Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 27 февраля / 12 (в високосный – 11) марта, в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 7 / 20 сентября 1881 года[33] в селе Хлебникове Уржумского уезда Вятской губернии в семье народного учителя, позднее священнослужителя Александра и Ольги Ивановны Увицких. В 1901 году окончил курс Вятской духовной семинарии по I разряду[34], в 1905 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и правом преподавания в семинарии[35]. Его курсовое сочинение называлось "Христианский идеал воспитания в истории педагогики". С 1905 года - преподаватель Могилевской духовной семинарии. Женился на Павле Ивановне Огородниковой (20.05.1886 - 02.22.1978), регенте правого хора. В семье родились:
1 / 14 августа 1908 года рукоположен в сан священника. Из заявления о.Сергия в процессе следствия 1930 г.: "Я - убежденный православный христианин и священник, избравший таковую деятельность по внутреннему произволению. Мои религиозные убеждения сложились под влиянием воспитания меня в религиозной семье и образования в духовной среде, законченного в духовной академии. Получив такое воспитание и образование и имея полную убежденность в истинности христианского вероучения и морали, я по внутреннему влечению избрал для себя деятельность священника, как наиболее соответствующую таковым убеждениям и благоприятствующую практическим целям христианской религии - устроению жизни на началах Евангельского учения: любви к Богу и человеку, нравственному возрождению и достижению спасения в вечной жизни. Осуществлению этих целей и была всецело посвящена моя пастырская деятельность в качестве приходского священника... " С 23 июня / 6 июля 1910 года - инспектор классов Екатеринбургского женского епархиального училища. С 1913 года - ректор (смотритель?) Камышловского духовного училища Пермской губернии. В 1918 году назначен исполняющим обязанности настоятеля Покровского собора г. Камышлов. Гражданская война в Камышловском уезде по сравнению с другими районами Урала отличалась особой жестокостью. В Камышлове еще до 1917г. действовала сильная большевистская группа, которая вела активную пропаганду. Либерально настроенная интеллигенция тоже призывала население к перемене существующего строя и с восторгом встретила известие об отречении императора Николая II. После Октябрьской революции в уезде стали создаваться боевые дружины, а в период гражданской войны - регулярные революционные войска. Рабочие Камышлова входили в состав знаменитого полка Красных Орлов, прославившегося своими зверствами. В этом полку было много иностранных наемников, особенно из Китая.
В июле 1919 г., при наступлении красных на город Камышлов, Камышловскому женскому епархиальному училищу и его преподавателям было предписано эвакуироваться с Белой Армией в Иркутск. О.Сергий согласился. С большим трудом беженцы добрались до Омска, а оттуда в переполненном товарном вагоне доехали до Иркутска. В Иркутске о.Сергий был прикомандирован к женскому епархиальному училищу в качестве преподавателя. Жили Увицкие у матушкина брата - профессора Иркутского университета. Через некоторое время к городу подошли части Красной Армии, начались бои за Иркутск, линией фронта стал Университетский городок, где жили Увицкие. Бои за Иркутск длились две недели. Войска адмирала Колчака отступили, и красные взяли город. Епархиальное духовное училище было закрыто. Чтобы как-то содержать семью, о.Сергий вынужден был поступить работать счетоводом на аптечный склад в фармацевтическом подотделе здравохранения. В июне 1920 г. о.Сергий с семьей вернулся в г. Камышлов и вновь стал настоятелем Покровского собора. Отец Сергий был прекрасным проповедником, умел до каждого донести Евангельское слово; послушать его проповеди приходили даже неверующие люди. Власти стали требовать от о.Сергия прекратить проповедовать, угрожая арестом. 10 июля 1920 года он был арестован по обвинению в "антисоветской агитации во время пребывания белых на Урале" и заключен в Камышловскую тюрьму. Прихожане Покровского собора не побоялись заступиться за своего пастыря. На общем собрании прихода было написано обращение к властям: "Мы, верующие, прихожане Градо-Камышловского Покровского собора... постановили: просить Комитет правящей власти освободить гражданина отца Сергия Увицкого из-под ареста и отдать его на поруки всего нашего общества, как человека, необходимого как для нас, прихожан, так и для его большого семейства..." По делу проходило 47 человек. 11 человек из них оправдали, а 36 человек, в том числе и отца Сергия, приговорили к бессрочному заключению в концлагерь с применением принудительных работ. В конце июля 1920 г. он был этапирован в Екатеринбургский концлагерь. В лагере о.Сергий заболел тифом, и его положили в тюремную больницу. Каким-то чудом ухаживать за ним разрешили крестной матери младшего сына Николая, Сениловой Марии Николаевне, которая ранее работала преподавателем музыки в Камышловском духовном училище. По случаю третьей годовщины Октябрьской революции власти даровали заключенным амнистию: 12 декабря 1920 г. приговор пересмотрели и постановили заменить бессрочную меру наказания на срочную - на 1 год. О.Сергий был освобожден в июне 1921 г. После освобождения о.Сергий некоторое время служил в Успенском соборе Верх-Исетского завода Екатеринбурга. В Екатеринбурге Увицким жилось очень тяжело, семья голодала. Однажды в храм пришли прихожане из села Меркушино Верхотурского уезда. Они побывали на приеме у Екатеринбургского епископа с просьбой прислать второго священника, и владыка указал им на о.Сергия. После службы батюшка пригласил селян к себе в дом, но угостить их было нечем. Гости достали из своего багажа обильно всякой пищи, накормили всю семью священника. После беседы была достигнута договоренность о том, что осенью, как только установится санный путь, из Меркушино приедут за отцом Сергием. С начала 1921 г. - настоятель Михаило-Архангельского храма в селе Меркушино. В село почти каждый день приходило множество голодающих из разных мест, и меркушинцы приходили им на помощь. С такой толпой голодающих пришла и мать священника о.Сергия Увицкого Ольга Ивановна. К сожалению, Ольга Ивановна заболела брюшным тифом и через две недели умерла. Отец Сергий ее исповедал, причастил, и она скончалась очень спокойно и радостно. Ее похоронили в селе Меркушино. В Меркушине о.Сергий прослужил три года. Церковь при нем во время обновленческого раскола осталась "тихоновской". Ревностное отношение о.Сергия к священническим обязанностям сильно не нравилось местным властям. Отца Сергия часто вызывали к начальству и требовали прекратить проповеди. В 1923 г. о.Сергий был слушателем обновленческого собора. В 1924 г. о.Сергий с семьей переехал в Нижний Тагил. В Нижнем Тагиле служил сначала во Введенской церкви, но вскоре храм захватили обновленцы, и в 1925 году о.Сергий перешел служить в Выйско-Никольский собор. В том же году возведен в сан протоиерея и назначен благочинным церквей Нижнетагильского староцерковного округа. Во время продолжавшейся с 1922 г. "кампании по изъятию церковных ценностей" о.Сергий подчинился решению епархиальных властей, и из Выйско-Никольской церкви изъяли 99.5 кг серебра. В период активной деятельности на Урале обновленцев и григорианцев о.Сергий как благочинный много сделал в своем округе для сохранения и укрепления канонического строя Русской Православной Церкви. В Нижнем Тагиле тогда действовали 7 храмов: два обновленческих, один григорианский, две единоверческих и две сергиевские (староцерковные): Выйско-Никольская и Иоанно-Предтеченская. На заседаниях приходских советах благочиния по благословению епископа Кунгурского Аркадия, которому в данный период подчинялся староцерковный Нижне-Тагильский округ, обсуждались вопросы о расколе, о том, как умиротворить Русскую Церковь, наладить церковную жизнь и дисциплину среди клира. Отец Сергий поддержал предложения митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) о созыве Второго поместного Собора Русской Православной Церкви, на котором должен был быть разрешен вопрос о сохранении патриаршества. Из выступления прот. Сергия Увицкого: "Управление основными церковными делами принадлежит Всероссийскому Патриарху со Священным Синодом и Высшим Церковным Советом, которые ответственны перед Всероссийским Поместным Собором" (Определение 1 Собора 1917-1918гг.). Такой строй церковной жизни создаст твердую опору для сохранения и укрепления Православной Церкви. Над обновленчеством, григорьевщиной, андреевщиной должен быть произведен строгий суд без всякого снисхождения". Декларация митрополита Сергия 1927 г. произвела смущение среди прихожан. В декабре 1928 г. о.Сергий Увицкий обратился за советом к епископу Шадринскому Валериану, временно управляющему Свердловской епархией. Действуя по его совету, в согласии с линией митрополита Сергия (Страгородского), о.Сергию удалось избежать раскола верующих во вверенном ему благочинии. Осенью 1929 г. власти Нижнего Тагила решили "изъять Выйско-Никольскую церковь в связи с требованиями рабочих". Отец Сергий сделал все возможное, чтобы не допустить закрытия церкви. Он призвал верующих к усиленной молитве, призывал чаще исповедоваться и причащаться. На заседании приходского совета решили собрать подписи верующих под обращением к властям не закрывать храм. Из проповеди протоиерея Сергия: "Миряне! Производят гонение на Православную Церковь. Нам нужно сплотиться, не допустить осквернения и поругания Православной веры и Церкви. Жизнь на земле становится тяжелой и с каждым годом нас постигают разные бедствия. Это - кара Божия за наши грехи, за наше неверие... Терпите, православные, переносите все напасти, как терпел и переносил наш Спаситель Иисус Христос. Возносите и восхваляйте имя Его, боритесь и страдайте за веру Христову, молитесь и утешайте молитвами святыми свою истинность. Бог милостив и нам поможет, услышит наши мытарства и гонение с нас снимет. О Господи, помоги нам!" В ОГПУ стали приходить доносы на батюшку: "Священник Увицкий отличается от других своими проповедями, которые он произносит за каждым богослужением в продолжение целого часа. В проповедях он говорит из Евангелия, которое сравнивает с современной жизнью. Поэтому проповеди носят антисоветский характер..." "...Священник Увицкий, несмотря на мясоед, ввел в церкви пост и исповеди, что повлекло за собой увеличение посещаемости церкви верующими. Проводить богослужения начали каждый день. Для сбора подписей назначили трех регистраторов, так как один не успевал. Одновременно вывесили расписание часов богослужений. Одним словом, началось усиленное возбуждение религиозных масс, что, в свою очередь, увеличило доход церкви... Должен сказать, что Увицкий - человек очень начитанный. Другие священники .. иногда тоже говорят проповеди, но их проповеди бывают очень короткими и только выдержками из Евангелия. Увицкий же своими большими ораторскими способностями всегда привлекает большое количество верующих... Среди обывательско-нэпманской публики проповеди Увицкого находят подходящую почву... Он возбуждал верующую массу против коммунистов, не признающих учения Христова, и тем самым подрывал авторитет Советской власти, вызывал вражду в отношении коммунистической партии...". Из заявления о.Сергия во время следствия 1930 г.: "В проповедях я говорил об утрате добрых христианских нравов, выражающейся в расстройстве добрых христианских нравов и добрых семейных отношений, в непочтительности детей к родителям, в легкости взглядов на вопросы целомудрия и брака, в неуважении к достоинству человеческой личности, столь часто наблюдаемом ныне во взаимных отношениях друг к другу. Говорил также, что следствием упадка добрых христианских нравов и является то, что жизнь людей становится все тяжелее, поражается разными бедствиями: болезнями, материальными недостатками, расстройством семейного благополучия, войнами и междоусобицами. Указывая на это, я призывал верующих к исправлению нравов, взаимной любви, примирению и всепрощению, к памятованию об ответственности всех перед Богом на Страшном Суде Его...". Принятые приходским советом меры не увенчались желанным успехом - храм был отобран у верующих, когда дело об "изъятии" храма находилось на стадии разрешения в Облисполкоме и прежде, чем постановление Облисполкома было объявлено верующим, как это требовалось постановлением ВЦИКа и СНК от 8 апреля 1929 г. Общину храма разогнали. 10 февраля 1930 года о. Сергий был арестован по обвинению в "антисоветской пропаганде, срыве социалистического переустройства городского поселка". В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого священника Увицкого Сергия говорилось: "Увицкий С., являясь священником монархической религиозной ориентации, в целях противодействия социалистическому строительству, в связи с движением среди рабочих за изъятие церкви под культурные нужды, повел среди верующих антисоветскую деятельность, выразившуюся в том, что для привлечения в церковь большого количества верующих не в установленные сроки ввел посты, говение, причащение. Под его руководством приходской совет развесил объявления и расписания, носившие, по существу, антисоветский характер. В церкви было вывешено объявление о часах записи верующих и раписание богослужений...". На эти обвинения о.Сергий написал заявление, в котором убедительно доказывал их абсурдность и заявил: "Если я принял на себя служение приходского священника, то считаю своим священным долгом служить религиозным интересам избравшей меня общины не за страх, а за совесть соответственно канонам христианской Церкви и в строгом соответствии с законами Советской власти... " Виновным себя не признал. Находился во время следствия в Тагильском Домзаке. 16 мая того же года тройкой при ПП ОГПУ по Уралу был приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовые лагеря. В том же 1930 году был этапирован в Вишерский концлагерь, ст. Усолье, отделение Булаг, находившееся в месте слияния рек Белая и Вишера. Потом о.Сергий был переведен во вновь организованный отдел Вишерского ИТЛ близ дер. Воронье. После ареста о.Сергия семье его пришлось очень тяжело. Матушка постоянно находилась с сыном Николаем, дочерей, как детей "врага народа", уволили с работы. По приглашению старосты Невьянского храма и по благословению настоятеля она с детьми переехала в г. Невьянск. В храме дочери пели в церковном хоре. Дочь Нина вскоре вышла замуж за псаломщика Григория Александровича Пономарева. Матушка о.Сергия Павла Ивановна пыталась узнать о судьбе своего мужа, и вскоре ей удалось получить разрешение на свидание. С сыном Николаем она ехала сначала на поезде до ст. Усолье Пермской обл., потом на пароходе до реки Вишера. Провела там двое суток, пока не выяснила, что о.Сергий находится в другом концлагере. Пришлось снова плыть на пароходе вверх по реке Вишера, потом на моторной лодке до деревни Воронье, недалеко от которой на равнинном месте власти на скорую руку построили концлагерь. Вместо деревянных бараков стояли брезентовые палатки, в которых жили заключенные. О. Сергий занимал в концлагере должность помощника лекаря. Это назначение он получил лишь потому, что знал латынь. Днем он находился в своем медпункте, а на ночь в сопровождении конвоя возвращался в лагерь. Матушке Павле Ивановне удалось снять в деревне комнату. Ей разрешили в течение недели видеться с мужем. О.Сергий терпеливо переносил скорби заключения. Самым тяжелым являлось для него то, что он был лишен возможности служить Божественную Литургию. Сын Николай вспоминал: "Самым заветным папиным лагерным желанием было хоть еще раз постоять у Престола Господня". Осенью 1931 года отец Сергий был переведён в Белбалтлаг, на строительство Беломоро-Балтийского канала. Матушка Павла Ивановна снова выхлопотала разрешение на свидание. Время свидания власти ограничили двумя часами. В октябре 1931 г. Павла Ивановна приехала к месту заключения мужа. Она шла на свидание по улице вдоль колючей проволоки, и вдруг ее остановил идущий навстречу старик. "Павлинька!" - сказал он. Матушка с трудом узнала отца Сергия: он весь опух, поседел, еле двигался. Павла Ивановна заплакала, а конвоир грубо оттолкнул ее, разрешил сказать друг другу лишь несколько слов, произнес: "Свидание закончено" - и увел батюшку. Это была их последняя встреча. 12 марта 1932 года о. Сергий Увицкий погиб в Белбалтлаге. Причислен к лику новомучеников Российских определением Священного Синода от 11 апреля 2006 года для общецерковного почитания. Использованные материалы |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы