Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ордерная система в архитектуре Древнего Рима.
Архитектура Древнего Рима, использовавшего богатое наследие древней Греции. Но это развитие заключалось не в дальнейшем совершенствовании архитектонической сущности стоечно-балочной конструкции, а в использовании ее как декоративного приема при создании более грандиозных сооружений. Римские ордера развивались в двух направлениях — совмещения человеческих масштабов с грандиозностью сооружений и насыщения архитектурных форм пышностью орнаментов. На римской земле до заимствования греческой культуры развивались конструктивные приемы строительства, в основу которых были положены арки и своды. Стоечно-балочные конструкции были знакомы римлянам, но тогда еще не находили широкого применения, как в Греции, и не имели строгих ордерных построений. В ранний период римского заимствования греческие ордера без особой переработки используют в создании ансамблей форумов (городских площадей) и храмов. Сочетание масштаба греческих ордеров с высотой римских сооружений сначала шло по пути простого укрупнения за счет поднятия стилобата, увеличения числа ступеней к портикам, высоты колоннад, добавления к высоте колонн пьедесталов, а к базе снизу — плинта. В дальнейшем развитии римской архитектуры, особенно в высоких многоярусных стенах цирков и театров, возводимых с множеством арочных конструкций, а также в зданиях терм, перекрытых сводами и изрезанных аркадами, ордер начинают применять как декоративно-прикладное средство. Некоторые детали ордеров без особого конструктивного осмысления переносят на арочные конструкции. Колонны, как и антаблемент, перестают выполнять присущие им функции (столба и навеса), а становятся декоративным придатком стены, украшают ее своими художественными формами. Аналогично появляются чисто орнаментальные приемы использования деталей, берущих начало от конструктивного аналога. Например, в римской трактовке коринфского ордера к пышности капители добавляют в антаблементе богато декорированные волютами, акантами и розетками кронштейны, называемые модульонами. Кронштейны — выступающие элементы стен или балок, поддерживающие плиты балконов, навесы, эркеры и т. п. Таким образом, развитие самобытных художественных приемов, органически связанных с арочными и стеновыми конструкциями, уступило место искусственному приему наложения на них ордерной композиции. Каменная арка и свод дальнейшее художественное развитие своих структурных форм получают лишь в период средневековья, когда они достигли наивысшего расцвета и разнообразия в готическом стиле, но уже не на ордерной основе. Тоска́нский о́рдер — архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме на рубеже I века до н. э. и I века н. э. Является упрощенным вариантом дорического ордера, от которого отличается гладким фризом и колонной без каннелюр. Композитный ордер — архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме. Представляет собой сочетание элементов ионического и коринфского ордеров — в капители используются как волюты, так и орнамент в виде листьев аканта. Пантеон, Рим
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы