Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛАВА 3. Проектирование этно-экологического маршрута «По следам эвенков Северобайкалья» в пределах Северобайкальского района.



3.1. Местоположение маршрута. Краткая историческая справка об эвенках на современном этапе.

Географическое положение района уникально. Около 25% побережья Байкала (400 км) и четверти его поверхности (7000 кв.км.) находится в границах района. Занято лесами 79%, водным фондом 14%, землями особо охраняемых территорий и объектов 6%. Природа щедро одарила Северо- Байкальский район. Каждый его уголок по-своему привлекателен. На территории района расположен знаменитый Баргузинский государственный биосферный заповедник (площадь 374 тыс.га с трехкилометровой акваторией озера Байкал),заказники «Фролихинский» (109,2 тыс.га) федерального значения и «Верхне - Ангарский» (24,5 тыс.га) республиканского значения.

Распоряжением № 631 от 08 мая 2009 года Правительства РФ район вошел в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ. На 01.07.2011 года в районе зарегистрировано 896 человек коренного малочисленного народа, 90% составляет – эвенки и 10 % другие КМНС.

Эвенкийское население проживало на территории района приблизительно с XV в. До 1974 года эвенки компактно проживали в селах:

Холодное, Байкальское, Уоян, Кумора и поселок Нижнеангарск.

Байкало-Амурская магистраль построена в местах традиционной производственной деятельности эвенков (рыбалка, охота). Во время строительства на этих местах «выросли» посёлки – Новый Уоян, Ангоя и туда из сел Уоян и Кумора было переселено часть эвенкийского населения.

На сегодня местами компактного проживания эвенков в районе считается 7 из 10 поселений, входящих в состав района.

МО СП «Байкальское эвенкийское» – 75 человек;

МО ГП «поселок Нижнеангарск» – 276 человек;

МО СП «Холодное эвенкийское» – 184 человека;

МО СП «Ангоянское» – 28 человек;

МО ГП «поселок Новый Уоян» – 50 человек;

МО СП «Уоянское эвенкийское» – 176 человек;

МО СП «Куморское эвенкийское» – 107 человек [52].

В районе создано 15 родовых общин, работает 1 эвенкийский охотничье-рыболовный промысловый кооператив, 1 индивидуальный предприниматель без образования юридического лица, общественная организация КМНС «Душкачан».

Исторически так сложилось, что эвенки Северобайкалья делились на лесных и береговых эвенков, поэтому традиционными видами хозяйствования эвенков нашего района является оленеводство, охота, заготовка пушнины, рыболовство.

Название и самоназвание эвенков. Первоначально эвенками называли тунгусами. Кроме того, эвенки имели и другие названия: В Среднем Приамурье – бирары (бирарские тунгусы, XVII в.), манегры и килены; в Забайкалье – хамныганы, соловы и онгкоры; В Центральной Азии – онгкор-солоны. Татары и якуты еще до прихода русских тунгусами называли эвенков и эвенов. Монголы же называли их хамныган; западные буряты – халджакшин: ханты – келлем, куеллем; селькупы (нарымские) – джумал куп; койбалы – кальчакши; асаны – калчакшин; кеты (инбатские) – фунбау, феамбе; маньчжуры – орочон; нижнеамурские тунгусоязычные народы – килен.

Северобайкальские оленные тунгусы. Оленные эвенки, приписанные к Верхнеангарскому острожку, во второй половине XVII в. составляли две родовые группы: киндигиры, осваивавшие район в низовьях Верхней Ангары, Кичеры и их притоков; чильчагиры – район верховья рек Верхней Ангары и Котеры. В 1681 г. их численность не превышала 400 человек [24].

Эвенкийский род представлял собой коллектив кровных родственников, имеющих общее происхождение по мужской линии. Характерным признаком рода являлась экзогамия.

Киндигиры занимали довольно обширную территорию. Например, верхнеангарская их группа осваивала низовья Верхней Ангары, иногда они заходили на Чаю и Чую «зверовать» в угодьях верхнеангарских чильчагиров, а также вели промысел в верховьях рек Тыи, Холодной и по ее притокам. В XVII в. они представляли самый многочисленный род среди оленных эвенков. Таким образом, существуют северобайкальские оленные эвенки, которые подразделялись на киндигиров и чильчагиров. По преданию эти племена именуются родными братьями по поисхождению. Предположительно чильчагиры отделились от киндигиров, поскольку Чильчагир не упоминается в преданиях как предводитель или основатель рода.

В начале XX в. указанные родовые группы обитали на тех же территориях, что и в XVII в., лишь с немногими отклонениями от прежних мест перекочевок. Это связано с тем, что род, осваивая территорию, переданную ему предками, рассматривал всякое посягательство на нее со стороны других родов или соседних народов как нарушение норм обычного права. Лишь по мере увеличения или уменьшения своей численности он мог оставить свою территорию или занять имеющиеся свободные[42].

Хозяйственный уклад. Эвенкийские стойбища во время перекочевок состояли из нескольких чумов, и обитатели их кочевали в большинстве случаев вместе. На стоянках (солонцах, рыболовных участках) взрослые мужчины совместно охотились и рыбачили, а добыча шла в общий котел. Женщины вели хозяйство, растили детей, занимались шитьем одежды и обуви. Такая социальная организация, состоящая из кровных родственников, вполне соответствовала всей производственной деятельности эвенков. Группе мужчин, состоящей из 2-4 человек и более, было легче и эффективнее вести промысел и на мясного и пушного зверя, охватывая большую площадь угодий, а женщинам и подросткам – смотреть за оленями.

           


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь