Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Художественная культура Греции гомеровского и архаического периодов.
Искусство Греции ХI – IХ вв. до н.э. (Гомеровская эпоха) . Разложение родовых отношений в Греции. Военная демократия. Значение греческого эпоса, как исторического и художественного памятника. Греческая мифология как «почва» и «арсенал» искусства. Создание поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Особенности греческой мифологии, творящей образы богов на основе антропоморфизма, лишенной враждебного человеку устрашающего характера. «Геометрический» стиль греческого искусства. Керамика Х – I Х вв. до н.э., ее декоративно – смысловая орнаментация. Высокая мера гармонии в построении всех мотивов. Обобщенно-типизированное изображение человека: мелкая глиняная пластика – культовые статуэтки Х – I Х вв. до н.э. Развитие мелкой глиняной и бронзовой пластики (культовые изображения людей и животных). Аттика, Коринф, Беотия – важнейшие области производства художественной керамики «геометрического» стиля. Мастерское выражение в силуэтах, пропорциях, объемах, а также в движении и позах самого типичного в облике животного и человека, в определенной их образной подаче – трактовке. Искусство Греции VIII – VI вв. до н.э. (Архаическая эпоха). Общая характеристика. Образование греческих городов – государств (полисы). Греческая колонизация. Основание греческих городов на юге Италии, в Сицилии, в Египте и Киренаике, на северных берегах Эгейского моря и на берегах Мраморного и Черного морей. Колонизация северного Причерноморья. Торговые связи греков с местным населением, значение этих связей для экономической жизни Греции. Основание поселений на берегах Черного моря: Березань, Ольвия, города Боспора и др. Связь Греции с древними культурами Востока. Значение восточного искусства в формировании греческого архаического искусства. «Ориентализирующее» направление конца VIII – VII вв. до н.э. Проникновение восточных мотивов (фантастические животные, орнаменты) в греческое искусство. Главные художественные центры: Милеет, Родос, Эфес, Клазомены, Коринф, Самос, Афины, Мелос. Расписные вазы «ориентализирующего» стиля. Развитие реалистических черт в изображении человека и животного, разнообразие орнаментов. Появление монументальной живописи на вазовой росписи Коринфа, Мелоса и др. Архитектура архаического периода. Храм – ведущий тип общественного здания. Сложение дорического ордера. Связь его с деревянным зодчеством, развитие скульптурных украшений храмов. Храм Геры в Олимпии (кон. VII в. до н.э.). Храм Аполлона в Коринфе ( VI в. до н.э.). «Базилика» в Пестуме. Сложение ионического ордера. Взаимосвязь ионического ордера с архитектурой Востока. Влияние финикийских и малоазийских образцов (капители Кипра, Неандрии, Киликийсие гробницы). Черты сходства с ахеменидской архитектурой. Памятники ионической архитектуры. Архаические храмы: Геры на о. Самос, Артемиды в Эфесе и Аполлона Дидимского близ Милета. Сокровищница сифнийцев в Дельфах. Раннеархаическая пластика конца VII – первой половины VI вв. до н.э. Связь круглой каменной скульптуры с деревянными прототипами. Черты, характеризующее влияние восточной пластики на греческую, переработка греческими мастерами восточных влияний. Зарождение монументальной пластики из потребностей культа. Мифологические образцы – изображения богов, образы свободных граждан – атлетов в искусстве. Создание образа физически развитого человека. Пропаганда в искусстве физического воспитания как одного из важнейших элементов античной культуры. Связь пластики с архитектурой: фронтоны и метопы. Развитие фронтонных композиций. Разномасштабность фигур. Характерная черта ранних фронтонов. Фронтоны храма в Корфу (Керкире), Афинского Акрополя. Поиски гармоничного распределения фигур на поле фронтона. Развитие художественного ремесла в VI в. до н.э. Чернофигурная техника вазовой росписи. Мастера вазовой росписи Клитий и Эрготим, Амазис, Экзекий, мастерская Никосфена, Андокида. Главная тема вазовых росписей – мифологические сюжеты. Появление бытовых сюжетов на вазах. Условность в расположении фигур. Декоративность чернофигурного стиля. Расписные доски («пинаксы»). Вывоз греческой художественной продукции за пределы Греции в Италию и на побережье Черного моря. Связь пластики с архитектурой. Развитие типов обнаженной мужской фигуры – куросы («Аполлон») и одетой женской («Кора»). Первые шаги в разработке и передачи движения. Роль раскраски пластики. Особенности ионийской и пелопонесской школ. Работа греческих мастеров над созданием пропорциональной системы в построении человеческой фигуры. Позднеархаическое искусство второй половины VI в. до н.э. Возвышение Афин в VI в. до н.э. Образование афинского рабовладельческого государства. Начало рабовладельческой демократии. Время тирании Писистрата. Приглашение ионийских художников в Афины. Развитие поэзии. Запись поэм Гомера. Утверждение земледельческого культа Диониса как культа государственного. Появление театральных празднеств в честь Диониса. Развитие аттической художественной школы. Огромные успехи греческой пластики второй половины VI в. до н.э. в передаче анатомического строения человеческого тела, в постановке проблемы движения, объемности фигур и выразительности жеста; наличие наряду с тем условности в передаче мимики лица, в трактовке прически, одежды. Создание обобщенного типа – идеала свободного грека. Коры Акрополя, стела Аристиона. Скульптурные украшения сокровищницы сифносцев – выдающийся памятник ионийской школы. Попытка пространственного построения в рамках архаического стиля. Зарождение в конце VI в. до н.э. (525 г. до н.э.) краснофигурной техники декорирования керамики. Мастера монументальной живописи Эвмар Афинский и Кимон Клеонский. Мастера краснофигурной техники: Евфроний, Евтимид, Эпиктет. Первые попытки передачи глубины пространства. Обязательные вопросы к семинару (по каждому текстовая подготовка и иллюстрации): 1. Искусство эгейской (крито-микенской) культуры. Троя (история изучения, находки), Кносский дворец (история изучения, архитектура, фрески), кикладские идолы. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-10; Просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы