Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Азиатско-тихоокеанский регион



Азия является наиболее сложносоставным континентом в мире во многих отношениях: экономическом, демографическом, культурном и социальном. Каждая из стран обладает своими неповторимыми культурными чертами, которые могут быть хорошими факторами, формирующими имидж государства и его народа в глазах мирового туристического сообщества.

На протяжении веков, страны Азии имели отличный от Европы общественный строй, в результате восприятие клиента обслуживающим персоналом в Азии отлично от его восприятия в Европе - если европейский сервис выстраивает отношения с клиентом по принципу «Клиент - партнёр, лучший друг» (что, однако, исключает всякую небрежность в отношении к клиенту), то в Азии к клиенту относятся как к лицу, стоящему на иерархической лестнице выше, чем обслуживающий персонал.

Различается также и восприятие самого процесса обслуживания - если европейский сервис чётко структурирован и имеет свои методики, направленные на решение определённых задач, ставящих основной целью удовлетворение комплексов потребностей клиентов, то азиатский сервис выстраивается на «подстраивании» под потребности клиента на интуитивном уровне. Для большинства азиатских стран характерна иная схема организации этнического туризма. Здесь доходы, получаемые от развития рекреации, становятся альтернативой доходов, получаемых от трудоемкого тяжелого традиционного природопользования. В качестве примера рассмотрим северный Вьетнам (провинция Лаокай) – горный район со знаменитыми горными «рисовыми ландшафтами», где кроме вьетнамцев проживают многочисленные горные народности - хмонги , таи, нунги, мыонги и др.

Туристические компании наперебой зазывают в регион, обещая знакомство с бытом и традициями малых народов, с уникальными ландшафтами террасированных рисовых полей на склонах гор. Однако прием туристов организован так, что большая часть доходов уходит из региона, поскольку харчевни и гостевые дома принадлежат предпринимателям, не живущим в регионе, а местная община остается в стороне от этого процесса. Организаторы туризма получают быстрые легкие деньги, не задумываясь о будущем региона и о реальных проблемах местного сообщества. В результате местные жители в условиях жесткой конкуренции пытаются включиться в прием гостей: как только туристы попадают в селение, их атакует толпа местных жителей, каждый из которых стремится завладеть вниманием, а затем и деньгами приезжих посредством продажи товаров или услуг, позируя за вознаграждение фотокамерам туристов. Во всеобщую погоню за деньгами вовлекаются и дети, с 4-5 лет обучаясь скрытому под видом торговли попрошайничеству, что фактически разрушает традиционную систему внутриобщинных отношений и культуру региона. Традиционное хозяйство в таких условиях поддерживать очень сложно. Террасирование склонов, искусственное орошение, распашка полей на буйволах, ручная посадка растений - это тяжелый труд, который должен оплачиваться значительно выше того, что можно выручить на рынке за продажу произведенного таким образом риса.

Пожалуй, единственный доход от развития туризма местное население получает в результате проведения акций по сбору туристами денег на нужды конкретных семей, например, на покупку буйвола. Но и в этом случае все зависит от добросовестности групповодов и экскурсоводов. Представляется, что такое развитие туризма неизбежно приведет как к разрушению традиционной культуры и исторически сложившегося природопользования, так и к уничтожению уникальных культурных ландшафтов.

Индия. В настоящее время, индийские принимающие стороны организуют свой туристический продукт, беря за основу прежде всего материальную и духовную культуру различных индийских регионов. Удельный вес этнокультурных экскурсий в предложении местных и международных туроператоров, ориентированных на массового потребителя туристического продукта, составляет приблизительно 80%, и в настоящее время ведётся расширение географического охвата мини-туров и экскурсий. Однако, зачастую эта деятельность встречает препятствия в виде неразвитой инфраструктуры в отдельных районах, или удалённости потенциальных туристических объектов от путей сообщения.

В отличие от европейских экскурсий, индийские не носят постановочный характер и сохраняют в себе отпечаток подлинной культуры этноса. Происходит это в основном стихийно, и во многом, за счёт менталитета индийцев, которому присуще воздержание от изменения пространства, естественного хода событий и, напротив, ориентированность на изменение восприятия окружающей среды. Поэтому сопричастность туристов к действу максимально высока, что опять же делает такую экскурсию уникальной и неповторимой.

Индонезия. Индонезия является одной из самых интересных стран в области этнокультурного туризма. Одним из преимуществ Индонезии в в формировании экскурсионного контента является поликультурность страны. Помимо того, что Индонезия имеет отличную от материковых государств культуру, также там представлены также некоторые мировые и национальные религии: исламская индонезийская культура, христианская католическая и лютеранская колониальные, индуистская, буддистская, а также местные верования. Каждая из этих культур имеет свои проявления – в обычаях, музыке и драматургии, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, кухне, а также социально-общественном строе.

В область искусств, демонстрируемых туристам входят: храмовые комплексы, искусство рисования по ткани воском - батик, теневой театр «Ваянг», театрализованное представление "Баронг" «Маник», «Кечак», индонезийская кухня, также музыкальное искусство островов малайского архипелага.

При умелом подходе и сочетании между собой различных культурных черт у организаторов туристического продукта появляется возможность создать целостную картину культуры островов малайского архипелага, а также разнообразить пребывание туриста и обогатить его культурные впечатления от страны.

Таким образом, Индонезия является не только интересной в культурном отношении страной, а также одной из самых толерантных стран исламского мира и Азии в целом, что делает пребывание в ней комфортной и привлекательной для туристов всего мира.

Таиланд. В деревне Akha Hill Tribe, расположенной в северной части Таиланда, туристам предлагают остановиться в бамбуковых бунгало с видом на долину, окруженную чайными плантациями, рисовыми полями, водопадами и джунглями. Местные гиды сопровождают гостей поселения на рыбалку, организуют катание на слонах, а также туры к соседним горным племенам. Вся полученная от туриндустрии прибыль остается в местном сообществе и расходуется на развитие образовательной системы.

Ближний Восток

ОАЭ. В отличие от европейских этнографических экскурсий, в экскурсиях в ОАЭ интерактивность проявляется иным способом. На групповых экскурсиях туристы не принимают участия в приготовлении традиционного бедуинского обеда, не наблюдают в полной мере за ведением быта коренных жителей аравийского полуострова.

Музыкальные программы экскурсий значительно беднее европейских и не столь привлекательны для иностранцев. Тем не менее, она играет важную роль в жизни пустынных кочевых народов и помогает воссоздать целостную картину жизни бедуинов. Исполняется она старинных, однако, примитивных арабских музыкальных инструментах, известных с IV века: рабаба – смычковый однострунный инструмент, уд – деревянный щипковый инструмент типа лютни, дудки, ударные.

Этнический туризм может быть представлен двумя основными видами. Во-первых, это посещение существующих поселений, сохранивших особенности традиционной культуры и быта определенных народов. Указанные поселения можно назвать демонстрационными или показательными, и они бывают как постоянные, так и временные (например, стоянки кочевников-скотоводов или бродячих охотников и собирателей). Туристические маршруты, проходящие через такие поселения, существуют во многих странах. Так, популярным видом отдыха в Египте является сафари по пустыне на джипах, во время которого туристы посещают стоянки бедуинов и знакомятся с их кочевым укладом жизни [8, с.27]

Иордания. В отличие от ОАЭ, где сафари и посещение бедуинской деревни проводится в формате «полдня» и носит групповой характер, в Иордании подобные экскурсии индивидуализированы и носят эксклюзивный характер. Поэтому экскурсия «к бедуинам в пустыню» помимо того, что включает групповая экскурсия в ОАЭ, может включать в себя ночёвку в шатре и трапезу за бедуинским столом, а также участие в традиционных бедуинских развлечениях – соколиной охоте – и верблюжьих бегах.

Турция. В истории Турции есть немало моментов, которые вызывают интерес и могут быть представлены как предмет экскурсий. В XX столетии образ этой страны кардинально изменился - от традиционной мусульманской державы Ближнего Востока до светского государства. Однако, при этом, Турция сохраняет устойчивый восточный колорит.

Азиатская часть Турции (Анатолия), интересна, прежде всего тем, что в её центре сохранилась культура Мевлана (суфийская или мистическая культура). Это философия любви ко всему миру, а также поиск пути к счастью посредством аскетизма, терпения, образования, верности и воспитания.

В наши дни в Конье имеется музей, включающий мавзолей и часть, где воссоздан быт дервишей XII века и уклад их жизни. В конце посещения музея демонстрируется традиционный для дервишской культуры танец сема - танец единения с богом. Танцуется этот танец на круглой площадке, символизирующей мироздание. Само вращение дервишей символизирует жизненный путь человека, который в любом случае приведёт его к богу. Правая поднятая рука говорит о том, что он берёт у бога благодать, а затем, левой рукой, направленной вниз даёт её людям. Исполняется такой танец в белых одеждах, откуда по одной из версий пошло название - сафа (арабск.) - чистота. Момент снятия верхней тёмной одежды из плотной шерсти символизирует готовность к началу единения с богом. Высокие конусовидные шапки символизируют надгробия - как символ рождения человека в "вечном" мире.

Австралия и Океания

Этнический туризм в Австралии включает туры лодочные, культурные и экологические (в дикую природу). Эти туры проводятся на землях коренного населения, в национальных парках и традиционно племенных землях. Находясь во владении коренного населения, туристские предприятия имеют возможность для сохранения культурного и природного разнообразия, а также дают работу местному коренному населению. Такой этнотуризм отвечает всем требованиям, обеспечивает устойчивое использование ресурсов и выполняет просветительные функции. В нем участвуют и крупные землевладельцы, и местное население [18].

Африканский регион. Особенность этнического туризма на Африканском континенте связана с рядом существенных факторов, которые оказывают прямое воздействие на развитие данного вида туризма в этом регионе. В первую очередь необходимо отметить, что Африка регион очень нестабильный, как с экономической, так и социальной сторон. Болезни, общая бедность, военные конфликты являются априори сдерживающими факторами развития какого-либо вида туризма.

Колыбель человечества обладает поистине колоссальным потенциалом для организации этнического туризма. До сих пор множество племен и даже стран находятся на уровне развития традиционного природопользования. Пестрый во всех отношениях этнический состав населения континента привлекает в основном туристов из Западной Европы, которые в свою очередь стремительно утрачивают свою этническую самобытность. Межэтническое сближение в Африке стоит на пороге своего развития, поэтому наличие значительного спектра этнических групп является пока данностью для этого региона. В тоже время прогресс в социально-экономическом развитии неизбежно ведет к деградации культурных, природных ландшафтов континента.

В отличие от развитых стран, где вопросами фиксации отмирающих, реликтовых явлений культуры не один десяток и даже не одну сотню лет занимаются коллективы профессиональных этнографов, географов, историков, социологов, исчезновение целого ряда культурных феноменов прошло незаметно для творческой интеллигенции африканских стран [6].

Перспективы развития этнического туризма в Африке осложняются этнонационалистическими процессами, в первую очередь трайбализмом (от слова «племя»).

Однако на Африканском континенте имеется также тенденции к этноконсолидации малых этнических групп в более крупные образования, что является существенной предпосылкой к созданию этнических туристских продуктов. Культурная интеграция Африканских стран может выступить катализатором для развития этнического туризма.

Рассмотрим наиболее известные и яркие примеры организации этнического и этнографического туризма на Африканском континенте. В первую очередь необходимо заострить внимание на наиболее развитых в социально-экономическом отношении странах, где турист может не беспокоится за свою личную безопасность.

ЮАР (г.Йоханнесбург). Обзорная экскурсия по Йоханнесбургу и Этническая деревня Леседи. Туристу предлагается культурная экспедицию в этнический центр – деревню Леседи. В данном необычном музее под открытым небом воссозданы быт и традиции коренных народов Южной Африки: зулу, коса, педи, басуто и ндебеле. Услуги: турист может «примерить на себя» африканский образ жизни, посетить жилища различных племен, познакомиться с укладом жизни. В программе обслуживания предусмотрены театрализованные представления, которые расскажут о происхождении этих народов, их истории. Заканчивается тур ярким этническим шоу [51].

Выводы

Таким образом, в то время, как европейский и североамериканский этнографический туризм проявляется, главным образом, в виде экскурсионного продукта с чёткой тематикой, азиатский этнокультурный компонент проявляется в деталях - в манере обслуживания клиента, особой организации пространства, атмосфере, присущей азиатским экскурсиям, а также обстановке. Происходит это, в основном за счёт этапа развития общества посещаемой страны - в большей части стран Азии общества находятся в переходном этапе от традиционного общества к индустриальному. За счёт этого азиатскому обществу присуще особое восприятие своих традиций членами общества, поэтому экскурсиям, включающим этнокультурный компонент, не присущи черты «постановочного стилизованного шоу». Этнический туризм на африканском континенте отличен от других регионов мира, прежде всего тем, что там сохранились в первозданном виде этнические группы, которые на современном этапе существуют и живут в той природной среде, что и тысячи лет назад. Очень схожи условия природопользования в Южной и Центральной Америке, где до сих пор сохранились малые этнические группы, образ жизни которых претерпел незначительные изменения.

Рассмотрев опыт организации зарубежом можно прийти к следующим выводам: этнический туризм предполагает знакомство не только с материальными объектами, но и с различными проявлениями нематериальной, духовной культуры, а именно:

- фольклор (сказки, легенды, песни и т.д.);

- обряды;

- традиции и обычаи;

- традиционные ремесла;

- национальная кухня;

- традиционные праздники, фестивали, спортивные состязания [48].

Важная специфическая особенность этнического туризма - диверсификация его структуры, обусловленная дифференциацией интересов и потребностей туристов. На наш взгляд, выделенные нами ностальгический (генеалогический), этнографический, аборигенный (туземный), антропологический и джайлоо-туризм являются частью этнического туризма (этнотуризма), однако его деление на перечисленные виды является условным. Иногда один и тот же тур можно причислить сразу к нескольким видам этнического туризма. Важно отметить, что туризм является общепризнанной прибыльной отраслью экономики и источником занятости местного населения. Этнотуризм позволяет населению лучше познать как свою, так и культуру других народов и укрепляет толерантные отношения [32, с.183].


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь