Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Продемонстрируйте этапы ознакомления детей дошкольного возраста с песней
Процесс разучивания песни включает 3 этапа. 1-й этап - ознакомление с песней. Целью первого этапа обучения является: заинтересовать детей, раскрыть содержание музыкального произведения, определить музыкальные средства выразительности. 2-й этап - разучивание песни. На этом этапе происходит основная работа по обучению детей певческим умениям и навыкам. 3-й этап - закрепление песни. Работа над воссозданием музыкально-художественного образа песни, над ее эмоционально-выразительным исполнением. На первом этапе используются беседы, в ходе которых дети знакомятся с содержанием песни, обращают внимание на ее художествен- ный образ. Эти беседы тесно связаны с живым восприятием детьми песни. Также применяется показ картин, художественных игрушек, отвечающих тематике песен. Не все песни требуют предварительной беседы. Если песня не сложная, доступна детям по содержанию, легко воспринимается ими, то следует ограничиться лишь ее названием. В таких случаях после первого прослушивания детям задаются вопросы: какая песня по характеру, о чем она рассказывает и т. д. После этого песня исполняется педагогом еще раз. На следующем занятии можно сыграть вступление и спросить, как называется песня, вступление к которой было исполнено. Затем исполнить всю песню. Если в песне есть припев и он несложный, то дети могут подпевать. На третьем занятии педагог дает детям еще раз прослушать песню и начинает разучивать ее с ними. В процессе разучивания песни (2-й этап) ведется работа по развитию всех певческих навыков. Для выработки чистоты интонации нужно учить детей вслушиваться в звуки, различать высоту их звучания. На этом этапе можно использовать следующий игровой прием: большой паровоз гудит низко (фа1), а маленький высоко (до2). Необходимо добиваться точного звучания начальных звуков песни. Для этого можно использовать такой прием, как пропевание первой ноты на слова: «Песенку начнем». Затем сразу начать песню. Или же предложить детям потянуть первый звук, выравнивая его: «Все как один поем одинаково, как будто в дудочку дудим». Работая над мелодией, педагог должен сосредоточить на ней внимание детей: «Дети, послушайте внимательно. Я играю мелодию». Затем мелодия пропевается на определенные слоги с использованием какого-либо игрового приема: детям предлагается «сыграть» мелодию на дудочке, скрипочке, спеть, как гуси и т. д. Если мелодия напевная, то она пропевается на слоги, оканчивающиеся гласными звуками (ля-ля, ду-ду). Если мелодия легкого отрывистого звучания, то она пропевается на слоги, оканчивающиеся на согласные звуки (динь-динь, тук-тук). Разучивая песню, в которой фразы мелодии разные по характеру звучания, можно предложить детям поиграть в оркестр. Например: «Сегодня мы не споем песню, а сыграем. У нас будет оркестр, в оркестре играют разные инструменты: много дудочек и много бубенчиков. Дудочки играют протяжно -ду-ду, а бубенчики звонко - динь-динь». При работе над мелодией необходимо выделять интонационно трудные мотивы, разучивать их отдельно. Например, в мелодии песни «Дед Мороз» В. Витлина есть скачок на большой интервал -ре-си. Можно отработать этот скачок, предложив детям позвать деда Мороза, пропев «а-у». Если в песне есть сложный ритмический рисунок, нужно попросить детей прохлопать («спеть руками»). Педагог обращает внимание детей на разные длительности звуков. При этом используется игровое упражнение - зов детей. Например: «Пе-тя, где ты?» При обучении детей пению необходимо обращать их внимание на темповые и динамические изменения. Например, в песне «Детский сад» А. Филиппенко запев поется умеренно громко, а припев громко. Педагог, во-первых, своим исполнением дает почувствовать детям разницу, а во-вторых, в пояснении обращает внимание на связь характера музыки с ее динамикой: «Вы все любите игрушки, споем о них весело, звонко, громко». Работая над дикцией, педагог добивается ясного правильного произношения слов. Разъяснять смысл трудных слов следует уже на первом этапе обучения. Однако дети могут понимать слова и все-таки неправильно их произносить. Это свидетельствует о несовершенной артикуляции. В таких случаях текст песни произносится шепотом сначала педагогом, а потом детьми обязательно в ее ритме. Изредка используется прием выделения слов, произношение которых требует коррекции. Развивая правильную дикцию, педагог обращает внимание и на*выразительное произнесение отдельных слов в соответствии со смыслом предложения. На втором этапе продолжается работа по развитию правильного дыхания, основные приемы которого показывает педагог. Используются и упражнения, например «Паровозы». Дети должны глубоко вдохнуть воздух и выдохнуть на звук «ш», как будто пар выходит из паровоза. После этого можно пропеть фразу из разучиваемой песни. Особое значение в работе над ансамблем имеют указания педагога, его жесты. На третьем этапе рекомендуется использовать следующие приемы: пение по рядам, подгруппам, пение соло без сопровождения. Можно среди хорошо поющих детей выбрать солиста, исполняющего запев песни, а остальные дети будут петь припев. Если в песне несколько действующих лиц, отражены какие-либо действия, ее можно «обыграть», спеть «по ролям». Методика разучивания русской народной песни «Во кузнице» в старшей группе ДОУ Раздел: «Игра на детских музыкальных инструментах». Цель. Повышать интерес к музицированию созданием игровой ситуации. Предшествующая работа: - знакомство с группой ударных музыкальных инструментов и с их звучанием; -разучивание приемов игры на ударных инструментах; Необходимые материалы: музыкальные инструменты: деревянные ложки 6 - 8 пар, музыкальные молоточки 2 шт. Песня: Во ку…, во кузнеце, Во ку…, во кузнеце. Во кузнеце молодые кузнецы. Во кузнеце молодые кузнецы. Они, они куют, Они, они куют. Они куют приговаривают, Они куют приколачивают. 1 этап разучивания (без музыкальных инструментов) а) дети слушают песню под аккомпанемент фортепиано в исполнении музыкального руководителя; б) проводится беседа по содержанию песни; в) дети поют мелодию песни звуком «ля»; г) дети исполняют первые две фразы куплета песни, передавая пульс музыки звуковыми жестами «молоточки» (стучат кулачками по коленкам поочередно каждой рукой), и поют их звуком «тук-тук»; д) дети исполняют третью и четвертую фразы куплета песни, передавая ритмический рисунок мелодии звуковыми жестами «колено-ладонь» (ладонь левой руки ставят над правым коленом параллельно на уровне груди, ладонью правой руки шлепают попеременно по колену и по ладони левой руки), поют звуком «та-та-та»; е) исполняют куплет песни разученными звуковыми жестами и голосовыми звуками; ж) поют первый куплет песни приемом «а капелла». 2 этап разучивания (с музыкальными инструментами) а) дети слушают фрагмент мелодии песни и определяют ее название; б) дети слушают два куплета песни в исполнении музыкального руководителя под аккомпанемент фортепиано и подпевают первый куплет; в) разучивается второй куплет песни; г) дети самостоятельно вспоминают звуковые жесты, которые применяли на предыдущем занятии как аккомпанемент к песне; г) по звуку узнают и называют ударные музыкальные инструменты: музыкальный молоток, деревянные ложки; д) дети слушают исполнение песни с музыкальными инструментами музыкальным руководителем и воспитателем (прием пения «а капелла», прием игры на музыкальном молоточке «пульс», прием игры на ложках «насос»); е) дети хором исполняют песню и по желанию играют на тех же инструментах и теми же приемами игры. 3 этап разучивания (с музыкальными инструментами) а) дети поют песню под аккомпанемент фортепиано и играют звуковыми жестами (приемы игры те же); б) дети поют песню приемом «а капелла» и играют звуковыми жестами, разделившись на 2 подгруппы инструментов: молотки, ложки; в) дети поют и играют на музыкальных инструментах, объединившись в ансамбль; г) дети делятся на «слушателей» и «исполнителей», слушатели оценивают исполнение и выбирают самых внимательных исполнителей; д) исполнители поют, играют на ложках и музыкальных молоточках; г) дети дают оценку «концертного» исполнения песни, используя фишки красного (нравится) и зеленого (не нравится) цвета. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы