Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Шахматы: культурологическая версия



Проведение шахматного ЧКГ (включающего не только исторические вопросы, но и теоретические: «какой ход определяет базовую позицию гамбита Эванса» и т.д.).

Все блоги / Территория шахмат (http://terrachess.ru/blogs/):

Тренерская. Обучение шахматам. Интересные методики.

Задачи: http://terrachess.ru/page/chess_problems.

Атака на короля. Типовые стратегии.

Типовые приемы и ловушки в защите Каро Канн.

Захват стратегически важного пункта. Дебют Эльшада.

Дебют Эльшада. Дебют Эльшада. Равная борьба. Дебют Эльшада. Напугал до смерти! Дебют Эльшада. Часть 2.

Немцев Игорь, Дебют Эльшада.Универсальный репертуар для быстрых шахмат и блица.

См. https://vk.com/topic-29625898_26019822?post=1894 .

Калиниченко - Гамбиты.pdf

Engqvist Thomas-Chess Strategy for Kids-2017.pdf .

Сайты, где можно бесплатно и безопасно скачать шахматные книги:

whychess.ru, chessok.net, chesspok.narod.ru, webchess.ru, booksee.org.

Ромеро Альфонсо, Де Прадо Оскар, «Лондонская система. Дебютный репертуар за белых». Лондонская система – гибкий и надежный дебют. Его преимущество в том, что в нем почти нет длинных форсированных вариантов, которые нужно запоминать наизусть. В течение многих лет, что Лондонская система представлена на различных турнирах, ее регулярно применяли такие разные по творческому почерку гроссмейстеры, как Петросян, Бронштейн, Керес. Сегодня дебют становится всё более и более популярным, в том числе усилиями действующего чемпиона мира Магнуса Карлсена, а также Владимира Крамника, Гаты Камского, Александра Грищука, Бориса Грачева, Алексея Дреева и др. Построить на доске контуры Системы можно против почти любой расстановки черных. Это позволяет сосредоточиться на глубоком проникновении в суть дебюта – вместо того, чтобы зубрить множество не связанных между собой вариантов. Лондонская система.Дебютный репертуар за белых (2017).djvu http://www85.zippyshare.com/v/uAKIVLkJ/file.html .

Мазурков_Стратегичекие приемы в открытых дебютах.

Защита Грюнфельда. Первое знакомство

Испанская партия. Первое знакомство

Сицилианская защита. Вариант Найдорфа. Первое знакомство

ТОП 10 Агрессивных Дебютов в Шахматах. Открытые дебюты (!)

Хитрая схема в Нимцовиче

Английское начало. Первое знакомство

Скандинавская защита. Первое знакомство

7 хитрых ловушек в дебюте, в которые точно попадутся!

Шахматы. 5 дебютных ловушек в Северном гамбите за белых (!)

Карлсен издевается в дебюте! Защита Алехина.

http://chessmaestro.ru/21mistakeyoutube/ книга 21 критическая ошибка в шахматах.

5 основных ошибок начинающих шахматистов

Топ-5 самых опасных ловушек в сицилианской

Преимущество первого хода и инициатива

КАК побеждать в шахматах БЕЗ ФИГУР? Школа шахмат d4-d5

Шахматы для начинающих. Как УНИЧТОЖИТЬ

Шахматы. Дебют, с которым мы НЕ ПРОИГРАЕМ

ТОП 5 ДЕБЮТНЫХ АВАНТЮР ЗА ЧЕРНЫХ В ОТКРЫТЫХ (!)

Как играть черными против d4. Урок 18 (часть 1)

Ловушки в дебюте. Королевский гамбит

Хорошая расстановка за черных в ферзевом

ШАХМАТЫ. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ.

АТАКА В ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.

6 хитрых ловушек во французской защите за чёрных.

БЛИЦУШКИ №198. Постоянно влетаю в дебюте

Секреты итальянской партии.

ДЕБЮТНЫЕ ЛЕКЦИИ. Шотландская партия. Вариант 5 Кb3. "Неизведанная теория"

Шахматные комбинации Шахматы. Олег Соломаха

Дебютные диалоги. Сицилианская защита с 2.f4 за черных.

Начальный курс шахматной стратегии

Основы шахматной игры. Часть 1 - Основы дебюта

Торжество тактики (!)

Диверсии в дебюте

Поучительные шахматные партии 5. Сицилианская

Уроки шахмат - Гамбит Морра Типичные ловушки 1

Дебют Защита двух коней. Любимая ловушка

Защита Двух Коней. Контратака Тракслера за черных.

Ловушки в дебюте. Дебют Сокольского

Как играть русскую партию за белых!? Убойный вариант в

Грязные шахматные трюки 2 - Скандинавская

Шахматы в Симпсонах. Магнус Карлсен тренирует

Шахматы в Шерлок Холмс: Игра Теней. Разбор партии

Шахматы. Эндшпиль, который ОБЯЗАН знать

Индивидуальное занятие с разрядником. Ульяна Кулыгина, чемпионка Волгоградской области.

Игорь Немцев мастер ФИДЕ тренер высшей категории

Первый онлайн-урок на Twitch

Ошибки любителей

5 основных ошибок начинающих шахматистов

Урок 12 Ладья против коня (без пешек)

Шахматы в кино

Основы ладейного эндшпиля

Стратегия Волжского гамбита. Давид Бронштейн. HD

Выбираем правильный ход. Французская защита (часть 1)

Выбираем правильный ход. Французская защита (часть 2)

Скандинавская партия за чёрных (часть 1)

Скандинавская партия за чёрных (часть 2)

Шахматы для начинающих. Основы шахмат 1. Правила шахмат

Испанская партия. Первое знакомство

Уроки шахмат для начинающих

Испанская партия Теория

Технические приемы в ладейном эндшпиле Урок 61 для 3 разряда Шахматы

Шахматные дебюты

Уроки шахмат - Гамбит Морра Типичные ловушки (!). С определённого хода можно предложить позицию для самостоятельного разыгрывания (с записью), чтобы отметить того игрока, который найдёт лучший план реализации позиционного перевеса.

Дебютные катастрофы 1. Неправильное

Ловушки в дебюте. Ферзевый гамбит

Шахматы. Мат конём и слоном

Урок 19 Конструкция мата Грекко

Темы уроков:

Первый урок

— Названия фигур в игровой форме

— Расстановка фигур на доске

— Игра: кто первый расставит правильно

— Игра: кто пропал? (сначала одна, затем две и три фигуры прячем)

— О фигурах: король самый главный, пешка самая маленькая

— О доске: 64 клетки, черные и белые

— Цель игры: поймать короля, съедать чужие фигуры, думать

— Повторение

Второй урок:

— Повторение фигур, расстановки, игра: кто пропал?

— Ходы фигур: король, ладья

— Король: ходы, взятие, запрет хода на битое поле

— Дойти королем до цели

— Ладья: ходы, взятие

— Игра: лабиринт ладьей

— Нападение королем и ладьей

— Шах

— Игра: поставь шах ладьей и убеги королем

— Игра: какую фигуру может съесть ладья/король

— повторение

Третий урок:

— повторение: ходы ладьи, короля, лабиринт, шах

— Ходы слона, ферзя

— Ход слона: диагонали, белые-черные, взятие

— Игра: лабиринт слоном

— Нападение слоном

— Ферзь: ходы, взятие

— Игра: лабиринт ферзем

— Нападение ферзем

— повторение

Факультативный курс «Шахматы – школе». Программа первого года обучения

Избранные материалы из книги «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы»

Книга для чтения детей 5-8 лет «Удивительные приключения в Шахматной стране»

Империя ссылок

Переход на сайт «Занимательные и материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат»

ПРОГРАММА

Программой предусматривается 33 шахматных занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

Программа разработана для учителей первых классов, но она может быть использована на начальном этапе обучения во вторых классах, а также в детских садах (для организации шахматных занятий в подготовительных группах). Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи шестилетним детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.

Примерная тематика курса

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как "Лабиринт", "Перехитри часовых" и т. п., где присутствуют "заколдованные" фигуры и "заминированные" поля) моделируют в доступном для детей 6–7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

К концу учебного года дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

Примерное распределение программного материала (занятия 1–33)

Занятие 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Чтение и инсценировка дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение и инсценировка дидактической сказки "Котята-хвастунишки".

Занятие 2. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль".

Занятие 3. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И.Г.Сухина "Приключения в Шахматной стране" (М.: Педагогика, 1991. – с. 132–135) или дидактической сказки "Лена, Оля и Баба Яга" (читается и инсценируется фрагмент сказки; с. 3–14). Дидактическое задание "Диагональ".

Занятие 4. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая",

Занятие 5. НАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".

Занятие 6. ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Занятие 7. ЛАДЬЯ. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Ограничение подвижности".

Занятие 8. СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Занятие 9. СЛОН. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), "Ограничение подвижности".

Занятие 10. ЛАДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Занятие 11. ФЕРЗЬ, Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат".

Занятие 12. ФЕРЗЬ. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности".

Занятие 13. ФЕРЗЬ ПРОТИВ ЛАДЬИ И СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Занятие 14. КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Занятие 15. КОНЬ. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".

Занятие 16. КОНЬ ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Занятие 17. ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".

Занятие 18. ПЕШКА. Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), "Ограничение подвижности".

Занятие 19. ПЕШКА ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, КОНЯ, СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Занятие 20. КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля). Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга".

Занятие 21. КОРОЛЬ ПРОТИВ ДРУГИХ ФИГУР. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), "Ограничение подвижности".

Занятие 22. ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".

Занятие 23. ШАХ. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".

Занятие 24. MAT . Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат".

Занятие 25. MAT . Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход".

Занятие 26. MAT . Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".

Занятие 27. НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".

Занятие 28. РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".

Занятие 29. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода",

Занятие 30. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Занятие 31. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

3анятия 32, 33. Повторение программного материала.

3 разряд 3-2 разряд 3-2-1 разряд 2-1 разряд 1 разряд 2. Понятия: отвлечение, Завлечение, перегрузка и др. тактические приемы 3. Понятия: «отталкиван ие плечом», «расширение плацдарма» (пешечные окончания). 4. Выигрыш: «ферзь против ладьи». 5. Первые 5- 6 ходов в: «Королевско м гамбите», «Северном гамбите» или «Гамбите Эванса». 1. Решить форсированно 3-х или 4-х ходовую задачу. 2. Выигрыш: «Конь и Слон против Короля». 3. Понятия: «позиция Филидора». «постройка мостика»(ладе йные окончания) 3. Основные варианты (6-8 ходов) в «Итальянской партии» и «Шотландско м гамбите». 1. Решить не форсированную 3- х ходовую задачу. 2.Понятия: «позиция Луссны», 3.Основные варианты (7-9 ходов) в Открытом варианте и варианте Стейница «Испанской партии» и в варианте Паульсена «Сицилианской защиты». 4. Решить этюд 1. Решить не форсированную 2-х ходовую задачу вслепую 2. Первые 8- 10 ходов в «Скандинавско й защите», «Французской защите». 3. Разыгрыван- ие типичных позиций: «позиции с изолированной пешкой в центре доски» или позиции с «карлсбадской» структурой 1. Основные идеи разыгрывания окончаний с разноцветным и слонами 2.Позиционна я /Динамическа я жертва пешки. 3. Умение играть в слепую одновременно с 2-3-мя 2- З х разрядниками 4.Понятие «критической позиции»

Я. Призант: https://vk.com/id152332491

Яр Саныч

https://www.youtube.com/watch?v=xK5CrSMmDF0

А. Ободчук: https://vk.com/public125366792

https://vk.com/izochessladia

http://chessrussian.ru/about/trainers/

https://vk.com/id9110870

https://vk.com/chessapp (!)

Шахматы | Быстрые шахматы | Французские реализации

https://vk.com/vrn_chess

https://vk.com/chesswebinar

https://www.facebook.com/chessrussianspb/posts/1078524912237926

https://www.slideshare.net/chessrussian/ss-68774445

http://whychess.ru/debutu.html

http://kasparovchess.crestbook.com/

http://kasparovchess.crestbook.com/forums/4/

http://kasparovchess.crestbook.com/threads/7441/

https://chessopenings.com/ru/eco/

http://database.chessbase.com/js/apps/database/

http://www.torrentino.online/torrent/429610

http://www.chesslibrary.ru/index/catalog_of_chess_books/0-2

http://www.chesslibrary.ru/dir/0-0-1-5-20

http://samlib.ru/g/galaj_a_w/a001.shtml

http://uroki-shahmat.ru/category/knigi

http://d4-d5.ru/knigi-shahmatny-e/

https://www.shahimat.org/videouroki-po-shahmatam/

https://www.shahimat.org/shahmatnyie-zadachi/:

Мат в 1 ход Мат в 2 хода Мат в 3 хода Этюды

Ссылка на канал : https://www.youtube.com/channel/UCUZWxBB6toxXCTdEQuc9ACA

https://vk.com/topic-29625898_26019822

http://chess.by/online/ (!)

http://openchess.by/chess-school/metodika/

Календарно-тематическое планирование для детей первого года обучения (скачать Excel).

Пояснительная записка к первому году обучения (скачать Word).

Тема 1. Краткая история развития шахмат в мире и в Беларуси (скачать Word).

Тема 2-4, 7 (скачать Word).

Тема 5. О шахматных фигурах (скачать Word).

Тема 6. Шах-мат (скачать Word).

Тема 8. Мат различными фигурами (скачать Word).

Тема 9. План шахматной игры (скачать Word).

Шахматный практикум. Часть 1 (скачать Word).

Шахматный практикум. Часть 2 (скачать Word).

Шахматный практикум. Часть 3 (скачать Word).

Шахматный практикум. Часть 4 (скачать Word).

Шахматный практикум. Ответы (скачать Word).

http://chessvdk.ru/forum/index.php?board=10.0

http://fictionbook.ru/author/nikolayi_mihayilovich_kalinichenko/

http://padaread.com/?book=25489

http://www.2700chess.com/games База партий

Шахматы для начинающих, от простого к сложному. Группа в ВК: https://vk.com/club115231410

Шахматы - Как изучать дебют? - Для 3 разряда.

https://www.youtube.com/watch?v=WatXGNKK78k

Рекомендуемая шахматная литература и компьютерные программы для начинающих и шахматистов младших разрядов (4 и 3 разряды)

Рекомендуемая шахматная литература и компьютерные программы для шахматистов средней квалификации (2 и 1 разряды)

Рекомендуемая шахматная литература и компьютерные программы для шахматистов высокой квалификации (1 разряд с кандидатскими баллами и кандидаты в мастера спорта)

http://kazchess.ru/otdelenie-shahmat/

http://www.xn--80aap0acqiny2a2bq.xn--p1ai/polezno-prochitat

https://www.youtube.com/channel/UCr3SPWyGboXujNAZuQc8oLw:

Уроки 1-10, 4-3 разряд Шахматы Уроки Обучение

Уроки 11-20, 4-3 разряд, Шахматы Уроки Обучение

Уроки 21-30, 4-3 разряд, Шахматы Уроки Обучение

https://www.youtube.com/playlist?list=PL7Oz1Hog4bfUGtdqwmR_fJ4zU8DoUaEAn

https://www.youtube.com/watch?v=4JoKZfk01AI

http://uroki-online.com/sport/other-sport/5358-uroki-shahmat-dlya-nachinayuschih-onlayn-video.html. Проект. Самостоятельное составление задач на форсированный мат в два хода.

На главную страницу

https://www.youtube.com/watch?v=wXZlyHMHRoA

http://kavkaz-chess.ru/?page_id=5239

Задачи. См. http://kavkaz-chess.ru/?page_id=23019

http://chesswood.ru/shaxmatnaya-doska-online

Задачи на мат в 1 ход

http://chesswood.ru/mat-1-hod-hard

Тактика для начинающих

http://chesswood.ru/taktika-dlya-nachinayushhix

Матование от Р. Ловкова

http://gamesvideoreview.net/watch/BPqdQ44dbM0

http://chesswood.ru/video

Дебюты. См. http://chesswood.ru/debyuty

http://chesswood.ru/debyuty/otkrytye/italyanskaya-partiya-gambit-evansa-c51-c52.html

Проект. Дебют Лемминга. Играем тематический турнир. Белые пытаются реализовать позиционный перевес.

Гамбит Эванса (Evans Gambit), возникает в итальянской партии после 4. b4.

Этот гамбит был изобретён в 1824 году английским моряком Дейвисом Эвансом. Гамбит Эванса был очень популярен во второй половине XIX века. Его с успехом применяли блестящие мастера атаки Пол Морфи, Адольф Андерсен, Михаил Чигорин. Этим гамбитом была сыграна известная «неувядаемая партия» между Адольфом Андерсеном и Жаном Дюфренем в Берлине в 1852 году. Эмануил Ласкер предложил хорошую систему защиты за чёрных и дебют почти исчез из практики мастеров. Однако сегодня он вновь стал с успехом применяться на гроссмейстерском уровне, обогащённый новыми идеями. Его применяли и применяют такие игроки, как Ян Тимман, Джон Нанн, Гарри Каспаров, Владимир Крамник. Основные идеи. В итальянской партии белые близки к своей цели – созданию сильного пешечного центра, но им не хватает буквально одного темпа для закрепления перевеса. В связи с этим достаточно логична попытка путём жертвы фланговой пешки «b2» выиграть время и решить проблему захвата центра.

Проект. Идея дебюта. Пример. Гамбит Яниша. В современной практике гамбит Яниша чёрные применяют в тех случаях, когда стремятся уйти от трудностей классических вариантов испанской партии за счет немедленного обострения игры.

Проект. «Фотопортрет» дебюта. Распечатываем (или демонстрируем на слайде) позиции, знаковые (переломные) для дебютов. Конкурс по распознаванию дебюта.

Пример.

Атака Греко:

Гамбит Эванса:

Рабочая программа:

Шахматы. Шахматные фигуры

Шахматная доска. Нотация

Запись положения фигур. Запись шахматных ходов

Король. Правила передвижения короля. Очередность хода в шахматах

Пешка. Правила передвижения пешки. Превращение пешки в фигуру

Ладья. Правила передвижения ладьи. Правило взятия в шахматах

Шах. Шах - особый ход. Ограничение фигур (короля) в шахматах

Мат. Цель игры в шахматах - мат

Пат. Пат – особое положение на шахматной доске

Слон. Правила передвижения слона. Качество шахматной партии

Шах и мат слоном

Открытый шах. Двойной шах

Ферзь. Правила передвижения ферзя

Дальнобойные фигуры. Сравнительная сила фигур

Шах и мат ферзѐм

Взаимодействие фигур (короля и ферзя)

Мат тяжѐлыми фигурами. Взаимодействие фигур (ферзя и ладьи)

Конь. Правила передвижения коня, его «прыгучесть»

Мат конем

Шах и мат пешкой. Проведение пешки в ферзи

Взятие на проходе.

Оппозиция. Ключевые поля

Рокировка. Правила выполнения рокировки. Цель рокировки

Дебют. «Детский мат»

Развитие фигур. Эффективное расположение пешек и легких фигур

Развитие фигур. Эффективное расположение дальнобойных фигур

Миттельшпиль. Тактика

Миттельшпиль. Стратегия

Эндшпиль ладейный.

Эндшпиль слоновый

Эндшпиль «конь против слона»

Планирование своих действий

Решение этюдов.

Шахматный турнир

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ШАХМАТНАЯ ДОСКА

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические игры и задания «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания «Мешочек» .Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, пре-вращение пешки. Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля» Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей 6—10 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Дидактические игры и задания

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов» Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию .Дидактические игры и задания

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Программа второго года обучения предназначена для вторых классов начальной школы. Однако она может быть реализована в третьих классах, если программа пер­вого года обучения была пройдена во II классе. Программа предусматривает 68 учебных занятия, по одному уроку в неделю. Если на первом году обучения большая часть вре­мени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важ­ным достижением в овладении шахматными основами явится уме­ние малышей ставить мат. Учебный курс включает в себя шесть тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала», «Шахматная комбинация».

 К концу учебного года дети должны знать: обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фи­гур; ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур. К концу учебного года дети должны уметь: записывать шахматную партию; матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей ;проводить элементарные комбинации.

Тематика курса

1.Рождение шахмат Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

2. ШАХМАТНАЯ Нотация

Обозначение горизонталей и вер­тикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положе­ния. Дидактические игры и задания «Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: «Вертикаль «е»). Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят коро­ли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» И т. п.

«Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: «Вторая      горизонталь»).
«Назови диагональ». А здесь определяется диагональ (например: «Диагональ el— а5»).

«Какого цвета поле?» Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

«Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

«Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся

3.ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР

Ценность фигур. Срав­нительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Спо­собы защиты Дидактические       игры и        задания
«Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На           сколько очков?»

«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

«Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске учеб­ные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохра­нить материальное равенство.

4.ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья           против короля.  Дидактические игры и задания «Шах или мат». Шах или мат черному королю? «Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске. «Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю. «На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из     крайних       вертикалей или  горизонталей. «В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти коро­лем на угловое поле.

«Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.

5.ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА

Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и энд­шпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. Дидактические игры и задания
«Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
«Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мага в один ход.

6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы ма­товых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, от­влечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достиже­ния ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и ДР). Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода» .Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.

«Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.

«Выигрыш материала». Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Дидактические задания“ Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат” Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.

“Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.

“Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько).

“Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить.

“Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.

“Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода.

“Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.

“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.

“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.

“Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.

“В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры.

“Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.

“Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.

К концу учебного года дети должны знать:

принципы игры в дебюте;

основные тактические приемы;

что означают термины: дебют, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу учебного года дети должны уметь:

грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

точно разыгрывать простейшие окончания.





ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

Дидактические задания“ Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом.

“Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3 хода.

“Сделай ничью” Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Дидактические задания“ Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический удар и выигрывают фигуру.

“Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.

“Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи.

“Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение.

“Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.

“Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей.

К концу учебного года дети должны знать:

принципы игры в дебюте;

основные тактические приемы;

что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу учебного года дети должны уметь:

грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

точно разыгрывать простейшие окончания.

ЕГЭ в антикафе

Подготовка к ЕГЭ (с преподавателями) в арендованном на ночь антикафе.

Задания к ЕГЭ

Учащиеся составляют свои задания.

Пример: КвантRoom | Подготовка к ЕГЭ онлайн с подсказками ( quantroom.ru/ ). 5 слов, которые обманом вымогают у вас запятую | Мел ( mel.fm/2016/05/08/comma2 ).

 «Реальные» идеи

Идеи, которые можно использовать для развития школьных проектов.

Диджеинг. История и суть профессии – блог от A. Stroganov – Dj.ru ( dj . ru / a - stroganov / blog / item /530857 ).

TED: Ideas worth spreading ( www.ted.com/ ). TED – YouTube ( https://www.youtube.com/user/TEDtalksDirector ). TED (конференция) – Википедия (https://ru.wikipedia.org/wiki/TED_(конференция)). TED talks RUS: Весь TED talks на русском языке ( tedrus.com/ ).

«Тральщики» школьных сайтов

Ученики «процеживают» сайты знаменитых и малоизвестных школ (гимназий, лицеев) в поиске любопытных форм работы, интересных визуальных и дизайнерских находок в оформлении сайта и т.д. Поиск может быть оформлен в виде конкурса (индивидуального или командного).

Современное искусство

Курс, посвящённый современному искусству (понимаемому, как правило, довольно плохо).

Редевелопмент

Находим объекты для «выселения» из города и переобустраиваем их пространство.

Пресс-релиз и «энергопроек». На месте фабрики «Красная Знамя» предполагается организация центра активного отдыха и «зоны погружения» (в пространстве бывшей подстанции). «Зона погружения» позволяет очутиться внутри художественного произведения (романа, сказки и т.д.). Например, в месячник Булгакова в этом ангаре может расположиться легкая разборная декорация «Мастера и Маргариты». В качестве материала будут использоваться «легкий» пластилин, песок, лед, неогам («жвачка для рук»). С ними могут работать и сами участники (эти материалы широко используются и в психологических релаксационных практиках). Более серьезные декорации легко разместятся в многочисленных складских помещениях фабрики. Важно, что воссоздание атмосферы произведения может происходить здесь и иным образом. Участник будет входить в некий дымовой лабиринт (туманную или затемненную залу), где события романа (стихотворения и т.д.) будут совершаться через световые и звуковые эффекты, запахи. Вдруг выступающий из тумана остов кареты, стоны раненого, свист пушечного ядра над головой, запах сбежавшего молока. Здесь могут быть и презентации книг. И испытания на знание книги (входя, человек должен вести себя как герой произведения: вскрикивать при виде мыши, если тот боялся мышей). Здесь могут располагаться проекты по типу «необитаемого острова», обучающие выживанию: соорудить силок, выудить рыбу (которую можно и приготовить), развести костер или построить снежную хижину. Или «детективные узлы»: группа участников должна расследовать представленную ситуацию. В «этажах» других помещений будет располагаться центр активного отдыха (экстремальность растет с каждым этажом: с последнего можно бесплатно спуститься по веревочной лестнице, съехать на «тарзанке» или вернуться обычным путем, заплатив). Здесь будут «детские» и «взрослые» (если в ангаре воссоздан мир детской сказки) комнаты. Психологические кабинеты (человек, боящийся незнакомых ситуаций, может присутствовать на собраниях людей, расположенных к риску, любящих новизну, имеющих опыт преодоления страха). Клубы для трудных подростков. «Кружки горожанина» (обучающие: от методов самообороны до способов противостояния рейдерским захватам зданий и чиновничьим коррупционным действиям). Рядом будут и медицинские зоны (уместные в экстремальном пространстве). Энергию предполагается получать с помощью ветрогенераторов, современных методов утилизации бытовых отходов, растапливания снега. Будет и энергия, преобразуемая из механических действий (например, на велотренажере в фитнес-центре) самих участников, которые смогут ее накапливать на «энергетических картах», дарить, получать скидки в ресторане и т.д. Для магазинов, кафе и клубов можно сохранить названия производственных помещений. Хотя приблизительный срок окупаемости проекта может составить 10-12 лет при даже вполне благоприятной конъюнктуре, он будет обладать выраженным социальным эффектом (организация динамичных «коммьюнити»).

 «Сцапай опцию»

Работа учащихся по самостоятельному овладению расширениями Google Chrome, опциями айфона, возможностями интерактивной доски и т.д. Предполагает составление гайдов (лайфхаков), выступление на конференциях (в качестве организатора городских конференций может выступать сама школа) и т.д.

Составление заданий. Скажем, для каждой функции интерактивной доски (например, «Перетащи и отпусти»).

25 расширений для Chrome, которые стоит скачать – Look At Me ( www.lookatme.ru/mag/how-to/better-life/203781-chrome ).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.285 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь