Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИОАНН ДУНАЕВ



Память 26 февраля / 11 (10 – в високосный год) марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился в 1885 году в селе Васильевское Угличского уезда Ярославской губернии (в тридцатых годах - Большесельский район Ярославской области) в семье псаломщика.

Окончил четыре класса городского училища и во времена гонений служил псаломщиком в Благовещенской церкви в селе Благовещенье Тутаевского района. По воспоминаниям людей, его знавших, он был добрым и отзывчивым человеком; когда в 1927 году был арестован диакон храма, в семье которого остались одни женщины и им стало трудно справляться с полевыми работами, Иван Александрович сам стал им вспахивать на своей лошади поле. Вся семья Дунаевых отличалась отзывчивостью и состраданием, у них находили приют даже бездомные животные.

В 1930 году он был рукоположен во священника к Благовещенской церкви, где прослужил до ареста.

3 декабря 1937 года был арестован и обвинен в распространении ложных и оскорбительных измышлений против членов советского правительства. Это обвинение подтвердили три лжесвидетеля, которые показали, будто священник говорил, что члены советского правительства, и в частности Сталин, состояли в одной контрреволюционной троцкистско-вредительской шайке с врагом народа Войковым.

Отец Иоанн категорически отверг все выдвинутые против него обвинения как на самих допросах, так и на очных ставках со лжесвидетелями.

На последнем допросе, состоявшемся 10 декабря, следователь потребовал от священника:

– Назовите лиц, с которыми вы имеете хорошие взаимоотношения.

– Хорошо знакомых людей, с которыми бы я делился своими впечатлениями о жизни в нашей стране, я не имею. Я живу замкнуто и никуда не хожу, – ответил священник.

26 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу.

Расстрелян 11 марта 1938 года в Ярославле, погребен в безвестной могиле.

5 мая 1989 года был реабилитирован по 1937 году репрессий.

Причислен к лику нововомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Использованные материалы

  • Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Февраль». Тверь. 2005. С. 452
    • http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...282
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nmcalen/?HYZ9EJ...XM*

События дня.

Всенощное бдение.

Вынос Креста

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе. Службу совершал о.Евгений Кузнецов при пении обоих штатных хоров храма. Эта служба является особой. Перед началом бдения священник с пением тропаря и кондака выносит Крест, полагая его на престоле вместо Евангелия, которое ставится в сторону. Лишь после этого начинается служба, открываются Царские врата и начинается каждение. Помимо воскресных песнопений на службе поются и посвященные Кресту Господню.

Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[18] пело духовенство в алтаре.

Чин полиелея возглавлял правящий архиерей – епископ Новороссийский и Геленджикский Феогност в сослужении о.Антония Новицкого, о.Евгения Кузнецова и о.Димитрия Осипова. Особенность его в том, что проводится он в алтаре, так что после каждения храма предстоятель возвращается в алтарь. Там же возглашается прокимен и читается Евангелие. Лишь при пении «Воскресение Христово видевшее…» диакон, как положено, выносит Евангелие на амвон.

Евангелие (от Иоанна): 1В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.

2 Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.

3 Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.

4 Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.

5 И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. 6Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, 7и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.

8 Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.

9 Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.

10 Итак ученики опять возвратились к себе.

11А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, 12и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

13И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

14Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

15Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

16Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! - что значит: Учитель!

17Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

18Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.

После пения традиционного «Воскресение Христово видевше…», как всегда, пелось «Покаяния ми отверзи двери, Жизнодавче[19]…».

После окончания полиелея Царские врата закрываются и начинается чтение канона. Читались каноны

воскресный и Божией Матери (по одному тропарю) и Кресту Господню – по два. Далее служба не отличается от обычной. Во время пения Великого савлословия предстоятель (в данном случае – правящий архиерей) сперва дикирием и трикирием благословляет народ на три стороны. Потом он троекратно кадит престол с лежащим на нем Крестом), а в начале пения Трисвятого выносит Крест (в древности после Великого славословия совершался вход и читалось Евангелие, отголоски этого чина сохранились в службе Великой субботы). На сей раз он в предшествии иподиаконов с подсвечником, архиерейским жезлом (и еще одним, несущим на подушке архиерейскую митру), рипиды, дикирий и трикирий, а также духовенства, обошел весь храм (при этом Трисвятое попеременно пели верхний хор и духовенство), и только затем. взойдя на амвон, а затем с Крестом в руках в Царских вратах провозгласил: «Премудрость прОсти[20]». Провозгласив «Премудрость прОсти», архиерей сперва благословляет им народ на три стороны, затем под пение тропаря Кресту выносит Крест в центр, полагая на аналое. Здесь он троекратно кадит Крест, после чего духовенство совершает троекратное поклонение Кресту (совершая земные поклоны), воспевая: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Эту песнь потом подхватывает хор. Лишь после этого начинается поиазание. Хор сперва поет стихиры Кресту, а затем течение службы возобновляется. Крест, вынесенный в центр храма, теперь будет находится там до пятницы, когда в конце изобразительных он будет после поклонения унесен в алтарь.

….Помазание завершилось уже после отпуста бдения перед окончанием чтения 1 часа. Последний читался полностью (5 и 89 псалмы не опускались, как это бывает обычно). Архиерей проповедей не говорил. Вышедший о.Евгений Кузнецов сообщил, что позднюю литургию в сам день будет совершать правящий архиерей.

Литургия.

В конце литургии.

И вот, наступает сам день праздника. В храм я иду, как обычно, не пытаясь прийти раньше, чем это бывает всегда. Погода в этот день не самая праздничная…. Вот, и храм. Во дворе все, как обычно. В храме народу еще немного, однако, очередь ко Кресту уже выстроилась порядочная. В центре уже поставлен архиерейский амвон, а на амвоне обычном уже стоят аналои с иконами для чтения входных молитв, а также расстелены орлецы. Вскоре начинается чтение часов. Проскомидия[21] заканчивается уже в середине чтения 3 часа, и диакон кадит весь храм.

Вскоре чтение часов завершается (не была прочитана лишь конечная молитва 6 часа). Вновь вышедший чтец начинает читать молитвы ко святому причащению. Проходит несколько минут, и вот, на амвон выходят иподиаконы с подсвечником и архиерейским жезлом. Значит, чина встречи не будет. Вскоре открываются Царские врата, и на амвон выходит Владыка Феогност. Вместе с ним выходят о.Евгений Кузнецов, а также о.Антоний Новицкий. Начинается чтение входных молитв, в которых духовенство испрашивает благословения Божия на совершение литургии (во время служения священство обязательно причащается Святых Таин, но чтение входных молитв не избавляет священника от чтения последования ко Святому причащению – священническое последование даже длиннее предназначенного для мирян). Наконец, чтение завершается. Духовенство просит прощения у верующих (в книгах написано: «примирившись со всем миром», так как и мы перед причащением должны примириться со всеми близкими нашими, с кем у нас есть какие-то трения, а духовенство – и подавно). Затем Владыка на три стороны благословляет народ, после чего уходит в алтарь. Царские врата закрываются. Чтец продолжает чтение молитв. Проходит еще несколько минут, и наконец, открываются Царские врата, и в центр выходит правящий архиерей, уже в полном литургическом облачении, в сопровождении сослужащего духовенства. В храме зажигается свет. Читающий от молитв ко причащению начинает чтение заключительной молитвы 6 часа. А духовенство читает предначинательные молитвы. «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник (о.Евгений Кузнецов) и диаконы берут благословение архиерея. Старший священник (о.Евгений Кузнецов) «Благослови Владыко!» - Произносит диакон после архиерейского благословения и вот, следует начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Благословенное Царство Божие – это не только те райские обители, куда нам всем надлежит попасть (если мы не хотим угодить в ад, в место, уготованное не нам, но сатане), но и здесь, в здании храма, приготовленном Богу, но также, по слову Христову: «Царство Божие внутри вас есть». Каждый из нас созидает в себе то царство, которое и наследует: ад или рай, прежде чем человек войдет в них по смерти, он созидает в себе в течение жизни…. После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и обо всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. 

Диакон о.Александр Лысенко, исполняющий обязанности старшего иподиакона, стоит перед архиереем, в определенных случаях открывая и держа перед ним архиерейский чиновник (книга для служб, совершаемых архиерейским чином), по котором тот читает тайные священнические молитвы. По окончании ектении о.Евгений произносит конечное славословие, после чего верхний хор начинает петь первый антифон– 102 псалом, в котором псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку: «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа!»

Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. После чтения молитв при этой ектении архиерею подносят умывальнцу и он умывает руки, при этом находящийся рядом диакон скороговоркой прочитывает ряд псалмов (умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой….. и т.д.)….. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: «Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род».

Этот антифон поет боковой хор. Архиерей в это время сидит в поставленном кресле. И верхний хор поет традиционную песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!»  И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона, который поет боковой хор. Он включает в себя пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя ( в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо

велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Это даже не заповеди, а указания на то, к чему подобает стремиться. О них я подробно пишу каждый раз, когда описываю литургию. Стоит ли писать о них опять? Наверно, все-таки приведу их вновь. Нишета духа – эта фраза дает повод неверующим злословить нас, но на деле это означает лишь видение своей нищеты пред Богом, что без Бога он не способен ни к чему доброму, что всякое добро его на поверку отравлено злом, а желая искоренить в себе грех, он видит, что…. не может это сделать. И он понимает, что он ничто пред Богом, что он может лишь просить о помощи и лишь с помощью Божией способен одолеть путь спасения. «Я есть червь, а не человек» - вопит он вместе с псалмопевцем, желая спастись от своей нищеты. Это и есть смирение, то есть, свобода от гордости, этого мертвящего дыхания сатаны, которым заражены мы все. Плачущие – здесь не все плачущие вообще, как клевещут неверующие, но плачущие о грехах своих, то есть видящие мерзость своих грехов и ненавидящие это зло и в этой ненависти стремящиеся изгладить его из души. Без Бога это невозможно, но опыт многих людей, прошедших этот путь, показывает, что помощь Божия делает реальным одолеть и этот, казалось бы, непроходимый для человека путь. Этих людей, с помощью Божией прошедших этот путьмы называем святыми, ибо их очистил и освятил сам Господь. О кротости я не скажу, она вытекает из всего, сказанного выше – видящему свою мерзость некогда смотреть на других и озлобляться. Жаждущий же правды, прежде всего, жаждет исполнения правды Божией, оправдания, не только в себе, но и в ближних, дабы грешник не погиб, но обратился и был жив. Также это и жажда праведности, стремление жить по заповедям Господним, что вытекает из предыдущего. Увы, в нас этого нет, мы с вами, живя по своей гордости, вовсе не горим желанием жить по повелениям Божиим. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это Мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами достигается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают подлинность житий мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения, как проявления Промысла Божия, вразумляющего человека даже через явное зло. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый!

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием и рипидами диакона с кадилом, а затем протодиакона Евгения с Евангелием, а затем – прочего духовенства. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Рипиды[22] держат над Евангелием. Все выстраиваются в центре. Наконец, протодиакон испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти». Затем духовенство традиционно начинает петь «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Воскресый из мертвых, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. Хор подхватывает со слов «Спаси ны….» По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем – духовенство, которое поет несколько нестройно и снова хор. И вот, верхний хор пропевает воскресный тропарь, а боковой хор – тропарь Кресту Господню. Тропарь храма не пелся. После этого духовенство пропевает не кондак Недели Крестопоклонной (см. выше), а общий кондак Кресту Господню[23].

И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем попеременно двумя хорами, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение «Кресту Твоему, поклоняемся, Владыко…», как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом.

Возглашал прокимен и читал Апостольское послание о.Сергий (Пугач).

Чтения литургии. Отрывок из послания апостола к Евреям: 1Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.

2Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.

3А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: "Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой", хотя дела Его были совершены еще в начале мира.

4Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих.

5И еще здесь: "не войдут в покой Мой".

6Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, 7то еще определяет некоторый день, "ныне", говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших".

8Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне.

9Посему для народа Божия еще остается субботство.

10Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.

11Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность.

12Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

13И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.

14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. 15Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.

16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

Глава 5.

1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, 2могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, 3и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.

4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.

5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; 6как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

7Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; 8хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, 9и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, 10быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека.

Господь призывает всех к Себе, однако откликнуться на зов Его или нет – зависит от каждого человека. И здесь апостол приводит пример, призывая не уподобляться евреям, которых Моисей водил по пустыне. Те, видя многие благодеяния Божии, тем не менее, непрестанно роптали, отступали от Бога, а потому никто из них не вошел в Землю Обетованную, но вошли их дети. И когда Христос был на земле, то возвещал спасение, в первую очередь, народу еврейскому. Однако народ этот снова не услышал зова, отверг Христа. Не уподобиться бы и нам этим званным, но отвергшим призыв! Итак, когда Господь, пострадав ради нас и нашего спасения, даровал нам вход в Царство Божие, да не отвергнем этого призыва! Рассуждая так, апостол снова, как это неоднократно происходит в данном послании, уподобляет Христа первосвященнику, приносящему жертву, замечая, что Господь здесь – не есть некий чуждый человеку дух. Желая спасти человека, Он сам принял человеческое естество, стал во всем подобным нам, кроме греха. Итак, если Господь ради нашего спасения принес такую жертву, то, как же отвергать такой дар?! Бог не отвергает никого, но желает всех спасти, потому никому не стоит отчаиваться, ибо пока человек еще во плоти, еще возможно спасение. Отсюда и призыв апостола без боязни приступать к Богу, дабы получить милость от Него. Господь желает помиловать нас, но для этого нужно и наше произволение. Итак, да не

отвергнет обетованного спасения. Боже, помилуй мя!

«Аллилуиа» - возглашает зычный голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и рипидами, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Марка): 27И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой[24]. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?

28Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же - за Илию; а иные - за одного из пророков.

29Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос.

30И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.

31И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

32И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.

33Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: || кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Глава 9.

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

2И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними.

3Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.

4И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.

5При сем Петр сказал Иисусу: Равви́! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.

6Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе.

7И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.

8И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса.

9Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

10И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.

11И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?

12Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.

13Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.

14Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.

15Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.

16Он спросил книжников: о чем спорите с ними?

17Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: 18где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я

ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко

Мне.

20И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; 22и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

24И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

25Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

29И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

Только что Господь исцелял людей, приходящих к Нему. После этого Он спрашивает – за кого почитает Его народ, а затем – за кого почитают Его и сами ученики. Петр первый исповедует Его Христом. И тут же Господь говорит о своих будущих страданиях и смерти на Кресте. Это не укладывается в головах учеников, ведь они понимают Христа, как и все иудеи – как земного властителя, который вернет Израилю его былую славу. Они, как и все иудеи, понимали рассуждения пророков на эту тему буквально и слова об избавлении от рабства греху – как обетование об избавлении от иноземного гнета и как то, что «ваши поработители станут у вас слугами». Поэтому Петр начинает Ему прекословить. Одно из Евангелий приводит эти слова, дескать, пожалей себя, да не будет этого с Тобой. Но Господь именно для этого и пришел, а потому вразумляет Его, давая понять, что через него сейчас говорит дух злобы, пытающийся отвратить Христа от Его служения. И тут же Господь призывает учеников к верности Ему, ибо верный – верен и в малом. Если же человек больше боится поношений со стороны ближних, то о не останется верным Богу, но предпочтет мир с ближними, нежели мир с Богом. Вслед за Его страданиями и воскресением и им предстоит выход на проповедь и тогда не все люди будут рады им и их словам. Почти все они закончат жизнь мученически. Господь же их готовит к этому. Перед ними встанет выбор между земным благополучием и самой жизнью, либо верностью Богу, но ценой страданий и даже смерти. Но тот, кто боится страданий, тот может отпасть и предочтя жизнь земную – лишиться жизни вечной. Тот же, кто предпочтет мир с Богом, даже ценой страданий, если и смерть примет – не лишится жизни вечной. Стыдящийся имени Христова не может соединиться с Богом, ибо далек от Него. Поэтому Господь говорит об этом. Нам, по большей части, не приходится рисковать жизнью ради Бога, но поношения из-за нашей веры нам приходится претерпевать часто и поэтому эти слова актуальны и для нас, ведь мы можем либо начать вести себя так, как хочется ближним нашим, как бы стыдясь нашей веры, либо предпочесть веру, но потерпеть поношения. Говоря же о Кресте, Господь имеет в виду, вообще, жизнь христианина, его служение. Для апостолов это была их проповедь. «Забудьте о своем комфорте и следуйте за мной» - говорит им Господь. У каждого же из нас служение свое, как у груз скорбей, которые попускается нам претерпевать ради врачевания страстей наших, свой. В широком же смысле – служение христианина – распять плоть со всеми ее страстями, то есть искоренять греховные навыки, дабы не быть прибежищем греха, но Духа Божия, без которого никто не может угождать Богу. На этом пути воспитания себя приходится воистину отвергать себя, свои желания. К этому мы также призываемся, особенно в пост, особо предназначенный для врачевания души своей….. В конце нам цитируются слова Христа о том, что некие из Его учеников еще не умрут, как увидят Царство Божие. Известный нам святитель Григорий Палама, да и некоторые другие из Отцов однозначно говорят о том, что Господь имеет в виду СВОЕ Преображение, поскольку в этот день на горе Фавор они, в некотором роде, приобщились к Царству Божию, узрев малую часть Его Божественной славы. Эта же Благодать водворилась в душах их по Сошествии Духа Господня на них, укрепляя и наставляя их. Тут сразу вспоминаются и другие слова Христа: «Царство Божие внутри вас есть…». Поистине, это Царство человек созидает в себе еще при жизни, дабы по смерти войти в него. К этому призваны и мы….

Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение

«Исполла эти дэспота». Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. Сразу начинается ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. Рипиды иподиаконы держат по обе стороны Царских врат и когда протодиакон вручает сначала дискос, а затем чашу, опускают их, держа над ними. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной. При служении литургии святителя Василия Великого все песнопения после Херувимской песни звучат более медленно и размеренно, поскольку при этой литургия эта предусматривает более длительные молитвы, читаемые священником. Архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от пасхального торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя.… После этого предстоятель воспоминает всех святых, благодаря Бога за то, что дал их нам, как помощников и молитвенников и вслух воспоминает Божию Матерь, после чего хор поет «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род. Освященный храме и раю словесный! Девственная похвало, из нея же воплотися и младенец быв, прежде век сый Бог наш. Ложесна бо твоя престол сотвори и чрево Твое пространнейшее небес содела! О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Слава Тебе!». На сей раз выклички, в отличие от предыдущего воскресного дня, не было (хоть она и является неотъемлемой частью архиерейского богослужения), но сразу правящий архиерей возносит молитву, прося Бога помянуть (вспомнить) Святейшего патриарха Кирилла и митрополита Исидора, как главу Кубанской митрополии, после чего один из священников возносит такую же молитву о правящем архиерее. После пения молитвы Господней и закрытия Царских врат перед причащением духовенства (что символизирует тайную вечерю Христову, совершаемую когда-то тоже при закрытых дверях) хоры поют песнопения, посвященные Кресту Господню.

Причяастников в этот день было довольно много, так что причащение шло на три чаши (вышел на причастие даже о.Димитрий Осипов, который совершал раннюю литургию, а потому в поздней не участвовал). И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Как и всегда, частицы, вынутые во время поминовения на литургии, погружаются в Чашу с прошением к Богу омыть грехи всех, здесь поминаемых, Кровью Своей. Именно поэтому поминовение на литургии выше, чем на любой другой из служб и треб. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению. Когда-то на этом литургия и заканчивалась – в древней литургии святого апостола Иакова, брата Господня, доныне совершаемом в Иерусалиме в день памяти апостола, а в Русской Церкви – в храмах духовных семинарий и академий и в некоторых приходах – с благословения начальства, до сих пор после этого звучит фраза «Отпущаетесь с миром» и служба кончается. У нас же выходящий из алтаря священник у амвона читает молитву с просьбой о благословении всех молившихся в храме и всех верующих по окончании литургии, когда они уйдут в мир с его страстями и грехами.

В конце службы не было традиционного для этого дня поклонения Кресту, но сразу Владыка, произнеся отпуст, обратился к верующим с проповедью. Мы достигли самой середины поста, и в середине его в центр храма выносится Крест Господень. Выносится он, как средство укрепления наших ослабевших душевных и телесных сил. Взирая на древо Креста Господня, мы понимаем всю ничтожность тех скорбей, которые выпадают на нашу долю. Господь пострадал, вознесся на Крест, претерпел смерть ради нашего спасения, от нас же этого не требуется. Мы же совершаем поприще поста, урезонивая нашу разбушевавшуюся плоть, очищая души наши, дабы чистым сердцем встретить Светлое Христово Воскресенье - Пасху. Слово это в переводе означает «переход» (на самом деле, дословно: «прошел мимо» - прим. моё). Некогда слово это означало праздник освобождения евреев из Египетского плена, их перехода в Землю Обетованную. Ныне же для нас это переход из земли греха и смерти, в место селения славы Божией, перехода к жизни, дабы наследовать уготованные нам блага. И ради этого мы постимся, ограничиваем своеволие нашей плоти, учимся отсекать греховные влечения. Увы, творить зло нам легче, чем добро, когда же мы начинаем бороться с царящим в нас злом, то плоть начинает бунтовать, восставать против этого. Для склонной ко греху плоти попытки искоренения начал греха в человеке есть скорбь. Потому в этот день принято для укрепления сил верующих выносить на середину храма Древа Креста. В символике богослужения оно сравнивается то с деревом, под которым путник устраивается отдохнуть, набираясь сил. И мы набираемся сил, взирая на Крест, на котором был распят Христос, дав нам путь спасения, дабы дальше идти, подвизаясь в посте, чтобы достойно встретить Пасху Господню. Также это и знамя победы Христа над всевластием греха и смерти. Это и оружие, которым Господь победил диавола, и которым мы вооружаемся на нападающую на нас злую силу. Сегодня на литургии нам читалось Евангелие, в котором Господь нам говорит: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». У каждого из нас есть свой Крест, под которым понимается груз скорбей, попускаемых ради нашего спасения, а также то поприще, на которое тот или иной человек призван. В широком смысле, желая идти к обетованному Царству Божию, всем нам надлежит отвергнуть наше своеволие, шествуя по пути, указанном Христом. Кто-то может сказать, дескать нельзя ли было создать условия, ограничивающие свободу человека, с созданием неких строгих правил, регламентирующих его жизнь (набор строгих правил дал человеку Закон Моисеев, но это ни к чему не привело, поскольку грешный человек в мелочах выполнял формальные правила, духовную суть этих правил выбросив вон)… Но это похоже на тюрьму или военную базу. Господь же хочет, чтобы мы добровольно избрали спасение, а потому не навязывает нам его, но предлагает выбор. Избрать спасение или отвергнуть, человек решает сам. Человек может избрать спасение, но тогда он должен отвергнуть свое греховное «я», взяв на себя Крест свой и идти за Христом, преодолевая греховную плоть. Но творить зло человеку легче, и он может избрать зло, а тогда ему можно ни в чем себя не ограничивать. Этот путь легче, но этот путь ведет не ко Христу. Итак, Господь призывает желающих идти за Ним взять свой Крест, отвергнуть себя. Но затем также Он говорит: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Это Царство Божие ощущали апостолы, когда видели Преображение Господне, а затем, когда разошлись по лицу земли для проповеди, претерпевая скорби и гонения. Например, апостол Павел претерпевал множество нападок и гонений. Бывало, что его побивали камнями, словно некое животное. А он встав, снова шел на проповедь, ибо ощущал ту Благодать Божию, укреплявшую его, это начало Царства Божия в человеке. Тут же мы можем вспомнить и других бесчисленных святых. Множество мучеников претерпевали страшные пытки и издевательства ради их веры во Христа, но все это вменяя в ничто, ощущая близость к ним Царства Божия. Мы помним таких святых, как преподобного Серафима Саровского и других, ощущавших в себе Царство Божия. Например, блаженный Василий Московский, который зимой и летом ходил нагим. Иной из богатых дарил ему шубу, чтобы ему не было холодно, а блаженный, пробежав какое-то расстояние, надевал ее на встреченного ему нищего и убегал. Он претерпевал страдания от холода, но Царство Божие было внутри него, и Благодать Божия все компенсировала ему, согревая его и давая то, что не мог датиь мир. Многие пустословы любят говорить, дескать «у меня Бог в душе и мне ничего не нужно»… А у этих людей Бог действительно был в душе, они жили в мире с Богом, ибо Царство Божие было в них. И это Царство Божие человек созидает жизнью своей. К этому мы и призваны в дни поста. Здесь он также говорил на тему смирения, вспомним при этом слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Спасутся ли католики, не знаю. Знаю, что если я впаду в католицизм, то погибну…». При этом Владыка говорил о том, что не следует смотреть и осуждать других, как это мы любим делать, а заботиться о своем спасении. И ныне, для укрепления силы наших на середину храма вынесено древо Крестное, дабы взирая на орудие нашего спасения, мы укреплялись в намерении следовать по пути спасения….

Благословив всех, он ушел в алтарь под пение многолетия. После этого вышедший о.Евгений Кузнецов напомнил всем расписание служб.

Вечерня с чином Пассии.

Вечером я также был на службе в соборе. Службу совершал о.Антоний Новицкий при пении бокового хора. Служба проходила так же, как и все службы в воскресный вечер. Начинается вечерня, как обычная вседневная. В отличие от службы субботы и воскресного дня, ее песнопения уже посвящены исключительно теме покаяния. Совершается вход, после которого возглашается Великий прокимен. На сей раз это был прокимен «Дал еси достояние боящихся Тебе[25]…». На сей раз диакон его не воспевал, но просто возглашал, а уже хор пел его, стараясь так, как только можно. В целом, вечерня служилась так же, как и все предыдущие: торжественно – до входа, а после прокимна уже по-великопостному. Стихиры в конце вечерни также были сокращены – после двух первых пелась стихира Великой пятницы «Тебе одеющуся светом, яко ризою[26]….», под пение которой духовенство вышло в центр храма. В чине Пассии участвовали о.Антоний Новицкий и о.Евгений Кузнецов. Так

же, как и в прошлый раз, акафист Страстям Христовым не читался. Непосредственно перед чтением Евангелия, как и в прошлый раз, возглашался прокимен «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребия….».

Евангелие читал о.Евгений Кузнецов. На сей раз читалось Евангелие от Марка: 1Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; 2но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.

3 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал,- пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.

4 Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?

5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.

6 Но Иисус сказал: оставьте ее; что' ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.

7 Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.

8 Она сделала, что' могла: предварила помазать тело Мое к погребению.

9 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что' она сделала.

10 И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им.

11 Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники. И он искал, как бы в удобное время предать Его.

12 В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.

13 И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним 14и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?

15 И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам.

16 И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху.

17 Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.

18 И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня.

19 Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли?

20 Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо.

21 Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.

22 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.

23 И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.

24 И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.

25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.

26 И, воспев, пошли на гору Елеонскую.

27 И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы.

28 По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее.

29 Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я.

30 И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня.

31 Но он еще с бо'льшим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То' же и все говорили.

32 Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.

33 И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать.

34 И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.

35 И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; 36и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.

37 Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час?

38 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.

39 И, опять отойдя, молился, сказав то же слово.

40 И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что' Ему отвечать.

41 И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот,


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.156 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь