Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Религия народов Передней Азии (зороастризм)



Зороастризм возник в Средней Азии приблизительно в VII в. до н. э. и назван так по имени своего основателя Заратуштры. Вскоре зороастризм начал распространяться в Мидию, Персию и в другие страны иранского мира. По-видимому, в период правления последнего мидийского царя Астиага он уже стал официальной религией в Мидии. Жрецами зороастрийского культа были маги — знатоки ритуала и обрядов, хранители религиозных традиций мидийцев и персов.

В Персии народные массы поклонялись древним божествам природы — Митре (бог солнца), Анахите (богиня воды и плодородия) и другим богам, в которых они почитали свет, луну, ветер и т. д. Зороастризм начал распространяться в Персии лишь на рубеже VI—V вв. до н. э., т. е. в период царствования Дария I. Персидские цари, оценив преимущества учения Зороастра как своей новой официальной религии, тем не менее не отказались от культов древних богов, которым поклонялись иранские племена. В VI—IV вв. до н. э. зороастризм еще не стал догматической религией с твердо зафиксированными нормами, и поэтому возникали различные модификации нового религиозного учения. Одной из таких форм раннего зороастризма была персидская религия начиная со времени Дария I.

В храмах богов покоренных народов приносились жертвы от имени персидских царей, которые стремились добиться благожелательного к себе отношения. Боги иранского пантеона выступают в персепольских текстах реже, чем эламские боги, и, судя по размерам жертвоприношений и возлияний, они отнюдь не занимали привилегированного положения.

Правда, когда в Вавилонии вспыхнуло восстание против персидского господства, Ксеркс разрушил главный храм этой страны Эсагилу и велел увезти оттуда в Персию статую бога Мардука. Он разрушал также и греческие храмы. Однако к этим действиям Ксеркс прибегал лишь в качестве крайней меры, стремясь лишить враждебное ему население помощи местных богов. В Иране Ксеркс провел религиозную реформу, на­правленную на централизацию культа, однако эта реформа оказалась обре­ченной на неудачу.

 

46. Индская цивилизация середины III – середины II тыс. до н.э. (Цивилизация Мохенджо-Даро и Хараппа)

Первыми были исследованы два наиболее крупных городских центра - Мохенджо-Даро и Хараппа. Известно уже несколько сот поселений Индской цивилизации, простирающейся на 1000 км с севера на юг и на 1500 км с запада на восток, основные центры которой находились в долине р. Инд.

Такие города, как Мохенджо-Даро, Хараппа и Калибанган, имеют характерную двухчастную планировку. Часть города построена на искусственном возвышении и отделена зубчатой стеной от остального поселения. Эта так называемая цитадель, очевидно, была предназначена для общегородских построек - административных и религиозных. Более всего поражает уровень городского благоустройства. Во многих домах находят специальные комнаты для омовения. Грязная вода по водостокам и выложенным кирпичом каналам выводилась в специальные отстойники. Система канализации в городах долины Инда была очень развитой.

Значительная часть горожан принимала участие в сельскохозяйственных работах. Выращивались пшеница, ячмень, просо. В Индии раньше чем в других странах Азии начали возделывать хлопчатник. В качестве тягловых животных использовали быков и буйволов, разводили домашнюю птицу. В строительстве широко применялся обожженный кирпич. Разнообразием форм отличается характерная хараппская керамика, было развито ткачество. Найдено некоторое количество изделий из бронзы, золота и серебра. Наиболее примечательными произведениями художественного ремесла являются небольшие каменные прямоугольные печати, главным их назначением, очевидно, было указание собственнических прав (или должности) владельца. Монументальная скульптура не характерна.

В период своего расцвета М-Д. и Х. поддерживали широкие внешние связи и входили в систему ранних цивилизаций Древнего Востока. Некоторые виды сырья (преимущественно для изготовления предметов роскоши) должны были поступать в индские города благодаря торговым операциям по суше или по морю с Месопотамии, Персидского залива, Ирана. Широко использовалась посредническая торговля. Не исключена возможность и военных экспедиций, особенно в более отсталые районы, например Южноиндийского побережья.

Работа по дешифровке письменности еще не завершена. Она затрудняется краткостью и однотипностью текстов. Язык протоиндийских надписей считают близким дравидийским. Дешифровка письменности помогает решать проблему этнического состава населения городов Индской цивилизации.

Примерно к концу XVIII в. до н.э. хараппская культура перестала существовать. Упадок городов сопровождался проникновением в долину Инда более отсталых племен с северо-запада, однако не эти набеги явились причиной гибели хараппской культуры. Некоторые области Северо-Западной Индии к настоящему времени превратились в пустыни и полупустыни, и вполне возможно, что в результате нерационального ведения поливного земледелия и вырубки лесов природные условия района стали менее благоприятными. Огромный разрыв между немногочисленными развитыми центрами и обширной сельской периферией способствовал хрупкости цивилизации бронзового века.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь