Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Религии Древней Индии (индуизм, буддизм)
Буддизм появился в I тыс. до н. э. Традиционная формула называет «три драгоценности» буддизма — это сам Будда, дхарма — его учение, и сангха — община его последователей. Основателем буддизма считается царевич Сиддхартха из знатного рода шакьев. Буддизм – религия без Бога. Характерной чертой буддийского учения является определение жизни как страдания, целью буддийского вероучения являлось спасение личности путём достижения нирваны, распространяется идея непричинения вреда живым существам. Религиозное освобождение не ставится в зависимость от социального положения человека. Бхикшу (монахи) составляли сангху. Мальчики с 8 лет считались послушниками, а после 20 становились монахами. В первоначальном буддизме не было традиции изображения Учителя, поклонялись символам Будды. Монахи жили, собирая подаяния с благочестивых мирян. Бытовая обрядность для буддизма не имела большого значения. Буддизм, как правило, пользовался покровительством царей крупных держав. Распространение праведности одновременно означало усиление власти правителя, отвечающего этому религиозному идеалу. Все большее распространение буддизма способствовало появлению новых его школ и направлений, эволюции всего религиозного учения (подразделяется на два основных направления: «узкий путь спасения» и «широкий путь спасения»). Меняется отношение и к самому Будде появляются его изображения, посвященные ему храмы, устанавливается культ его как божественного существа. Индуизм. Основу индуизма составили архаические верования многочисленных народов Древней Индии, культы деревьев, гор, водоемов, животных. В то же время для индуизма характерна идея вездесущего Бога-творца, являющегося основой мироздания (для многих индуистов таким верховным божеством является Вишну, для других - Шиву) Священными текстами индуизма считаются веды и пураны — «сказания о древности». В индуизме развилось храмовое богослужение. Содержание храмов обеспечивалось доходами с принадлежавших храмам земель. Основные черты идеологии индуизма ярко проявляются в «Бхагавад-гите» — поэме, включенной в состав «Махабхараты». Для индуистской этики характерна беспредельная терпимость. Общие принципы индуизма в области общественных отношений сводились к следующему: общение должно быть ограничено своим социальным кругом — запрещены браки и совместное принятие пищи между членами разных каст, а также смена кастовой профессии. Убиение животных, в особенности коров, считалось страшным грехом. Семьи и отдельные лица, которые не соблюдали необходимых правил, подвергались изгнанию из касты. Освященная религией индуизма кастовая система обеспечивала устойчивость общества, его способность противостоять любому чуждому влиянию, придавала ему чрезвычайно консервативный характер.
Культура Древней Индии Литература. Древнейшие из памятников — веды. Огромное внимание, которое уделялось точности передачи и истолкованию священных ведийских текстов, привело в конечном счете к появлению таких специальных дисциплин, как фонетика и этимология. На этой основе впоследствии развивалась древнеиндийская лингвистика. Наряду с ведийской литературой оформлялась и эпическая традиция — две поэмы, «Махабхарата» и «Рамаяна», каждая из которых включает несколько десятков тысяч стихов. В своем окончательном виде «Махабхарата» и «Рамаяна» стали подлинной энциклопедией индуизма. Ко 2 пол. I тыс. до н. э. относится формирование и буддийской литературы. Некоторые канонические тексты упомянуты в эдиктах Ашоки в III в. до н. э. Согласно буддийским преданиям, в I в. до н. э. на Ланке записан весь канон тхеравады. Из произведений научной литературы следует прежде всего упомянуть о грамматике санскрита, составленной Панини примерно в IV в. до н. э. Заслуженной славой пользуется древнеиндийская философия, психология, медицина. Арьябхатта (V в.) предполагал вращение Земли вокруг Солнца. Арабские цифры также родом с Индии. Архитектура и искусство. Строительство из кирпича и камня начинается в основном в послемаурийскую эпоху. Сохранившиеся памятники связаны прежде всего с буддизмом, например пещерные монастыри Западной Индии. Высеченные в скалах залы достигают площади около 500 кв. м при высоте около 15 м. Характерно их внутреннее оформление, воспроизводящее традиции деревянного зодчества. Из наземных построек самые значительные находятся в Санчи. Главной достоприм. Санчи является большая ступа, сооруженная во II—I вв. до н. э. Древн. памятниками индийской скульптуры являются каменные колонны, на которых высечены надписи Ашоки. В послемаурийскую эпоху сложились местные школы скульптуры: Гандхары (Сев.-Зап. Индия, под влиянием античного искусства), Матхуры (центр. ч. Сев. Индии) и одной из областей Декана. Всемирно известные памятники индийской живописи находятся в Аджанте (Западная Индия). Пещерные храмы и монастыри Аджанты создавались в течение почти 1 тыс.л., начиная с послемаурийского времени.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы