Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Роман Гончарова «Обыкновенная история». Проблематика и поэтика.
Об идее романа Г. писал, что в борьбе дяди с племянником отразилась жизнь. Автор видел в борьбу против преувеличенных чувств, логичной подражательности. Александр Адуев вырос в провинции. Он намеревается ехать в Петербург, но точно сам не знает зачем. Это обязательно воспитанием. Алекс. Был убежден, что все существует ради него. Патриархальный мир противостоит Петербургскому, где человек проявляется в условиях жесткой конкуренции. Петербург встречает Алекса неприветливо. Его дядя, Петр Иванович, очень трезвый человек, занимается коммерцией (фарфоровый завод). П.И. очень самостоятельный и волевой человек. Гончаров уловил характерную черту дельцов- холодная трезвость, расчетливость на каждом шагу. Отношение дяди к племяннику очень сдержанное, но доброжелательное (Александра удивляет холодный прием дяди). Впоследствии мы видим, что представление Александра о дружбе до гробовой доски не выдерживают испытаний. Дядя начинает перевоспитывать племянника, меняя его представление о любви. Любовь к Софье- это только подражание. Эта любовь даже не удержала его дома. Алекс. Мечтает стать великим поэтом. Дядя попросил у него стихи и оклеил ими стены. П.И. ценит поэзию, любит Пушкина. Он понимал, что у Александра нет таланта, нет ничего своего. Дядя был во многом прав. Вскоре Адуев забыл Софию. Встретив Надежду, Александр опять начинает мечтать о любви. Для Надежды это тоже только игра. Как только появляется более выгодный жених, она бросает Адуева. Друг П.И. влюбляется, напрасно тратится. П.И. предлагает Адуеву увлечь Тафаеву. Алекс. Неожиданно встречает страстную любовь. Но вскоре и это ему надоедает. Алекс. Хочет бурной деятельности. П.И. говорит, что в женитьбе нельзя поддаваться первому чувству. Брак должен быть не по расчету, а с расчетом. Человек должен в жене найти поддержку, помощницу, друга. Так женится сам П.И. Адуев женится и с расчетом и по расчету. Он выберет и хорошую и богатую жену. «Обыкновенная история»- это история и Адуева и его дяди тоже, Гончаров предостерегает, если люди судя будут ориентироваться на пользу, то им станет неуютно и мутно. Отрицая утрированные чувства, они станут отрицать всякие чувства, превратятся в _. Гончаров замечает, что у всех основные интересы общения- деньги. Когда Алекс. Пожаловался другу на жизнь в Питере, тот решает, что его обокрали. После измены Надежды Алекс. Плачет в сенях. Кухарка и дворник причину видят в потере денег. На концерте Алекс. Очень увлекается происходящим на сцене, даже в лице меняется. Этим он удивил некоторых. Г. говорит о том, что страшен мир бездуховный, где ценится только деловитость. Алекс. Примиряется и к этой жизни, но противится этому миру, этой жизни жены П.И., когда П.И. понимает, что он потерял ее. Он готов увезти ее куда угодно, но она отказывается, т.к. понимает, что от этой обыкновенной жизни и истории никуда не убежишь. Финал: 1. Торжество П.И., т.к., все произошло так, как он говорит. 2. Драма П.И., т.к. все рушится перед спасением любимой. Проблематика и поэтика Движение сюжета — двойное. Одно из его направлений — следующие друг за другом ”стилистические поединки” племянника и дяди, в ходе которых дядя побеждает, племянник сконфужен и посрамлен. Второе направление — постепенное изменение характеров обоих протагонистов: Александр движется в сторону Петра, становясь все более разочарованным в недавних идеалах, скептичным, потом равнодушным, наконец, циничным; Петр (не так постепенно, а скорее круто) осознает известную правоту Александра и убийственную бесплодность собственного здравого смысла, губящего живую душу не только женщины, которая ему близка, но и его собственную. Стихи Александра, звуча из уст дяди, кажутся пародийными — голос Петра Адуева выделяет в тексте все то, что противоречит здравому смыслу. ”И грусти той назва...нья нет...” (Гончаров сложил в уста Адуева свои собственные ранние стихи)Слово графически разорвано — посреди него, произнеся ”назва...”, Петр Иваныч зевнул и только потом окончил; ”...нья нет”, и продолжал читать дальше — строки, которые в его исполнении приобретают все более гротескный вид: ”Она пройдет, умчит и след, / Как перелетный ветр степей / С песков сдувает след зверей.” Он беспощаден — эпизод дискуссии вокруг стихов кончается тем, что дядя передает рукопись племянника на оклейку стен. Условная литературность пропитывает насквозь не только писания, не только речи Александра Адуева, не только его мысли, но даже и совсем не оформившиеся ощущения. Между ним и действительностью — плотная и, главное, неустранимая перегородка романтической литературщины. Адуев-старший, издеваясь над вульгарной ”поэтичностью” младшего, опровергает ”небесное” — ”земным”. Младший твердит о том, что нельзя ”сдергивать
покрывала с священных тайн”, вонзать ”анатомический нож в самые тайные изгибы <...> сердца”, предаваться ”презренной пользе”; старший видит лишь комизм в ”сладостной неге”, в стремлении ”верить в вечность и неизменность любви” и в ”священные тайны”. В ходе романа оба будут посрамлены: ”ангел” Наденька окажется обыкновенной девицей, без всяких мучений отбросившей вечную любовь во имя увлеченности другим, более привлекательным и богатым молодым человеком; дяде же придется отказаться от вульгарно-материалистического отождествления любви с электричеством. В самом конце романа, наблюдая за угасанием своей жены, он начинает понимать; чтобы излечить ее, нужно ”больше сердца, чем головы”! ” А порывшись в душе своей, Петр Иваныч не нашел и следа страсти...”. Оба Адуевы искажены исполняемыми каждым из них социальными ролями; и в том, и в другом случае, ”внутренний человек” выражает себя в ложной, искусственной, навязанной внешней условностью форме. Ни тот, ни другой не умеет непосредственно проявиться в адекватной словесной речи. Александр Адуев меняется — он постепенно освобождается от прежней маски и, убирая литературный экран между собой и миром, приближается к естественной речи, выражающей его внутреннюю сущность. Однако, только ”приближается”; очень скоро, пройдя мимо состояния естественности, он ударится в противоположную крайность: Адуев-племянник перейдет на позиции Адуева-дяди. Он уйдет еще дальше в том же направлении; дядя, например, женится по любви — он же, Александр, выбрал жену, руководствуясь приданым. Лизавете Александровне, жене дяди, он так объясняет свой брак: ”Одиночество наскучило; пришла пора, ma tante, усесться на месте, обзавестись своим домком, исполнять долг... Невеста же хорошенькая, богатая...”.Зрелый Александр Адуев стал способен выражать себя прямо, без романтических аксессуаров — однако, теперь ему нечего выражать: его внутренний мир обмелел, опустел. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы