стросса. Функционализм Б. Малиновского. Когнитивная антропология как структуралистское направление (У. Гудинаф, Х. Конк, Дж. Остин и др.).

Историзм. Культурный детерминизм Ф. Боаса. Сущность исторического метода исследования. Концепция М. Мид. Концепция культурных ареалов в работах (О. Мэйзона, Э. Сепира, К Кребера и др. Идеи культурного релятивизма в творчестве М. Херсковича.

Символизм и герменевтика. Концепция К. Гирца. Суть интерпретативного подхода. Синтез традиций американской культурной антропологии с идеями современной герменевтики (Г. Гадамер, П. Рикёр), философии символических форм (С. Лангер) и литературоведения (К. Бёрк), социологических концепций (Т. Парсонс, М. Вебер), аналитической философии языка Г. Райда, Л. Виттгенштейна и др. Проблема диалога культур.

Постмодернизм. Методологические основы постмодернизма и постструктурализма (Р. Барт, М. Фуко, Ж. Лакан и др.). Постструктуралистская концепция культуры Ж. Деррида. «Детерриторизация» и «ризома» как объяснительные термины постмодернистской концепции культуры Ж. Делеза и Ф. Гваттари. Современные направления и школы в американской культурной антропологии: «антропология как культурная критика» (Дж. Маркус, М. Фишер, Дж. Клиффорд, Дж. Бун), «экспериментальная этнография» (М. Агар, Дж. Лофланд, Э. Хьюз).

Этнографическая традиция в отечественной науке. Начало этнографических исследований в России. Вклад К. Д. Кавелина в становление эволюционизма в отечественной науке. Этнография М. М Ковалевского, М. И. Кулишера, Л Я. Штернберга, А. П. Богданова, Д. Н. Анучина. Отечественная антропологическая школа (М. М. Бахтин, В. Я. Пропп, И. Г. Франк-Каменецкий, О. М. Фрейденберг).

3. Эволюция методологии культурантропологических исследований. Полевые исследования и их роль в становлении науки. Эмпирический уровень развития культурной антропологии. Вклад культурантропологов в изучение традиционных культур Африки, Америки, Океании, России и др. Классификация и систематизация этнографического материала. Поиск теоретических оснований культурантропологических исследований.

Позитивистское направление: от квазинаучных спекуляций (Э. Тейлор, Дж. Фрезер) к первым экспериментальным методам изучения культуры (У. Риверс) и созданию методологии структурно-функционального анализа (Б. Малиновский, А, Рэдклифф-Браун).

Методологический скепсис: кризис позитивистского сциентизма и декларация релятивизма и эмпиризма, сближение с методологией гуманитарных дисциплин.

Компромиссные методологические установки. Проникновение идей фрейдизма и их влияние на развитие этнопсихологической школы и психологической антропологии. Сущность «феноменологического» или «символического» переворота в культурной антропологии послевоенного периода. Семиотическое направление (К. Леви-Стросс, Э. Лич и др.) как попытка привлечения в антропологию методов лингвистики (структурная лингвистика Ф. де Соссюра, фонология Н. С. Трубецкого и Р. Якобсона) и выработка на приемов формального анализа феноменов культуры.

Интерпретативная антропология (К. Гирц) – синтез традиций американской культурной антропологии с идеями современной герменевтики (Г. Гадамер, П. Рикёр), аналитической философии языка (Г. Райд, Л. Витгештейн), философии символических форм (С. Лангер) и литературоведения (К. Бёрк). Перспективы развития культурной антропологии.

4. Теоретические проблемы культурной антропологии. Антропогенез. Первобытный человек: образ, миф, легенды. Современные научные концепции становления человека как творца культуры. Особенности биологической и культурной эволюции человека. Оккультирование основных инстинктов человека. Возникновение специфически человеческой конституции, строение тела человека и его связь с культурной средой.

Сущность человека как феномена культуры. Основные характеристики культурного человека. Детство как феномен культуры. Антропоцентрический подход к культуре. Понятие культуры и культурной системы. Творческая сущность человека и особенности развития культуры. Специфические черты культурного творчества человека и др. Процессы взаимодействия культуры и человека. Поведение человека. Становление основных норм, запретов, табу, обусловленных включенностью человека в систему социокультурньгх отношений. Процессы инкультурации, воспитания и образования. Влияние культуры на половой диморфизм. Семья и брак. Любовь как культурный феномен. Этнос и этническая культура.

Становление духовности. Мироощущение и мировоззрение первобытного человека. Мифологическое сознание, его специфика Миф и культура. Ранние формы религии. Человеческая природа и человеческие сообщества. Человек в системе социальных и культурных связей. Модели «культурно-исторических» эпох. «Модели» человека культуры и модели «культурного человека». Культура как определенный тип человеческой деятельности. Человек как зона культурного творчества. Деятельность человека и процесс генерации новых феноменов культуры. Смысл культурного творчества человека. Психология творчества культуры.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь