Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 2. Жанры эстрадного номера
«Синтетический» эстрадный номер Нужно заметить, что в эстрадном номере возможно использование комплекса выразительных средств, что позволяет говорить о синтетичности номера. Например, в музыкальном фельетоне актер может говорить, петь, играть на музыкальных инструментах, пользоваться пластическими трюками и элементами пантомимы. Оригинальный (эстрадно-цирковой) жанр соединяется с речевым, вокальный с танцевальным и т. д. Однако в этом комплексе всегда нужно выделять главное выразительное средство. Такой подход является не только традиционным, но имеет большое значение при практической работе над эстрадным номером. Режиссер должен понимать, что поставить номер вне четкого жанрового признака невозможно. Хороший номер обязательно попадает в какой-нибудь один жанр — такова специфика эстрадного искусства. А если номер не имеет четкого основного жанрового признака, это свидетельствует о непрофессиональном подходе к его постановке. Как бы блистательно ни танцевали, к примеру, Л. Вайкуле и В. Леонтьев, — они работают в вокально-эстрадном жанре, а не в танцевальном. Сколько бы ни добавлял в свои номера элементов оригинального жанра А. Райкин, — он артист речевого жанра (А. Райкин пользовался, например, приемами фокусников, доставая шарики изо рта; он довольно часто, особенно в раннем периоде творчества, прибегал к пантомиме; он также и пел). Или наоборот: в вокально-инструментальной группе можно увидеть, что исполнители поют, играют на музыкальных инструментах, танцуют, делают акробатические элементы. Но простое сложение выразительных средств разных жанров совсем не обязательно делает номер выразительнее, а чаще всего просто уничтожает его. Появившееся в последнее время понятие синтетического эстрадного номера весьма верно, однако его надо правильно понимать. Возникновение его понятно. Актеры, стремясь усилить палитру выразительности, наращивают свой профессиональный арсенал, и то, что такого актера называют синтетическим эстрадным актером, — вполне правомерно. Но то, что такое определение механически переносится на номер, исполняемый актером, представляется не совсем точным. 33 Раздел первый. Общие вопросы режиссуры эстрадного номера искусство объединяет разнообразные жанровые разновидности, — писал Евг. Кузнецов, — общность которых заключается в легкой приспособляемости к различным условиям публичной демонстрации, в кратковременности действия, в концентрированное™ его художественных выразительных средств»3. Существуют следующие эстрадные жанры: —речевой (разговорный) жанр; —вокальный жанр; —оригинальный и эстрадно-цирковой жанры; —инструментальный музыкальный жанр; —танцевальный жанр. Так сложилось, что названия этих жанров употребляют в единственном числе. Хотя правильнее для речевого и оригинального — множественное число, потому что каждый из них подразделяется на множество более узких направлений. В номере любого жанра присутствует элемент актерской игры. В одних ее место более весомо. Это речевые жанры, в которых искусство эстрадного артиста наиболее тесно соприкасается с искусством актера драматического театра. В инструментальных музыкальных жанрах ведущее место, естественно, занимает музыка. Но вне актерского мастерства ни один номер любого жанра на эстраде существовать не может. Уже приводился пример, что даже выступление дирижера или классического музыканта-инструменталиста может нести в себе игровой элемент. Но обращаться к нему нужно с осторожностью и только тогда, когда это позволяют сделать сам жанр и, главное, индивидуальность исполнителя. Если блистательный музыкант во время исполнения музыки начинает что-то.-неумело играть актерски (вот где правильнее было бы сказать «начинает изображать»), — это вызывает только раздражение и в результате губит прекрасный музыкальный номер. Актерское мастерство исполнителя номера не должно затушевывать выразительные средства жанра, а естественным образом сливаться с ними, образуя органичный синтез актерского искусства и технологии выразительных средств определенного эстрадного жанра. 32 Глава 2. Жанры эстрадного номера ФЕЛЬЕТОН — социально-публицистическое выступление, выражающее гражданскую позицию артиста, его отношение к тому или иному актуальному явлению. Чаще всего произносится не в образе, а от лица артиста. От монолога отличается большей общественной звучностью, масштабом затрагиваемых тем. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕЛЬЕТОН — содержит в себе черты и монолога, и фельетона, но с активным использованием музыки в форме пения, игры на музыкальных инструментах, музыкального сопровождения. Очень разнообразен по эмоциональному воздействию — от лирического до гневно-публицистического. В музыкальном фельетоне музыка является не только приложением к тексту, а имеет драматургически определяющий характер. СКЕТЧ — маленькая пьеска с небольшим количеством действующих лиц, чаще всего сатирического направления, с известной схематичностью характеров персонажей, как в типажах, так и в моделях поведения. СЦЕНКА — от скетча отличается отсутствием сюжета. Чаще всего в ней обозначается место действия и задаются условные предлагаемые обстоятельства. ЭСТРАДНЫЙ ДИАЛОГ — еще более условен, чем сценка. Место действия и предлагаемые обстоятельства, как правило, — реально идущий концерт. Отличительной особенностью является насыщенность текста репризами. ЭСТРАДНЫЙ БЫТОВОЙ РАССКАЗ - в качестве литературной основы использует произведения, не написанные специально для эстрады. От художественного чтения отличается тем, что артисты всегда обращаются напрямую в зрительный зал от собственного лица, рассказывая историю, придуманную писателем как случай, происшедший лично с исполнителем. МИНИАТЮРА — небольшое юмористическое, сатирическое, пародийное, лирическое произведение для эстрады — от разыгранного монолога до диалога нескольких действующих лиц. В строгом смысле является не отдельным жанром, а формой существования самых разных эстрадных жанров. Как разнообразная эстрадная форма составляет основу репертуара театра миниатюр. ПАРОДИЯ — искусство перевоплощения в узнаваемых и популярных персонажей от политических лидеров до эстрадных 35 Раздел первый. Общие вопросы режиссуры эстрадного номера Если в постановочной работе режиссер четко не разделяет главное и второстепенные выразительные средства, это ведет к рыхлости формы. Нельзя также забывать о сложившихся традициях художественного восприятия зрителей. Номер, в котором используется разнообразный арсенал вырази тельных средств, нужно определять как эстрадный номер конкрет ного жанра с использованием вспомогательных выразительных средств. Так, думается, надо трактовать понятие «синтетический эстрадный номер». Пять основных эстрадных жанров подразделяются, в свою очередь, на множество подвидов. Рассмотрим характеристику эстрадных жанров подробнее. Речевые жанры «Каковы же специфические признаки этих жанров эстрадного искусства? На мой взгляд, — писал В. Ардов, — к ним относятся те разновидности малых форм, в которых основным материалом и формой выражения темы, идеи является слово; слово, организованное в драматическую форму, иногда связанное с музыкой, танцами, различными элементами зрелища (кино и волшебный фонарь, фокусы, акробатика, клоунские трюки и многое другое); слово, украшенное разнообразными аксессуарами и вещественным оформлением; слово, выраженное в живой человеческой речи, непосредственно или при помощи механической записи, или изображенное графически»4. КОНФЕРАНС — искусство ведения концерта и импровизированного разговора или диалога со зрительным залом. Различают сольный и парный конферанс. Встречается инсценированный конферанс. В своем репертуаре конферансье обязательно имеет собственный номер, чаще всего речевого жанра. МОНОЛОГ В ОБРАЗЕ — сольное выступление артиста, обращенное непосредственно к зрителю. Чаще произносится «от маски», поэтому наиболее верное определение жанра — «эстрадный монолог в образе». Чаще всего носит юмористический или сатирический характер. 34 Глава 2. Жанры эстрадного номера Слабые вокальные данные нередко восполняются способностями к глубокому актерскому „проживанию" материала»5. ПЕСНЯ НА ЭСТРАДЕ — на современной эстраде ведущий и самый широко распространенный жанр; при том, что главным выразительным средством жанра является вокал, эстрадное пение включает в себя и такие важные компоненты, как слово, актерское мастерство и пластику эстрадного артиста-вокалиста; таким образом, современная эстрадная песня создается комплексом выразительных средств; баланс использования составных частей этого комплекса зависит от индивидуальности исполнителя, от характера музыкально-текстовой основы песни, от ее поджанровой разновидности (лирическая песня, гражданственно-патриотическая песня, баллада, шуточная песня, игровая песня); в эстрадном пении существуют поджанры — народное пение, романс, цыганское пение и др.; манера их исполнения отличается от чисто фольклорной или филармонической, как правило, они звучат в эстрадных обработках с соответствующей аранжировкой; в отдельный поджанр выделилась авторская песня, где ведущее значение имеет текст, а не музыкальная основа, и которая, как правило, исполняется самими авторами. Отличительной особенностью современного эстрадного пения является так называемое «микрофонное пение», которое требует от исполнителя особых, отличных от филармонического, приемов звукоизвлечения; сегодня наиболее распространенным является сольное эстрадное пение, однако оно существует и в исполнении небольшими вокальными ансамблями; эстрадное пение включает в себя все без исключения музыкальные стили: классику, ретро, джаз, рок и т. д.; некоторые виды эстрадной песни могут исполняться в форме сюжетного (театрализованного) эстрадного номера: «Песня — вокальная (вокально-инструментальная) миниатюра, — пишет А. Петров, — получившая широкое распространение в концертной практике. На эстраде нередко решается как сценическая „игровая" миниатюра с помощью пластики, костюма, света, мизансцен („театр песни" ); большое значение приобретает личность, особенности таланта и мастерства исполнителя, который в ряде случаев становится „соавтором" композитора»6. ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА - по существу, жанр является разновидностью эстрадного пения, но обладает 37 Раздел первый. Общие вопросы режиссуры эстрадного номера звезд. Несмотря на частое использование в пародии комплекса выразительных средств (вокала, пластики), а не только слова и актерского мастерства, все пародии на эстраде относятся к речевому жанру (за исключением синхро-буффонады). Различают пародии портретные (на какое-то конкретное лицо) и пародии на социально-общественные явления (чаще всего такая пародия приобретает сатирический характер), на отдельные произведения искусства (например, на конкретную театральную постановку), на штампы отдельных видов искусства (например, пародия на оперные штампы). КУПЛЕТ — небольшое комическое, сатирическое, публицистическое стихотворение (буквально несколько строк, короткая строфа), положенное на какую-нибудь несложную мелодию. Всегда проходит сериями (несколько куплетов на одну тему) и содержит рефрен (повторяющиеся строки). Как правило, исполняется соло или дуэтом. БУРИМЕ — шуточная игра со зрительным залом, когда из публики задаются рифмы и темы, а артист мгновенно импровизирует стихи на тему в точном соответствии с заданными рифмами. Все разговорные жанры в обязательном порядке требуют от исполнителя владения актерским мастерством. Это происходит даже в тех случаях, когда актер не разговаривает, а поет и двигается (как в некоторых видах пародии). Поэтому все без исключения разговорные жанры относятся к игровым эстрадным жанрам. Если собственно актерское искусство или отдельные его элементы, такие, как действие в предлагаемых обстоятельствах, создание характера и др., присутствуют в некоторых разновидностях и других жанров, то и их можно отнести к игровым. В принципе это зависит только от способности исполнителя и фантазии режиссера. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы