Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
КВАРЦИТНЫЙ. В ГОСТЯХ У СКАЗКИ
(для детей преклонного возраста)
«Хотел в Алма-Ату — приехал в Воркуту», — эта строчка из песни А. Башлачёва «Палата №6» возникла у меня в голове сегодня утром по дороге в посёлок Кварцитный. Месяцем раньше в «Школе блогеров» при «Agriculture club» мы смешили Бога, крапая послания на тему «Как я проведу это лето». Так вот в моём сочинении слова «Кварцитный» точно не было. Там вообще топонимов не густо встречалось, поскольку воспетый романтиками соблазн дорог меня обошел. Хлебников как-то ближе оказался: Мне мало надо! Краюшку хлеба И капля молока. Да это небо, Да эти облака!
А в каком квадрате карты мира они, эти облака, носятся — всё равно. Лишь бы север, русская речь да небо, освященное крестом православного храма, над головой. То бишь Петрозаводск меня устраивал всегда, а от добра добра не ищут. Но случаются ведь диалоги, типа: «А давай, что ли... ?» — «Ну, давай…» — «Господи, благослови!» И понеслось! И вот так, собственно, воскресным утром ты обнаруживаешь себя в храме во имя преподобного Ионы Яшезерского пос. Кварцитный, о котором ты слышал. Когда-то. Уже не помнишь когда и от кого. «Во время оно». А теперь уже стоишь и глазами хлопаешь, потому что благолепие вокруг обескураживает. Как в сказке прямо, с чудесными иллюстрациями В. Васнецова. Бревенчатый красавец-храм в окружении деревьев, витражные стекла, художественная ковка, резьба… В общем, у Бога для нас подарков много. И часто они обрывают дыхание, примерно как у послов князя Владимира на литургии в Софии Константинопольской.
Мы с друзьями тоже были на литургии и с тем же ощущением «неба на земле». Вы, наверное, замечали, что это ощущение под влиянием суетной жизни часто притупляется, и появляются в Интернете все эти километры статьей о «профессиональном православии», «механическом причащении» и прочей мратоте, в основе своей циничной. И хорошо, если тебе по мозгам вовремя прилетит, чтоб, по словам прп. Паисия Афонского, тянуло пыль в храме целовать как освященную. А то ведь сплошной коммунизм в душе наступает: сегодня я хорош, а завтра стану еще лучше. Где-нибудь ближе к аду. Но иногда, вот как сегодня, в 9.30 встал в храме, начал молиться, рот открыл, глазом моргнул и... х х х — Мы часто произносим слово «обожаю». Например, «я обожаю этого человека», «я обожаю эту вещь». И не вдумываемся, что тем самым как бы обожествляем их, — это отец Прокопий, благочинный Благовещенского Ионо-Яшезерского монастыря, произносит проповедь. Проповедь об идолах, как я поняла. Когда стремление к настоящему обожению через духовную жизнь, участие в таинствах исповеди и причастия, молитву, подменяется «я обожаю курорты Черногории» или чем-нибудь подобным. Поразили две вещи. За номером один — очень чуткое, уважительное обращение с прихожанами («спасиБо, что вы находите время, отложив мирские дела, прийти в храм», «хорошо, что вы исповедуетесь, причащаетесь…»). Может, кто и хмыкнет: велика честь, мол. А на самом деле, когда в мире существует миллион уловок, вытаскивающих человека из храма, неплохо его и поддержать добрым словом. Мы ж как дети: чё там папа про марки говорил, когда в последний раз меня по голове гладил? что их собирают только умные мальчики? так, пойду-ка и поклею, вместо того, чтобы за поленницей покурить. Чего там батюшка про причастие-то говорил, а?.. Аналогично. За номером два — глубокий смысл проповеди, искусно увязанной с сегодняшним евангельским чтением и дающей пищу для размышлений. Идолы, конечно, застят нам духовное зрение, которое впоследствии за множеством дел — быть может, очень хороших, правильных и замечательных, как у Марфы, не даст нам увидеть Христа, позволит пройти мимо слов Его. Потому что эти дела встанут идолами во главу угла, предназначенного не для них, а для Бога Единого. Ведь идол сегодня — это не обязательно деревянная скульптура Перуна. Это всё то, что заслоняет от нас Бога и уводит от Него в сторону; то, что мы в безумии своем сочли более значимым, чем Он; предпочтение твари Творцу, приводящее в конечном итоге ко вражде с Ним. Вот как, например, владельцев свиней, улетевших в морскую бездну, которые всем своим видом показали: не мешай нам, Господи, уходи, не лезь в наш бизнес. А спасти ведь можно только погибающего, который осознал всю безнадежность своего состояния. Если человек, захваченный стремительным водоворотом, игнорирует спасателя, а то и всячески его отталкивает, то сложно ручаться за благой исход дела. Таким образом, идолопоклонство — враг нашего спасения. И я задумалась, почему современный человек — идолопоклонник? Наверное, потому, что не смог положительно для себя решить базовый вопрос добра и зла. Ему со школьной скамьи долбили заунывную песню на заколебавший мотив «добро и зло, добро и зло, добро и зло…», и смысл этих категорий для него ушёл в раздел памяти «древность археологическая». И обеспыливания там не было уже лет –дцать. Что есть добро для людей, от Церкви далеких? Это когда мне хорошо. Те, кто носят гордое имя гуманиста, еще могут добавить, что это когда и другим хорошо. Но в это «хорошо» могут быть включены абсолютно разные, а подчас и страшные вещи: деньги, наркотики, половые извращения, какие-нибудь шмотки, на затраты от которых можно пол среднестатистического российского города месяц кормить, баснословные гаджеты с тысячами ненужных функций, элитные курорты и прочее кино, вино и домино. Имя им легион. А для ныне здравствующих христиан что значит добро? Что им хорошо? Наверное, то, о чём они молятся или просят помолиться других: чтоб все были здоровы, чтоб крыша над головой и символизирующая саму голову не текла, чтоб муж не пил, чтоб дочка удачно замуж вышла, а сын-оболтус с вузом не промахнулся, чтоб пенсию подняли и зарплату повысили, чтоб начальник не допекал и войны не было. Сильно ли это отличается от нужд «падшего мира»? В контексте слов Спасителя о поисках прежде всего Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33) — это караул форменный. Это то, о чём святой Исаак Сирин недвусмысленно сказал: «…Если кто попросит у царя немного навоза, то не только сам себя обесчестит маловажностью своей просьбы, как показавший тем великое неразумие, но и царю своею просьбой нанесет оскорбление. Так поступает и тот, кто в молитвах своих у Бога просит земных благ». А чего ж тогда просим? А это идольское капище в сердце жертв требует, мучает нас и спать не даёт: как это там будет, а чем это обернется, а вдруг не по-моему… — «Да будет воля Твоя» — этими словами нужно завершать свои молитвы, — так вразумлял собравшихся отец Прокопий. Мы вразумлялись. х х х После службы нас пригласили на чаепитие. Обратило на себя внимание то, что прихожане приветливые, дружелюбные, речь у них спокойная, размеренная, без привычных уху синкопированных ритмов. Они пили чай и говорили о предстоящем паломничестве в Александро-Свирский монастырь, подробно обсуждали организационные проблемы. — Они и о духовном спрашивать умеют, — смеётся отец Прокопий. Но это и так понятно, по теплой атмосфере на трапезе. Сказка продолжается. По дороге назад, перебирая в голове башлачёвскую «Палату №6» — тяготею к кольцевой композиции — дохожу до слов «Мне нравится БГ, а не наоборот». Хмыкаю. После всего увиденного, услышанного и пережитого мне тоже БГ нравится, особенно в богослужебных текстах :) И это окрыляет радостью сердце, хоть взлетай. Жаль, габариты не позволяют. И ковер-самолет где-то потерялся. У Кварцитного, да. Слава Богу за всё!
О ЛЮБЯЩИХ И ЛЮБИМЫХ «Любящему невозможно не воспевать предмет любви, — написал сегодня «ВКонтакте» райский соловей, сказочник, поэт, преподаватель и патролог, Артём Перлик, рассуждая о «нашем Андерсене». — Мы вообще созданы как несущие в себе красоту и свет, а смирение не в том, чтобы этого в себе или других не заметить, но чтобы благодарить Бога, даровавшего всю эту красоту…». Фраза оказалась весьма созвучной нашему сегодняшнему паломничеству на подворье Благовещенского Ионо-Яшезерского монастыря в селе Шёлтозеро. Как будто писал один Композитор. Да можно и без «как будто». Он писал, мы слушали и благодарили. Воскресная служба в храме Рождества Христова. Литургия — центр нашей жизни, кульминационная точка благодарения, когда Господь служит нам, а мы — Ему, славя Спасителя за жизнь во всех её проявлениях, за явные и неявные благодеяния. Ведь кто мы, как не песчинки во Вселенной? Былинки, век которых непредсказуем и короток. Но за каждым Петечкой, Василием и Марусей зорко смотрит Творец всего и вся, на каждого у Него хватает любви и заботы. Как этого можно не замечать — загадка. Мешает неподлинность жизни, погружённость в какой-то невразумительный её суррогат, когда центральное место в сердце застолбили вещи факультативные, глупые, тленные, ни разу не нужные, но завёрнутые в красивый фантик. И этот фантик так притягивает своей навороченностью, что о его содержимом не хочется задумываться. Зачем? Ведь и без того «круто». Так выглядит обыденная трагедия выбора между «быть» и «казаться» (подлинностью и ложью) в сторону «казаться». Королевство кривых зеркал, занявшее место родины. Но, как пишет Артём, «человек всегда может отказаться от всей своей мелочности и неподлинности, чтоб пойти к глубинам царства Господня, скрытого внутри нас». Слова простые. Всё равно что сказать — «солнце жёлтое, вода мокрая». После квантовой физики и нейролингвистического программирования звучит несолидно. Но кого и когда утешило умничание? Кого возродили к жизни сухие формулы? Кому зажгли сердце радостью рациональность и расчет? Человек покоряет космос и дивится фоткам с Марса, говорит по скайпу из Антарктиды с Арктикой, сидя в лесу дремучем под кустом колючим играет в казино Лас-Вегаса при помощи коробочки 13.83х6.71 см, и при этом хочет покончить с собой. Не сегодня, так завтра, потому что вместо радости сиюминутное удовольствие. Поманило, затянуло и бросило. Обмануло. Хорошо, если встретишь человека, у которого в глазах вечность плещется — какая-никакая, а опора. А когда как расслабленный у Силоамской купели — «человека не имам», — вдруг книга нужная в руки попадёт, вырвет горемыку из тенёт обмана. Тот же Андерсен, который «вдохновляет жить высотой. Он умеет раскрыть жизнь как сказку. Он относится ко Христу с доверием, что так редко можно встретить в мире и даже в храмах. А доверие Богу и даёт пережить всё вокруг как живую сказку». Буковки, букашки, расползшиеся по страницам, — мелочь, а реанимирует. Повнимательнее надо быть к мелочам. Отец Прокопий, благочинный, сегодня проповедь говорил на эту тему, про то, что «2+2=4», то бишь «любите друг друга». С небес высокого богословия спустил нас на землю простого и немудрящего выполнения заповедей Божиих. Мол, старайтесь мысли свои развернуть в нужном направлении, просить у Бога и Божией Матери заступничества, биться за каждую минуту и сантиметр. Не «делайте! вершите! творите и добивайтесь!», а хотя бы старайтесь, да. Бог и намерения целует. Не надо высоких категорий, заоблачных понятий. Тебе грубят, а ты не груби. У тебя воруют, ты не воруй. Тебя злословят, ты не сплетничай, не передавай клевету. Сложно? Жить захочешь, сможешь. Иногда на край света, без преувеличения, дёрнешь, чтоб глаголов небесных послушать, понятных даже ребёнку. Быть со Христом или не быть — дело добровольное, без Гамлетовского накала страстей, и при всей глобальности звучания — рутинное явление. Всё происходит на уровне мысли — доброй или злой. А по большому счёту, как мне уже давно кажется, христианин решает свои проблемы в рамках всего лишь двух предлогов — «к» или «от» относительно Бога. Каждое нравственно окрашенное движение всегда имеет один из двух векторов, который заведёт тебя… Вот куда решишь, свободно и добровольно, туда и заведёт. Господь не надсмотрщик, электрошокером не работает. У Него всё по любви. Как раз по той, о которой плач по всей земле стоит. Но… «мыши плакали, рыдали, кололись, но продолжали есть кактус». К сожалению.
ЧУдное место — это Шёлтозерское подворье. Как будто вне времени. Солнце жёлтое, вода мокрая, люди добрые, любовь в воздухе разлита, как на духовном бальнеологическом курорте. Вдохнул-выдохнул, вдохнул-выдохнул… Надышался? Оздоровился? Ну, теперь самое время «воспеть предмет любви». Хоть по Андресену. Хоть по Перлику. Главное — с радостью, за которую слава и благодарение Господу и Богу нашему Иисусу Христу! Аминь.
P.S. НЕСЛУЧАЙНЫЕ ТОЧКИ НА КАРТЕ И РАДОСТИ КАЖДОГО ДНЯ НА ЧТО ОПИРАЕТСЯ НЕБО
Деревенская ветхая церковь — столп для опоры неба В ней ни чудес-приманок, ни хоров тебе благоголосных. Как Христа однажды узнали лишь в преломлении хлеба, Так и я узнАю её в таяньи статуса звёздного.
Я туда забреду как-нибудь по тропинке, в траве уснувшей, Когда суета, дщерь ада, оскалится тьмой оконной, Когда от себя станет тошно и нестерпимо душно. (Ну почти как сегодня. Топово, глянцево, модно.)
И меня там встретит священник — проще грабель колхозных, Не оратор, не прозорливец — так, пахарь с духовной нивы, Да и сколько-то бабок скрипящих и мужиков серьёзных… На них опирается небо. Неожиданно. Но как живо!
В ЛЕСУ. НА ПЕРЕДОВОЙ Он всегда засыпал с молитвой, ощущая горечь во рту За страдающих острым лейкозом, за делающих аборты… Да мало ли горемык? Скольких он видел в скиту, Умирающих от безверия, но стоящих в безверии твёрдо!
В памяти небо над Бутово сменялось не раз Соловками, За Соловками маячил пасхальный Ипатьевский дом… Помолчать бы благоговейно с воздетыми к Богу руками, Но за дверью орут: «Выходи! Бог подождёт у икон!»
Сумасшествие не остановят ни время, ни буря, ни страх, Боль по-хозяйски потащит в любую точку пространства. В далёком лесном скиту утешал горемык монах Во время земного — в Царство Небесное — странствия.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы