Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СУХОЕ ДЕРЕВО И ПЛОДЫ ПОСТА
С утра рассылка пришла с одного из православных сайтов: «Как сухая земля, не получая влаги, не приносит плода, так и мы, бывшие прежде иссохшим деревом, никогда не могли бы приносить плодов жизни без благодатного дождя свыше... Потому нам необходима роса Божия, чтобы мы не сгорели и не сделались бесплодными. Святитель Ириней Лионский». Роса Божия… Что бы это могло быть? Может, Великий пост? Он вполне подходит на эту терапевтическую роль. Или реанимационную. С учётом того, что дерево иссохшее, но потенциально плодоносное. «Плоды поста» — самое устойчивое словосочетание, употребляемое в отношении этого значимого для христиан периода. А иначе зачем это всё? Терзания с постными сортами майонеза и штурмом Небес с молитвой прп. Ефрема Сирина на устах? — Великий пост — великое время! Не упустите его! Христос сейчас, как никогда близко, и Он обращается к тебе: «Вот Я, всегда рядом с тобой. А ты? Где ты? Почему ты от Меня бегаешь?» Почему? Задумаемся! Героическая риторика боевого офицера при воинстве Господа нашего Иисуса Христа. Это мы тут на Неделю свт. Григория Паламы в Важеозерский монастырь мотались, вкус жизни почувствовать посредством шоковой терапии в исполнении отца N, чтоб ему Бог жизни отмерил до тех пор, пока мы не вразумимся. Т. е. априори — долгой. Он умеет сказать. Не потому что искусству ораторскому обучался, а просто Бог так даёт — как писал святой Исаак Сирин, по силе жития. Красиво заговорить-то не очень сложно — обучают вон за 10 сеансов и нескромную сумму. А вот до сердца доставать… Здесь дипломированные тренеры по краснобайству бессильны. Вертелись мы на этот раз в словесной лавине про Великий пост. И настолько она оказалась душеполезной, что я опять застенографировала речь отца-проповедника. Кто его знает, может, лет через много, если народ читать и понимать прочитанное не разучится — а все тенденции к этому, хоть в школах и обучают смысловому чтению :)))) — будут всплывать то тут, то там эти «Слова» душе на пользу как образчик проповеди XXI века. Мы ж интересуемся, что там святитель Иоанн Златоуст после себя оставил (хотя он ничего особо не оставлял, это скорописцы за ним фиксировали, слава их безымянному труду), почему наши потомки-богоискатели не смогут задаться вопросом — а как вы, ребята, спасались? И что нам им ответить? Не знаю. Быть может, просто процитировать что-нибудь «из отца N».
ЧЕЛОВЕК КАК ВЕСЫ «Чего мы перед началом беседы пели? Какие слова? «И очисти ны от всякия скверны». Вот чего я вам искренне пожелаю. Осознать наступившее время Великого поста и направить очи не вовне, а вовнутрь, посмотреть, что там… Мы — весы, которые балансируют между Светом и тьмой, спасением и гибелью. Каждый день мы выбираем, искушаемся. Так пусть эти весы наконец остановятся — это программа минимум, которую мы обязаны выполнить. Максимум — это отклониться к Свету. Это важно. Если они отклонятся во тьму, и вы в этом состоянии умрёте, то пойдёте во тьму вечную. Поэтому думайте о своих весах. Например, если увидели грешника, не осуждайте, а подражайте Спасителю, Который будучи прибитым ко Кресту, говорил: «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят». Не обзывал их, а молился за них, а мы что делаем?» В ПЛЕНУ ЗАВИРАЛЬНЫХ ИДЕЙ «Пост — хорошее время, чтобы проснуться, увидеть состояние своей души, все эти завиральные идеи, с которыми мы носимся. Случилась с человеком неприятность пустяковая, а сатана берёт и эту тьму в нём раздувает, как мыльный пузырь, и бедняга начинает жить этой ничтожной проблемой, она ему горизонт застит. Мы не должны давать шанса силам тьмы затащить нас во тьму. Ты маловерен? Тогда исполняй заповеди Господни, даже насильно, потому что когда в твоей жизни есть Христос, то никакие проблемы — ушедшие жёны, болезни, чёрствые мужья, начальники-самодуры — на тебя не влияют и тем более не выбивают тебя из колеи. Ты в Свете. Ищите Христа! В каждой встрече с ближним не дебила перед собой нужно видеть, а Христа. Не католика, не буддиста, а человека. Мы, православные, ни с кем не боремся, мы за всех молимся. И всё принимаем с любовью и благодарностью, как из рук Господа. Тебе дали по роже, а ты «Слава Тебе, Боже!»
КАК ВСТРЕТИТЬСЯ СО ХРИСТОМ Если мы не повстречаемся со Христом, то в Царство Небесное мы не войдём. Как Его встретить? Сделать своим жизненным лозунгом слова «Да будет воля Твоя!» и каждого человека, которого тебе Бог послал, выслушать, пожалеть, утешить. Каждого. А мы вместо этого дрыхнем. Мы, люди, — венец творения. Похожи? Нет. Мы свой потенциал не раскрыли, мы находимся в зародышевом состоянии, потому что в нас нет решимости, которая была у преподобного Серафима Саровского или святителя Николая Чудотворца. И ещё мы не должны жить иллюзиями. Смотрите, человек, который ничего не желает, преодолел свои «хотелки», живёт здесь и сейчас. И это настоящая жизнь. Прошлое прошло, а будущее еще не наступило? Так как же можно жить воспоминаниями или мечтами?» «ЕШЬТЕ» СВЯТЫХ ОТЦОВ «Как сказал в одной из проповедей о посте протоиерей Андрей Ткачёв, хватит уже жрать зелень, «ешьте» Евангелие, Святых Отцов, т. е. возьмите их книги в руки, читайте и исполняйте то, что там написано, а иначе зачем читать? Нужно ж очищать со своей души грязь, исповедоваться. Ведь большинство приходит и просто перечисляет грехи, потому что «так положено». А исправляться не хотят. Вот давайте хоть в пост начнём в себе что-то исправлять! Вот я на всех огрызаюсь, а в пост не буду. Или хотя бы вид сделаю такой, чтобы человека не огорчать. Это подвиг. Потому что это тяжело, и надо преодолевать свою раздражительность. Но без подвига ты ни холоден, ни горяч. Ты таким Богу не нужен, бесполезен абсолютно. Вот женщины признаются, что матерятся, курят, а бросать не хотят. Женщины! Если вы развратитесь, то мир погибнет! Слышите? Может, вас хоть гибель мира остановит или наплевать уже?» ВЕЛИКИЙ ПОСТ ПЕРЕВОРАЧИВАЕТ ДУШУ «Итак, всю Святую Четыредесятницу мы идём навстречу Христу, а Страстной Седмицей Он выходит нам навстречу. И чем ближе Он подходит, тем тщательнее мы проверяем себя, какие плоды дал нам пост. Вот в Великий Понедельник мы будем вспоминать бесплодную смоковницу. Случайно, что ли? Нет, чтобы мы сравнили себя с ней и посмотрели, какие плоды покаяния нам удалось принести. Церковь даёт нам для него все средства. В середине поста мы будем читать житие святой Марии Египетской. Оно способно перевернуть душу человеческую, потому что такое не придумаешь! Поглядите, какова наша вера! Из такой грязи с помощью Божией она достигла таких высот! Потому что поняла, что такое грех и мужественно с ним боролась. А что такое грех? Это когда я с молотком и гвоздями в руках прибиваю Христа ко Кресту. И вот он выбор — делать так или не делать?» P. S. «Мир сошёл с ума. Молодые ходят с лицами стариков, равнодушные, окаменелые, им ничего не нужно, ничего не интересно, всё надоело. Зато старики теперь в шорты нарядятся и скачут, как полоумные юноши. Где там мудрость? Мы ж ученики на этой земле. И школа заканчивается закрытием крышки гроба. Поэтому нужно думать об этом, готовиться к экзамену. Это каждодневный подвиг, труд. Ленивые маловеры в Православии не задерживаются».
КАК РУЛИТ ФИГНЯ Вчера дал Бог съездить в Важеозерский монастырь, как раз после трудной недели общения с представителями отечественной литературы, которые роились в Петрозаводске всю неделю. Просто люди хорошие и делом заняты, но когда всю дорогу «У Ильи горло крючьями драло, когда он Сучьи фотографии разглядывал; сердце ножом скоблило», то хочется… Собственно, уже ничего не хочется, только глаза закрыть и сном забыться аккурат до Второго пришествия Христова. Хотя ладно, мелочи это всё, потому что хорошие тексты на Земле Русской не переведутся, язык наш не позволит. В монастыре на беседе с приезжими отец И., добродушный монах с обезоруживающей улыбкой, словами просто так не сорил — отвечал на вопросы четко и продуманно. Кому что, а мне про призывающую благодать запомнилось, которая его, далеко не простого сатаниста, привела даже не в храм, а сразу в монастырь. «Как это? А вот когда ты утром просыпаешься и понимаешь «Надо валить», — неспешно говорил отец И. Точно! И никаких логических обоснований, умозаключений, доводов здравого смысла. Подписываюсь. Я так в Церковь пришла, ничего про неё не зная. Чудо из чудес. Вера, даром данная. Тебе дали — ты принял. Но… не всё так легко. Затем появляется задача — данное удержать. Вот об этом и были мои вчерашние думы. Где тонко и где рвется. Осенью посмотрела фильм И. Вырыпаева «Спасение», потому что вроде как о вере, ну и хочется узнать, в чем же видит спасение наш современник — человек безумный. Там 25-летнюю католическую монахиню из Польши, которая полжизни провела в монастыре, отправляют в Тибетскую часть Индии, чтобы она привезла некие ритуальные предметы для тамошней католической миссии. Приезжает она в отель, а машину за ней не прислали — дорогу камнями завалило. И вот она теперь вынуждена ожидать, пока проблемы с дорогой решат, а параллельно «сталкивается с совсем иной культурой, с другими энергиями и абсолютно другой религией. Загадочный мир Тибета и случайные встречи в пути приносят сложные мысли и вопросы». Не буду вдаваться в подробности, остановлюсь только на вещи, которая меня как человека железобетонного привела в недоумение. Монахиня встречает на своём извилистом жизненном пути разбитную ровесницу сибаритского вида «чё хочу, то ворочу», и та, перекинувшись с ней, как полагается, парой слов о сексуальной жизни — о чем с монахами еще беседовать можно? — прогнала ей глубокомысленную телегу о том, что человек должен перестать быть пылесосом, скапливающим грехи и страдания в мусоросборнике и очищающим его только для того, чтобы наполнить новыми. Монашка, оттрубившая долгие годы в святой обители, призадумалась, и далее мы видим её уже в светской одежке — свитере, юбке и национальной тибетской шапке, купленной на рынке. Типа — кризис веры нам нарисовали. Или смущения и колебания. Я не киновед, не знаю. У меня же в мозгах пролетело следующее: что ж это за фигня такая! это что ж такое происходит на белом свете, когда человек долбится-долбится на духовной ниве десятилетиями, а потом приходит не пойми кто, который произносит не пойми что — и конец борьбе за бессмертную душу. Переход на другие рельсы. Разве бывает такое? Какое такое слово нас может поколебать? И т. д., и т. п. А потом «во время оно» жизнь показала, что и слова найдутся, и не такое бывает. Хрупок человек, и вера — вещь хрупкая. Местами. Например, когда однажды пришлось буквально за ящик в храме держаться крепко-крепко, потому что священник проповедь говорит, а тебя из храма просто выносит с мыслью «всё! приехали! куда и, главное, зачем — дальше?!», отягощенной комплексом анти-лотовой жены. Это когда назад не оборачиваются. Ящик попался что надо — тяжелый, приземистый. Тут надо понять, что не проповедь плохая была, а внутри Хиросима случилась. Вдруг. Или вот убивает меня суета. Прочитала как-то «Блюдите, како опасно ходите! Дорожите временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5: 15 — 16) и поняла, что да, ходим опасно. А когда раза три не проснулась с утра, так это вообще стало лучшей в мире «наглядностью» для определения опасности. Таким образом, суета — это реально та категория жизни, которую я стараюсь внимательно контролировать, потому что… Ну вот как мне один знакомый столп веры от-sms-ил недавно: «К сожалению, суета житейская тщится увести нас от этого бесценного дара Божия — радости каждого дня жизни, который никогда уже более не повторится!» Т. е. суета пожирает радость, потому что отшвыривает тебя от Бога, и это больно. А тут мне один авторитет духовный заявляет: «Ой, да ерунда это всё». И как-то после таких слов… не то, чтобы стойкие позывы к тому, чтобы развернуться и уйти, но… Не хочу я в вопросах веры ерундой страдать, честно, её и так много в мире. До рвоты много. И хочется биться над этим, приоритеты расставлять в каждой ситуации правильно, согласно заповедям Божиим, напрягаться по этому вопросу. Это фигня, что ли? И тебя ломает ровно из-за одного слова, сказанного, возможно, для твоей же пользы. Ну и потом время проходит и понимаешь, что, прости Господи, ты просто жил, спасался и подсломался, и это лечится. Причем радостью. Как тут выразился отец Г. «Путь радости — это преодоление трудностей на дороге Божиих заповедей». Когда препятствие на пути непреодолимо для человека, приходит Бог, а с ним благодать и радость. И всякий тупик, если какое-то время перетерпишь да поразмыслишь, становится просто дорогой вверх. Точнее, фигнёй, которая отработала своё и упразднилась. Даже часто из памяти. Так что веру надо беречь, а окружающее рассматривать как школу для назидания. Иначе фигня начнёт рулить. ТАКОВА ЖыЗНЬ 1. В монастырь обычно приезжаешь стреляным воробьём, с чётким планом личного спасения: приложиться, купить, набрать, спросить, посетить, взять, пожертвовать, но… вчера ж была Неделя о слепом, поэтому Господь по милости Своей неисчерпаемой сподобил радости исцеления от слепоты, порожденной эгоцентризмом, о которой вещал с амвона отец Иларион, игумен Важеозерского монастыря. И некоторые, возможно, сподобились с Божией помощью. В Важеозерском, куда я приехала грудой дров, накануне вечером распиленных в шалмане, где сумасшедшие стихи мерили километрами, и в этом заключалась их главная ценность, было тихо, что не располагало к образцово-показательному унавоживанию почвы для духовного роста. Ну, то есть мне там ничего не надо было. СпасиБо, что пустили на святую землю, и аминь. Потому что: Снаружи царапает шум, Внутри саднит беспокойство, По Вселенной носится ум, Обретая одно лишь расстройство. Вот. А когда ты в Важеозерский инвалидом моральным загружаешься, то пластинка меняется: Снаружи болит тишина, Изнутри оглушает молчание, И вливает небес вышина В сердце Божие величание. Очень радостно, когда помолчать можно. Пусть искалеченным суетой (не зря ж тишина «болит», адекватных-то она исцеляет), не улавливающим то, что нужно, рассеянным, как дезодорант из баллончика, но способным хотя бы на поверхностное восприятие этого бесценного дара. Иеромонах Василий (Росляков) однажды записывал в своём дневнике, пребывая в Оптиной: «Немеет душа от скудости своей, от того, что очи зрят великое, а душа не может его вместить. Благодать затворяет уста, упокоевает сердце, умиротворяет душу». Т. е. понятно, почему он на иконе появится и уже появляется. Чтобы так формулировать, надо жить ради Царствия Небесного, не взирая на курс доллара, обстановку в Сирии, «введение Иисуса Христа в японский бестиарий» и прочие важные штуки. Таким образом, не знаю как кто, а я, получается, поехала, чтобы «душа от скудости своей онемела», наконец-то. И она онемела. 2. Честно скажу, что устала «быть блогером» и транслировать на аудиторию какие-то смыслы, потому что для этого надо стать шибко уверенным в их необходимости. Я же давно ощущаю себя барышней из пушкинских времен. Они там ваяли в своих толстых альбомах «люблю-целую» то в рифму, то в прозе, и так расцвечивали жизнь — себе и подружкам. Ну, вот я примерно с этих позиций пишу. И то, что иногда нет-нет да и промелькнёт нечто непростое, так это ни к чему не обязывает — ни к далеко идущим выводам, ни к фундаментальным, как одержимый революционер, оценкам. Мы ж можем себе позволить размышлять. Мало того, мы должны размышлять, предпринимать усилия мысли, заниматься самоанализом, чтоб понять сколько внутри грязи, не позволяющей соединиться с Безгрешным. Чтобы начать наконец что-то делать в спасительном направлении. Об этом нам вчера рассказывал отец N. И звучали его слова как слова власть имеющего. Он вообще изменился. Нормальный человек сказал бы — заболел, постарел, измучился. А Калачёва скажет, что к тому свету ближе стал, на территорию вечности ступил. Не удержусь, замечу — красиво до рези в глазах. И свет этот, точнее, тот проскальзывает искорками в речи, во взгляде, в подборе слов, в реакции. Т. е. фейерверки с восклицательными знаками погасли, остался сухой остаток — малоэмоциональный и доходчивый, как советский букварь. Без разночтений. Он рассуждает о законах жизни на уровне «жи» и «ши» пиши с буквой «и». Не в смысле примитивности, а ясно и доступно, чуть ли ни на пальцах. С нами иначе не прокатывает, потому что памятуя эти «жи-ши», мы с удивлением обнаруживаем вокруг сонмы граждан, которые упорно пишут «жызнь» и отнюдь не из анархических соображений, а потому что просто по фиг. Я обычно слушаю внимательно, причем не только отца N, а любого, исходя из того, что Бог может сказать тебе искомое через кого угодно. И ты не пророк, чтобы чётко определить, кто на день сей станет для тебя Неопалимой Купиной. Может, вон та неказистая бабуся без диплома МДА в кошёлке. А ты проспишь глаголы спасительные только потому, что её внешний облик не вяжется с твоими представлениями о «правильном». В мире вообще «правильного» не густо, ибо мертвые формы — удел соцреализма, а не живого сердца. А живых, Богу нашему слава, больше, чем мертвых. Он же всё-таки Бог живых (Мф. 22: 32). В общем, было что послушать, как всегда. 3. «Апостол Павел говорит: «Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (К Рим. 9:16). Мне эта мысль до конца не понятна. О чём он говорит? Скорее всего, о том, что желание — от меня, подвизаться — тоже от меня, но осуществление желаемого в руках Божиих. Т. е. от меня ничего не зависит, остается только упование на Бога милующего. И это радость, конечно, что у нас такой Бог, Который принимает покаяние, намерения, помогает нам. Иначе бы мы погибли, во вражде бы взаимной погибли». «Наши основные падения — это осуждение и ропот, особенно ропот на Бога. И ропот на человека — это богоборчество, потому что тебя Бог специально окружает людьми, которые тебе служат ко спасению. А ты ропщешь». «Главное служение христианина Богу — не грешить. Дурное дело, грязное слово и даже порочный помысел — всё это мерзость пред Богом. Всех Господь сотворил красивыми. Кто так не считает, тот стоит на пути богоборчества. А мат сказал и превратился в уродца, который отворачивается от Бога, теряет благодать и силы. Отсюда падения. Любящий Бога человек не грешит. А если согрешил, то сразу же кается. Святые пришли в такую меру, что грешить, т. е. оскорблять Бога, для них было смертоубийственно. Как этого добиться? Пересмотреть свою жизнь. Почему Бог сотворил меня человеком, а я веду себя, как скот. Вокруг много свиней, змей, клопов, кровь пьющих, и другой живности. И это не случайно. Это назидательно. Чтобы мы смотрели и думали о том, как бы на них не походить, а уподобляться Творцу. За мыслями следить. Нужно уяснить себе, что Бог их видит и слышит. А мы иной раз такое подумаем, что страшно. Нельзя останавливаться на греховных мыслях, обдумывать их. Надо Бога благодарить постоянно и по-настоящему, учиться этому. Нам жизнь дарована. Кем? Богом. Жизнь и смерть в руках Божиих, и это повод постоянно об этом думать и Бога благодарить. Упал — не опускай руки, понуждай себя к исправлению, вставай — и благодари Бога, что встаешь. Вы вот попробуйте после Причастия первую молитву прочитайте медленно, вдумчиво, осознанно. Думаю, многие удивятся, о чем она. Потому что благодарения Богу нам не хватает». «Не надо спорить о вопросах веры. Вы понимаете, что получается картина, когда грешник спорит с грешником. И это смешно». «Чтобы привести родственников в храм, надо за них молиться. Говорить об этом вас никто не уполномочил. Почему апостол сказал о том, что женщине надо молчать? Не потому что он женщин презирал, а потому что у них другая функция. Загляните в наши храмы, и вы увидите, что там, в основном, женщины стоят и молятся за своих отцов, мужей, детей, переживают за них. У них функция такая — молиться и воспитывать детей, т. к. мужчины больше варвары, они более жесткие. У них другое назначение. Поэтому, допустим, преподавание и миссионерство — дела мужские. Да молчать вообще всегда лучше! Возьмём, например, праведную Монику, мать святого Августина Блаженного. У неё был очень суровый муж. Так вот всех её подружек мужья лупили, они с фонарями под глазами всё время ходили, а она оставалась целой и невредимой. Муж её не бил. И женщины вокруг удивлялись, зная её мужа, как такое может быть. А она постоянно у него прощения просила. Он начнёт ругаться, а она сразу же «Прости меня!», он возмущается, а она «Прости меня!». Поэтому был в семье мир, стоящий на её смирении. Потом она слёзы проливала, молилась за мужа и за сына, который блудил. В результате её сын стал святым Августином. На женщине лежит большая нравственная ответственность за семью. Если женщина развратится, погибнет весь мир. Поэтому надо скромной быть. Посмотрите на Матерь Божию, почитайте, какой Она была: кроткой, смиренной, молчаливой и всем помогающей. Людей, стремящихся к этому немного. Посему и сказано в Евангелии про «малое стадо», а не про большое. И надо стремиться примкнуть к этому стаду, к подлинным христианам, быть его достойным». «У нас единственная в мире вера, православная, которая никакую религию не осуждает, ни с какой религией не воюет. Если кто-то воюет, он чем-то не тем занимается. Мы за всех молимся!» «Когда готовишься к Причастию, читаешь каноны, то чтобы понять, так ли ты это делаешь, нужно прочитать часть и посмотреть — в душе должно что-то откликнуться на прочитанное. Если ничего не произошло, нет отклика, значит, это формальность, в пустоту читал. Как говорил некий святой: «Одна капля Христа может спасти всю Вселенную» («Самое малейшее страдание Христа в силах загладить всемирный грех; одна капля Его пречистой крови может угасить все пламя вечного мучения; одна смерть, естественная, безболезненная, могла спасти весь человеческий род». Свт. Илия Минятий. — К.). Поэтому готовиться к Таинству нужно внимательно, держать себя в строгости, особенно нравственной. 100% к Причастию не готов никто и никогда. Чтобы нам, грешным, соединиться с Безгрешным — так происходит только по милости и по любви Божией. А жизнь христианина заключается в соединении с Богом. Не в ребенке она, не в муже, не в работе и прочем. В Боге она». 4. Пока отца N слушала, вспомнила одну очень простую пожилую женщину, которая усердно шла к вере после многолетнего безбожия. Так вот она говорила: «И стала я православные книги покупать и читать. А до этого ничегошеньки не понимала! Только батюшку Василия любила сильно (Рослякова) и по Причастию умирала как голодная». И она устояла, невзирая на то, что условия для спасения были неблагоприятные, с нашей точки зрения, конечно. Т. е. людей, живущих во времена, когда Евангелие только из утюга не читают, а разнокалиберные по образованию и духовному опыту отцы от зари до зари плавят «все экраны страны» лекциями, передачами, ответами на вопросы и трансляциями. И вот в этом месте — слава Богу, потому что это райский бонус, ни за что данный. Ну а что? Такова жызнь. Или жизнь. Каждый выберет сам.
«ВПУСТИТЕ ХРИСТА В СВОЮ ЖИЗНЬ И БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!»
Праздники бывают разными. Мои никогда не совпадают с календарем, потому что связаны с вещами, не вписывающимися в систему традиционных общественных торжеств. Вот всмотрелся, бывает, в старого знакомого, которого до гайки знаешь, и увидел вдруг то, что тебя неожиданно потрясло, какой-то яркий луч души его — и праздник. Идешь по железнодорожному мосту в промозглый ноябрьский день, смотришь вниз на покосившиеся халупы — мама дорогая! — цвета, как на брейгелевских полотнах, красота-то какая, слава Тебе, Боже! — опять праздник. Но бывают и исключения. Как, например, в День памяти новомучеников и исповедников Российских, воскресенье. По-любому праздник. ГРОБЕШНИК ТЕБЯ ЖДЁТ! (лирика) Сначала анекдот. Едет хмурый человек в автобусе и думает: «Жена сварливая, дети непослушные, начальник — кретин…» Рядом невидимый Ангел Хранитель стоит с блокнотом, записывает и думает: «Каждый день одно и то же. И зачем ему сварливая жена, непослушные дети, начальник-кретин? Ну, если просит — придется выполнять». Так наше сознание определяет бытие. 5 февраля в День памяти новомучеников и исповедников Российских оказалась в Важеозерском монастыре, поэтому тянет поговорить на высокие темы. Например, о счастье. Прямо как в песне Д. Кабалевского, О. Высотской: «Счастье, ты где, счастье, ты где? В дальних путях, в дружном труде? Ищут его тысячи глаз — счастье, ты где? Счастье, счастье, счастье, ты где? В сердце у нас!». Для православного счастье тождественно Царствию Небесному, которое по идее, внутрь нас есть (Лк. 17, 21), только раскрывается оно в разной степени. И мне думается, «степень» здесь зависит от желания человека этого Царствия, т. к. Бог не насильник. Звучит тривиальнейше, но почему-то именно это качество чаще всего приписывается Творцу в нашем сумасшедшем мире. От края и до края планеты несутся нескончаемыми волнами вопли жаждущих справедливости: «Почему Ты войну не остановил? Убийц не испепелил, а? Да что Ты Себе позволяешь?!!» Так если вам, вопиющие в пустынях мегаполисов, Царство Божие нужно, как зайцу стоп-сигнал, то welcome в Град земной с Вавилонской телебашней по центру, с законами зверинца, со всеми его уродствами и бесконечными «хотелками». Бог приходит по зову, от сердца, а не по вашей «инструкции пользователя». Когда я впервые услышала отца N из Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря, он рассказывал именно об этом безумном метании человека меж миллиона «хочу». Первый раз, к радости, не стал последним, т. к. проповедник отец N весьма неожиданный и конкретный. Он мне напоминает молотобойца, у которого в руках соответствующий инструмент и долото. И вот он долбит тебе по сердцу, отбивая все самостоятельно вылепленные тобой (иногда и с любовью) греховные наросты. «Гробешник тебя ждет! Чего ты мечешься?!» — восклицает он, вселяя надежду на то, что есть еще стабильные категории в нестабильном обществе. Или: «Надо поставить себя на место Иуды. Да, и мы предаем. Грешим и распинаем тем самым Христа!». No comments. Ну и тут дело твоё — хочешь, открывайся «этой операции», а хочешь — ставь заслонку и живи, как будто это не тебе сказали. Свобода — дар Божий. «Я просто передатчик. Евангелисты писали, святые Отцы писали, монахи афонские писали, а я вам передаю», — обозначает свою позицию проповедник. Речь отца N по подаче напоминает «Христову революцию» святителя Николая Сербского, когда все привычные забетонированные представления сметаются, и на руинах восходит Христова Истина. Взламывание схем — благодатное дело в отношении рассудочных людей, оперирующих структурами, готовыми шаблонами до фарисейства. Но тяжкое. «Я вот сто раз говорил об осуждении. И чего? Внял, что ли кто?!» — без намека на раздражение говорит оратор. Т. е. не осуждая. Или например, однажды отец N сказал, что надо биться за Царство Божие внутри себя каждый день (тогда день даром не пропадет), гасить в себе агрессию на ближнего, исполнять прежде заповеди, а про желания свои эгоистичные забыть, как про хлам. Слова просты, как таблица умножения, и малоподъемны, как камень из пирамиды Хеопса. Ведь «хочется» же — всего, сразу, и течение дня не по одному разу! Но если ты Бога любишь (а это главная заповедь, иначе какой ты христианин?), исполнить выше сказанное возможно. Иго-то Божье и то — во благо. Если нет, то и влачись себе на построение рая земного. Только имей в виду, что все предыдущие постройки заканчивались концлагерем. Зачем нам ещё один? БРАК У ВОРОТ «Как быть счастливым?» — этими словами отец N озаглавил, судя по всему, актуальнейшее «Слово от 5 февраля», на котором позволил каждому слушателю сэкономить от 2 тысяч рублей. Это средняя расценка на психологический семинар на аналогичную тему. Если учесть, что за прослушивание проповеди у нас не платят вовсе, то Важеозерский монастырь пожертвовал паломникам где-то 100 тысяч рублей. Пересказывать дословно я не умею, памяти никакой, поэтому кое-какие «выжимки» по записям сделаю. Глядишь, «отзовется слово» так, как и не предугадаешь.
ГЛАВНОЕ ЖИЗНЕННОЕ ПРАВИЛО Афонские монахи говорят так: «Увидел что-нибудь — терпи, услышал что-нибудь — терпи, и будет с тобой неизреченное». Что значит «неизреченное»? Это значит мир Христов, который мы должны хранить в своём сердце как величайшую драгоценность, потому что в нём заключена наша загробная участь. Мы в этом состоянии в вечность перейдём. Начинаются искушения — ссоры, ругань — вещички в руки и убегай! Дай рассерженному человеку шанс успокоиться. Не убеждай его, он тебя всё равно не слышит. Он на тебя орёт, а ты его пожалей и уйди. Причем не гордо, а чтобы помолиться за него. Это любовь. ПРО ЛЮБОВЬ В русском языке, к сожалению, только одно слово передает любовь — это слово «любовь». В греческом есть отдельное слово для братской любви, отдельное — для любви родителей к детям и т. д. Но наивысшая любовь — жертвенная. Она обязательно должная быть в браке, а когда её нет, возникают разводы. Люди не выдерживают, когда на смену влюбленности приходит обыденность — грязные ноги, вонючие носки, болезни и прочее. За человека надо быть готовым умереть. Мужу — за жену, жене — за мужа. И как только двое начинают так жить, тут же появляется Третий — Сам Бог появляется в этой семье. О БРАКЕ Я не пойму, какие богоборцы вздумали брак назвать «браком»? Ведь что такое брак? Изъян, повреждение. Может, поэтому у нас люди так к нему и относятся — небрежно? То ли дело венчание. Вот слово! Раньше венцами награждали победителей. Мы видим разницу между победителями и бракоделами? Какие дети могут возникнуть в браке? Бракованные! Поэтому приезжают сюда и восклицают: «Выросли дебилы дебилами! Пилят нам мозги!» И начинается: где Бог? есть ли Бог?
О БЫТИИ БОЖИЕМ Как можно так вопрос ставить? Я не понимаю. «Есть ли Бог?» У меня так даже мысль не повернётся. Ну, сходите в Храм Христа Спасителя или другой какой, посмотрите внимательно вокруг, и вы увидите — всё лучшее, что можно было сделать человеку, сделано в храме! Одна свечка чего стоит! Почитайте, как она делается. А иконы! А пение! Вас это не убеждает? Что можно этому противопоставить? компьютерные игрушки? О БОГООБЩЕНИИ Неверие, сомнения, недоверие Богу порождаются тем, что я читаю на лицах у многих — отсутствием Богообщения. У людей просто нет такого опыта. Они не молятся. Зато есть опыт самости, который ничего не приносит кроме мучений. Если вот в «браке» живут, по-мирски. Когда Бог идет за человеком, то человек воспринимает всё сквозь призму своей греховности — гордости, самолюбия, раздражительности. Когда он смиряется и идёт за Богом, то видит всё через призму Любви. Что лучше? Впустите Христа в свою жизнь, и будьте счастливы! Не надо строить своих планов, которым не суждено состояться, и потом страдать. Всё равно всё будет по воле Божией! Если вам что-то необходимо — просите у Бога! Сказано же: тол-цы-те! Не один раз — стукнул и дальше пошёл свои огороды городить. Нет! Стучи каждый день: «Господи, ты не забыл, что я Тебя просил?» И даст Бог. Всё даст. В том числе и спутника жизни. О ПОИСКЕ СПУТНИКА ЖИЗНИ Была одна девушка за 30, которая переживала, что никому не нужна, а ей хочется замуж. А ведь надо понимать, что нельзя зацикливаться на этом вопросе. Это не цель нашей жизни — спутника жизни искать. Можно много чем заняться и находить радость жизни в простых вещах. Радоваться надо! И я ей сказал: займись спортом, езди на велосипеде, отвлекись от этой тягостной мысли. И она занялась, на семь рукоделий записалась, на велосипеде ездить стала. Я у неё потом поинтересовался, как дела. А она отвечает: «Так а зачем мне этот спутник вообще нужен?!» Как только она так сказала, появился пчеловод… Второго ребенка уже ждут. Из ситуации выбора спутника жизни надо устраниться и поставить девушкам на своё место Божию Матерь, а юношам Христа. Что мы можем навыбирать самостоятельно, согласно своей падшей природе? Только падшее. А потом мучиться и вздыхать! Поэтому доверьтесь Богу. Когда вы встретили человека, выслушайте его, помолитесь, и Господь откроет, кто перед Вами. Не говорите сами, не трещите, а слушайте. Не умеете слушать? Учитесь. Он вам по телефону звонит, а вы, прежде чем ответить, сразу произнесите «Царю Небесный» и слушайте, что там вам скажут. Сразу обнаружится, что у человека в голове. МОЛЧАНИЕ Берегите мир в сердце. Грешат рядом с вами, молчите, молитесь за человека, иначе вы слово — он двадцать и начнется хула на Бога, а вы будете виноваты, потому что дали повод. Не мечите бисер! Не делайте ничего, и будьте мирны. Молчите. А молчание — это что? А это Иисусова молитва. Всё Будьте счастливы. P. S. Вот такой выдался у меня праздник 5 февраля 2017 г. по Рождеству Христову в Важеозерском монастыре. Праздник души.
ХРИСТОС В СНЕГАХ
Воскресенье. 8.20. Хвойный молчащий лес. Вслед за ними глаза касаются этого края. Душа, убитая суетой, оживает.
У озера Важе спят деревья и спят дома. Успокоилось всё, что долго сходило с ума, Погрузилось в безмолвие, тихо молитву творя... Зима. Монастырь. Вечность. 5 февраля.
ГИМН НЕВИДИМКЕ Нам грустно жить и грустно умирать. И бутерброд с икрой тому порукой. Добившись права в бисер поиграть, Мы проиграли бой с банальной скукой.
Нас не тревожат ни шатёр небес, Ни суд над этим обветшавшим миром. Мы за поэтом голосим: «Мне скучно, бес!» В глазах тоска, в руках обломки лиры.
Мы вторим Риму, сами — третий клон, Самоубийственно влекомые пороком…
И только чей-то шепот у икон Опять нас покрывает перед Богом.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы