Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ідея єдиного Бога в етиці Мухаммеда.



 Мухаммед начинает свои проповеди изъявлением полнейшей покорности Богу:

«Во имя Аллаха милостивого, милосердного!»

Этими словами в их первозданном арабском звучании (бисмил-ла-хи-р-рахмани-р-рахим) мусульмане предваряют всякое дело, г, том числе прием пищи, подчеркивая тем самым, что все, что они делают, они посвящают Богу и за все благодарят его.

Бог один. Рядом с ним нельзя ставить других Богов. Или, как это говорится в Коране, никого нельзя давать ему в сотоварищи. Это положение является принципиальным и специфичным для ислама, монотеизм которого можно считать самым акцентирован­ным и последовательным. Оно, разумеется, прежде всего направ­лено против языческого политеизма, в частности, против меккан-ского культа арабов, которые наряду с Аллахом как верховным божеством чтили еще трех других богинь. Идея едино-единствен­ного Бога заострена также против христианской идеи Бого-чело-века. Человек не может быть Богом. Ни при каких условиях Соотношение Бога и человека строятся таким образом, что чело­веческий порядок целиком зависит от божественного, а божест­венный порядок ни на йоту не зависит от человеческого.

Идея единого Бога хорешо оттеняется взглядом Мухаммеда на самого себя. Мухаммед — такой же человек, как все остальные, с единственным отличием, что Бог поручил ему быть своим послан­ником и пророком. Мухаммед был, несомненно, глубоко и всесто­ронне одаренным человеком, мусульманская традиция рассматри­вает его жизнь как образцовую. Но отсюда следует: даже лучший из людей, согласно логике мусульманской веры, может быть всего лишь слугой Бога, его пророком. Большего ему не дано. При этом, разумеется, и Мухаммеду открыта не вся тайна, а только ее часть.

Идея единого Бога указывает человеку его достаточно скромное место в мире и вместе с тем обязывает человека определенным образом, а именно сугубо позитивно, относиться к миру и прежде всего к другим людям. В Коране приводится аргумент, вскрываю­щий этический подтекст единобожия:

«Если бы на небе и земле были Боги, кроме Аллаха, то погибли бы они» (21:22).

Единство Бога — гарантия гармонии мира. И наоборот: гар­мония мира — свидетельство единства Бога. Так как Бог един, то

из этого с непреложностью следует, что единым должно быть и человеческое сообщество, поскольку оно связано с Богом. И это единство человеческого сообщества может и призвана обеспечить истинная вера, вера в единого Бога, которая исходит из того, что

динство людей в Боге важнее их социо-природных различий в

•ерритории, языке, богатстве и т.д.

Мухаммед не считает себя первым человеком, возвестившем религиозную истину, он лишь завершает череду пророков:

«Скажи: «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано Ибрахиму, и Исмаилу, и Исхаку, и Иакубу, и коленам, и в то, что было даровано Мусе, и Исе, и пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся» (6:78).

Вера едина, 6 ней нельзя разделяться — таково глубокое убеждение Мухаммеда. О всемирном, универсальном горизонте религиозного мышления Мухаммеда свидетельствует тот факт, что он в своей проповеднической деятельности апеллирует не к Ис­маилу — библейскому родоначальнику арабских племен, а к самому Аврааму. В Аврааме его привлекает то, что тот не был ни иудеем, ни христианином, его вера существовала до возникших позже различий. Она и является истинной.

После первого творения Аллаха предстоит еще второе творение.

«Он начинает творение, потом повторяет его, чтобы воздать тем, которые и творили благое, по справедливости. А те, которые не веровали, для них — питье из кипятка и наказание мучительное за то, что они не веровали» (10:4).

(Между первым и вторым творением — день последнего страш-эго суда. Время судного дня никто не знает, даже Мухаммед: он ожет наступить в любую минуту. Тот суд будет вершить сам Аллах, который именуется «Царем в день суда» (1:3). Перед судом Бога предстанут все люди, и живые, и мертвые, которые, разуме­ется, по этому случаю будут воскрешены; каждый будет отвечать за себя. Спрошено с каждого человека в тот роковой для него день будет только об одном — как он выполнял завет с Богом, следовал нормам Корана. На том суде будет только одно наказание — низвержение в ад и одна награда — возвышение в рай. Ад онцентрированно воплощает все человеческие ужасы, боли и "радания, а рай — все наслаждения.

День великого суда есть в то же время день великого разделения. раведность и неправедность, добро и зло будут в этот день 'ечно отделены друг от друга. Это будет означать начало второго

Братерська любов.

PHILIA – братолюбие, братская любовь, братские чувства, а также отношения между друзьями.

Братская любовь, дружеские отношения, раз возникнув, как правило, сохраняются всю жизнь, разрыв дружбы переживается столь же болезненно, как и разрыв любви. Возникновение дружеской привязанности в наибольшей степени обусловлено сходством установок и интересов. Мы дружим с теми, кто во многих вопросах придерживается сходных позиций. Нравственная ценность дружбы выше ценности личной позиции.

Дружеские отношения отличаются интимной доверительностью. Она предполагает исповедь, совет, оценку. На друзей мы не боимся свалить свои проблемы. Обязанность друга – критиковать. В мужской дружбе доминирующими являются поддержка и взаимовыручка., она молчалива и деятельна. Женская - взаимопонимание и психологическая поддержка путем совместного анализа ситуаций и разработки способа их решений.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь