Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В начале 1990-х годов появляются или начинают бурное развитие следующие виды отечественной газетной прессы.



Деловая пресса. В 1989-1990 гг. появились «Коммерсантъ», «Деловой мир», «Рынок», «Бизнес и банки», «Карьера» и др. Задача деловой прессы — не просто рассказывать о рынке, а обслуживать рынок, поставлять достоверную информацию, которую можно применить практически.

Партийная пресса отстаивает интересы различных политических организации. После перестройки в стране выпускались издания различных партий. Так, выходили газеты: «Молния» (Российская коммунистическая партия).

Количества политических организаций в стране периодически изменяется. По данным на июль 2014 г. в Министерстве юстиции РФ зарегистрировано 64 российских партии. Печатные ресурсы политических партий имеют определенное значение. Так, КПРФ, помимо газеты "Правда" издает большое количество региональных изданий (например, «Томская правда» г. Томск), общим еженедельным тиражом около 2 млн. экземпляров; Значительно возрастают тиражи в предвыборное время, когда в партийных изданиях публикуются агитационные материалы кандидатов от данной партии.

Однако в современных условиях политические организации выбирают электронную форму изданий, создавая свои блоги, сайты, порталы, что сегодня менее затратно и более эффективно для функционирования организации.

Религиозная (клерикальная) пресса. В 1990 г. в нашей стране был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях». Религиозные организации получили возможность самостоятельно заниматься издательской деятельностью. Сейчас в стране распространяются христианские, мусульманские, буддистские, иудейские и другие газеты и журналы.

Выходит большое количество христианских изданий. Их основное содержание — рассказ о деятельности религиозных организаций, об обрядах, праздниках, выдержки из Библии, Евангелия, сообщения о религиозной литературе и т. п.

Выделяют непосредственно церковную печать, принадлежащую разным церковным организациям. Так, создан Издательский Дом «Хроника» Московской Патриархии, он выпускает общецерковную газету «Московский церковный вестник», официальный орган русской православной церкви — «Журнал Московской Патриархии», журнал «Официальная хроника».

Активно пополняется группа рекламной прессы «Бизнес-реклама», «Услуги и цены», «Коммерческий вестник» и др. Газеты представляют разнообразную рекламную информацию и частные объявления. Многие издания распространяются на бесплатной основе. Стремясь привлечь читателя, который может быть не заинтересован только рекламными сообщениями, такие газеты предлагают и новостную информацию, а рекламно-имиджевые статьи предприятий и организаций маскируют под журналистские сообщения.

Выпускаются развлекательные газеты: «Развлекательная газета», «Снип-снап-снуре», Они размещают досуговые материалы, кроссворды, загадки и т.п.

Появились эротические издания («Мистер Икс», «Икс-пресса», «Тутси»).

В последние годы у многих бумажных газет имеются электронные версии: с их материалами можно познакомиться, используя глобальную сеть Интернет. Выпускаются и собственно электронные издания, не имеющие бумажных аналогов. 

 

 

Журнал как вид прессы.

Журнал — это периодическое издание, содержащее текстовые материалы и иллюстрации, посвященные общественно-политическим, социально-экономическим, научным, производственным, техническим, культурно-эстетическим и другим вопросам».

основные черты этого вида прессы:

-журнал состоит из сброшюрованных печатных листов и обложки;

-имеет постоянное название,

-профиль (научный журнал, литературно-художественный и др.);

-периодичность (от 1 номера в неделю до 2-х в год);

-определенный объем (как правило, превышающий объем газеты);

-обладает определенной тематической направленностью (например, «Балет» или «Физика»);

-имеет соответствующее художественно-графическое оформление.

Исторические сведения

Появление журнала связано с потребностью общества в основательной, комментированной информации. Первый журнал выходил в 1665 г. в Париже, он назывался «Журнал ученых», содержал обозрение книг по литературе, философии, естественным наукам. Первый русский журнал «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в «Ведомостях» датирован 1728 годом.

Особенности журнала

 Именно большей основательностью, углубленным анализом проблем журнал отличается от газеты. Кроме того, журнал выходит реже, имеет больший объем, поэтому, хотя и уступает газете в оперативности, отмечает наиболее важные проблемы, крупные события. Причем они становятся основой для широкого осмысления действительности. Для журнала характерна и более узкая тематическая направленность, большинство журналов — специализированные.

Периодичность журналов разнообразна: «Новое время» выходит 52 раза в год (еженедельник),  «Студенческий меридиан», 12 раз (ежемесячники), «Приусадебное хозяйство» — 6, «Модели сезона» — 4, «Драматург» — 2 раза. Один раз в год выходят альманахи — периодические сборники литературных произведений или литературно-критических материалов, например, выходили альманахи «Шаги» — сборник лучших отечественных очерков за год, «Дядя Ваня» — посвященный творчеству А. П. Чехова.

ВИДЫ ЖУРНАЛОВ

1. Общественно-политические журналы затрагивают любые сферы жизни, актуальные социальные проблемы: «Огонек», «Новое время» и др.

2. Литературно-художественные и общественно-политические помещают на своих страницах литературные произведения, критические статьи, а также общественно-политическую информацию: «Новый мир», «Москва», «Звезда» и др.

3. Научно-теоретические журналы предназначены для отражения развития науки, ее различных направлений, ведения дискуссий. Ученые могут публично зафиксировать полученные данные, открытия. С развитием науки возникают все новые журналы: «Алгебра и логика», «Филологические науки», «Успехи химии.

4. Технические и производственные (отраслевые) журналы помещают сообщения о новых технологиях, рекомендации ученых и практиков, отражают производственные проблемы определенной сферы хозяйства:  «Техника кино и телевидения», «Цветные металлы».

5. Научно-популярные журналы предназначены для широкой читательской аудитории, несут ей научные знания:  «Юный натуралист».

Журналы могут быть классифицированы и по другим признакам. По тематическому: например, общественные науки — «Вопросы философии», «Социологические исследования», «Отечественная история», «Российский экономический журнал» и т.п.; здравоохранение, медицина — «Анналы хирургии», «Аптекарь», «Будь здоров», «Здоровье», «Медицинский совет» и т. д.

Журналы могут быть предназначены для различной аудитории.

Для детей различных возрастов:  «Миша», «Клепа»,

Для молодежи: «Студенческий меридиан»,  «Абитуриент».

Для женщин: «Мир женщины», «Крестьянка», «Славянка»

 Для мужчин:  «Медведь».

Для семейного чтения: «Очаг», «Он и она»

В 1990-е годы появляются деловые журналы: «Дело и право», «Коммерсантъ. Деньги», «Эксперт» и др.

Религиозные журналы отражают взгляды различных религиозных направлений: «Журнал Московской патриархии», «С нами Бог!» (детский православный журнал); «Баптист»; Пополняется группа рекреативных (развлекательных) изданий:,  «Отдохни!».

Велика группа рекламных журналов: «ТВ-парк», «Еврострой»,  «Оптовик».

Журналы удовлетворяют разнообразные интересы, информационные запросы читателей. Поэтому можно классифицировать журналы по этой характеристике. Например: «Арион» (все о поэзии), «Олимп» (о силовых видах спорта), «Пенсия» (все о пенсиях),

Выделим основные типологические признаки, по которым может быть охарактеризован журнал:

1) Характер аудитории:

массовая,

специализированная (имеет некоторую подготовку, но не занимается деятельностью в данной сфере профессионально), 

профессионально - производственная,

научная.

2) Предмет или отражаемая сфера деятельности

политика, культура, искусство, наука, техника, производство, коммерция, досуг, приватная жизнь. Журнал может вбирать несколько сфер, давать широкий спектр информации.

3) Целевое функциональное назначение журнала:

выражать общественное самосознание, воздействовать на социальные институты;

содействовать действию общественных, производственных структур (предпринимательство, наука, коммерция и т. д.);

удовлетворять духовные, профессиональные и приватные запросы личности, связанные с возрастом, увлечениями, занятиям).

Характеризуя журнальный рынок России необходимо также отметить приход на него известных мировых издательских домов, предложивших русскоязычные версии своих изданий («Русский Ньюсвик», «Форбс» и др.).

Среди лидеров по суммарной аудитории журналов в 2013 г. на первом месте издательские дома «Burda», «7 Дней». Опираясь на проверенные десятилетиями концепции, журналы адаптировались к запросам читательской аудитории России. Прежде всего это группа глянцевых изданий «стиля жизни», предлагающих рекомендации по устройств жизни в самых разных сферах. Это журналы для женщин: Cosmopolitan, Vogue, , Life Style, Marie-Claire и др., для мужчин "Playboy», «Men`s Health», Esquire и др.

 

 

6. Информационные агентства.

Информационные агентства – специальные службы по сбору, обработке и передаче информации по различным каналам, они обслуживают другие СМИ. Редакции газет, радио- и телевизионные компании могут подписаться на пресс-релизы – информационные материалы агентств, а также на другие их услуги. Причем в новых коммуникативных условиях определенная часть информации агентств может быть напрямую доступна массовой аудитории, т.к. представлена на сайтах агентств в Интернете.

 Исторические сведения. Появляются агентства в 19 веке, первое их них было основано в 1835 году в Париже Шарлем Гава и называлось «Гавас». Затем появились агентства в других странах Европы и в США. В России полуофициальное Российское телеграфное агентство (РТА) было создано в 1894 г., в Санкт-Петербурге.

Возникновение агентств связано с возрастанием в обществе потребности в актуальной информации различного характера – политической, научной, экономической, культурной и др. Отдельное издание (газета, журнал) не всегда может позволить себе иметь собственных корреспондентов в других городах страны, за границей, содержать штат экспертов, поставляющих материалы по различным аспектам общественной жизни. Агентства же могут предоставить такую информацию, как массовую, так и специализированную. Например, агентство «Ассошиэйтед Пресс» (США) возникло в 1848 г. как кооперативное объединение. Газеты Нью-Йорка конкурировали из-за того, кто быстрее опубликует новости, поступающие из Европы. Создав агентство, поставляющее европейские новости, они отказались от этого соперничества, сократили расходы.

Информацию собирают многочисленные корреспонденты и внештатные сотрудники. Агентства предоставляют информацию потребителям в различных формах: непрерывно ведется лента новостей, сообщающая о событиях дня; готовятся тематические подборки новостей с фотоиллюстрациями и др. По заказам редакций готовятся статьи, поставляются архивные материалы и фотографии, осуществляются и многие другие информационные услуги. Агентства организуют пресс-конференции для важных ньюсмейкеров: журналисты различных СМИ имеют возможность задать им вопросы, вести аудио- и видеозаписи, фотосъемку. Современные технологии позволяют проводить и он-лайн конференции: агентство анонсирует мероприятие, собирает вопросы к главному участнику, осуществляется деятельность модератора и редактора, размещается текст конференции и т.д.

Агентства различаются:

1)по целям - сообщают всю массовую информацию или только специализированную – экономическую, политическую, спортивную и т.д.;

2)по адресатам – готовят информацию для газет, для радио или телевидения;

3)по предоставляемой информационной продукции – распространяют тексты или фото-, видеоматериалы, или и то, и другое.

Агентства взаимодействуют друг с другом, делят сферы активности, обмениваются информацией.

Многие страны имеют собственные агентства: Во всемирном масштабе работают английское «Рейтер» (основано Паулем Рейтером в 1851 г.), французское «Франс Пресс» ( создано в 1944 г. на базе агентства «Гавас»), два американских – «Ассошиэйтед Пресс» и «Юнайтед Пресс Интернэшнл» (США) и ИТАР-ТАСС (Россия) и др.

 Агентства используют все технические достижения для того, чтобы ускорить обработку и доставку сведений потребителям. Когда-то Шарль Гава применял даже голубиную почту: голубь с запиской летел из Лондона в Париж 6-7 часов. Новости передавались почтой, телеграфом, по телефону, по радио, по кабельным сетям, через спутниковую связь. В 1968 г. агентство «Рейтер» было оснащено компьютерной техникой, в 70-х годах этому примеру последовали остальные мировые агентства. Потребители могут обратиться в компьютерные центры хранения информации, которые имеются у агентств, в них сберегаются самые разные сведения, накопленные за последние десятилетия.

Агентства в России.

ТАСС – Телеграфное Агентство Советского Союза - было организовано в 1925 г. ТАСС стало одним из пяти мировых агентств: поставляло новости в 125 стран мира, имело 20 тысяч подписчиков по стране и более 1 тысячи за рубежом, включало 14 республиканских агентств и 70 корреспондентских пунктов по РСФСР (данные на 1989 г.). Использовались высокоскоростные телетайпы, фототелеграф и т.п. В 1987 г. был создан электронный банк данных.

Второе советское агентство - Агентство печати «Новости» - было основано в 1961 г. на кооперативных началах рядом организаций: Союзом Журналистов, Союзом Писателей, Союзом советских обществ дружбы и культурных связей, Всесоюзным обществом «Знание», Всесоюзным Центральным Советом Профсоюзов. Поэтому оно рассматривалось как общественное и государство не несло ответственности за распространяемые сведения.

 В начале 1990-х гг. агентства были реорганизованы и переименованы. АПН стало именоваться РИА – Российское информационное агентство «Новости». ТАСС теперь называется ИТАР-ТАСС: Информационное Телеграфное Агентство России. Сохранилась и аббревиатура «ТАСС» как имя агентства, известное в мире.

Очередная реорганизация проведена правительством в отношении РИА в декабре 2013 г.: указом Президента РФ агентство ликвидировано, на его основе создано «Международное информационное агентство «Россия сегодня».

 

В 1989 г. разрушается «монополия» ТАСС и АПН на информационные услуги, существовавшая в стране. Появляются негосударственные, независимые агентства. Первыми были Постфактум и Интерфакс. Постфактум сначала поставлял общественно-политические новости, затем и экономические сведения, ориентировался на советские СМИ. Интерфакс был основан группой журналистов Гостелерадио, работавших на иновещание. Первыми его потребителями стали иностранные посольства в Москве, западные журналисты и предприниматели.

 Сейчас в стране действует множество независимых агентств, собирающих информацию в масштабе России или отдельных регионов. Всего на декабрь 2010 г. в России было зарегистрировано 1567 агентств. Появились специализированные агентства, например, Пал-Информ, FinNews – финансовое информационное агентство (Санкт-Петербург), Агентство экономических новостей поставляют экономические сведения.

Обобщая причины появления независимых агентств, отметим:

1) рост спроса средств массовой информации и их аудитории на непредвзятую или не комментированную информацию. Этот спрос могли удовлетворить именно независимые агентства, которые нередко полемизировали с «официальными», «контролируемыми» ТАСС и АПН;

2) развитие новых технологий, благодаря которым эффективные средства передачи и хранения информации стали доступны мелкому и среднему бизнесу;

3) в 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», позволивший коллективу граждан и даже отдельному гражданину стать учредителем средства массовой информации.

Сейчас газета, журнал, другие СМИ могут пользоваться информацией десятков отечественных и зарубежных агентств, отбирая наиболее интересные и достоверные новости. Читатель, зритель, слушатель, сопоставляя сведения, полученные из разных источников, имеют возможность составить собственное представление о положении в стране и мире.

Информационные агентства – важнейшее звено в функционировании системы СМИ.

 

Радио как СМИ.

Исторические сведения

Изобретение радио было подготовлено исследованиями в области теории электромагнитных волн. Первоначально радио рассматривалось не как СМИ, а только как средство связи между источником информации и получателем, причем передача должна была вестись в обоих направлениях. Планировалась передача военных, политических, экономических сведений, поэтому исследования в области радио в разных странах велись изолированно. В конце 19 века опыты проводились в Италии, России, Франции и Германии.

В России 7 мая 1895 г. Александр Степанович Попов (1857—1905) продемонстрировал действие радиоприемника (тогда его называли «радиотелеграф»). Передача велась на 250 м, использовалась азбука Морзе. В 1896 г. Гульельмо Маркони (1874—1937), итальянский эмигрант, запатентовал свое изобретение радио в Великобритании. Он основал компанию «Маркони Компани» для коммерческой эксплуатации своих патентов, открыл филиал компании и в США.

Во время I Мировой Войны расширилось производство радиоаппаратуры по военным заказам. После войны возникла идея развития радио как СМИ. Был открыт и способ получать постоянные доходы от радиопередач — использование радио для рекламы. Компания АТТ (США) стала сдавать свою студию и передатчики в аренду тем фирмам, которые нуждались в рекламе. В 1922 г. фирма по торговле недвижимостью предложила по радио квартиры для продажи — они немедленно были раскуплены. В дальнейшем радиокомпания сама стала готовить рекламные программы по заказам. Таким образом, выделилась частная коммерческая американская модель организации радиовещания.

В Великобритании монополией на радиовещание владела независимая от правительства Британская Радиовещательная Корпорация (Би-Би-Си), т.е. была представлена модель организации вещания – общественная монополия. Реклама в ее передачах не использовалась, со слушателей взималась абонентская плата. Лишь в 1954 г. в Великобритании появилось коммерческое радио и телевидение.

В Германии, СССР был представлен другой вид монополии — монополия государства. Радио развивалось при поддержке правительства. У нас в стране впервые передача речи по радио была осуществлена в 1919 г., первая вещательная станция начала работу в 1922 году.

Радиотехника совершенствовалась. В результате в 60-е годы радио охватило слаборазвитые страны Африки, Латинской Америки, значительно расширило свою аудиторию.

Пережив в 1950-60-е годы кризис, связанный с распространением телевидения, радио проявило гибкость, приобрело новую аудиторию, приспособилось к изменившимся условиям.

В современных условиях ставится задача перевода радио в цифровой формат, что обеспечит качественно новые возможности для вещания и приема.

Особенности радио

 Радио — это аудиосредство: информация воспринимается аудиторией на слух. Отсюда — специфические выразительные средства — интонация, ритм, логические ударения в речи, паузы, а также музыка, шумы и т. п.

Радио максимально оперативно, и сообщение о событии может быть синхронно самому событию — когда ведется прямой репортаж. Нередко именно радио принадлежит первое сообщение новости, а оно всегда запоминается лучше последующих.

Благодаря своей физической природе, радио вездесуще, однако для приема радиосигнала необходимо радиоприемное устройство. Опрос ВЦИОМ 2010 г. выявил,. что в нашей стране наиболее распространенными источниками радиоинформации являются автомобильный приемник (26 проц. опрошенных) и стационарный музыкальный радиоцентр (22 проц.). Уходит в прошлое проводное радио, столь привычное для пожилых людей: однопрограммный приемник имеют 11 проц, опрошенных, трехпрограммный – 6 проц. Средние позиции имеет переносной приемник (17 проц.), входят в употребление радиоприемник с цифровым дисплеем (5 проц.) и цифровой телевизор, через который можно слушать радио (15 проц.). Имеются и дополнительные возможности прослушивания радио у населения России - через мобильный телефон, через Интернет, в системах приема кабельного телевидения.

Расширяет аудиторию радио и то, что восприятие его информации не требует особой подготовленности от слушателя (например, грамотности).

Слушание радио может быть второстепенным делом: его можно слушать, например, выполняя домашнюю работу, управляя автомобилем и т. п. Причем радио способно дать слушателю ощущение человеческого присутствия, так как радиоинформация сообщается «индивидуально окрашенным» голосом диктора, журналиста.

Являясь  достаточно гибким каналом, радио имеет возможность подстраиваться к ритму и стилю жизни своей целевой аудитории, учитывать при программировании периоды ее занятости в течение дня, время досуга, возможности прослушивания радиопередач и т.п.

Однако в акустической природе радио заложена и его некоторая «ограниченность». Радиослово живет лишь в момент звучания. Если оно упущено слушателем, фрагмент сообщения, а может, и все сообщение может остаться непонятым. Если слушатель включил приемник не с начала передачи или отвлекся — пробел компенсировать невозможно. Передачу нельзя остановить, отложить, нельзя вернуться к ее началу. Журналисты, работающие на радио, учитывают эти особенности: существуют особые приемы построения радиотекстов, неоднократно повторяются основные новости и т. п. Акустическая природа радио предъявляет специфические требования и к самому журналисту: правильное произношение слов, четкая дикция, артистизм в использовании акустических и лингвистических средств. Чтобы восполнить возникшие пробелы, радиослушателю надо поискать в программе повтор передачи, однако не все они повторяются, или повтор идет в неудобное для данного слушателя время. Чтобы зафиксировать радиоинформацию, можно записать передачу на магнитофон, но обычный слушатель, как правило, этого не делает (исключая, может быть, музыкальные программы). Сегодня Интернет предлагает познакомиться с содержанием передач и даже прослушать их в отложенном режиме.

______________________________________________________________________

Российское радио сегодня. В России по данным на 1 января 2014 г. 2816 лицензий на осуществление радиовещания. 

В России сегодня сложились разнообразные бизнес-модели радиостанций, основанные на различных источниках доходов.

Так, основным источником государственных (федеральных, региональных и муниципальных) радиостанций являются дотации. Государственные субсидии получают Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания, которая включает в себя телеканалы и 5 радиостанций: «Радио России», «Маяк», «Культура» «Вести ФМ» и «Юность»-ЮФМ. Государственные станции получают дотации из бюджета, однако также могут получать доход от рекламы, используется и сеть проводного вещания за абонентскую плату. (Однако проводное вещание постоянно сокращается как устаревшая неперспективная форма.)

Бюджетное финансирование имеют радиостанция «Звезда» и «Милицейская волна», радио «Орфей». Также субсидиями пользовалась Российская государственная радиовещательная компания «Голос России», которая вела вещание на русском и иностранных языках на зарубежную аудиторию. В декабре 2013 г. эта компания ликвидирована, ее активы вошли во вновь созданное «Международное информационное агентство «Россия сегодня».

Иная форма дотационной модели - поддержка за счет пожертвований граждан, например, религиозных радиостанций. Так, на сайте православной радиостанции «Радио «Радонеж» заявлено, что оно не транслирует рекламу и существует исключительно на пожертвования своих слушателей.

Большая часть радиостанций зарабатывает за счет размещения рекламы, информационного обслуживания организаций, желающих пользоваться возможностями канала в своих пиар-интересах, а также предоставляя услуги по аудиозаписи и другими коммерческими способами (проведение праздников, концертов, распространение сувениров с символикой станции и др.).

При характеристике содержательного наполнения вещания существенным является понятие формата. Формат может быть рассмотрен как определенный тип составления и верстки программ по жанровым, тематическим и другим признакам, рассчитанный на соответствующую аудиторию.

Как отмечается в отраслевом докладе «Радиовещание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития». ( М., 2011 г.), «российский радиорынок развивается сообразно с американской теорией форматов. В основе типологии лежит преобладание того или иного типа контента. Музыкальные форматы – музыка. Информационные форматы – новости. Разговорные форматы – разговорный контент» (С.36-37). На современном радиорынке представлено три основных типа форматов: Music, News и Talk, а также их многочисленные разновидности (Music&Talk, News&Talk, All Music, All news, All sport и пр).

Наиболее распространены музыкальные станции. Это «Европа Плюс», «Love Radio», «NRJ», «Хит FM», «DFM», «Next», «Первое Популярное радио», «Свежее радио», «Русское Радио» и др. Радиостанции представляют различные музыкальные направления: «Наше радио» - русскоязычный рок, «MAXIMUM»- смесь русскоязычного и западного рока, «ROCK FM»- западный рок. «Nostalgia» - ретро музыка. Русскоязычный музыкальный материал используют «Милицейская волна», «Дорожное радио», «Авторадио», «Радио Дача», «Добрые песни», «Радио Алла». Соответсвенно различаются и аудитории станций, предпочитающие тот или иной музыкальный материал. 

В формате Music&Talk (музыкально-разговорное) работают радиостанции: «Серебряный дождь», «Маяк», «Радио Комсомольская правда», «Финам FM».

Информационно-разговорное радио (News&Talk) представлено станциями «Эхо Москвы», «Сити FM», «Коммерсант FM», «Business FM», «Вести FM», «РСН».

Спортивное радио – радиостанции «Спорт» и «Зенит» (Санкт-Петербург).

Радиостанции, работающие по дотационной модели, представляют иные форматы. Так, станции «Культура» и «Орфей» рассматриваются как просветительское радио, т.к. ставят задачи духовного развития аудитории, предлагают с этой целью и лучшие образцы классической музыки, литературных произведений.

К формату «общественное радио» (который понимается как тип программирования, а не форма собственности) относит себя «Радио России», т.к. удовлетворяет самые различные потребности массовой аудитории в сфере информирования, развлечения и пр.

Как отмечают исследователи, еще не разработана общепризнанная классификация российских радиостанций, эксперты по-разному характеризуют форматы станций.

 

В 1990-е годы в нашей стране перестали глушить зарубежные радиоголоса, и на территорию России ведут вещание многие зарубежные радиостанции, в том числе и на русском языке: ВВС, «Свобода», «Deutche Welle» и др.

С 1997 года многие станции ведут вещание в Интернете.

Радиовещание – важнейший стратегический ресурс информационной политики государства, поэтому не ослабевает внимание к радиовещанию внутри страны и возможности вещать на зарубежную аудиторию.

Телевидение как СМИ.

Исторические сведения

 

 У телевидения не было конкретного изобретателя. Его создание было результатом длительного процесса исследований и открытий в области электричества, развития фотографии, теории электромагнитных волн и т. д. В конце 19 века начались целенаправленные исследования эффекта телевидения, т. е. «видения на расстоянии», в нескольких странах Европы. Первоначально телевидение было «механическим» — элементы изображения передавались с помощью специальных механических и электрических устройств или подвижных зеркал. В 1907 г. профессор Петербургского Технологического института Борис Львович Розинг выдвинул идею электронного телевидения, запатентовал использование электронно-лучевой трубки для преобразования электронных колебаний в световые.

В 1920-х годах первые публичные опыты в области телевидения были проведены в Германии, Англии, Италии и Франции, в США. Регулярное публичное вещание первой начала Великобритания в 1936 году.

В нашей стране опытные телепередачи проводились в Москве в 1931 г., а экспериментальное вещание для телезрителей началось в Ленинграде в 1937 г., в 1938 г. — в Москве.

Вторая Мировая война прервала вещание телевидения, с 1946 г. регулярное ТВ-вещание возобновилось в Англии, Франции, США и СССР. С 1967 г. телевидение в нашей стране стало цветным.

Особенности телевидения объясняются его физической природой. Сообщение передается в форме движущихся изображений, которые сопровождаются звуком. Эта особенность телевидения называется экранностью. Благодаря экранности ТВ-сообщение доступно для восприятия самой широкой аудитории.

Вездесущность телевидения — это способность электромагнитных колебаний, несущих ТВ-сигнал, проникать в точку, где установлен приемник. Этим определяются огромные размеры потенциальной аудитории ТВ.

Во время телепередачи реализуется одновременность наблюдения и показа. Причем есть возможность сообщить о событии в тот момент, когда оно происходит, без фиксации («живой эфир», «прямой эфир»), это качество называют непосредственностью телевидения.

Экранность и непосредственность телевидения обусловливают особую достоверность, объективность телеинформации в восприятии аудиторий: создается представление о том, что зрители видели события «собственными глазами». Однако нередко это лишь иллюзия: в арсенале телевизионного журналиста есть немало приемов для передачи своей точки зрения на события, воздействия на восприятие зрителей.

Рассмотрим пример. В зарубежных новостях показывается сюжет о столкновении полиции с толпой молодежи. Полицейские в защитных костюмах пускают в ход дубинки. Молодые люди бросают в полицейских булыжники, бутылки с зажигательной смесью, переворачивают легковые автомобили, устраивая баррикады. Зритель видит это, но как оценить события? Журналист сообщит ему, что происходит: «это полиция разгоняет демонстрацию студентов, протестующих против ограничения их гражданских прав», или это может быть «выступление экстремистской организации, требующей освобождения своего лидера, осужденного за организацию террористического акта». Итак, просто «увидеть собственными глазами» недостаточно, чтобы оценить событие. Нужен комментарий, а всегда ли он объективен? Монтаж, акцентирование отдельных деталей, устранение других и тому подобное способны придать показанному на экране нужное авторам значение.

При создании телевизионной информации используются различные средства: движущееся изображение, речь, музыка, шумы, печатный текст (титры, бегущая строка), цветовое оформление и т. д., то есть телевизионный информационный продукт является синтетическим. Благодаря синтетичности телевидение производит глубокое воздействие на зрителя, большее, нежели материалы прессы.

Однако для ТВ-вещания необходимо сложное дорогое оборудование, подготовленные технические кадры, большие финансовые затраты.

 Думается, по глубине исследования вопросов телевизионные материалы уступают публикациям прессы.

При возможности выбора из нескольких программ зритель может одновременно смотреть лишь одну, упуская другие. Причем при восприятии передач отсутствует возможность возврата к пропущенному, повтора. В настоящее время телезритель может, в принципе, сделать видеозапись передачи. Сегодня есть возможность просмотра программ в Интернете в режиме отложенного времени.

Аудиовизуальные сообщения, которые получает телеаудитория, определенным образом организованы. Совокупность аудиовизуальных сообщений, подобранных в соответствии с определенной концепцией и организованных в сетку вещания называется телевизионным каналом. Для характеристики канала важны и технические способы и средства доставки телепродукта зрителям. Таким образом, телевидении может быть представлено как совокупность телевизионных каналов, различных с позиций концепции и технических характеристик.

Модели организации вещания. В США телевидение является коммерческим, источник его доходов — реклама. Япония имеет государственную и коммерческую сеть телевидения. В нашей стране телевидение было полностью государственным.

С 1992 г. идет процесс акционирования телевизионных российских СМИ, создание независимых компаний. Первым у нас был независимый коммерческий канал ТВ-6, созданный Э. Сагалаевым. Государство сохраняет лидирующее положение в эфирном вещании. Так, государственным структурам принадлежит более 50 процентов акций «Первого канала» (остальные — в частных руках.), четыре телевизионных канала принадлежат Всероссийской Государственной Телерадиокомпании.

Развивается эфирное и неэфирное коммерческое телевидение.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.088 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь