Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Размышление о природе государства.



Актуальность размышления о природе «Справедливости».

Гуторов В. А. Античная социальная утопия. Проявившаяся в пифагорейском учении тенденция к слиянию философии и политики получает у Платона всестороннюю разработку и доводится в его системе почти до абсолюта, приобретая при этом ярко выраженный утопический характер. Обращение мыслителя к образу государства, существующего «на небе», трансцендентного по отношению ко всем существующим полисным формам, – первый в истории европейской мысли пример философского бунта против «неразумности» современных ему общественных отношений, наложивший отпечаток на всю дальнейшую историю утопических идей, на тысячелетия определивший характер и методы построения идеальных моделей политического переустройства.

Детские годы и юность Платона приходятся на период Пелопоннесской войны, до основания потрясшей афинский демократический строй и вызвавшей ряд государственных переворотов, от последствий которых экономический и культурный центр Эллады уже никогда не смог по настоящему оправиться. Массовое разорение беднейших слоев свободного населения, рост социального неравенства, ожесточенность борьбы за власть группировок олигархов и демократов (при полной неразборчивости в средствах), с одной стороны, быстро расшатывали традиционную приверженность полисным законам, способствовали росту политической индифферентности, а с другой – поощряли «инициативу отдельных честолюбцев, которые, опираясь на партии, друзей и наемников, домогаются единоличной власти, содействуя, таким образом, возрождению тирании». Два события во многом определили не только отношение Платона к афинской демократии, но и направленность политической мысли и деятельности философа. Это установление «тирании тридцати» в. 404 г. и последовавшая вскоре после ее падения казнь его учителя Сократа (399 г.).

Разделяя в целом выдвинутый софистами принцип истинного, основанного на разуме, знания, а также установленный ими «культ профессионализма» в политике, Сократ, однако, резко выступал против релятивистской трактовки закона как этически нейтральной категории. Сократовская позиция в этом вопросе отчетливо проявляется в последовательном отстаивании принципа тождества законности и справедливости (Xen. Mem., IV 4, 18). Философское содержание данного принципа заключалось не столько в признании справедливыми существующих в современных полисах установлений, сколько в поиске абсолютного морального критерия, которому должны отвечать как политическая система в целом, так и отдельные ее элементы.

Когда «в "Государстве” Платон представляет нам своего учителя, как человека, посвятившего всю свою жизнь исследованию вопроса о справедливости», он действительно выделяет основную черту сократовского мировоззрения. Сократ был абсолютно убежден, что «справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость. Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши» (Ibid., III 9, 5).

Exemplum Socratis оказал немалое влияние на образ философа-царя в «Государстве». По весьма точному определению К. фон Фрица, Платон «верил, что возможно создать государство с устройством, при котором такие люди, как Сократ, не только бы не подвергались опасности быть судимыми, но сами действовали бы как правители государства».

Женщина в античном мире. Интересно вспомнить точку зрения Ж. Вернана на функции пары богов – Гермеса и Гестии. Он считает, что греки изобразили этих богов в паре потому, что это отражало их представления об организации пространства. Гестия воспринималась как символ покоя, устойчивости, незыблемости, организующего начала, как бытовой и ритуальный центр. Гермес же выполнял функции связи с окружающим миром, олицетворяя движение, связанное с выходом из дома/города и возвращением в него. На наш взгляд, в этих комплементарных фигурах богов отразились и социально-желательное поведение, своеобразная норма поведения полов – статичная Гестия, хранительница очага, реализующая себя в сфере дома и семьи, и подвижный Гермес, чьи возможности и способности удовлетворялись лишь во внешних контактах.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь