Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Из саги «Угон быка из Куалнге»



 

Мы даем два отрывка из эпопеи «Угон быка из Куалнге»: «Разговор перед отходом ко сну» - введение, рисующее исходную ситуацию, и «Бой Кухулина с Фердиадом» - один из самых ярких эпизодов борьбы, кото­рую Кухулин ведет с коннахтами, вторгшимися в Улад в то время как все остальные улады были поражены магической болезнью (см. «Недуг уладов»).

Оба отрывка написаны приподнятым, особенно украшенным стилем. Второй из них первоначально рассказывался самостоятельно и лишь позд­нее был включен в эпопею.

377...откликнулась девушка.- «Девушка», как и выше «дитя», часто употребляется в значении «молодая женщина».

378Пятина Круаханская. - Обычно она называлась «пятиной Коннахтской», по имени «сей области, а не ее столицы - Круахана.

379...дощечку червонного золота.- Назначение этой дощеч­ки - скрыть краску, выступающую на лице при воспоминании о стыде, испытанном в брачную ночь. По мнению Медб, подобный дар более к лицу новобрачной, чем молодожену.

380...он мог бы доверить девяти скороходам... - При чем здесь Конхобар, не совсем понятно: ведь не он, а Медб и Анлиль послали скороходов за быком. Весьма вероятно, что текст основной рукописи здесь испорчен, как это оказалось и в других местах, где мы должны были, чтобы получить удовлетворительный смысл, прибегнуть к некоторым сокращениям или упрощениям. Другие варианты также не дают разъяснения. Ясно одно - что упоминание о Конхобаре, который мог бы силой отобрать то, что добром ему не дают, как-то раздражило и обидело Даре, который, как будет показано дальше, поспешил взять назад данное раньше обещание.

381Финдабайр - дочь королевы Медб, которую последняя предлагала в жены каждому из своих бойцов, если тот, сразившись с Кухулином, победит его.

382...в нее вложат// Правую руку короли и князья... - Она сама и ее муж, король Айлиль.

383Моран - знаменитый своей мудростью судья. Остальные упомянутые здесь имена обозначают также различных судей и воинов коннахтских.

384В Круахане с могильными рвами.- Круахан - столица коннахтов с древнейших времен до 648 г. н. э. Королевский дом в ней, согласно преданиям, отличался большой пышностью. Эпитет «с могильными рвами» эмоционально характеризует Круахан, враждебный Уладу. Основанием для него служит то, что в полумиле от Круахана находилось самое большое кладбище в Ирландии, около которого была пещера, где якобы обитали всевозможные чудища и духи; в ночь на Самайн они выходили оттуда, причиняя людям много зла.

385Бодб - богиня войны.

386Копьем пронжу его малое тело... - здесь либо выражение презрения к врагу, либо отголосок архаического представления о Кухулине.

387Кухук - ласкательная форма имени Кухулин.

388Вот как было оно устроено.- Многое в устройстве этого копья и способе пользования им неясно. Понятно только, что оно имело несколько острых концов и металось ногою, часто под водой, так что противник не мог уловить ни направления, ни момента удара.

Болезнь Кухулина

 

Среди сказаний о Кухулине эта сага занимает видное место, ибо она обогащает его поэтическую биографию двумя важными чертами. С одной стороны, высший подвиг для эпического героя - проникнуть в «потусторонний мир» и с честью выдержать выпавшие ему на долю испытания. Подобно Гильгамешу, Вейнемейнену, Одиссею и многим другим героям, Кухулин также посещает «тот свет», но, в отличие от них, он получает туда приглашение от самих божественных существ, которые не могут обойтись без помощи земного героя. Как Диомед в «Илиаде», выступающий против Арея и ранящий Афродиту, Кухулин бьется с бессмертными и побеждает их. С другой стороны, этот героический мотив связан здесь с мотивами страстной любви. Именно на величайшего ирландского героя также распространен мотив любви между смертным и феей-сидой, столь излюбленный в ирландском эпосе (см. саги «Смерть Муйрхертаха» и «Исчезновение Кондлы»). По этому поводу в нашу сагу вставлены обширные стихотворные описания чудес «нездешней страны», весьма похожие на таковое же в «Плавании Брана».

389...попадали в воду... - Очевидно, Кухулин, чтобы поразить птиц, летавших над озером, применил один из своих чудесных боевых приемов (см. «Сватовство к Эмер»), именно: прием птичьей охоты, состоявший в широком и долгом круговом прыжке в воздухе.

390Бойна - одна из главных рек Ирландии, протекающая в описываемой местности.

391Он прислонился спиной к высокому плоскому камню.- По-видимому, это - один из менгиров, культовых камней, во множестве встречающихся на Кавказе, по берегам Средиземного моря и, в особенности на Британских островах, где они относятся к эпохе, предшествовавшей при­ходу кельтов. Последние связали с ними разные религиозные и магические поверья и прозвали их друидовыми камнями.

392Встретишь ты Либан, что я шлю к тебе.- В оригинале не вполне ясно, какие строки содержат речи Фанд и Либан и какие - самого вестника их. Расчленение, сделанное нами,- гадательное. О Либан в другой повести рассказывается, что ей пришлось прожить (в одном из ее перевоплощений) триста лет в образе лосося в озере Лау-Ни (в северо-восточной оконечности Ирландии, к югу от графства Антрим). Лабрайд, Аид Абрат и Фанд, кажется, нигде более не упоминаются; вероятно, два последних имени вымышлены, чтобы оправдать красивую игру слов. Равнина Круах помещается в сказочной стране.

393...Лабрайда, подъезжавшего к острову.- Лабрайд едет на колеснице по морю, как по суше, совершенно так же, как Мананнан в «Плавании Брана»

394...копьеносцев малых. - Сиды отличались красотой и маленьким ростом.

395... отца Адама.- Позднейшая вставка переписчика-монаха.

396Не нежную песню парус поет.- Парус - навес над колес­ницей.

397Он их бросает, и ловит на лету.- Кухулин славится ловкостью в жонглировании предметами.

398Взор его мечет семь лучей света.- В каждом глазу Кухулина было по нескольку зрачков.

Смерть Кухулина

 

Из всех саг о Кухулине сага о его смерти - едва ли не самая заме­чательная как по героическому пафосу, так и по сжатой силе выражения. Трагизм здесь двоякий: Кухулин гибнет жертвою отчасти лежащих на нем роковых «зароков» (см. вступительную статью), которые он вынужден нарушить, отчасти - своего собственного благородства.

Сага эта дошла до нас в двух вариантах: древнем, но, к сожалению, неполном, изданном по рукописи около 1100 года У. Стоксом в «Revue celtique», 1882, т. III, и в другом, полном, но гораздо более позднем. Не­смотря на то, что в древнем варианте недостает начала, мы вое же остано­вили свой выбор на нем. Для понимания начала необходимо дать очерк предшествовавших событий, изложенных в поздней, более подробной версии.

Своими подвигами Кухулин приобрел множество врагов, которые решили, наконец, его уничтожить соединенными усилиями. Во главе пред­риятия становится коннахтская королева Медб, избравшая момент, когда все улады, за исключением одного Кухулина, пораженные магической болезнью (см. «Недуг уладов»), но в состоянии были сражаться. Таким образом, Кухулин в качестве защитника страны должен один принять бой с врагами. Но, предчувствуя, что битва эта будет для него последней, улады пытаются удержать Кухулина. Он, однако, не в силах видеть разорение родного края, производимое вражеским войском. После некоторых колебаний он решает положиться на совет Ниам, жены Конала Победоносного. Тогда враги прибегают к помощи волшебства: с то время как Ниам отлучилась из дома, они создают призрак ее, который убеждает Кухулина выехать на бой. Сохранившийся текст начинается с описания колебаний Кухулина, выступить ли ему против врагов.

399Сыны Калатина. - В «Угоне быка из Куалнге Кухулин в серии единоборств убил в числе других Калатина и его двадцать семь сыновей. Тогда Медб воспитала трех малолетних, оставшихся в живых сыновей Калатина. Зная, что человеческой силой нельзя одолеть Кухулина, она, отрубив им по одной руке и одной ноге (магический прием), сделала их могучими волшебниками и поставила во главе снаряженной ею армии. Другими виднейшими бойцами в ее войске являются Лугайд, сын Курой, король Мумана, и Эрк, сын Кайрпре, король Темры,- непримиримые враги Кухулина, который убил их отцов.

400Жителям равнины Муртемне.- Равнина к югу от Эмайн-Махи, составлявшая часть личного надела Кухулина.

401Запела Ниам...- Не сама Ниам, а призрак ее, созданный волшебством врагов.

402И тот трижды повернулся к нему левым боком - дурное предзнаменование: левая сторона предвещала несчастье. Сопоставить ниже: чтобы отвести злое предвещание, возница Кухулина Лойг делает полный оборот колесницей вправо.

403В ночь накануне Морриган разбила колесницу Кухулина.- Морриган, богиня войны, обычно изображается как настроенная враждебно к Кухулину. Некогда восхищенная доблестью Кухулина, она явилась к нему в виде земной женщин и предложила свою любовь; но он, не узнав богини, с презрением отверг ее, и с тех пор она прониклась непримиримой ненавистью к нему.

404...трех старух, кривых на левый глаз - то есть трех дочерей Калатина, подосланных Медб, чтобы погубить Кухулина. Зловещей оказывается у них левая половина лица. Эти кельтские ведьмы - прототип выведенных Шекспиром в «Макбете».

405Другой зарок лежал на нем - не есть мяса своего тезки.- Данный зарок носит явно тотемическнй характер: Кухулину, «Псу Кулана», не разрешается вкушать мясо своего тезки.

406Над ней реет широкое зеленое знамя.- Национальный ирландский цвет («Зеленый Эрин»).

407Победитель с красным мечом - то есть кровавым.

408...третьим же пусть будет возле них заклинатель.- Весьма сложная хитрость, цель которой, как будет видно из дальнейшего, привлечь внимание Кухулина и дать заклинателям возможность заговорить с ним.

409 ...на равнине Брега - то есть на одной из обширнейших равнин Ирландии, лежащей к югу от Муртемне, в графстве Мит, к северо-западу от Дублина.

410Он подошел к высокому камню.- Вероятно, к менгиру (см. прим. к саге «Болезнь Кухулина»).

411Лугайд ухватился за волосы Кухулина... и отрубил ему голову.- По другому преданию, голову Кухулина отсек Эрк. Согласно хронике Тигеграха, составленной в XI в. на основании древних источников, Кухулин пал от руки Лугайда и Эрка в 39 г. н. э., двадцати семи лет отроду.

412Кенфайлад - бард, умерший, согласно хроникам, в 678 или 679 г. н. э.

413...сын трех псов - Это выражение отнюдь не имеет здесь презрительного смысла. Блатнат, жена Курои и мать Лугайда, была раньше возлюбленной Конала Победоносного, а затем - Кухулина. Таким образом, она - жена трех героев, имена которых начинаются со слога Ку или Кон, означающего «пес»; отсюда Лугайд метафорически - «сын трех псов».

414Лиффей - река, на которой стоит Дублин, притекающая к нему с северо-запада.

415...войско уладов двигалось с севера... - Очевидно, к этому времени окончился срок магической болезни уладов и они смогли выступить в поход.

416Какой-то всадник приближается к нам.- Для быстроты и удобства погони Конал сменил колесницу на верхового коня. Так как верховая езда в древнейшее время была ирландцам неизвестна (см. вступит, статью), это место является позднейшей чертой, внесенной в сагу.

417...не здесь, а в Мумане... - Он хочет биться на своей род­ной земле, подобно тому как Кухулин был убит им на своей.

418...от одной стражи дня до другой...- то есть в течение трех часов.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь