Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Инструментальная музыка на эстраде
СОЛЬНОЕ и АНСАМБЛЕВОЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИ ТЕЛЬСТВО — выделено в отдельный эстрадный жанр, так как отличается рядом особенностей от филармонического инструментального исполнительства; в первую очередь — подбором исполняемого репертуара, который по преимуществу составляют эстрадные обработки небольших популярных классических произведений (крупные музыкальные формы не исполняются), сюиты и фрагменты из оперетт и мюзиклов, сюиты из музыки к фильмам, попурри на темы популярных песен и танцевальных мелодий, обработки народных мелодий; в ансамблевом исполни-тельстве часто используется необычный, по сравнению с филар-моническим, состав инструментов оркестра или ансамбля; в сольном исполнительстве часто используются необычные и ред-кие музыкальные инструменты — гусли, рожки, флейты Пана, ксилофоны, виброфоны, концертино и др.; чаще всего исполня- 49 Раздел первый. Общие вопросы режиссуры эстрадного номера гадывание» происходит за счет зашифрованного кода, известного только артистам, но которому придается вид нормального разговора; жанр требует тренировки памяти, так как надо быть готовым к самым неожиданным вопросам и, следовательно, помнить редко употребляемые кодовые слова. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ — очень похожи на мнемотехнику, но включают в себя более тонкую систему обмена знаками; здесь имеет значение не только речь, но движения, мимика, интонация; часто в этом жанре используется гипноз. ЖИВАЯ СЧЕТНАЯ МАШИНКА (МАТЕМАТИЧЕСКИЙ НОМЕР) -демонстрация искусства быстрого и точного счета; артисты, работающие в этом жанре, должны обладать природными способностями такого рода и уметь вести непринужденный разговор со зрительным залом. ХУДОЖНИК-МОМЕНТАЛИСТ — демонстрация искусства создать моментальный портрет одного или нескольких зрителей (чаще всего в форме дружеского шаржа); исполнитель должен обладать не только собственно художественными, но актерскими способностями, так как жанр требует живого импровизированного общения с публикой. ИГРА С ЛАССО И АРКАНАМИ — демонстрация ловкости в захватывании различных предметов при помощи реквизита, указанного в названии жанра; близко к этому жанру примыкает ИГРА С КНУТАМИ, разница в том, что здесь предметы чаще не захватываются, а сбиваются кнутом или бичом, причем в довольно опасных ситуациях, — например, кнутом выбивается сигарета изо рта ассистента, сбивается с головы яблоко и т. п.; по преимуществу — цирковой жанр, но встречается и на эстраде. ДЪЯБОЛО — в основе жанра лежит игра со специальным волчком в форме небольшой катушки; волчок раскручивается тонким шнурком, который прикреплен к двум палочкам; исполнитель, держа эти палочки, подбрасывает и ловит волчок-дъяболо обратно на шнурок, делает различные вращения; такие номера чаще исполняются парой, что позволяет добавить к трюковому арсеналу различные перекидки. ИГРА С ХУЛА-ХУПАМИ (БОЛЬШИМИ ОБРУЧАМИ) - исполняется только женщинами; основные трюки — вращение одного, а затем нескольких обручей вокруг тела и частей его — шеи, рук, ног; используется и жонглирование большими обручами; успех 48 Глава 2. Жанры эстрадного номера Основные положения для конспектирования: q понятие «жанр» на эстраде имеет двойственное толкование: первое — объединение номеров по признаку выразительных средств, при помощи которых создается художественный образ, второе — объединение номеров по характеру их эмоционального воздействия; режиссер номера создает художественный образ посредством специфических выразительных средств определенного жанра, а также определяет характер эмоционального воздействия номера; q традиции эстрадного искусства определяют эстрадный жанр в первую очередь как специфику выразительных средств номера; О синтетический эстрадный номер следует определять как номер определенного жанра с использованием вспомогательных выразительных средств; создавая синтетический эстрадный номер, режиссер должен выделить главное выразительное средство жанра, отврдя другим вспомогательную роль; О актерское мастерство исполнителя номера не должно затушевывать выразительные средства жанра, а естественным образом сливаться с ними, образуя органичный синтез актерского искусства и технологии выразительных средств эстрадного жанра; О специфика отдельных жанров, представленная и классифицированная во 2-й главе, отражает специфику подхода режиссера к постановочной работе над номером определенного жанра в отборе выразительных средств. ' Товстоногов Г. Зеркало сцены. Т.1. Л., 1980. С. 173. 2 Каган М. Морфология искусства. Л., 1972. С. 424. 3 Кузнецов Евг. Из прошлого русской эстрады. М., 1958. С. 19. 4 Ардов В. Разговорные жанры на эстраде. М., 1968. С. 3. 5 Клитин С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. Л., 1987. С. 58. 6 Петров А. Песня // Эстрада России. XX век. Лексикон. М., 2000. С. 440. 7 Каштелян С. Право на эксперимент // СЭЦ. 1969. № 1. С. 8. Раздел первый. Общие вопросы режиссуры эстрадного номера емые произведения подбираются таким образом (особенно в сольном инструментальном исполнительстве), чтобы музыкант мог продемонстрировать виртуозную технику владения инструментом; театрализация в этом жанре — редкость, но известны успешные примеры даже оркестрового исполнительства в театрализованной форме. Особое место в эстрадном вокальном и музыкальном инст- ' рументальном исполнительстве занимает джаз, но подробная характеристика его — прерогатива музыковедов. Впрямую темы данного учебного пособия касается эстрадный джаз-оркестр, отличительной особенностью которого является, помимо репертуара, общение оркестрантов и дирижера с публикой, раскованная манера поведения на эстраде вплоть до исполнения танцевальных элементов, разыгрывание небольших сценок, даже сюжетных. Танец на эстраде Это короткий номер, который проявляется в разновидностях жанров собственно хореографического искусства: классический, народный, историко-бытовой, характерный, бальный, модерн, джаз-танец, стэп и т. д. В эстрадном танце часто используется выразительный арсенал других жанров эстрады, особенно акробатики и пантомимы. Поэтому эстрадный танец часто стремится ввести в структуру номера трюк. Нередко эстрадный танец выстраивается в форме сюжетной сценки. В этой книге не будут подробно рассматриваться жанры инструментальной эстрадной музыки, куклы на эстраде и эстрадный танец. Каждый из этих жанров отражает мощную проекцию отдельных видов искусств (кукольный театр, танец, музыка) на эстраду. И работа над номерами этих жанров — дело специалистов в этих жанрах. Балетный номер ставит всегда балетмейстер, над музыкальным номером работает дирижер. Номер с куклой может поставить только специалист в области кукольного театра. Однако первый раздел учебного пособия, думается, может быть полезен и для этих специалистов, так как здесь анализируются общие законы создания эстрадного номера (особенно его драматургии), которые одинаковы во всех жанрах. 50 Глава 3. Режиссер как создатель драматургии эстрадного номера ние зрителя. Как мы представляли себе сумму этих качеств в те или иные годы — величина переменная. «Необходимо умение спрессовать содержание почти до форму лы, достигнуть обобщения в характеристике персонажа, комизма ( а иногда и трагикомизма) ситуации, афористичности и многого дру гого»1 Индивидуальность артиста — отправная точка в создании драматургии номера В понятии индивидуальности эстрадного артиста есть ряд специфических черт, которые отличают его от понятия индивидуальности драматического артиста: — жанр*, в котором работает артист, и, следовательно, вырази — уровень исполнительского мастерства («технологии» владе — мера владения навыками актерского мастерства, и отсюда спо — собственно актерская индивидуальность исполнителя. Одна из главных задач режиссера при создании эстрадного номера — раскрыть все сильные стороны исполнителя, затушевать слабые, опереться в работе на его способности и навыки. И происходит это уже на этапе формирования замысла номера. Обречен на провал режиссер, который не учитывает этого обстоятельства. Если у режиссера при создании замысла и драматургии номера нет «прикидки» на конкретного артиста, а есть некое общее Терминологически точнее — «род» (так определяет это проф. С. Клитин), а не «жанр», который является более узким понятием. Но традиции эстрады заставляют употреблять термин «жанр». 53 ГЛАВА 3 Режиссер как создатель драматургии эстрадного номера Одной из особенностей эстрадного искусства выступает то обстоятельство, что зачастую актеры' и режиссеры сами являются авторами (драматургами) своих номеров и программ, сами создают для них сценарии. Такова практика. Но это объясняется и объективной спецификой эстрады, обусловленной чрезвычайной персонифицированностью ее как вида искусства. Эстрадный номер всегда создается не просто для конкретного исполнителя ( исполнителей): индивидуальность артиста служит от правной точкой в возникновении эстрадного номера. Роль режиссера как автора сценария номера в разных жанрах неодинакова. Естественно, что отправной точкой в создании номеров на основе монолога, фельетона, куплета, песни служит авторский и музыкальный текст. Но даже в этих случаях нередки ситуации, когда режиссер принимает на себя функции создателя сценария (либретто) номера, а не ограничивается режиссерской разработкой предложенного автором текста или музыки материала. Часто режиссер вместе с автором работает над текстом, и в этом случае становится соавтором произведения. В некоторой части речевых жанров (например, в пародии) эта тенденция проявляется в большей степени. И практически всегда режиссер становится создателем драматургии номера в вокально-эстрадном, оригинальных и эстрадно-цирковых жанрах, режиссер-балетмейстер — в эстрадной хореографической миниатюре. Специфику драматургии номера в театре миниатюр точно определил А. Райкин: «Материал должен быть актуальным, лаконичным, образным, смешным и в то же время облагораживать душу и созна- * Роль актера в создании драматургии номера весьма значительна, но анализ этой темы выходит за рамки данного учебного пособия. 52 Глава 3. Режиссер как создатель драматургии эстрадного номера В номере на основе авторского текста режиссер ищет разработку, прием, ход, неожиданное решение, отправной точкой к которым послужил авторский текст. На основе текста режиссер в первую очередь определяет: что происходит? А на основе чего «что происходит? » было определено, например, в номере «Асисяй» (В. Полунин и «Лицедеи»)? Ведь у этого номера не существовало сценария. В таких случаях эстрадники говорят: номер родился... Но в таких случаях мы должны, в строгом смысле, говорить: режиссером и артистами была создана драматургия эстрадного номера, то есть — сценарий, либретто и т. п. В целой группе жанров профессиональные сценаристы — а для большинства такого рода эстрадных номеров требуется именно сценарий, — огромная редкость. Это не только оригинальные жанры, но и, например, некоторые разновидности пародий. Создание сценария-либретто требуется в постановке песни-сценки. Написать сценарий подобного эстрадного номера вообще, вне расчета на конкретного исполнителя, невозможно. Да и отдельно в качестве литературного произведения ценность такого сценария чаще всего очень сомнительна. Он оживает только в исполнении артиста. Эстрадный режиссер должен обладать особым чутьем, чтобы понять ценность сценария эстрадного номера. Ведь чаще всего читать такую «литературу» очень скучно, по сути, это сухое перечисление действий, происходящих на площадке. При прочтении сценариев знаменитых в свое время номеров очень часто возникает впечатление: «Неужели это было смешно? Неужели это могло вызывать тот восторг публики, о котором так красноречиво писала пресса? ». Если попробовать «положить на бумагу» то, что происходит в знаменитом клоунском антре «Импровизированная кавалерия» К). Никулина и В. Шуйдина, когда они выезжают на манеж на фальшивых бутафорских лошадях, в результате получится какой-то следственный протокол: «Первый вышел справа, второй вышел слева, они проходят медленным шагом 4 метра, останавливаются, поворачиваются по часовой стрелке...». Это говорит о том, как трудно за сухим перечислением действий и событий в сценарии будущего эстрадного номера увидеть конечный результат, как трудно разглядеть в этом интересный эстрадный номер. 55 Раздел первый. Общие вопросы режиссуры эстрадного номера представление, замысел, для которого он затем надеется найти исполнителя, то тем самым нарушается один из основных законов эстрады. Вольно или невольно режиссер в таком случае ставит на первый план свой замысел, свою индивидуальность, а не индивидуальность артиста. Конечно, в разных жанрах эстрады существует своя специфика в подходах к созданию драматургии сюжетного эстрадного номера. В этом смысле условно все жанры можно разделить на два типа: — эстрадные жанры, в которых есть авторское начало. Это в пер — эстрадные жанры, в которых отсутствует авторский текст. Это Может возникнуть вопрос: разве в первой группе жанров режиссер, создавая сюжетный эстрадный номер, не определяет предлагаемые обстоятельства, событийный ряд, не работает над созданием характера персонажа (маски) и т. д.? Безусловно. Однако здесь у него уже есть отправная точка (авторский текст). Поэтому тут нужно говорить не о создании режиссером драматургии сюжетного эстрадного номера, а о режиссерской разработке авторского замысла. Здесь работа режиссера эстрады в большой степени схожа с работой режиссера в драматическом театре. С той лишь разницей, что первый оперирует понятием «номер», а второй — понятием «спектакль». Но и к автору текста эстрадного номера чаще приходит успех, когда ориентируется на конкретного артиста. «Мне очень трудно писать для того или иного артиста, не увидев его, не поговорив с ним, не поняв, как он сам реагирует на то или иное, — писал известный эстрадный автор И. Виноградский. — У каждого человека свой строй речи, свой ритм, особенности, соответствие между речью и внешними данными. То, что может говорить со сцены высокий, грузный, неторопливый, седовласый, уверенный в себе мужчина, никогда не сможет убедительно произнести тоненькая юная девушка, пусть даже очень хорошенькая... Знать своего исполнителя необходимо. В этом одно из условий успеха»2. 54 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы