Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Характеристика ресурсов этнического туризма в Республике Бурятия
Республика Бурятия относится к региону, перспективному с позиции этнического туризма, что подтверждается проведенным в 2011 г. по заказу Ростуризма социологическим исследованием. Богатое этническое разнообразие и исторически давнее проживание на территории республики различных народов создают условия для развития этнического туризма, в сочетании с культурно-историческими и природными ресурсами привлекают как внутренних, так и иностранных туристов. Современных туристов привлекает не просто что-то новое, преобладающей потребностью становится поиск подлинных впечатлений от посещения иной страны. Республика Бурятия многонациональна, здесь и культура старообрядцев, сохранивших допетровские традиции, культура бурят, русских переселенцев, эвенков и многих других, религиозные особенности шаманизма, буддизма, православия. Особенности этих культур, запечатленные в фольклорных преставлениях, музыкальных и художественных фестивалях, изделиях художественного творчества, представляют собой «изюминку» республики [3, с.41]. Культурно-этническое разнообразие является важным ресурсом рекреации и туризма. Интерес к бытовым особенностям жизненного уклада, традициям природопользования, культуре, религиозным обрядам бурят и малочисленных народов (эвенков, «семейских») составляют важную часть рекреационного потенциала территории [30, с.120]. Этнокультурный туризм предоставляет широкие возможности для активного обращения к региональному и локальному аспектам проявлений этнической культуры [7, с.4]. Основой туров этнокультурного направления являются этнографические туры. Этнографические туры включают в свои программы кратковременное или относительно длительное пребывание в какой-либо одной или нескольких развивающихся этнокультурных средах [12, с.98]. Посещение этнографического объекта и развернутый рассказ об обрядах, традициях, верованиях – и есть один из вариантов маршрута, основанного на ресурсах этнотуризма [9, с.6]. Во многом именно самобытная культура бурятского народа, буддийские или же шаманские обряды, этнический музыкальный фольклор формируют перспективы этнотуризма в нашем регионе. И эти ресурсы – связанные с историей и духовной жизнью бурятского народа – уже эффективно используются нашими туроператорами. И если в некоторых странах (в той же Монголии) традиционный образ жизни местного населения является одной из главных мотиваций для туристов, то в Байкальском регионе туристы (речь идет о внутренних, коих значительное большинство) стали интересоваться этническими особенностями только в последнее время. Этнотуризм востребован уже сегодня, и еще больше будет востребован в будущем в связи с его уникальностью и неповторимостью. Ведь в настоящее время этническое разнообразие значительно сокращается, а для того, чтобы привлечь туристов, уже недостаточно показывать им природные и культурные достопримечательности нашего региона. Важно создавать маршруты, которые будут знакомить туристов с одной из основных достопримечательностей региона – бурятской культурой [5, c.124]. Действительно, во-первых, знакомство с другой культурой помогает расширить кругозор, иначе взглянуть на свою жизнь и, возможно, даже переосмыслить привычные ценности. Во-вторых, развитие этнотуризма – это дополнительный стимул к тому, чтобы сохранять и даже воссоздавать культурные ценности этноса. Но для того чтобы «создать» этнографический объект, который бы стал интересен для туристов, нужно проделать немало работы. Кроме того, что культуру, этнические особенности, праздники и обряды народа необходимо знать, их необходимо еще уметь грамотно преподнести представить. А это серьезная, профессиональная работа. Ведь, например, для того чтобы организовать проведение бурятских праздников-фестивалей (Ёрдынские игры, Алтаргана, Сурхарбани др.), необходимо привлечь и историков, и этнографов, и других специалистов. Очень важно учесть и различные морально-этнические факторы [20, с.152-153]. Отдельные примеры развития этноэкологического туризма представлены в национальных парках Байкальского региона: Тункинском и Прибайкальском. Это обусловлено тем, что здесь имеются значительные ресурсы для развития этноэкологического туризма. Администрациями парков предпринимаются усилия по вовлечению этих ресурсов в сферу туризма. Так, к задачам деятельности Тункинского парка относятся: создание благоприятных условий для традиционного природопользования населения Тункинской долины; восстановление утраченных обрядов, ритуалов, обычаев, традиций аборигенов Тункинской долины – бурят и казаков; восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов [49]. Сойоты – малочисленный народ, проживающий в ЮжнойСибири, сосставляют основное население Окинского района Западной Бурятии. Особенность традиционного хозяйства в Окинском районе обосновывается тем, что в настоящее время здесь возобновляется кочевой образ жизни, подразумевающий разведение крупного рогатого скота, яков, оленей, сбор дикоросов, охоту, рыболовство. Особенности данной территории для осуществления этнического туризма заключается в том, что территория в районе представляет собой зону контакта разных культур. Здесь развивался симбиоз двух хозяйственно-культурных типов – таежных охотников-оленеводов и кочевников-скотоводов (высокогорный тип, обусловленный природно-географическими особенностями региона, включающего участки степей, остепненные долины рек, горную тайгу, субальпийские и альпийские луга, ягельные и ерниковые тундры), которые в настоящее время остались доминирующими. Сформировавшееся в настоящее время традиционное природопользование представляет собой сплав из элементов сойотской, бурятской, тувинской, монгольской культур. Из-за полиэтничности формирующейся в регионе среды подобные компактные поселения практически невозможно выделить – существует один сойотский сомон, который лишь частично совпадает с ареалом расселения тех жителей района, которые причисляют себя к сойотам. Отечественная традиция жёсткой привязки традиционного природопользования к этничности приводит к тому, что тем из жителей, кто за интересован в ведении хозяйства в соответствии со сложившимися традициями, необходимо находить специальные лазейки в законе, чтобы утвердить за собой право самостоятельно распоряжаться ресурсами территории, практически и символическим и освоенной, и каким-то образом противо-стоять ее индустриальному освоению. Одним из таких способов является выстраивание этнической идентичности [21, с.185]. Баргузинский район. Этническая структура населения Баргузинской долины охватывает длительный исторический период. Среди современного местного сообщества к основным фундаментальным социообразующим группам в хронологическом порядке можно отнести эвенков, бурят, русских.Таким образом, исследуемая территория представляет интерес как полиэтничная целостность, где каждая из этнических групп вносит свой вклад в виде традиций и обычаев использования пространства [34, с.133]. В с. Харамодун образовались смешанные группы бурят, эвенков и русских. Здесь же отмечается практически повсеместное заселение территории юртами на значительном расстоянии друг от друга [26, с.23]. Организация туристских услуг в селе Тарбагатай Республики Бурятия, где проживают старообрядцы Забайкалья, которых в республике называют «семейские», началась с подачи туроператоров в далекие 90-е годы прошлого столетия. С этого момента начал активно развиваться семейный туристский бизнес Любови Федоровны Пластининой под брендом «В гостях у семейских». В целях сохранения культурных ценностей староверов и вовлечения в туристский оборот было создано ООО «Центр старообрядцев», которое является сегодня одним из крупных организаторов сельского и этнографического туризма в Республике Бурятия. Но сначала именно культура старообрядцев, их быт, песенное мастерство были основным объектом показа, первые туристы с любопытством слушали песни, дегустировали блюда старорусской кухни, любовались домами и сохранившейся старинной утварью. Данное положение является ярким примером того, как организованный на начальных этапах поверхностный (этнографический) туризм, увеличивая интерес к семейской культуре, породил вторую разновидность этнического туризма – глубокий этнический туризм. «В гостяху семейских» начинается со встречи гостей на въезде в село Тарбагатай у природного комплекса Лев Гора, откуда открывается изумительный по красоте и природной силе ландшафт. Программа включает экскурсию по деревне старообрядцев, где сохранились дома постройки XIX в., далее посещение старообрядческого храма и музея старообрядцев, где гостей ожидают рассказ об увлекательной истории и трудной судьбе переселенцев и экспозиция предметов быта – живых свидетелей 250-летней истории ста-роверов. Знакомство с бытом, с укладом, с традициями обустройства жизни старообрядцев продолжается на Усадьбе. Неподдельный интерес у туристов вызывает обыденная жизнь староверов, они интересуются тем, как живут семейские, что едят, что и как выращивается. По желанию турист участвует в частной жизни селян: собирает урожай, доит коров, печет в русской печи хлеб и оладьи, собирает грибы и ягоды, варит варенье, может и сено покосить и на сеновале переночевать. Это простые, доступные и познавательные развлечения [22, с.354]. Вместе с тем этноресурсы Тарбагатайского района, обусловленные проживанием на его территории значительного числа старообрядцев, используются для организации как поверхностного, так и глубокого этнического туризма. На территории республики комплекс ресурсов этнического туризма представлен наследием прошлым веков общественного развития этносов. Однако территориально (пространственно) данные ресурсы распределены неравномерно, это связано, прежде всего, с историческими процессами освоения пространства, а также с особенностями природопользования отдельных этносов. По замечанию автора из соседнего Забайкальского края Солововой А.Т., этим процессам есть следующие объяснение: «…по характеру отношений с окружающей природной средой существование местных сообществ зависит от биоразнообразия и продуктивности экосистем» [33, с.161]. Люди старались селиться там, где для них было выгодно и удобно вести свою социально-хозяйственную деятельность. Поэтому объекты этнического туризма Бурятии в туристском и географическом пространстве в известной мере локализованы. Локализация проживания этнических групп существенно влияет на рекреационные потоки, маршруты экскурсий. Для примера перечислим те районы Республики Бурятия, в которых существуют предпосылки для развития туризма этнической направленности или тематики. Территориально эти районы находятся на значительном удалении от туристского центра республики г. Улан-Удэ, к таким районам следует отнести: Курумканский, Северобайкальский, Окинский, Баргузинский районы. Данные районы являются территориями компактного проживания эвенков и сойтов [2, с.3]. Представим ресурсы этнического туризма данных территорий в виде таблицы (см.табл.3). Табл.3. Ресурсы этнического туризма в районах РБ.
Неразвитость туристской инфраструктуры с одной стороны является естественным тормозом развития этнотуризма на данных территориях, однако с другой стороны исчезает необходимость сглаживать недостатки аттрактивных свойств местности. У туриста появляется возможность прожить определенное время в отрыве от цивилизации, и ощутить самобытность народа (этноса). Особенности современной туристской инфраструктуры в данном отношении будут являться «преградой» к получению уникальных, незабываемых впечатлений. Потенциал этнического туризма Тарбагатайского, Мухоршибирского, Заиграевского районов характеризуется высокой степенью доступности. Однако аутентичность условий проживания здесь находится на поверхностном уровне. Эти районы сочетают в себе этнографический, этнический, сельский виды туризма. К плюсам развития этнического туризма в данных районах следует отнести: - близкое расположение к столице республики (туроператоры заинтересованы в создании и продвижении культурно-познавательных туров в пределах города); - наличие средств размещения; - возможность реализовать краткосрочные экскурсии (риск экскурсий по сравнению с длительным туром на порядок ниже); - частота экскурсий. Однако к минусам необходимо отнести незначительную степень вовлечения туриста в процесс знакомства, который по-нашему мнению должен подразумевать активное участие в мероприятиях. Этнический туризм без длительного пребывания и «погружения» относятся Иволгинский, Прибайкальский, Кабанский, Тункинский районы (см.табл.4).
Табл.4. Объекты туристской привлекательности этнотуризма по районам
Проекты по Тункинскому и Курумканскому районам совмещают этнический туризм с лечебно-оздоровительным, традиционно развивающимся в данных районах, что свидетельствует и растущем интересе инвесторов к этнической культуре и в целом повышении роли этнотуризма в республике. Однако некоторые объекты этнического туризма в районах выпадают из сферы внимания туристов, это, прежде всего Северобайкальский, Закаменский, Джидинский, Окинский районы. Причин тому несколько: труднодоступность, удаленность от транспортных узлов, неразвитая инфраструктура. Проекты относятся к разряду крупных, характеризуются оригинальным содержанием, вызывающие у туриста повышенный интерес. Проекты Заиграевского, Иволгинского и Тарбагатайского районов относятся к сформированному комплексному маршруту «Этнокольцо Бурятии», реализация которых позволит повысить качество предполагаемого турпродукта и создаст возможность более длительного пребывания туристов в данных районах посредством создания средств размещения, отвечающих как современным стандартам, так и традициям местных жителей [3, с.41]. Главными объектами показа являются - в Иволгинском районе –дацан как основной центр буддизма, самый яркий ресурс. В Тарбагатае – это культура семейских. В Заиграевском районе – это село Нарын-Ацагат [47]. Маршруты «Этнокольца Бурятии» органично встроены в экскурсионную сеть и образованы с целью обслуживания туристов на трансграничных туристских маршрутах «Великий чайный путь», «Восточное кольцо», «Трансибирский экспресс», «Байкал-Хубсугул» и региональных туристких маршрутах «Байкал-Баргузинская долина», «Путь Аввакума», «Будийски монастыри Бурятии». Международные туристские маршруты «Великий чайный путь» и «Восточное кольцо России» в проекте Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года определены как важнейшие направления межрегиональной туристской интеграции. Проекты не только расширяют диапазон программ и маршрутов культурно-познавательного, этнокультурного и экологического туризма территории Восточной и Центральной Азии, но и способствуют более глубокому восприятию культуры монголоязычных народов [41, с.100-101]. В последнее время наблюдается тенденция развития культурно-познавательного туризма. В частности этнографического (этнографический туризм является частью культурно-познавательного), что благоприятно сказывается на разнообразии и увлекательности туров и экскурсионных программ [36] Таким образом, можно подвести некоторые выводы по исследованию ресурсов этнического туризма в Республике Бурятия. - республика обладает уникальным ресурсным потенциалом этнического туризма; - распределение этнотуристских ресурсов на территории Бурятии неоднородно и локализовано в зависимости от исторического расселения этносов; - полное «погружение» туристов в быт и жизнь этноса возможно преимущественно в отдаленных от центра районах республики, где уклад жизни и природопользования претерпел незначительные изменения и является консолидирующим факторов функционирования малых этнических групп и народностей; - потенциал данного вида туризма имеет долгосрочную перспективу, интегратором дальнейшего развития являются, прежде всего, сами этносы, инвесторы, государство – как главный фактор управления; - несмотря на рост туристских потоков в республике, доля потоков приходящаяся на этнический туризм незначительна; - факторами, сдерживающими развития туризма являются: незначительное количество средств размещения, а также качество предоставления основных услуг, сложная транспортная доступность практически всеми видами передвижения.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 1129; Нарушение авторского права страницы