Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теория и история Культуры повседневности



Зарубежных стран

1. Историография повседневности. Эволюция смысла слов «повседневный» и «обыденный» в русском языке. Понятие «повседневность» в научных исследованиях. Повседневность как одно из ключевых понятий феноменологической социологии и этнометодоло-гии. Варианты интерпретаций (Я. Щепаньски, II. Элиас, X. П. Турн). Понятие «быт» в работах русских историков и социологов XIX в. (А.Терещенко, Ф. Буслаев, К. Кавелин, П. Струве), в трудах современных историков культуры, социологов (Г. Кнабе, В. Козырьков, Ю. Лотман, А. Харчев).

Повседневность в историографии. Быт и повседневная жизнь в историографии XIX в. (Э. Э. Виолле-ле-Дюк, П. Гиро, Э. Фукс, и др.). Первичная тематизация повседневности (макро- и микросреда обитания, тело и заботы о его природных и социокультурных функциях, семья, досуг). Эмпирически-описательный характер методологии. Внимание к внешне-материальному и внешне-событийному уровню повседневности. Новый этап осмысления повседневности в культурологически ориентированной историографии первой половины XX в. (Й. Хёйзинга, школа «Анналов»). Понятие «ментальность», обращение к ментальным структурам обыденного сознания. История повседневности как одно из исследовательских направлений в рамках «Новой исторической науки» второй половины XX в. История повседневности, история ментальностей и историческая антропология. Современный этап изучения повседневности (80-е гг. XX в. – начало XXI в.). Проблема сочетания микро- и макроисторического уровней исследования. Тенденция системного охвата материальных и ментальных уровней повседневности (Ф. Бродель).

2. Социология повседневности. Повседневность в исследоваиях фено­менологической социологии А. Шюца, Т. Лукмана, П. Бергера, в работах «этнометодологов»: А. Сикуреля, И. Гофмана и др. Основные понятия социологии повседневности: «жизненный мир», «социальная реальность», «конструирование реальности», «самоочевидность повседневности» и др. Мир повседневности как мир обыденного (со)знания. Основные способы переработки информации обыденным сознанием. Обыденное знание как «знание рецептов решения повседневных проблем». Характер и пределы компетенции обыденного знания (релевантность). Интерсубъективность повседневности. Обыденное и научное знание, их взаимоотношение.

3. Семиотика повседневности. Семиотика повседневности как формирующееся междисциплинарное научное направление. Место семиотики повседневности среди других «частных» семиотик: семиотики истории, семиотики культуры, семиотики фольклора. Полилингвистичность повседневности. «Естественные» языки повседневности: разговорный язык, «язык тела» (мимика, позы, жесты), язык коммуникативного пространства и частные семиотики, их изучающие: лингвосемиотика, кинесика (кинезика), проссемика (проксимика). Кинесика повседневности (Т. Холл, У. Эко, Ю. Степанов). Кинетические семы и синтагмы (кинеморфы). Кинесика повседневности и специализированные кинесические системы обрядов, ритуалов, искусства. Язык коммуникативных дистанций и проссемика. Проссемика и зоосемиотика. Система микрокультурных контактов. Пространство нефиксированных контактов как система дистанций общения.

4. Эстетика и психология повседневности. Эстетическая ориентированность массового сознания современного общества, его традиционные (эстетическое чувство, эстетический вкус) и новые («повседневноэстетическая схема») компоненты (Г. Шульц). Событийно-предметный план современного процесса эстетизации повседнев­ности (Б. Дземидок). Обыденное и массовое сознание. «Психология толп» (Г. Лебон, Г. Тард, 3. Фрейд). Проблема носителя обыденного сознания. Мещанин, обыватель как классический носитель обыденного сознания. Реабилитация обывательского, потребительского образа жизни и характера мышления, связанная с реабилитацией повседневности в современной культуре.

5. Дом как место пространства в культуре повседневности. Основные методологические подходы к изучению жилища. Задача комплексного структурно-типологического и семиотико-культурологического анализа жилища. «Свое» и «чужое» пространство. Дом и двор в контексте поселения. Основные типы жилища в европейской культуре: изба (хижина), дом, особняк, замок, дворец. Культурная семантика дома, его границ и внутреннего пространства. Границы дома и ее основные элементы: стены, крыша, двери, окна. Их историческое развитие в европейской культуре. Внутреннее пространство дома. Основные зоны внутреннего пространства, их функциональные и культурно-семиотические характеристики. Контроль над пространством дома. Управление домашним хозяйством.

6. Контекст повседневного пространства: морфология и семиотика. Граница, предел как важнейший конституирующий признак любого культурного пространства. Полагание пределов как начало освоения пространства. Предельность, ограниченность, конечность как сущностная характеристика реального и ментального (концептуального и перцептуального) пространства. Центр – основной признак пространства. Ограничивание и центрирование пространства – неизбежное следствие внутренней точки зрения на пространство, «внутринаходимости», свойственной как мифологическому, так и обыденному сознанию. Убывание культурной ценности пространства по мере удаления от центра и приближения к периферии, границам. Возможное несовпадение центров физического и культурного (семиотического) пространства. Антропоморфность и антропоцентричность пространства как один из вариантов его моделирования. Геометрия социального пространства. Круг – основная и наиболее распространенная геометрическая фигура для конструирования и структурирования культурного пространства, как сакрального, так и повседневного. Культурная семантика, символика круга. Символика квадрата и прямоугольника. Взаимосоотнесенность круга и квадрата в социокультурной геометрии.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь