Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИЗ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ



ВЫПИСКА

ИЗ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ИСКУССТВА»

Цели и задачи учебной дисциплины

Курс «История художественной культуры и искусств» является базовым теоретическим курсом для студентов всех специальностей Института искусств НГПУ. Он разделен на несколько частей по хронологическому принципу. Предметом данной (первой) части курса является феномен художественного творчества от его происхождения и древнейших этапов на территории Евразии (преимущественно средиземноморский бассейн) до западноевропейского средневековья включительно. Отдельный блок этой части курса посвящен изучению истории искусства Византии. Таким образом, данная часть курса охватывает хронологический промежуток развития искусства примерно от 35 тыс. л.н. до ХV в.н.э.

Целью данной учебной дисциплины является формирование у студентов целостной картины эволюции художественного творчества на территории Евразии в указанный период.

 Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

- систематизация имеющихся знаний студентов по истории искусства, формированию потребностей к самообразованию в этой области, к углубленному изучению истории искусства.

- выявление и изучение основных закономерностей развития художественного творчества со времени его возникновения (приблизительно 35 тыс. л.н.) и до ХV в.;

- углубление и обобщение знаний по истории художественного творчества, выявление общего и особенного в развитии художественного процесса Евразии от древности до средневековья;

- развитие умений, навыков, способностей студентов в работе с искусствоведческой литературой, освоении фактического материала.

- формирование собственного мнения студентов по ключевым вопросам истории искусства, умения его излагать и отстаивать в дискуссии.

 

Требования к уровню освоения дисциплины.

По окончании изучения данной дисциплины, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускника по специальности, студент должен:

- знать основные факты истории искусства Евразии от древности до средневековья (наиболее известные памятники художественного творчества и их создателей, региональную и хронологическую специфику художественного творчества, особенности стилей и художественных школ);

- иметь представление и владеть системой знаний о закономерностях развития изобразительного искусства Евразии в древности – средневековье;

- усвоить специфику сложения и развития стилей и традиций художественного творчества и влияния на эти процессы социально-экономических факторов.

- владеть методами комплексного, системного и сравнительного анализа фактов из области истории искусства;

- усвоить основы искусствоведческого языка, владеть навыками письменных работ по истории искусства, обработки данных на компьютере в текстовых редакторах, а также навыками устных выступлений - бесед, лекций, докладов и т. п.

Виды и формы контроля. Контроль за ходом и качеством усвоения студентами содержания данной дисциплины включает следующие виды:

текущий контроль – проводится систематически, на каждом семинарском занятии, с целью установления уровня овладения студентами учебного материала. В течение семестра, в соответствии с рабочим планом, выполняются контрольные работы (задания, тесты, в т.ч. электронные). Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления оценок текущего контроля;

итоговый контроль – для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен: зачет. Зачет проводится в устной форме;

промежуточный контроль (остаточных знаний) – проводится с целью установления остаточных знаний по дисциплине при самостоятельной аттестации по окончанию изучения тематических разделов курса в форме электронного тестирования.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план учебной дисциплины

для очной формыобучения.

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

лекции, часов практические занятия, час. самостоятельная работа, час. всего по теме, часов
1. Искусство первобытного общества       8
1.1. Проблемы происхождения искусства (верхний палеолит). 2 2 4  
2.

 Искусство древних цивилизаций

8
2.1. Художественная культура древних цивилизаций Передней Азии и древнего Египта. 2 2 4  
3. Художественная культура античности       36
3.1. Художественная культура Эгейского мира. Художественная культура Греции гомеровского и архаического периодов. 2 2 4  
3.2. Художественная культура Греции классического периода. 2 2 4  
3.3. Художественная культура Греции периода эллинизма. 2 2 4  
3.4. Художественная культура этрусков и древнего Рима. 2 2 4  
4.

Содержание семинарских занятий по дисциплине.

Семинар № 1.

Рельефы Древнего Египта.

Скульптура Древнего Египта.

Фрески Древнего Египта.

Семинар № 3.

Скульптура Родосской школы.

Семинар № 6.

Искусство ранней Империи.

Установление императорской власти. Принципат Августа. «Римский мир». Его социальная сущность. Культура времени Августа. Поэзия «Золотого века». Восхваление императорской власти в поэзии. Гораций, Вергилий. Активная роль искусства в утверждении авторитета императорской власти. Классическое направление – ведущее в конце I в. до н.э. – I в. н.э. Архитектура. Композиционные, конструктивные и архитектурно – декоративные особенности римского строительства эпохи империи. Сочетание архитравных и арочных форм. Римские архитектурные ордера (ионический, дорический, коринфский). Применение новых строительных материалов. Кирпично – бетонные конструкции стен и сводов. Усиление значения облицовки. Расширение тематики монументального строительства. Увеличение числа и объема построек. Их общественное значение в изменившейся социально – политической обстановке. Принципы планировочных и архитектурно – композиционных решений. Памятники архитектуры Рима и провинций.

Строительство времен Августа и его преемников. Работа по восстановлению и обоснованию республиканского форума. Форум Августа и его композиция, его пластические украшения. Культовые сооружения. Развитие римского жилого дома.

Мягкая типизация в официальном искусстве. Обожествление в искусстве Августа. Портретные статуи Августа, портреты его жены Ливии, сына Гая Цезаря, Агриппы, Тиберия. Подражание классическому искусству V в. до н.э.

Продолжение традиций реалистического портрета в изображении частных лиц. Монументальная живопись II – III вв., декоративные, т.н. «помпеянские» стили ( I в. до н.э. – первой половины I в. н.э.).

Росписи дома Ливии на Палатине, дома на Эсквилине II -го стиля. Роспись дома «Наказанного амура», картины «Похищение Европы», «Флора» и др. III -го стиля в Помпеях. Развитие пейзажа в сюжетной картине и как самостоятельного жанра декоративных приемов в III стиле, введение мелкофигурных композиций, миниатюрных пейзажных картинок. Вместо перспективных архитектурных построений II -го стиля фантастические трельяжи и «канделябры» III -го стиля.

Характерные особенности декоративного стиля I в. до н.э. Изделия художественного ремесла. Гильдесгеймский и Боскореальский клады. «Идеальная пластика» и ретроспективная школа Праксителя.

Искусство времени Нерона и династии Флавиев – вторая половина I в. до н.э.

Экономическое и политическое значение римских провинций в этот период. Восстания в провинциях. Иудейская война. Прославление римских побед в искусстве. Разложение принципов классического искусства. Влияние эллинистического искусства на римское во второй половине I в. до н.э.

Пышность и грандиозность архитектурного стиля времени Флавиев. Строительство в Риме. Технические достижения строительного искусства. Создание новых декоративных приемов. «Золотой дом» Нерона. Колизей. Храм Веспасиана на Римском форуме. Арка Тита, ее рельефы, их идейное содержание, прославление императора и его войска.

Портретное искусство второй половины I в. н.э., вместо строгости, сдержанности классицизма психологическая характеристика художественного образа, сложность композиции, динамичность, реалистический подход к натуре. Портреты Гальбы, Вителия, Нерона, семьи Флавиев – портреты частных лиц. Огромные размеры живописного портрета Нерона и скульптурных портретов, например, Юлии.

Пышность IV декоративного стиля, соединяющего архитектурно-перспективные построения II -го стиля с «канделябрами» III -го стиля. Роспись «Золотого дома». Романтическое направление в идеализирующей пластике (изображения богов и героев). Архаистическая скульптура.

Искусство Римской Империи II в. н.э.

Период наивысшего политического и экономического подъема Римской империи в первой половине II в. н.э. и первые признаки разложения римской державы с середины II в. н.э. Движение варваров. Дакийская война. Война с маркоманами. Образ варвара в римском искусстве. Выражение идеи военной мощи Рима в архитектурных сооружениях и в монументальной пластике.

Искусство времени Траяна. Величайший архитектурный ансамбль императорского Рима – форум Траяна (113 – 119 гг.). Архитектор Аполлодор Дамасский. Части форума, разнообразие архитектурных форм. Колонна Траяна: сюжет, мастерство композиции. Образы богов: Дунай, Юпитер, Виктория, заимствованные из эллинистического искусства. Разнообразие архитектурного пейзажа. Пейзаж как объяснение обстоятельства места действия. Раскраска рельефов. Арка в Анконе. Возвращение к типам республиканского портрета при Траяне.

Искусство времени Адриана. Пантеон. Конструкции этого здания. Эффект противопоставления строго внешнего вида храма богатству внутреннего убранства. Вилла Адриана. Грандиозность масштабов, воссоздание в ней уголков предместий Афин и Александрии. Мозаичные украшения. Ансамбль «Канопа», его скульптурные украшения. Копии кор Эрехтейона, амазонки Фидия, эллинистические статуи Скиллы.

Усиление влияния эллинистической архитектуры. Черты эклектизма в архитектурных произведениях Адриана. Храм Венеры и Ромы.

Мавзолей Адриана, сохранение традиционного италийского типа круглого в плане надгробия.

Подражание в портретном искусстве греческой пластике классического периода V – IV вв. до н.э.

Искусство времени Антония Пия, Марка Аврелия. Ухудшение внутреннего положения Империи. Восстания в провинциях. Религиозный синкретизм.

Борьба в этот период двух художественных направлений: основанного на чисто античных традициях Греко-римского искусства и «варваризующего» (искусство провинций). Архитектура II в. многоэтажные дома. Храм «обожествленных» Антонина и Фаустины. Рельеф базы колонны Антонина Пия. Колонна Марка Аврелия. Сюжеты композиции и ее пластика. Варваризованный характер рельефов. Утрата основных принципов античного искусства, реалистичности анатомического построения, реалистичности в передаче движения. Расцвет портретного искусства при Антонинах. Романтизм, настроение самоуглубленности в портретах второй половины II в. н.э. Римские черно-белые мозаики в Ости и Риме.

Фаюмские портреты.

5. Скульптура Рима периода империи (Статуя Августа, конная статуя Марка Аврелия, римский скульптурный портрет).

6. Архитектура Рима эпохи империи (эпоха Флавиев - Триумфальная арка Тита, Колизей; эпоха Траяна – Форум Траяна, колонна Траяна; эпоха Адриана – Пантеон, вилла Адриана в Тиволи; эпоха Каракаллы - термы).

Семинар № 7.

Общие работы

Ботвинник М.Н., Коган М.А Иллюстрированный мифологический словарь. СПб: Северо-Запад, 1994

Бычков В.В. Эстетика. М., 2002

Василевская Л.Ю., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура. М. Издательский центр. 1997

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985

Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М. ,1988

Гачев Г. Жизнь художественного сознания: Очерки по истории образа. М. 1972

Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. СПб., 2000

Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., Современник, 1996

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М. Детская литература,1989

Искусство в мире духовной культуры. Киев,1985

История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, античность. Учебник для высших учебных заведений иск-ва и культуры. Под ред. М.В. Доброклонского и А.П. Чубовой. М., Изобразительное искусство, 1979

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. М., 1962

Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1974

Каган М.С. Искусство в системе культуры. М. Советское искусствознание. 1978 г.

Каган М.С. 1987 Искусство как феномен культуры. В кн. Искусство в системе культуры. Л.

Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика: История и теория. Эстетика: особенности художественных эпох и направлений. Феникс. Ростов-на-Дону. 2004.

Конрад К.И. Запад и Восток, 2-е изд. М, 1972

Кривцун О.А. Историческая психология и история искусств. М., 1997

Кривцун О.А. Эволюция художественных форм; Культурологический анализ. М., 1992

Лекции по истории эстетики / Под ред. М.С. Кагана. Кн. 1. Л., 1973

Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965

Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. М. Просвещение., 1996

Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х тт. М., Советская энциклопедия, 1987

Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., Наука, 1973

Срабова О.Ю. Древний мир. Мировая художественная культура. СПб, Учитель и ученик. 2002

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978

Эстетика. Словарь. М., 1989

Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. 2-е изд. КДУ. М. 2005.

Марков М.Е. Искусство как процесс. Основы функциональной теории искусства. М. 1970

Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб, 1995

Художественная культура в докапиталистических формациях. Л., 1984.

 

ВЫПИСКА

ИЗ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ИСКУССТВА»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь