Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Повесть о кабане Мак-Дато. Рождение Кухулина. Рождение Кухулина. Рождение Кухулина



Глубокая древность этой саги доказывается тем, что в ней, как и в обеих предыдущих, еще не фигурирует Кухулин. Вместо него роль первого героя уладов играет другой племянник Конхобара, Конал Победоносный. Тема саги - древний обычай, общий для всех кельтских племен и являю­щийся одним проявлений местничества. Так, еще в I веке до н. э., по свидетельству Посидонии, галлы на пирах затевали нередко побоища из-за того, кому предоставить право на лучшую долю яств.

Сага дает общую картину нравов и политических отношений в архаи­ческой Ирландии. Она содержит любопытный «смотр» героев, и происше­ствия ее затрагивают наибольшую часть территории Ирландии.

357У него был пес... - Сторожевые и боевые псы славились в ирландском эпосе.

358...провели в замок... - Здесь имеется в виду, собствен­но, укрепленный дом; замки в подлинном смысле появились в Ирландии позднее, лишь после прихода скандинавов (IX-X вв.).

359Брикрен - известный пересмешник и сеятель раздоров, Терсит уладского цикла.

360...со своего верхнего ложа.- Полати (ложа) в этом доме шли вокруг стен в два яруса.

361Финдхойм - сестра Конхобара. Здесь опять - именова­ние по матери, а не по отцу.

Рождение Кухулина

 

Группа сказаний о Кухулине открывается сагой о его рождении. Повесть эта возникла в весьма древнюю эпоху, о чем свидетельствует пер­вобытность изображаемых в ней нравов. К сожалению, все дошедшие до нас версии ее содержат позднейшие искажения. Именно в них можно обна­ружить искусственное слияние по меньшей мере трех первоначально раз­личных представлений: 1) отец Кухулина - бог Луг, вошедший в Дехтире в виде насекомого с глотком воды (довольно распространенный мотни в сказаниях о «чудесных зачатиях»); 2) некий бог, Луг или другой, похитил Дехтире, а затем со своими помощниками, приняв облик птиц, заманил Конхобара в свой призрачный дом к моменту рождения ребенка, чтобы передать его земным родичам на воспитание; рожающая женщина - Дехтире, а младенец и есть сам Кухулин; 3) Кухулин - сын Дехтире от земного мужа, улада Суалтама, между тем как Луг - лишь его «духовный отец» и покровитель (это, конечно, позднейшая рационализация). Наконец, имеются следы и четвертой версии, вероятно, древнейшей, согласно которой Кухулин, подобно многим легендарным героям,- плод кровосме­шения: он сын Дехтире от ее брата (по одному варианту - отца Конхобара).

 

Сватовство к Эмер

 

Сага эта служит ключом к пониманию многих других событий из жизни Кухулина (например, «Боя Кухулина с Фердиадом»). Тема ее зна­чительно шире заглавия. Наряду с самим сватовством она повествует о первых подвигах юного Кухулина. Обычно в сказаниях такого типа о сва­товстве отец девушки, враждебный к жениху, ставит условием выполнение ряда опасных поручений, в которых тот должен погибнуть. Рассказчик использовал этот момент, чтобы дать картину «воинского обучения» Кухулина. Характерна роль обучающих его воительниц - палениц, в образе которых можно видеть след древнего матриархата.

До нас эта сага дошла в двух редакциях. Древнейшая из них, к со­жалению, сильно испорчена, и, кроме того, утрачено ее начало; поэтому мы вынуждены были избрать для перевода другую, позднейшую, сложив­шуюся уже после появления скандинавов в Ирландии (в IX-X вв.). Стиль ее, пространный и неровный, местами уже сбивается на сказочный. Многие мотивы ее, как, например, львообразный зверь, в котором можно узнать мотив помогающего герою зверя, также скорее сказочного, чем собственно эпического характера.

362...Красная Ветвь Конхобара.- Дом этот был выстроен из красного тиса. По его имени весь уладский цикл называют иногда циклом «Красной Ветви». Темра (у Макферсона - Темора), в новом произношении «Тара» - древняя столица верховных королей Ирландии, расположенная к северо-западу от Дублина и к юго-востоку от Невен-Форта, старой Эмайн-Махи. Сохранившиеся еще сейчас остатки королев­ского дома позволяют составить некоторое представление о его внутреннем виде. Согласно «писаниям в сагах, он был продолговатой формы, в 300 фу­тов длины, имел 14 дверей, очаг шириною в 7 локтей и 7 светильников; в нем было 350 лож, на каждом из которых могло поместиться до двенадцати человек.

363Иарнгуал - название чаши, буквально означающее: «железноугольная». По объяснению одного древнего комментатора, она называлась так потому, что, когда ее распивали, в доме Конхобара разводили большой огонь, топя углем. Чаша, вероятно, была не железная, а медная.

364Возница - Лойг, сын Риангабара, друг Кухулина.

365Весь диалог Кухулина с Эмер, несколько сокращенный в нашем переводе, ведется в темном, замысловатом стиле и пересыпан ме­тафорами, загадками и аллегориями; цель - желание собеседников отча­сти показать друг другу свою ученость, отчасти - скрыть смысл своих речей от окружающих. Стиль этот, весьма распространенный в лирической поэзии ирландских бардов, был употребителен также у скандинавских поэтов-скальдов («кеннинги»). Возможно, что тут произошло заимствова­ние, но с чьей стороны - сказать трудно.

366...и еще Конд, сын Форгала.- Мифические существа; многие из них носят аллегорические имена, означающие «сила», «быстрота) и т. п.

367 ...и Дехтире в доме Бругском.- См. «Рождение Кухулина».

368 Я - герой чумы, поражающей псов... - Кухулин иносказательно намекает на свое имя - «Ку-Хулайн», то есть «Пес Кулана».

369 ...побывал ...в Альбе.- Альбой ирландцы называли либо всю Британию, либо чаще одну Шотландию; здесь второй случай.

370Скатах. - Имя Скатах происходит от слова scath - «тень». Локали­зация ее царства на острове, характерный мост Срыва и другие ужасы, которые нужно преодолеть, чтобы попасть к ней, - все это указывает на то, что в первоначальном представлении обитель Скатах - «тот свет», но не в смысле обители радости и наслаждений («рая»), какая изображена в «Плавании Брана», «Исчезновении Кондлы», «Болезни Кухулина» и «При­ключениях Кормака», а в смысле царства смерти, царства теней («ад»). Позже смысл этот был забыт, и область Скатах стала пониматься просто как некая мрачная сказочная страна.

371Ульбекан Сакс - букв, «маленький Ульсакс», ирландская передача уменьшительной формы англосаксонского имени. Это место саги показывает, что англосаксонские певцы славились в древней Ирландии.

372Тогда он от ярости чудесно исказился... - Когда Кухулин приходил в боевую ярость, он изменялся чудесным образом. Вот как описывается в саге «Угон быка из Куалнге» то, что с ним при этом происходило: «Все суставы, сочленения и связки его начинали дрожать... Его ступни и колени выворачивались... Все кости смещались, и мускулы вздувались, становясь величиной с кулак бойца. Сухожилия со лба перетягивались на затылок и вздувались, становясь величиной с голову месячного ребенка... Один глаз его уходил внутрь так глубоко, что цапля не могла бы его достать; другой же выкатывался наружу, на щеку... Рот растяги­вался до самых ушей. От скрежета его зубов извергалось пламя. Удары сердца его были подобны львиному рычанию. В облаках над головой его сверкали молнии, исходившие от его дикой ярости. Волосы на голове спу­тывались, как ветки терновника. Ото лба его исходило «бешенство героя», длиною более чем оселок. Шире, плотнее, тверже и выше мачты большого корабля била вверх струя крови из его головы, рассыпав­шаяся затем в четыре стороны, отчего в воздухе образовывался волшеб­ный туман, подобный столбу дыма над королевским домом».

373Уатах - букв, «ужасная».

374 Айфе - имя, но поддающееся объяснению и звучащее не по-ирландски. Возможно, что это - туземное, шотландское (пиктское) имя или же звукоподражание, выражающее чувства ужаса (вроде нашего «увы»).

375...прием удара рогатым копьем... - К нему Кухулин прибегал лишь в самых трудных случаях, например, в поединке с Фердиадом.

376Ты один рассеешь своею рукою... - Предсказание это относится к боям из саги «Угон быка из Куалнге».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь