Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


То, чего нет в античной Греции, но о чём мы думаем, что оно там есть.



Тюрьма. «От тюрьмы и от сумы не зарекайся». Где сидит в ожидании казни Сократ? Семья и брак. История Ромео невозможна. Почему? Армия. Почёт, а не рекрутчина. Регулярные армии с наполеоновских войн. Регулярное знание. Почему этимология слова «школа» связана с понятием досуга?

Центробежная культура. Нет властного и всех объединяющего центра. И в этом громадное отличие античной Греции от России. В России воспроизводится модель «стольного града» (Киев, Владимир, Петербург, Москва). В античной Греции нет «главного города» (они меняются, и кроме того сами признаки главенства «рассыпаны», а не собраны в одном месте. Например, Дельфы обладают «эксклюзивом» на оракулы (предсказания)).

Эпос как коллективное и нерефлексивное творчество.

Тёмные века. Прерывание письменности.

Мир полисов (никакой цельной Греции нет).

Отношение к бесконечности.

М.В. Ломоносов:

Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет, бездне – дна.

А вот это уже ближе к Греции:

Г.Р. Державин:

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы.

Эмпедокл приписывал миру яйцевидную форму.

К.А. Сергеев, О.А. Коваль. Понятие силы в натурфилософии ... ( www.argo-school.ru/...sergeev.../ka_sergeev_oa_koval_ponyatie_sily_v... ):

Идея природного мира вплоть до XVII века определялась категориями платоновской и аристотелевской философии. Речь идет о концептуальной научной мысли, в которой общие положения и понятия были установлены уже Аристотелем в его лекциях по физике и «О небе», и которые были усвоены средневековой схоластикой. До всякого категориального мышления заранее имеется общий опыт природы, общий ее смысл. Земля, небо и звезды – всё пребывает в движении или в покое, причем покой есть особый случай движения. Другими словами, это всегда и всюду есть вопрос движения природных тел. Но как движение и тела различной природы должны постигаться? какие отношения между разного рода теламй – это самый трудный вопрос. Из общего и неопределенного опыта изменчивости вещей; из того, что они возникают и исчезают, пребывают в состоянии движения или покоя, – весьма длительный путь к постижению сущности движения и характера принадлежности его к вещам как таковым. Древнегреческая концепция Земли: диск, а вокруг него Океан. Небо образует свод, который вращается вокруг земли. Позднее Платон, Аристотель и Евдокс, причем каждый по-своему, говорили, что земля есть шар и центр всего космического порядка.

А.Ф. Лосев, СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН ( http://psylib.org.ua/books/lose002/index.htm ):

Весь мир, или, как говорили греки, космос, обязательно представлял собою живое трехмерное тело. Грек не мог представить себе бесконечной вселенной, не имеющей никаких границ ни во времени, ни в пространстве; а если он и мыслил себе физическую бесконечность, то вся она вращалась для него в пределах трехмерно понимаемого и физически ощущаемого космоса. Миров могло быть и очень много, и кое у кого из греческих философов их существует даже целая бесконечность. Но в таких случаях всегда вступала в свои права идея вечного возвращения, которая сводила необозримую бесконечность на ряд вполне обозримых и вполне конечных космосов. Итак, космос есть живое трехмерное тело – вот первый тезис платоновской космической эстетики.

Логос Гераклита, Числа пифагорейцев, Ум Анаксагора, Мышление Диогена Аполлонийского, Единое элеатов и раздробление его на такие же геометрически неразрушимые Атомы Левкиппа и Демокрита – все подобного рода концепции прежней натурфилософии предполагали не механистическое, но очень внутренне богатое понимание материи.

Иррациональные числа.

Глава I Смысл чисел – Закат Европы – Освальд Шпенглер – RuTLib ... ( https://rutlib.com/book/17695/p/2 ):

Античное число не есть мышление о пространственных отношениях, но мышление об отграниченных для телесного глаза, осязаемых единицах. Поэтому античность – это вытекает с полной необходимостью – знает только естественные (положительные, целые) числа, которые среди многих в высшей степени абстрактных родов чисел западной математики, как-то: комплексных, гиперкомплексных, неархимедовских и иных систем, занимают обычное, ничем не выделяющееся положение. Поэтому представление об иррациональных числах, или, по нашему начертанию, о бесконечных десятичных дробях, осталось для греческого духа недоступным.

Нуль.

А.С. Пушкин: «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя». («Нуль» – лицейская оценка Пушкина)

Числа 1, 2, 3, 4 играли у пифагорейцев особую роль и образовывали тетрактис, или четверку. Клятва пифагорейцев будто бы звучала так: «Клянусь именем Тетрактис, ниспосланной нашим душам. В ней источник и корни вечно цветущей природы».

История всего: лекции о мифе – Гусейнов Гасан – Ridero ( https://ridero.ru/books/istoriya_vsego_lekcii_o_mife/read ):

Математика – сакральная наука. Она обеспечивает познание некой беспримесной истины. Так вот, и само это представление вполне мифологично. Три русских слова – «шифр», «зеро» и «цифра» – происходят от одного арабского слова, обозначающего «нуль», или по-латыни – «никакой». Узнаете? Это же ответ Одиссея на вопрос Полифема, как твое имя? Никто, ответил Одиссей. Греческие и римские математики этого нашего нуля не знали, зато знали и развивали философию не-сущего. У них была словесная, описательная теория небытия и даже теория перехода из этого мира в мир иной.

Аристарх Самосский.

Отношение к прикладному знанию. Ктесибий Александрийский.

Своеобразие науки. Пифагорейство.

Отсутствие государства. Но гражданин ЕСТЬ! Как это!? Что такое государство?

PSYLIB® – М. К. Мамардашвили. ЛЕКЦИИ ПО АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ ( psylib . org . ua / books / mamar 01/ txt 07. htm ):

Мы твердо знаем, что полис был основой греческой и, в том числе, нашей цивилизации. Но в чем эта основа – трудно понять. Ясно лишь, что греческий полис абсолютно не был похож на параллельно существовавшую персидскую монархию. Это что-то другое и, более того, несопоставимое с монархиями. Полис, кстати, не был объединением всех греков: наглядный пример конструктивного народа, которого самого по себе не было. Даже в географическом смысле Греции не существовало – существовало множество островков, которые никогда не были объединены вместе, не существовало единого греческого государства.

Ж.-П. Вернан. Происхождение древнегреческой мысли. Глава 4 ( www.sno.pro1.ru/lib/ver/vernan08.htm ):

Для системы полиса прежде всего характерно необычайное превосходство слова над другими орудиями власти. Слово становится главным образом политическим инструментом, ключом к влиянию в государстве, средством управления и господства над другими. Власть слова греки превратят в божество: сила убеждения (peitho) по действенности приравнивается к формулам некоторых религиозных обрядов или «изречениям» государя, царственно провозглашающего право, закон (themis). Вместе с тем слово утрачивает ритуальную сущность, претензии на изречение истины. Оно выливается в форму спора, дискуссии, диалога, предполагает наличие публики, к которой оно обращено как к арбитру и которая поднятием рук выносит решение в последней инстанции. По силе убежденности одной из двух речей определяется победа одного оратора над другим.

Второй отличительной чертой полиса является полная публичность наиболее важных проявлений общественной жизни. Более того, можно сказать, что полис существует лишь в той мере, в какой высвобождается общественная сфера, в процессе противопоставления общественных интересов личным: открытые судебные процедуры противостоят тайному делопроизводству; различные формы действий и процедур в масштабах государства, ранее составлявшие исключительную привилегию басилевса или знатных родов, носителей arche, ставятся под контроль всех граждан. Этот процесс демократизации и установления открытого характера процедур будет иметь в интеллектуальном плане решающие последствия. Становление греческой культуры сопровождается открытием все более широкому кругу людей и в конце концов всему демосу доступа в духовный мир, бывший ранее привилегией военной аристократии и духовенства (эпические произведения Гомера – первый пример такого рода процесса: придворная поэзия, звучавшая в залах дворца, вышла за его стены, распространилась среди народа и обрела статус поэзии празднеств, став, таким образом, важным элементом общей культуры).

Отсутствие нации. Объединение через язык (а язык – это Гомер!)

Геллнер Э. Нации и национализм – Библиотека Гумер ( www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/gelln/index.php ):

Каким бы это ни казалось парадоксальным, но определение наций может отталкиваться только от реальностей эпохи национализма, а не от противного. «Век национализма» – не просто итог пробуждения и политического самоутверждения той или иной нации. Дело в том, что, когда социальные условия требуют стандартизированных, однородных, централизованно охраняемых высоких культур, охватывающих все население, а не только элитарное меньшинство, возникает ситуация, когда четко обозначенные, санкционированные образованием и унифицированные культуры становятся почти единственным видом общности, с которой люди добровольно и часто пылко отождествляют себя. Культуры теперь представляются естественными хранилищами политической законности. Только в такой ситуации начинает казаться, что всякое игнорирование их границ является беззаконием.

Именно национализм порождает нации, а не наоборот.

Обсуждение вопроса, что есть государство, можно начать со знаменитого определения Макса Вебера: это такая организация внутри общества, которая владеет монополией на законное насилие. Заключающаяся в нем идея проста и притягательна: в хорошо организованных обществах, в каких большинство из нас живет или стремится жить, частное или групповое насилие считается беззаконием. Сам по себе конфликт не беззаконен, но его решение при помощи частного или группового насилия не допускается.

Государство является своеобразным и важным продуктом социального разделения труда. Там, где нет разделения труда, не может быть речи о государстве. Но далеко не всякая специализация создает государство: государство – специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство – это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) – охрана порядка.

Национализм, по Геллнеру, – особое историческое состояние, наиболее соответствующее периоду активной индустриализации. Это вовсе не при знак отсталого общества; он расцветает в условиях достаточно высокой грамотности, средств информации и коммуникации, появления национальной элиты, потребности общества в квалифицированных кадрах. Национализм – движение больших городов и индустриализирующихся масс; на отсталых окраинах, в сельской местности, где национальная культура воспроизводится повседневной средой, для него нет почвы и простора. Но если индустриализирующееся общество подготовлено к приходу национализма, его разви тие трудноостановимо.

Отсутствие личности. Отсутствие субъекта (субъективности).

Или нет? Эта проблема может стать главной в нашем реферате. Что такое личность?

Человек (в Античности) не придумывает себя, а открывает.

Герой театральной драмы – не личность (актёра), а маска. (Личность как обоюдность понимания, епе «разговор» с другой личностью. В греческом театре маска не «движется». Это – скорлупа и граница, находящаяся и в, и вне физического пространства зрителя)

В.В. Головня. Аристофан : Древнегреческая драма и театр ( www.sno.pro1.ru › Библиотека › В.В. Головня. Аристофан ):

Маски делались из дерева или из полотна, пропитанного гипсом. Они закрывали не только лицо, но и всю голову. Трагическая маска была снабжена ойкосом – небольшим выступом над лбом, удлиняющимся кверху, – что увеличивало рост актера. Чтобы увеличить свой рост, трагические актеры, кроме того, носили башмаки на высоких подошвах, называвшиеся котурнами. Маска с ойкосом могла употребляться и в комедии, когда в ней пародировались трагические персонажи. Для каждой отдельной роли в драме требовалась особая маска.

Может ли быть личность там, где нет понятия индивидуальной («моей» или «твоей») красоты?

PSYLIB® – М. К. Мамардашвили. ЛЕКЦИИ ПО АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ ( psylib . org . ua / books / mamar 01/ txt 07. htm ):

Греческая мысль состояла в следующем: мы видим так называемые предметы, явления, – а красота тоже явление в том же смысле, что и архаическая астрономическая лаборатория. Предмет, называемый нами красивым, есть тот, который являет собой ум, оставаясь предметом определенного рода, явлением; он – не абстракция, не понятие. Поэтому и красота, по Платону, существует не для бессмысленного наслаждения. Например, небо есть число – не число как понятие, а число-тело... Тем самым оказывается, что так называемую область эстетики (а мы считаем, что есть якобы какое-то эстетическое мировоззрение греков) греки понимали вне наших психологических и эстетических категорий. Для них предметы искусства не были предметами наслаждения.

«Я» (и «забота о себе») и личность.

Фуко Мишель – Герменевтика субъекта ( royallib . com / book / fuko _ mishel / germenevtika _ subekta . html ).

Фуко, Мишель – хронос. всемирная история в интернете ( www.hrono.ru › БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ › УКАЗАТЕЛЬ Ф ).

Античные штудии Мишеля Фуко: генеалогия субъекта – тема ... ( cyberleninka.ru › Научные статьи › Философия ).

Фуко Мишель – Забота о себе. История сексуальности 3.pdf ( https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid... ).

Мишель Фуко. Технологии себя ( www.intelros.ru/pdf/logos_02_2008/04.pdf ):

Во-первых, существует проблема взаимоотношений между заботой о себе и политической деятельностью. В поздний эллинистический пе- риод и в период Империи данный вопрос ставится иначе: когда лучше переходить от политической деятельности к заботе о себе? Во-вторых, существует проблема взаимоотношений между заботой о себе и педагогикой. Для Сократа забота о себе – долг юноши, но позже, в эллинистический период, она начинает рассматриваться как постоянная задача всей жизни. В-третьих, существует проблема взаимоотношений между заботой о себе и познанием себя. Платон отдает приоритет дельфийской максиме «Познай самого себя». Привилегированное положение принципа «Познай самого себя» характерно для платоников. Позже, в эллинистический и греко-римский периоды, отношение переворачивается. Акцент делается не на познании себя, а на заботе о себе. Последняя получает первенство в качестве философского вопроса. В-четвертых, существует проблема взаимоотношений между заботой о себе и философской любовью, или проблема отношений с учителем. В эллинистический и имперский периоды сократический принцип «заботы о себе» стал повсеместной, универсальной философской темой. «Забота о себе» признавалась Эпикуром и его последователями, а также киниками и стоиками, таким как Сенека, Руф и Гален. Пифагорейцы уделяли внимание идее упорядоченной жизни в целом. Забота о себе была не абстрактным советом, а распространенной деятельностью, сетью обязательств и упражнений, касающихся души. Эпикурейцы вслед за Эпикуром верили, что никогда не поздно начать заботиться о себе. Стоики говорят, что ты должен обратиться к себе, «уйти в себя и пребывать там». Лукиан пародирует эту идею. Это была очень распространенная деятельность, и она породила соревнование – особенно в связи с вопросом о роли учителя – между риторами и теми, кто занимался собой.

Что находят в Фуко антиковеды? – Журнальный зал – Русский журнал ( magazines . russ . ru / nlo /2001/49/ ross . html ):

Не споря с главной мыслью Фуко, согласно которой субъективность есть не вечная, но, напротив, становящаяся и исторически обусловленная категория, Адо возражает ему: с точки зрения античных философов, по крайней мере в данную эпоху, радость не тождественна удовольствию, и Сенека эксплицитно противопоставляет два понятия; кроме того, для стоика Сенеки «лучшая часть себя» – это не сам Сенека как он есть, но совершенный разум, т. е. часть стоического божественного разума; стало быть, источник радости – не Сенека, но трансцендирование, преодоление Сенеки. Таким образом, наряду с тенденцией к овладению собой, обретению внутренней свободы как источника счастья, в практике античной философии присутствует другая тенденция – путем аскезы восходить на высший психический уровень, чтобы ощутить себя частью мирового целого, по словам Адо, стремление к обретению космического сознания. Такое тяготение к тому, чтобы превзойти себя, характерно не только для стоицизма и платонизма, но и для эпикурейцев и даже скептиков. Философия в эту эпоху (а отдельные ее направления – и много раньше) получает универсальное значение особого жизненного пути (потому со стороны и раннее христианство часто воспринималось как философия), принадлежность к разным философским школам требует от адептов приверженности разным жизненным стилям. Но обращение к себе и забота о себе, предостерегает Адо, – не тождественны психологизации и эстетизации, сокращающим весь мир до размеров одного человека. Наоборот, расширение субъекта до масштабов всего космоса – вот истинная цель, к которой ведет философский жизненный путь в поздней античности.

Как показал Фуко, там где понятие и действие «нормы» слишком сильно, «практики себя» деградируют.

В.П. Бузескул. История афинской демократии. В Афинах уже были некоторые гарантии свободы личности, ее неприкосновенности. Тут личность развивалась свободно. Это соответствовало и последующим политическим теориям греков. По Аристотелю, например, основной принцип демократического строя есть свобода; это – цель всякой демократии. Состоит же свобода в том, чтобы, во-первых, поочередно и подчиняться власти, и самому властвовать, а во-вторых – жить так, как кому хочется. У Платона говорится, что в демократическом государстве, полном свободы, есть возможность делать, что кто хочет, и устраивать в нем свою жизнь, как каждому нравится. Преимущественно две черты отмечали еще древние в афинской демократии, как основные, как наиболее характерные и дорогие для афинянина. Это – исономия и исегория, т. е. равенство перед законом, равноправие, и равенство голоса, равное право на свободу речи, на участие в политической жизни. Слова эти были для афинян приблизительно тем же, чем для французов со времен революции liberte и egalite.

Отсутствие рефлексии.

Эпическое сознание чуждо авторскому (или читательскому) сомнению.

Отсутствие отрицательных персонажей. Медуза горгона не является отрицательным персонажем. Медуза «страшно далека» от этических дескрипций. Или циклоп. Или Посейдон.

Стафис Ливафинос: «Русская драматическая школа – большая ... ( izvestia.ru/news/656924 ). Греческая трагедия имеет политическую функцию – она лежит в основе жанра. И не ищите в ней положительных или отрицательных героев. Такого понятия там не существует. Перед судьбой и смертью все едины. Это – рок. А значит, все герои – роковые.

Отсутствие «хэппи-энда». Трагическое сознание. Нет идеи Благодати и нет идеи Спасения. Космос не зол и не добр. Амбивалентность.

А.Боннар. Софокл и Эдип – ответ Року ( edipica.narod.ru/bonnar.htm ):

«Взирай, зритель, на одну из самых совершенных машин, когда-либо построенных богами преисподней для математического уничтожения смертных, заведенную так, что пружина ее медленно разворачивается на протяжении целой человеческой жизни». У Кокто при этих словах поднимается занавес в его новом «Эдипе», которого он назвал «Адской машиной». Это название подошло бы и к античной трагедии. Оно по крайней мере выразило бы одновременно и ее самый очевидный смысл и ход действия. В самом деле, Софокл построил действие своей драмы так, как строят машины. Техническое совершенство драмы четкостью действия отражает механическое развитие катастрофы, так хорошо подготовленное Неведомым. Адская, или божественная, машина предназначена разбивать, полностью взрывать все внутреннее построение человеческого счастья. Нельзя не любоваться тем, как приходят в движение один за другим все рычаги действия, все его психологические зацепки для достижения необходимого результата. Все персонажи драмы, и Эдип первый, сами того не зная, способствуют непреложному развитию событий.

Отсутствие истории.

Историческое время предполагает идею линейного, «стреловидного», однородного времени, разворачиваемого из Прошлого в Будущее (иудеи, христиане). Время греков циклично.

А Геродот и Фукидид?

Отсутствие науки. Так или нет?

«Как страшно знать, когда от знанья/ Нет пользы нам!»

Наука и техника разделены.

Поликарпов В.С. История науки и техники ( tfsibsu.ru/index.../download/46_ac7ab98756579087ae59e8c1e9b85764 ):

В античной культуре наука и техника были разведены как принципиально различные виды деятельности. Немецкий исследователь А. фон Мельсен пишет: «В античном мышлении существовало четкое различение эпистеме, на постижении которого основывается наука, и тэхнэ, практического знания, которое необходимо для дела и связано с ним. Тэхнэ не имело никакого теоретического фундамента, античная техника всегда была склонна к рутине, сноровке, навыку; технический опыт передавался от отца к сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику. Древние греки проводили четкое различение теоретического знания и практического ремесла».

Версия, говорящая о том, что вращается именно Земля, выдвинутая Экфантом в IV или Гикетом в V веке до н.э., никогда не забывалась. Ее энергично поддерживал Гераклит Понтийский (ок. 370 гг. до н.э.), который принял систему вращения Земли, помещая ее все еще в центре вселенной, вокруг которой вращаются Луна и Солнце, но планеты, по ею учению, вращались уже вокруг Солнца, а не Земли. Эта система, которая полностью описывает все наблюдаемое, позднее привлекла внимание Тихо Браге. Последний логический шаг был предпринят Аристархом Самосским (310-230 гг. до н.э.), который осмелился поставить Солнце, а не Землю в центре вселенной, т.е. создал гелиоцентрическую картину мира. Но эта система не получила признания из-за ее абсурдности с точки зрения философии и противоречия повседневному опыту. Тем не менее она была воспринята арабами, возрождена Коперником и активно подтверждена Галилеем, Кеплером и Ньютоном.

Ранняя греческая наука зародилась на рубеже YII - YI вв. до н.э. в приморских городах малоазийской Ионии. В позднейшей литературе (в частности, у Аристотеля) эта наука получила наименование науки «о природе». «Это была нерасчлененная, спекулятивная дисциплина, – подчеркивает И.Д. Рожанский, – центральной проблемой которой была проблема происхождения и устройства мира, рассматривавшегося как единое целое. Как по своему содержанию, так и по своим методам эта дисциплина имела мало общего с естественными науками Нового времени».

Немалый вклад в развитие механики и техники эллинистической эпохи внес Герон Александрийский (I век н.э.), который занимался многими вопросами прикладной механики (сочинение «Об искусстве сооружать автоматы») и практическим землемерием – геодезией (сочинение «Об устройстве для нивелирования»). В его трактатах описывается множество находившихся тогда в употреблении и изобретенных им механизмов и устройств. Эти механизмы в большинстве случаев, за исключением напоминающего теодолит прибора и устройства доя подсчета пройденного расстояния, представляют собой не больше и не меньше, «как механические фокусы» (С. Лилли). Примерами могут служить автоматический прибор, выдающий при опускании монеты «священную» воду, кукольный театр, где опускающиеся грузы заставляют двигаться кукол, механизм, с помощью которого зажженный на алтаре огонь открывает двери храма, и другие подобные устройства. О двух изобретениях Герона Александрийского следует упомянуть особо: ветряная мельница и простейшая паровая турбина, причем они тоже оказались просто забавой. Рабский труд неизменно оказывался более выгодным, чем дорогие механические приспособления.

И. Суриков, Очерки об историописании в классической Греции ( https://books.google.ru/books?isbn=5457443744 ). Мнемозинаи Амнезия. Парадоксы исторической памяти. «Изобретатели истории» (греки) не знают жанра исторических хроник. История как следствие (ср. историю Эдипа): Геродот и Фукидид рассуждают о причинах войн. Пророк-поэт.

глава 1 мнемосина и амнезия: парадоксы исторической памяти в ... ( texts . news /.../ mnemosina - amneziya - paradoksyi - istoricheskoy -68943. htm ... ).

 (Дисконтинуитет Тёмных веков: разрыв истории. Ср. формирование «арийского мифа» согласно Нанси и Лаку-Лабарту. Ницшеанская идея «забвения».)

Возникновение в 6 в. до н.э. в Греции прозы (Геродот – первый «эпический» прозаик).

Андерсон П. Переходы от античности к феодализму. М., 2007 [Электронный ресурс]. URL: http://www.prognosis.ru/lib/Anderson.pdf.

Mathesis. Из истории античной науки и философии ( www.sno.pro1.ru › Библиотека ).

Глухов А. А. Свободная речь в «Горгии» Платона. Полный текст.

А. Глухов. Перехлест волны (2014). Pdf – Платоновское философское ... ( platoniki.ru/sites/default/.../%20-%20Перехлест%20волны%20(2014).pdf ):

Х. Арендт: «Использование мной слова «политика» в смысле греческого полиса не случайно, оно более чем уместно. Не только благодаря своей этимологии и не только для людей образованных уже само это слово, происходящее во всех европейских языках от исторически уникальной организации греческого города-государства, говорит об опыте сообщества, первым открывшего сущность и область политического. Трудно и даже ошибочно говорить о политике и ее сокровенных принципах, не обратившись сколько-нибудь к опыту греческой и римской Античности. Дело в том, что люди никогда – ни до, ни после того – не ценили так высоко политическую активность и не придавали ей такого достоинства».

Замечательный текст Арендт можно было бы отнести (нисколько не умаляя его достоинств) к разряду интеллектуальной поэзии, только эта поэзия была бы центонной, поскольку каждый ход мысли – цитата; правда, цитата не из произведения, а из определенного движения европейской мысли. Оппозиции, утверждаемые в тексте «Что такое свобода?», распределяются по двум рубрикам: Подлинное Неподлинное Прошлое, греки Греки Политическое, «виртуозность» Народ, язык Имманентность Свобода Различие, аномалия Нынешнее Варвары Политика, институции, законы Философия, платонизм Трансцендентность Справедливость Репрезентация, мера, норма. Арендт ставит под сомнение режим настоящего, объявляя нынешнее неподлинным наследием прошлого. Режим настоящего – «платонизм», варварский по своей сути, упражняющийся в государственном управлении, чуждый духу несуверенной свободы, понимаемой как виртуозность.

Древнегреческая цивилизация была «культурой города-государства». По мнению Аристотеля, полис был типично эллинским явлением, отличавшим греков от варваров («Политика», 1327b20-33). В результате главные эллинские полисы, и прежде всего Афины, занимают центральное положение в аристотелевском анализе политики, оказавшем сильное влияние на новоевропейскую мысль. Однако в сочинениях Геродота, Фукидида, Ксенофонта и других авторов упоминаются сотни варварских полисов. Современные исследователи приходят к выводу: «язык и терминология греческих авторов не свидетельствуют о том, что греки воспринимали свою полисную раздробленность как характерное различие между греками и варварами». Афины и Спарта были, скорее, исключением, чем нормой в древнегреческом мире, объединявшем в классическую эпоху около тысячи полисов с населением более семи миллионов человек, рассеянных, по выражению Платона, «словно лягушки вокруг болота», по берегам Средиземного и Черного морей... В структуре полиса сочетаются два гетерогенных элемента: «город» (территориальное поселение) и «государство» (политическое сообщество). Полис основывается на земле и на политике... Важнейшим для внутренней жизни полиса-государства было понятие стасис (στάσις). Это термин с двояким значением: (1) он обозначает одну из двух соперничающих, стабильных политических фракций (богачи/бедняки, олигархи/демократы); (2) он также значит открытую вражду между фракциями, гражданскую распрю. У греков не было партий. Несмотря на агональный принцип повседневной политической жизни, конкуренция не была желанным элементом политической системы... Если в Новое время политическая власть понимается как господство и контроль, то ценность, которую греки приписывали согласию граждан, заставляла их, с одной стороны, придавать большое значение риторике и способам убеждения, а с другой – представлять политические решения как единодушную волю всего политического сообщества. Законы начинались со слов «афиняне решили», «коринфяне решили» и т.д., несмотря на то что их реальными творцами были немногие. Типичность этой ситуации переключает интерес исследователей от хорошо изученного феномена активного использования гражданских прав к так называемому «пассивному» гражданству: например, к изучению политической роли женщин в сообществе, в котором у них формально не было политических прав, и соответственно к отношениям по линиям «публичное»/«частное» или полис/ойкос.

Об истоках мистериальных культов (мистерии индоевропейцев от ... ( cyberleninka.ru › Научные статьи › История. Исторические науки ).

Чтение книги (Религии мира: опыт запредельного). Евгений Торчинов ( fb2.booksgid.com/content/02/evgeniy-torchinov-religii-mira.../39.html ).

Ю.А.Шичалин. Пифагореизм: подчеркнутый эсотеризм философии ( www.argo-school.ru/.../yuashichalin_pifagoreizm_podcherknutyj_esoter... ):

Над учением пифагорейцев посмеиваются начиная с Ксенофана; что Гераклит их поносит и вероятнее всего именно он изобретает для них ироническое прозвище «философы»; что Зенон пишет «Против философов» трактат, поскольку смысл учения его учителя Парменида по существу направлен против учения пифагорейцев, хотя создается в той же традиции. Геродот обвиняет их в фальсификациях. Но мы находим почтительное и восторженное отношение к Пифагору у Эмпедокла; о Пифагоре пишет Демокрит; Исократ признает его первым, принесшим философию грекам, а само слово «философия» употребляет уже совершенно всерьез и называет философией – как и Платон – собственную педагогическую и литературную деятельность; Платон, единственный раз упоминающий Пифагора по имени в «Государстве», тем не менее очевидно – причем исходно именно как философ – связан с пифагорейцами и с пифагорейским учением. О пифагорейцах пишут Аристотель и Аристоксен. Диоген Лаэртий (VIII 45–46) сообщает, что установления Пифагора «держались еще девять или десять поколений – ибо последними из пифагорейцев были те, которых еще застал Аристоксен... они были слушателями Филолая и Еврита Тарентских». Таким образом, Аристоксен осознавал непрерывность предшествующей традиции, но, вероятно, на нем она прерывалась. Влияние пифагорейцев и специальные сочинения, им посвященные, были у Спевсиппа и Ксенократа. Порфирий в «Жизни Пифагора» замечает: «...пифагорейцы жалуются, что Платон, Аристотель, Спевсипп, Аристоксен, Ксенократ присвоили себе все их выводы, изменив разве лишь самую малость...». Зенон также посвятил пифагорейцам специальное сочинение «Пифагорейские вопросы». При всем том пифагорейское учение не выходит на поверхность, и при изложении эллинистической философии его практически не учитывают.

Отсутствие религии.

«Афины и Иерусалим». Логос и Вера. Предречённость и Надежда. Герой и Святой. Античные боги – винтики в машинерии Судьбы, иудейский и христианский боги – сами творят время, проходят «сквозь» него, меняют историю.

Цель – здесь и сейчас. Идеал – в прошлом (Золотой век, Гомер).

Л. Шестов. Афины и Иерусалим – Magister.msk.ru ( www.magister.msk.ru/library/philos/shestov/shest17.htm ).

Двойчатки. Сократ и Христос.

Боннар. А.: Греческая цивилизация. Глава VIII. Люди и боги ( antique - lit . niv . ru / antique - lit / bonnar - grecheskaya - civilizaciya / lyudi - i - bogi . htm ):

Для понимания религии греков нельзя прибегать к сравнениям, заимствованным из христианской религии. За время своего более чем десятивекового существования религиозная жизнь греков принимала самые различные формы, за исключением одной: она никогда не облекалась в догматическую форму, что очень облегчило бы нам ознакомление с ней. В греческой религии нет ничего, что напоминало бы нам катехизис или походило на проповедь. Если только не считать «проповедью» трагические и комические представления. До некоторой степени они могут быть названы проповедью, но в каком смысле – об этом будет точнее сказано ниже. Добавим к этому, что в Греции не было духовенства, во всяком случае влиятельного жреческого сословия, исключая оракулов больших святилищ. Члены городских магистратов, помимо других функций, исполняют жертвоприношения, читают положенные молитвы. На эти ритуальные обряды смотрят как на традицию предков, которой не следует пренебрегать. Но верования сами по себе чрезвычайно свободны, можно даже сказать, что они несколько расплывчаты. Верованиям придается меньше значения, чем соблюдению ритуального жеста. Это нечто вроде приветственного взмаха руки, воздушный поцелуй в адрес великих сил, значение которых для человеческого существования признают равно и народные массы и интеллигенция, редко отделяющаяся от масс.

Отсутствие в античной Греции «наших» храмов. То есть храмов в нашем понимании. Грек молится не В храме, а ПРЕД (ПОДЛЕ) храмом.

Аверинцев. С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху ... ( forlit . philol . msu . ru / lib - ru / averintsev 1- ru ):

Путь из пространств внешнего мира во внутренние пространства человеческого сознания – таков путь, пройденный в эту переломную эпоху искусством. «Не блуждай вне, но войди вовнутрь себя», – поучает Августин. Символом этого движения извне и вовнутрь могут служить метаморфозы архитектуры. Античный храм с его колоннадами портиков, с его узорными антаблементами и фронтонами, несшими целые скульптурные композиции, выявлялся вовне: его внутреннее пространство было всего-навсего гигантским ларцом для хранения статуи бога и храмовых сокровищ. Молящийся грек стоял не в храме, а перед храмом, и ХРАМ приветствовал его всем совершенством своего внешнего облика. Наряду с пантомимой и маской греческого актера, наряду с жестикуляцией античного оратора ориентированный вовне эстетический строй Парфенона есть красноречивый символ всенародности, понятой как полисная общительность, открытость, публичность: для античного человека подлинная жизнь совершалась не за стенами зданий и не в недрах душ, но на просторе площадей. Новое общественное жизнеощущение создает новые символы. Для христианского храма его внешний облик сравнительно несущественен: полнота эстетических и содержательных функций перекладывается теперь на внутреннее пространство, призванное принять в себя молящегося, сообщить ему должную душевную настроенность и дать иллюзию пребывания в бестелесном мире раскрытого и явленного смысла. Церковное задание, обычно имеющее форму так называемой базилики (прямоугольное в плане здание, завершающееся с восточной стороны одним или несколькими полукружиями апсид), способно вместить многолюдную толпу верующих, объединяя их в «единомысленную» общину. Примечательно, что в колоннадах, разделявших интерьер базилики на несколько продольных частей, все чаще вместо классического антаблемента применяются пришедшие из Сирии аркады, назначение которых – развеществлять вещественность камня, сообщать ему невесомость. Классическая греческая колоннада строилась на конструктивно выявленном жестком чередовании вертикали и горизонтали, устоя и ноши; теперь над заметно утоньшившимися, вытянувшимися вверх колоннами перекинуто плавное полукружие, как бы снимающее закон тяготения. Сочетание колонны и арки так же значимо для ранневизантийской архитектуры, как сочетание колонны и горизонтального бруса – для классической Греции, а сочетание пилястра и стрельчатой арки для готики. Мягкое движение полукружия устраняет телесную логику прямого угла: место твердого стояния на земле заступает тихое парение в пространстве.

Л. Жмудь, Наука, философия и религия в раннем пифагореизме ( http://sno.pro1.ru/lib/zhmud/zhmud.pdf ):

Исходя из предложенной Поппером модели развития науки, мы полагаем, что ее важнейшей конституирующей чертой являет­ся гипотетико-дедуктивный метод. В практике историко-научных исследований этот критерий позволяет с большой точностью опре­делить время и место зарождения науки: VI в., ионийские города Древней Греции. Именно в среде греческих математиков и астро­номов того времени впервые начинает систематически применяться научная гипотеза и дедуктивное доказательство, ставшие главны­ми орудиями в приобретении знаний. В предшествующих же во­сточных культурах эти важнейшие компоненты отсутствовали, с другой стороны, европейская наука не создала никаких принципи­ально новых методов научного познания. Распространившей взгляд на раннегреческую науку как на спе­кулятивную и не опиравшуюся на наблюдения и эксперименты ма­ло соответствует реальности: были и наблюдения, и эксперименты. Именно они были положены в дальнейшем в основу таких отраслей знания, как акустика, оптика, механика, ботаника, ана­томия, физиология, география, астрономия. Можно согласиться с тем, что фундаментальная роль эксперимент а как способа получе­ния новых знаний была отчетливо осознана лишь новоевропейским естествознанием, но и это не лишает научности теории греческих ученых. Экспериментальный метод не является составной частью всей науки: как раз в тех областях, в которых греки преуспели бо­лее всего (астрономия, математика), он отсутствует, что не ставит под сомнение их научный статус. Помимо этого эксперименты используются в качестве критических и верифицирую­щих аргументов, наряду со многими другими, в частности логиче­скими. (Или: http://sno.pro1.ru/lib/zhmud/index.htm).

И. Суриков, Античная Греция. Политики в контексте эпохи. Время расцвета демократии ( http://history-library.com/index.php?id1=3&category=istoriya-grecii&author=surikov-ie&book=2008 ).

С. Бауэр, История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения Рима ... ( www.e-reading.club/book.php?book=1017973 ).

Н. Элиас, Генезис спорта как социологическая проблема – Ruthenia:

Среди соревнований на древних Олимпийских играх был распространен вид спорта под названием панкратий (pancration), объединявший борьбу и бокс. Последний выделился в самостоятельный вид, который стал одним из самых популярных видов спорта. Но по уровню допустимой жестокости панкратий сильно отличался от современной вольной борьбы. Так, Леонтис из Мессины, дважды выигрывавший на соревнованиях по борьбе в первой половине V в. до н. э., получил олимпийскую корону не за победы, а за то, что он, бросая своих противников, ломал им пальцы. Аррахион из Пигалии, дважды олимпийский победитель в панкратии, в 564 г. до н. э. был задушен во время его третьей попытки выиграть олимпийскую корону; но перед смертью ему удалось сломать палец ноги своего противника, и тот от боли вынужден был уступить в борьбе. Судьи объявили Аррахиона победителем посмертно.

При более детальном рассмотрении нетрудно увидеть, что классические состязательные игры древности, которые часто рассматриваются как главная парадигма спортивных игр вообще, имели множество особенностей и фо мировались в условиях, сильно отличных от условий наших сегодняшних соревнований. Цели соперников, стандарты их оценок, правила и ход соревнований во многих отношениях заметно отличались от характеристик современного спорта.

Во времена Римской империи армии граждан больше не использовались. Против неприятеля боролись профессиональные солдаты – римские легионеры. Отличие между военной техникой боя и ведением войны, с одной стороны, и традиционной агональной техникой соревнований, с другой – возросло. Грек Филострат с понятной ностальгией оглядывался на классические времена. Возможно даже в те времена армий гоплитов методы ведения войны и состязательных игр действительно были ближе друг другу, чем методы ведения войны и спортивные состязания во времена индустриальных национальных государств.

В отличие от греков, в нашем обществе, даже если физическому облику придается значение, – скажем, этим озабочено телевидение, – в целом красота и сила не играют заметной роли в том, каким уважением в общественном мнении может пользоваться человек. В этом плане симптоматичен факт, что одна из наиболее развитых современных стран избрала на самый высокий пост парализованного человека. Иное положение мы видим в греческом полисе. От тех, кто был слаб или уродлив, старались избавиться уже с раннего детства. Слабые младенцы были обречены на смерть. Человек, который был не способен к борьбе, значил немного. Иметь и поддерживать общественное лидерство тому, кто был калекой, больным или очень старым, было почти невозможно. Одно из выражений для идеала в классическом греческом обществе, слово «арете», часто переводится как «добродетель». Но фактически это не передает смысла греческого классического идеала, поскольку «добродетель» относится к любым моральным достоинствам. Упомянутый идеал означал прежде всего воинскую доблесть, и здесь форма тела и сила играли доминирующую роль.

В греческую и римскую эпохи уничтожение всего мужского населения побежденного города, продажа в рабство женщин и детей могли пробудить жалость, но не вызывали осуждения. Так, по распоряжению спартанского полководца Клеомена было совершено массовое уничтожение всех мужчин Аргоса, способных носить оружие, поскольку Аргос был потенциальным конкурентом Спарты. В 416 г. до н. э. по решению народного собрания Афин было уничтожено мужское население Мелоса, – эпизод, ярко описанный Фукидидом.

К жертвам не было никакого сострадания. В афинской драматургии, особенно у Еврипида в его «Троянках», это отсутствие морального осуждения или негодования выражено вполне определенно.

Богам и героям Гомера свойственны определенные страсти и склонность к насилию.

Термин «классический» во фразах типа «классическая древность» вызывает картину греческого общества как образца сбалансированной красоты и уравновешенности, которому более поздние поколения уже никогда не смогут подражать. Но это неверное представление.

«Демон» Сократа был в классической Греции, пожалуй, наиболее близким выражением для нашего типа формирования морального сознания. Но даже этот сугубо индивидуальный «внутренний голос» в некотором смысле был для человека голосом внешнего гения или опекуна. Кроме того, в Греции времен Сократа, – как свидетельствует Платон, – усвоение и индивидуализация норм поведения, социальные способы управления этими процессами были исключительным явлением. Об этом свидетельствует и древнегреческий язык, в котором не было дифференцированного и специального слова для обозначения «морального сознания» (conscience). Были другие слова типа synesis, euthymion, eusebia, которые иногда переводятся как «моральное сознание», но при более внимательном изучении, мы понимаем, что каждое из них по смыслу не совпадает с упомянутым переводом и охватывает широкий спектр значений, типа «угрызения совести», «благочестие», «богобоязненность».

Философское антиковедение и классическая традиция (www.nsu.ru/classics/schole/).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.088 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь