Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 2. Жанры эстрадного номера. На вольностоящих лестницах существует как чисто цирковой



на вольностоящих лестницах существует как чисто цирковой, так и эстрадно-цирковой жанр;

д) эквилибр на канате (канатоходцы): в эстрадно-цирковых
жанрах представляют интерес только партерные канаты, укреп­
ляемые на небольшой высоте; канаты могут закрепляться не
только вертикально, но и наклонно; иногда используют шпрунг-
канаты, которые на концах снабжены специальными амортиза­
торами, что позволяет подбрасывать артиста вверх; балансиро­
вание осуществляется с помощью длинного шеста-балансира;
исполняемые на канате трюки подразделяются на отрывные (осо­
бенно на шпрунг-канате) и неотрывные; номера исполняются как
соло, так и группой; групповой эквилибр на канате позволяет ис­
пользовать арсенал акробатических трюков, жонглирование; воз­
можно сочетание эквилибра на канате с эквилибром на перше;

е) эквилибр на проволоке — выделен в отдельный жанр, так
как площадь опоры минимальна; различают натянутую (тугую)
и свободно висящую, -проволоку, которая прогибается под тяже­
стью артиста; проволока бывает одинарная и двойная, горизон­
тальная и наклонная; часто балансировщик помогает себе специ­
альным веером, зонтиком и т. п.; в этом виде эквилибра часто
исполняются танцы на проволоке (тугой); свободно висящая
проволока дает большие возможности для клоунады, т. к. шат­
кая проволока очень выигрышна в театрализованных номерах ко­
медийного плана;

ж) эквилибр на шаре — бывает сольный и групповой; вто­
рой сложнее, но более зрелищный, т. к. позволяет дополнитель­
но привлечь арсенал выразительных средств акробатики и жон­
глирования;

з) эквилибр на катушке (катушках) — здесь в качестве снаря­
да и реквизита используется полый цилиндр (или несколько) дли­
ной до 30 см и 15 см в диаметре, а также дощечка, которая кладет­
ся на круглую поверхность катушки; жанр очень распространен
на эстраде; основной трюк — балансировка в различных положе­
ниях на нескольких катушках, свободно стоящих друг на друге;
эквилибр на катушках часто сочетается с жонглированием.

АТЛЕТИКА — в основе жанра лежит демонстрация необыч­ной физической силы; в старом цирке одним из видов атлетики была борьба; сегодня атлетика подразделяется на два вида — си­ловые жонглеры и атлеты:

45


Раздел первый. Общие вопросы режиссуры эстрадного номера

групп животных; чаще эстрадный артист-дрессировщик работа­ет с одним или небольшой группой домашних животных или птиц; часто артисты других жанров используют элементы дрес­сировки в некоторых фрагментах своих номеров; номера с дрес­сировкой нередко делаются сюжетными, что позволяет ставить небольшие сюжетные сценки, создавать впечатление диалога артиста и животного и т. д.

ЭКВИЛИБР — основой мастерства исполнителей в этом жан­ре является удержание равновесия, номера строятся на демон­страции умения удерживать равновесие в необычном положении, на необычном снаряде; эквилибристика подразделяется на два вида — партерную и воздушную;

партерная эквилибристка — исполняется непосредственно на манеже (в цирке) или на настиле площадки (на эстраде); разли­чают следующие виды партерной эквилибристики:

а) ручной эквилибр. в основе которого — равновесие в стой­
ке на руках (на двух или на одной) в различных положениях, на
разных опорах, как в статике, так и в разнообразных вращениях;

б) эквилибр с першами и лестницами; перш — длинный шест
(наиболее часто применяется перш из дюралевых труб); баланси­
рование першей осуществляется в вертикальном положении на лбу
(лобовой перш), на поясном упоре (поясной), на плече (плечевой),
на одной руке (ручной), в зубнике (зубной), на ногах (ножной); этот
вид эквилибра исполняется как соло, так и в паре или группе; в
последнем случае функции исполнителей разделяются на верхне­
го (балансировщика) и нижнего (держащего перш или лестницу);

в) эквилибр на переходной лестнице, т. е. на такой лестни­
це, которая укреплена вертикально на площадке с помощью ра­
стяжек; иногда лестницы устанавливаются в два яруса — одна над
другой или в форме стремянки; на переходных лестницах экви­
либристы работают парой — верхний и нижний; основные трю­
ки верхнего — стойки на руках, на голове и на одной руке в раз­
личных комбинациях с нижним;

г) эквилибр на вольностояших лестницах; здесь снаряд ни­
чем не закреплен; номера чаще исполняются группой и включа­
ют в себя элементы парной акробатики, жонглирования; суще­
ствуют три вида вольностоящих лестниц — одинарная (до 3-х
метров), двойная (до 2, 2 метра), редко используется третья лес­
тница (меньшего размера со специальными упорами); эквилибр

44


Глава 2. Жанры эстрадного номера

дет репризный диалог, при этом кукла «говорит» за счет чрево­вещания, а артист — своим голосом; иногда, хотя и очень редко, вентрологи выступают с «говорящими животными»; при работе над жанром требуется соблюдать особую деликатность и чувство меры, чтобы не возникало ощущения «занимательной патологии».

ИМИТАЦИЯ (или звукоподражание) — этот жанр необходи­мо отличать от разновидности того же названия в разговорных жанрах; в оригинальных жанрах это именно имитация звуков, при помощи которых создаются звуковые картинки (например, «Утро в деревне» - поют петухи, мычит корова, слышны голоса птиц и т. д.); часто номера этого жанра исполняются в форме «человек-оркестр», когда артист подражает голосам и тембрам различных инструментов оркестра.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СВИСТ — искусство исполнения мелодии с помощью свиста. Такой свист является своего рода трюком, так как исполнение мелодий возможно в необычном музыкальном диапазоне, отличном от привычных тесситур вокального голоса; по этой причине относится к оригинальным жанрам. Часто со­здает необычную и оригинальную мелодическую трактовку му­зыкального произведения. В качестве музыкальной основы ис­пользуются произведения короткой музыкальной формы (или фрагменты больших форм, — например, ария из оперы), попур­ри. Обязательным условием является популярность и узнавае­мость музыки, как современной, так и классической. Как прави­ло, артист выступает в сопровождении концертмейстера, неболь­шого ансамбля или под инструментальную фонограмму.

МНЕМОТЕХНИКА — основана на искусстве запоминания, иногда ее еще называют «отгадыванием мыслей на расстоянии»; номер обычно работается парой — один исполнитель стоит на эс­траде и «отгадывает», к кому из зрителей подошел его партнер, его профессию, пол, возраст, как зовут этого зрителя, какой у него в руках предмет, и т. д.; в таких номерах действует скрытая фор­ма передачи ответов — фразы-вопросы строятся таким образом, что по их построению «отгадывающий» получает подсказку: на­пример, если говорится: «Ну, скажи, кого я взял за руку», то восклицание «ну! » в начале фразы для «отгадывающего» озна­чает, что это девушка; если же вместо «ну! » звучит «вот! », это значит — юноша и т. д.; в качестве таких тайных знаков исполь­зуется и определенный порядок слов в вопросе; по существу «от-

47


Раздел первый. Общие вопросы режиссуры эстрадного номера

силовые жонглеры — номера этого жанра строятся на под­брасывании тяжелых предметов; чаще всего артисты работают соло или парой; в качестве реквизита используют гири, ядра, штанги, исполнители гнут железные пруты и гвозди, разгибают подковы и т. д.;

атлеты — номера этого жанра демонстрируют физическую силу в образно-художественной форме: это — русские богатыри, античные атлеты, оживающие скульптуры и т. п.

ФОКУСЫ — в основе этого жанра создание иллюзии появле­ния, перемещения (в том числе и полеты), исчезновения пред­метов, животных и даже людей; номера этого жанра популярны на эстраде и очень часто театрализованы — артист создает харак­тер, место действия, присутствует событийный ряд, он часто вступает в непосредственное общение со зрителями, как в разго­воре, так и приглашая их на эстраду для демонстрации фокусов; в номерах чаще всего артистам помогают ассистенты, которые выполняют функции не только непосредственного помощника, но и призваны в нужный момент отвлекать внимание зрителей; жанр подразделяется на два вида — манипуляцию и иллюзию:

манипуляция (второе название — престидижитация) осно­вана исключительно на виртуозной технике пальцев, ловкости и координации рук; в качестве реквизита используются, как прави­ло, небольшие предметы — карты, шарики, монеты, платки и т. п.; во время выступлений манипуляторы пользуются специальны­ми отвлекающими движениями, которые называются пассами;

иллюзия основана на использовании специальной аппарату­ры, которая позволяет артисту вводить зрителя в заблуждение (ширмы, короба, зеркала, столы и т. д.); выразительная иллюзия чаще всего возможна, когда с артистом работает группа ассистен­тов, часто используются двойники-близнецы; выступления ил­люзионистов, из-за большого количества участников, аппарату­ры и реквизита, чаще всего проходят не в форме номера, а в виде аттракциона, занимающего целое отделение концерта; характер­ной особенностью таких номеров является использование арти­стов-лилипутов.

ВЕНТРОЛОГИЯ (ЧРЕВОВЕЩАНИЕ) - этот жанр основан на умении говорить без помощи артикуляции губ, что создает впе­чатление, будто слова произносит не один человек, а несколько; чаше всего вентрологи выступают с куклой, с которой артист ве-

46


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь