Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 13. Пантомимический номер. Приведенные выше — основные и наиболее распространенные стилевые движения
Приведенные выше — основные и наиболее распространенные стилевые движения пантомимы. Некоторые артисты в своих номерах используют довольно ограниченный круг стилевых движений, что позволяет говорить о своеобразных штампах в пантомиме. Важно понять, что существует не просто определенный набор стилевых движений, а есть общий принцип их построения. Любое условное движение артиста пантомимы, создающее иллю зию того или иного рода, есть стилевое движение. В поиске подобной иллюзии — огромное поле для фантазии режиссера и артиста. По существу, в пантомиме нет преград для создания любой иллюзии посредством пластики. Весь вопрос — в изобретательности артиста и режиссера. Выдающиеся мастера этого жанра всегда создавали новые стилевые движения, после них такие движения входили в обиход многих артистов. Разница лишь в том, что одни артисты изобретают новые стилевые движения, исходя из идейных и художественных задач своего номера, а другие — приспосабливают уже известные стилевые движения. Выдающимся мастером создания иллюзии посредством стилевых движений был М. Марсо (средства очень скупы, выразительности — максимум). Артист на протяжении двухчасового выступления с различными пантомимическим миниатюрами создает иллюзию пространства, которое «заполнено» людьми, предметами, декорациями. По существу, артист исключительно при помощи пластики создает целый мир вокруг себя. Неспособность выдумать новую пластическую иллюзию приводит к тому, что из номера в номер кочуют шаги на месте и полеты птиц. А однообразие приемов рождает однообразие сюжетов и тем. Яркий и свежий пантомимический номер может возникнуть толь ко тогда, когда в нем будут присутствовать неизбитые, новые, нео жиданные стилевые движения. Таким образом, работа режиссера с артистом пантомимы во многом сводится к поиску вместе с ним оригинальных стилевых дви жений, создающих ту или иную иллюзию. Нельзя не подчеркнуть и обстоятельство, на которое очень точно обратила внимание Е. Маркова: «У пантомимы фатальная, 251 Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров если можно так выразиться, склонность к аллегории: ее техника позволяет добиться эффекта замедленной съемки, монтировать эпизоды, пользоваться стоп-кадром»11. Трансформация предмета В пантомимических номерах часто используется прием, который условно можно назвать — «превращающиеся предметы». Вот в руках у артиста мяч, которым он играет, ударяя его в пол; но вот мяч превращается из круглого упругого предмета в комок теста; комок теста, который артист стягивает и растягивает (движение похоже на растягивание мехов аккордеона), вдруг превращается в аккордеон, на котором играет артист, и т.д. То есть возникают новые предметы или движения, логично вытекающие из предыдущих, но несущие совершенно другую смысловую нагрузку. Это очень похоже на своеобразные пластические загадки, которые артист предлагает отгадать публике. Чем резче контраст между исходным предметом и предметом, ко торый через аналогичное движение возникает в руках мима, — тем сильнее эффект. Он многократно возрастает от неожиданно воз никшей ассоциации. Может быть, поэтому такой прием довольно часто и успешно используется мимами в их номерах. Например, игра на рояле вдруг переходит в печатание на пишущей машинке и т. п. Это своего рода каламбур в пластике, когда одно и то же движение неожиданно приобретает иной смысл. Прием трансформации предмета выступает в пантомиме своего рода трюком, так как в нем всегда присутствует элемент неожидан ности. Артист как бы сопоставляет несопоставимое. Идентификационные движения В специфической пластике артиста пантомимы существует тип движений, которые называются идентификационными. 252 Глава 13. Пантомимический номер Идентифицировать — сделать похожим. На что же становится похожим движение мима, исполняющего идентификационное движение? Человек стоит на берегу штормового моря, волны ритмично накатывают на берег... И тело мима начинает двигаться в этом волнообразном ритме, повторяя в собственной пластике движения волн. Человек увидел птицу. Птица взлетела. Провожая взглядом ее полет, мим начинает повторять движения ее крыльев... Таким образом, возникает идентификация с воображаемым объектом, с которым играет мим. Г. Рамсегер писал: «Искусство современной пантомимы — это прежде всего идентификация. Изображая воду, мим уподобляется рыбе; изображая ветер, — превращается в бурю; если он изображает огонь, то превращается в пламя; а чтобы изобразить чувство — становится страстью... » 12 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы