Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 10 / 23 января, в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Рязанских святых



Родился в 1863 году в селе Меньшие Можары или Меньшины Сапожковского уезда Рязанской губернии в семье священника Николая Успенского.

В 1884 году окончил Рязанскую духовную семинарию и в течение десяти лет работал учителем начального народного училища в школах сел Князево-Займище, Юраково и Панкино Пронского уезда Рязанской губернии.

В 1894 году был рукоположен во священника к церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Маково Михайловского уезда.

В 1903 году был переведен в храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Радушино Зарайского уезда. Законоучитель и заведующий местной церковно-приходской школы. В состав прихода входили деревни: Машоново, Пенкино, Широкобоково, Титово. Работал также законоучителем соседнего Пенкинского земского училища.

В 1914 году назначен благочинным Первого Зарайского благочиннического округа.

Прот. Петр Успенский

В 1915 г. он уже являлся протоиереем.

В октябре и декабре 1925 г. его вызывали на допросы, где расспрашивался о деятельности своего епископа, Бориса (Соколова). Поскольку сам архиепископ жил в это время не в Рязани, а под Москвой, то управлял епархией с помощью посылаемых в адрес канцелярии, находившейся в Рязани, циркуляров.

Из показаний о.Петра на этих допросах: "Против существующего ничего от него не замечал. Незаконного в деятельности епископа Бориса я ничего не видел. Циркуляры епископа Бориса я распространял среди духовенства подведомственного мне округа... Виновным себя в совершении каких-либо преступлений не признаю; что касается епископа Бориса, то последний был не политичен в своих действиях"

22 декабря 1929 года один из священников Зарайского района отправил открытку, которая служащим почты показалась подозрительной и была передана в ОГПУ. После этого на квартире священника был произведен обыск и найдено много церковной переписки: посланий покойного Патриарха Тихона, распоряжений как архиерея, так и самого благочинного протоиерея Петра Успенского; все это было воспринято властями как доказательство наличия контрреволюционной организации и проведения антисоветской работы.

4 декабря в разговор находившихся в чайной агентов уголовного розыска вмешался некий неизвестный, который стал защищать Церковь и духовенство. Это показалось им подозрительным, и неизвестный был задержан. Им оказался староста храма села Радушино, в котором служил протоиерей Петр Успенский. Вслед за этим был произведен обыск в доме отца Петра. У него обнаружили много разного рода переписки, в т.ч. с бывшим правящим епископом Борисом (Соколовым), черновики его благочиннических отчетов в епархию и циркуляры, полученные от правящего епископа Иувеналия (Масловского).

26 декабря 1929 года, передавая дело в ОГПУ, агент уголовного розыска сопроводил его следующим комментарием: «Был произведен обыск у благочинного села Радушино Успенского, у которого обнаружено громадное количество разной переписки, отчеты священников, черновики его отчетов митрополиту, много разного рода циркуляров митрополита и епископа, которые все отобраны. Кроме того, произведенным расследованием было установлено, что вообще священники деревень, расположенных недалеко от города Зарайска, все связаны между собой и при обходах определенно ведут агитацию контрреволюционного характера, а также такую же агитацию ведут и члены церковного совета их приходов».

3 января 1930 года отца Петра арестовали и заключили в Коломенский Домзак. Началось следствие.

Из показаний о.Петра на допросе по поводу изъятой у него переписки и документах:

"Рязанским архиереем Борисом по благочинным были разосланы циркуляры, устанавливающие порядок нашей деятельности при современном строе. Таковые циркуляры были получены мною, по приходам я их не рассылал, но приходившим ко мне священникам читать давал. Хранил их до сих пор, теперь они изъяты при обыске. Отчеты от приходских священников я потребовал о состоянии прихода, количестве верующих и неверующих, на основании приказов епархиального начальства. Некоторые священники в числе неверующих указывали коммунистов и комсомольцев. В связи с районированием, которое производилось по гражданской линии, у нас в Рязанской епархии архиепископом Иувеналием также применительно к этому стало проводиться районирование. По его требованию я в ноябре 1929г. доставлял сведения о состоянии своего округа. Один из циркуляров о нравственности и влиянии на молодое поколение в религиозном духе и о сохранении их от соблазнов и пороков я читал на заседании церковного совета. Был также циркуляр об организации при церкви библиотеки с книгами против дарвинизма, атеизма, материализма, о чем я передавал священникам своего округа, но, за отсутствием средств, библиотека не была организована. Со священником Иоанном Лебедевым, служащим в селе Пронюхлово, я, как сосед приходами, нахожусь в более близких отношениях, бываем друг у друга, но он у меня бывает чаще..., разговоры [о притеснениях Церкви] происходили между нами, среди крестьян мы ничего об этом не говорили..."

Из показаний свидетеля об о.Петре:

"...Летом 1929 г. он часто говорил в церкви проповеди, разъяснял о неверии, призывал народ не поддаваться соблазнам..."

15 января 1930 г. состояние здоровья о.Петра сильно ухудшилось. Содержание в Коломенском доме заключения обострило болезнь сердца. Он был доставлен в больницу в тяжелом состоянии. В больнице врач констатировал, что у о.Петра "воспалилась нижняя доля правого легкого, наблюдается сердечная слабость вследствии миокарда и расширения сердца"

Скончался 23 января 1930 года в тюремном отделении больницы. Его тело было отдано родным для погребения. Место погребения неизвестно.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.

Литература

  • Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том I. Тверь, 2005. / Составитель жития священник Максим Максимов. С. 12–15.
  • ГАРФ. Ф. 10035, д. П-49503.

Использованные материалы

  • Дамаскин (Орловский), Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.Январь. Тверь. 2005. С. 100-102:
    • http://www.fond.ru/userfiles/person/61/1241971753.pdf
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века":
    • http://www.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZe...mAk

МУЧЕНИК МИХАИЛ МАРКОВ

Память 27 февраля / 12 марта (11 марта – в високосный год) и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился 8 / 21 ноября 1884 года в селе Глухино Клинского уезда Московской губернии. Родители Михаила занимались крестьянским хозяйством и разрабатывали лесные делянки, изготовляя пиломатериалы. Михаил окончил сельскую школу и помогал родителям; со временем, освоив бондарное ремесло, он стал изготовлять бочки на продажу.

В 1930-х годах за "невыполнение твердого задания" дважды привлекался к судебной ответственности.

Много лет он состоял в церковном совете и был псаломщиком в Тихвинской церкви.

14 ноября 1937 года был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. На следующий день после ареста он был допрошен и на все вопросы следователя ответил, что виновным себя не признает. 16 ноября следствие было закончено, и 19 ноября тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

31 декабря 1937 года он прибыл в один из Мариинских лагерей, тяжелые условия заключения в котором оказались для него непосильными.

Скончался от голода 12 марта 1938 года в Мариинском распределителе Сиблага и был погребен в безвестной могиле.

Причислен к лику новомучеников российских определением Священного Синода от 27 декабря 2005 года для общецерковного почитания.

Использованные материалы

  • «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль». Тверь. 2005. С. 467-468
    • http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...285

О дне сем.

Паремия на 6 часе. Книга пророка Исаии (Глава 14): 1Близко время его, и не замедлят дни его, ибо помилует Господь Иакова и снова возлюбит Израиля; и поселит их на земле их, и присоединятся к ним иноземцы и прилепятся к дому Иакова.

2И возьмут их народы, и приведут на место их, и дом Израиля усвоит их себе на земле Господней рабами и рабынями, и возьмет в плен пленивших его, и будет господствовать над угнетателями своими.

3И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был, 4ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство!

5Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык, 6поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием.

7Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости; 8и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, говоря: "с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас".

9Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их.

10Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам!

11В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви - покров твой.

12Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.

13А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе́ в сонме

богов, на краю севера; 14взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему".

15Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.

16Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: "тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, 17вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?".

18Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице; 19а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы,- ты, как попираемый труп, 20не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев.

21Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселенной неприятелями.

22И восстану на них, говорит Господь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Господь.

23И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф.

24 С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, 25чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их.

26 Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы, 27ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта,- и кто отвратит ее?

28 В год смерти царя Ахаза было такое пророческое слово: 29не радуйся, земля Филистимская[36], что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон.

30 Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой.

31 Рыдайте, ворота! вой голосом, город! Распадешься ты, вся земля Филистимская, ибо от севера дым идет, и нет отсталого в полчищах их.

32 Что же скажут вестники народа? - То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его.

Пророк обрушивается с обличениями против народов, разорявших Израиль. Действительно, почти все эти народы исчезли с лица земли. Ассирийцев осталось в мире всего несколько тысяч, а ведь некогда это был народ, терроризировавший весь Ближний Восток, также и Филистимляне. Территорию Вавилонского царства населили другие народы. При этом снова звучат обещания евреям власти над иными народами, которой они не имели и до сих пор. Разумеется, русский текст – это Синодальный перевод, в значительной мере, основанный не на Септуагинте, а на варианте уже раввинистическом, созданном теми самыми иудейскими вождями, что распяли Христа, созданном после разделения иудеев и христиан, о котором тот же святитель Иоанн Златоуст говорил, как об искаженном. Зачастую прямые указания на события Нового Завета в нем сглажены. Однако в той части, где говорится, казалось бы, об уничтожении Вавилонского царства и гибели его царя, при чтении возникает полное ощущение, что все это адресовано не ему, а диаволу, который будет побежден Христом. И действительно, на праздник Собора Небесных сил бесплотных этот отрывок читается, как паремия. Хоть эта часть главы не выделена жирным шрифтом, но все же внимания заслуживает вся глава, поэтому невозможно было не написать о ней всей…

Паремии на вечерне. Паремия 1. Книга Бытия (Главы 8 и 9): 1И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, [и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,] бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились.

2И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба.

3Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней.

4И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.

5Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.

6По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега 7и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды.

8Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, 9но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег.

10И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега.

11Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.

12Он помедлил еще семь дней других и [опять] выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему.

13Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли.

14И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла.

15И сказал [Господь] Бог Ною: 16выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; 17выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле.

18И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; 19все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега.

20И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.

21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: 22впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.

Глава 9.

1 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; 2да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; 3все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; 4только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; 5Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; 6кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; 7вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.

8И сказал Бог Ною и сынам его с ним: 9вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, 10и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; 11поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.

12И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: 13Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею.

14И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; 15и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.

16И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.

17И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле.

Завершился потоп и Бог благословляет Ноя. Снова звучит «плодитесь и размножайтесь». Потомкам Ноя надлежит населить землю и основать новое человечество, из которого произойдет по плоти и Спаситель мира. Здесь же Бог благословляет Ноя есть не только растительную пищу, но и мясо.… Кстати, часто можно слышать утверждение, что это повеление касается всего живого, дескать, только после этого дня хищные животные стали хищными….. Но здесь нигде об этом не сказано, в отличие от первого повеления, данного Богом всему живому в раю. Тогда Бог действительно сказал повеление и человеку, и животным, обитавшим с ним там, и это четко видно. Здесь же Бог обращается к Ною. Смерть же и страдание вошли в мир с грехопадением человека. Все плотское стало тленным и тогда известные нам законы борьбы за существование стали реальностью (тогда же и человек впервые убил человека). Кстати, упомянутый здесь запрет на употребление в пищу крови до сих пор строго соблюдается иудеям, так что они строго следят за тем, чтобы из туши животного была удалена ВСЯ кровь. Для христиан эта норма не была отменена, но о ней мало кто помнит.

Паремия 2. Книга Притч Соломоновых (Главы 11 и 12): 19Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей.

20 Мерзость пред Господом - коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути.

21 Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется.

22 Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и - безрассудная.

23 Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых - гнев.

24 Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет.

25 Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.

26 Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего - благословение.

27 Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит.

28 Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть.

29 Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем.

30 Плод праведника - древо жизни, и мудрый привлекает души.

31 Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику.

Глава 12.

1 Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.

2 Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит.

3 Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен.

4 Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его.

5 Промышления праведных - правда, а замыслы нечестивых - коварство.

6 Речи нечестивых - засада для пролития крови, уста же праведных спасают их.

Здесь следует много коротких фраз, содержащих те или иные мысли. Среди них примечательны слова о тщетности надежды на богатство, а не на Бога. Праведный же не падет…. Разумеется, пред Богом нет праведных, хоть Ветхий Завет этого не знал. Однако тот, для кого основание жизни – повеления Божии, тот не падет, в отличие от надеющихся на преходящие земные ценности. Эти слова примечательны при всех этих заверениях Соломона о богатстве, как воздаянии за праведную жизнь, а также об обещаниях благоденствия и изобилия земного, как воздаяния за благочестивую жизнь. Разумеется, в жизни чаще всего, ровным счетом, наоборот. Тут сразу вспоминается притча о богаче и Лазаре. Богач жил в изобилии и каждый день пировал, Лазарь же лежал у его ворот, не получая даже остатков от стола этого богача.… В итоге богач попал в ад, Лазарь же попал в селение праведных. В жизни, чаще всего, именно так и бывает. Но лишь Христос открыл то, что богатство – это не признак праведности, а тяжелый крест, с которым далеко не все справляются, ибо для богатого спасение не закрыто совсем, а затруднено, так что поистине, богатому достичь спасения, как верблюду пролезть через игольное ушко. Впрочем, ни один человек не может спастись сам по себе, но Бог спасает человека, конечно, не без его желания…. Также в этом тексте интересны слова о том, что лишь невежды ненавидят обличения. Со временем убеждаешься, что 90% обличений, которые ты слышишь в свой адрес – справедливы. Разумеется, встречается и прямая клевета, но это лишь исключение, подтверждающее правило. Потому, адекватно реагирующий на критику, способен своевременно исправлять многие ошибки и даже избегать их. А это умение очень полезно в жизни христианина, как полезно умение смотреть на себя критически….

Вторник 13 марта.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь