Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности потребления в современной России



В современном российском обществе ценности престижа и статуса в потребленческих практиках связаны с тем, что потребление как деятельность имеет дифференцирующий характер, определяемый системой престижно-статусных ценностей и формирующий определенный образ и стиль жизни. В числе ведущих характеристик массового сознания в современной России – направленность на приобретение разнообразных материальных благ. В сущности, мировые тренды потребления в современной России трансформировались из-за специфики социальной структуры и общественного сознания. Приобретение материальных благ заняло ведущее место в системе общественных ценностей. Тем самым материальные блага и ценности, которые в западной культуре сопрягаются с идеологией либерализма и высоким правосознанием, в современной России вырваны из культурно-цивилизационного контекста [29, c. 56-57]. Согласно социологическим исследованиям, россияне на первое место среди положительных результатов реформ поставили возможность зарабатывать без ограничений (42 %) и лишь на пятое место – свободу слова и мысли (19 %). В конечном итоге это приводит к тому, что, по мнению ряда социологов, самому типу социализации в современном российском обществе всё больше характерен типичный потребленческий характер, так как потребление превращается в главное содержание общественной жизни, оттесняя на периферию производство и накопление. [22, с. 192].

Очередное поколение россиян приходит в общество, в котором нет ни общественных идеалов, ни общих ценностей, ни норм, ни единой идентичности, ни единого понимания демократии. Это данность, приходящая с либерализацией общества. Распространение ценностей индивидуализма, нацеленность на личный успех, активное конструирование личного пространство привело к беспрецедентной фрагментации общественных слоев. Отсутствие внятной концепции социального воспитания привело к тому, что социализация сейчас происходит в основном в информационно-развлекательном формате и в атмосфере сомнений в целесообразности и внятности наличествующих ценностей и институтов [26, с. 119].

Как уже было сказано, специфика общества потребления в современной России вырваны из культурно-цивилизационного контекста. Из-за этого создается новейшая система средств потребления, которая копирует иностранные образцы, возник видимый социальный слой людей, который по материальным возможностям может позволить себе воспроизводство стилей жизни зажиточных групп развитых стран мира. Однако большинство населения не имеет доступа  в это пространство потребления. Ведь для такого общества существует виртуальное (СМИ) и вторичное общество потребления (рынок фальсифицированных и подержанных товаров). Другими словами, это большинство людей живет в тени общества потребления: оно его ощущает, но может пользоваться его благами в ограниченных и суррогатных формах. Однако оазисы общества потребления являются источником желаний, надежд, иллюзий и мотивов для огромной части населения, особенно — современной молодёжи [19, с. 9].

Сегодня идея прогресса преломилась в общественном сознании ставшего капиталистическим общества в уверенность в то, что все новые явления заведомо лучше прежних. Моральное устаревание вещей происходит гораздо раньше  их физического износа. Вещи обесцениваются подобно деньгам в период инфляции. Даже обеспеченный современный россиянин, как и западный потребитель, постоянно чувствует себя в какой-то мере символически обездоленным: недавно купленная дорогая вещь превращается символ старомодности. Это вызвано тем, что прогресс переориентировался на сокращение жизненного цикла производимой продукции, ускоренную смену ее поколений. Этот механизм искусственно раздувает потребность в потреблении, тем самым увеличивая уровень общественного производства, что приводит не только к увеличению благосостояния компаний, производящих общественные блага, но и к тому, что члены общества становятся зависимыми от процесса потребления и жаждут его всё больше и больше.

Члены современного российского общества, подобно членам общества западного, располагает потребностью выразить свою индивидуализации. Стандартизация общества потребления вызвала пресыщение у его членов, которые стараются бороться со сливанием с толпой, при этом не выходя за рамки общественного потребления, так как они в массе своей не представляют жизни за его пределами. Конкуренция производителей вызывает конкуренцию потребителей, которые ищут индивидуальность в бренде и всячески стараются продемонстрировать её. В нашу эпоху гибких технологий и моды на постмодернизм принцип ««Всё как у людей» трансформировался в принцип «Потреблять так, чтобы не сливаться с толпой». Реклама играет не последнюю роль в развитии общества. Современная реклама в обществе потребления порождает желание ассоциировать себя с определенной группы или какой-либо группой людей благодаря обладанию конкретным товаром. Упаковка больше не является обычным средством защиты товара, она превратилась в новый инструмент рекламы, который порождает желание приобрести товар. Аргументы рациональности и функционала в определённых ситуациях отходят на второй план, вынося вперед символ презентации престижного стиля жизни потребителя.

Реклама стала одним из средств производства: она производит желания, осознанные потребности и интересы. Реклама является и ключевым фактором успеха бизнеса и феноменом массовый культуры. Поэтому в прошлое уходит культура накопления. Деньги, едва появившиеся у населения, тут же пускаются на приобретение товаров в кредит. Инфляция в умеренных темпах стимулирует развитие культуры расточительства: деньги, хранимые дома или в банке, обесцениваются, поэтому эффективнее их сразу пускать в потребление. В данном случае благополучие семьи зависит от стабильности места работы, потому что квартира, автомобиль, бытовая техника приобретены в кредит [19, с. 14].

Особенно сильно общество потребления оказывает влияние на молодёжь, которая не имеет опыта жизни в другой экономической системе, всегда открыто новому и особенно западному. Имеет смысл рассмотреть действительное отношение молодёжи к обществу потребления на примере молодёжи Москвы как мегаполиса, по своим жизненным стандартам наиболее приближенным к западным.

Ответы на открытый вопрос: «Как вы понимаете для себя словосочетание “общество потребления”?» – показали наличие общих знаний респондентов о данном феномене. Только 4% опрошенных не смогли дать ему определение. Полученные определения можно условно разделить на определённые типы. Наибольшее число респондентов делали акцент на зависимости от потребления, например, «непреодолимое желание людей потреблять еще и еще», «общество, члены которого сильно зависимы от материальных благ». Опрашиваемые также обращали внимание в первую очередь на необдуманность совершаемых покупок («общество, которое делает необдуманные покупки», «покупать, не думая») и множество новинок («для людей всегда необходима новинка», «аудитория людей, покупающая каждый новый товар какого-либо бренда»). Некоторые респонденты акцентировали внимание на кризисе общественного производства: «люди только совершают покупки, потребляют различные вещи, но ничего не производят», «общество, ориентированное на приобретение, а не производство». И в последнюю группу можно отнести определения, связанные с ценностями и человеческим фактором: «общество, главной ценностью в котором считаются товары, а не человеческие отношения», «отношения на основе потребления», «общество, которое интересует только внешний вид, а не содержание человека». В большинстве ответов чувствуется негативная окраска, что говорит об отрицательном отношении к данному феномену [1, c. 214].

В стиле потребления молодёжи можно выделить ряд особенностей. Вывод о рациональности в потреблении можно сделать на основе того, что большинство респондентов выделяли как главный фактор потребления товаров именно доступную цену (24%). Среди других факторов опрашиваемые отмечали высокое качество (16%) и индивидуальные вкусовые предпочтения (11%). О рациональности можно также судить по ответам о том, к какому типу потребительского поведения отнесли бы сами себя респонденты. Большинство называют себя «прагматиками» (31%), т.е. теми, кто, отвергая форму представления продукта, ориентируются на содержание при минимальных финансовых затратах. Несмотря на выделенную выше рациональность, молодежь также склонна к совершению спонтанных покупок. Признались, что время от времени совершают спонтанные, незапланированные покупки 46% опрошенных. 19% совершают их довольно часто, и только 7% – практически никогда. Спонтанность в совершении покупок говорит о том, что молодежь часто поддается сиюминутным желаниям, не умея останавливаться на планируемом, что делает их легкой мишенью для производителей и маркетологов [1, с. 215].

Как правило, молодежи не характерно проявление консервативных установок, она открыта переменам и первой осваивает какие-либо новшества и нововведения. Такая склонность к новаторству, соответственно, проявляет себя и в процессе потребления. Большинство опрошенных (62%) относятся к новинкам скорее положительно, иногда покупая их ради интереса. Любят пробовать новое 13%, безразличны к новинкам 21% и только 2% относятся к ним отрицательно, доверяя только проверенным товарам. Среди новаторов преобладают возрастные группы 15–19 лет (52%) и 20–24 (48%) и отсутствуют представители молодежи в возрасте 25–29 лет. В первой по величине группе прагматиков по 39% получили возрастные группы 20–24 и 25–29 лет. В меньшинстве осталась самая младшая группа – 22%. Большинство опрошенных, назвавших себя консерваторами, находятся в возрасте 25–29 лет (52%), т.е. в самой старшей группе, когда многие её представители уже имеют семью и стабильную работу. Отсюда можно сделать вывод о том, что с возрастом консервативные установки берут верх, а желание первым пробовать новинки ослабевает [1, с. 216].

Если вернуться к типам потребительского поведения, то на втором месте после прагматиков находятся именно новаторы (23%), обычно тестирующие все новые товары. На вопрос: «Можете ли вы о себе сказать, что порой покупаете вещи, ориентируясь не столько на полезность и практичность товара, сколько на его бренд и статусность?» – 36% ответили «скорее да, чем нет», 32% – «скорее нет, чем да». 19% не могут о себе такого сказать, а полностью согласившиеся составляют 13%.Среди респондентов с большим достатком (кому хватает на все за исключением дачи и квартиры) 5% из 13% ответили «да» и 7% из 36% ответили «скорее да, чем нет». Среди респондентов с меньшим достатком (кому хватает на еду, одежду и мелкую бытовую технику) 6% из 13% ответили «да» и 19% из 36% – «скорее да, чем нет». То есть, недостаток материальных средств не останавливает людей, желающих купить вещи, считающиеся в обществе престижными. Уже отмеченная склонность к новаторству также отражается и в способах совершения покупок. Так, на вопрос: «Как вы относитесь к покупкам через Интернет?» – 45% опрошенных ответили, что совершают покупки онлайн по необходимости; 34% считают его очень удобным способом совершения покупок и пользуются им часто. 15% не доверяют онлайн-магазинам, предпочитая традиционные способы. А т.к. молодежь смело можно назвать проводником новой информации и даже вектором будущего развития общества, можно сказать, что онлайн-шоппинг в дальнейшем будет только развиваться [1, с . 217].

 

 

Заключение

Итак, я рассмотрел общество потребления как в статике, на уровне механизмом его осуществления, так и в динамике, показав, какие изменения в обществе, культуре и психологии индивида происходят и могут происходить перспективе в рамках общества потребления. На основе изученного материала я могу подтвердить выдвинутую во введении гипотезу: в обществе потребления непосредственно потребление существует не только как экономическая практика, но и как особая форма мировоззрения, определяющая развитие культуры, изменение психологии человека и характер протекания всех главных социальных практик. В рассмотренных теориях потребление определяет приметы принадлежности к определённым слоям общества, повседневное поведение, включая распорядок дня, снижает уровень политической активности и конфликтности, порождает соответствующую себе массовую культуру, изменяет характер городского планирования, транспортной инфраструктуры. Оно меняет культуру, науку, язык, общественную структуру, политические процессы – все эти явления служат проводниками идеи потребления, так как они перекодируются на потребленческий язык, начинают функционировать по логике потребления, заменяя рациональные мотивы и цели на мотивы и цели, обусловленные потреблением. Все рассмотренные в курсовой работе теории подтверждают такое влияние общества потребления, хоть их авторы и концентрируются на разных явлениях. Однако все вместе они дают комплексное описание общества потребления, рассказывая о различных механизмах его существования.

Можно сказать, что все исследователи общества потребления, вне зависимости от их отношения к марксизму, своими теориями подтверждают его фундаментальную установку, согласно которой экономика является основой общественной жизни, а все остальные её сферы – это лишь надстройки, которые определяются характером функционирования экономического базиса общества. Теории общества потребления, показывая многогранность влияния экономического процесса (потребления), служат доказательством правоты Маркса.

Эта тема в современной социологии требует дальнейшего изучения, поскольку общество продолжает меняться, а вместе с ним меняется и потребитель. Вторая глава этой работы показывает, что стиль потребления современной молодёжи отличается от классического потребительского поведения. Современный молодой потребитель очень часто недоволен массовой стандартизацией, присущей обществу потребления, что ранее было нехарактерно в таком количестве. Он старается уйти от общеупотребимых вещей и продуктов, выработать свой стиль, который был бы менее встречаемым. Социологам важно отрефлексировать тип нового потребителя и попытаться понять, чем он является в долгосрочной перспективе, частью какого процесса можно назвать его. Это сигнал кризиса общества потребления и предвестник грядущих глобальных изменений в обществе и экономике? Это очередная «ловушка» общества потребления, которое продолжает полностью контролировать своих членов, давая некоторым из них иллюзию некоторого освобождения от массовых стандартов, и это означает, что общество потребления не будет меняться, а меняться будут лишь его механизмы управления? В такой ситуации требуется масштабное исследование происходящих в обществе процессов, которые могли бы дать глубокое понимание актуальной ситуации. Это помогло бы не только более точно описать происходящее, но и дать какой-либо прогноз на будущее, что особенно необходимо в такой неоднозначной ситуации.

 

 

Библиографический список:

1. Баханов А. Двойственная природа престижного потребления: социологический анализ/Социологический альманах, 2013

2. Бергсон, А. Два источника морали и религии / А. Бергсон. – М. : Канон, 2018.

3. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр ; пер. Е. А. Самарская. – М.:Культурная революция ; Республика, 2006. – 269 с.

4. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции/Ж.Бодрийяр; [пер. с фр. А.Качалова]. – М.: ПОСТУМ, 2016 – 240 с. – (ЖБ).

5. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. – М. : Рудомино, 2001

6. Бронзино Л. Герберт Маркузо и Жан Бодрийяр: теоретико-методологический анализ концепта общества потребления/Журнал “Современные исследования социальных проблем”, 2011.

7. Бурдье, П. Различение : социальная критика суждения / П. Бурдье // Экон. социология. – 2005. – Т. 6, № 3.

8. Веблен Т. Теория праздного класса: экономическое исследование институций : пер. с англ. / Веблен Т.; под общ.ред. В. В. Мотылева. – М. Прогресс, 2018. – 196 с.

9. Горбунов, В. «Конец истории» Фрэнсиса Фукуямы / В. Горбунов // Валерий Горбунов: проект «Занимательная политэкономика» [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа : http://v-gorbunov.net/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%86-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D1%84%D1%80%D1%8D%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%81%D0%B0-%D1%84%D1%83%D0%BA%D1%83%D1%8F%D0%BC%D1%8B/. – Загл. с экрана.

10. Дойч Л. Новый метроном. Удивительные прогулки по Парижу с Лораном Дойчем/Дойч Л; пер. Е.Матвеева, М.:Астрель, 2013 — 240 с.

 

11. Корпоративный Тритон. «Жан Бодрийяр: подход к изучению культуры потребления» [Электронный ресурс] – Электрон.дан. – Режим доступа: https://www.proza.ru/2013/12/06/1485

12. Коэн Т. 16 вещей, которые миллениалы скоро уничтожат/Журнал «Нож», 2017.

13. Кузнецова Л.В. Феномен потребления в социальных науках/Вестник Челябинского государственного университета, 2018.

14. Кузнецова А. С. Потребительское поведение молодежи города Москвы // Власть. 2016. № 8. С. 214-217.

15. Лесевицкий А. Образ человека будущего в политической философии Г.Маркузе и Ф.М.Достоевского/Future Human Image, 2014.

16. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. Перевод на русский язык: А. Юдин. — М., 2003

17.  Меженин, Я. Э. Социальный институт обращений граждан в органы власти: Становление и функционирование в России / Я. Э. Меженин. – М.:Русайнс, 2016. –104 с.

18. Митрошенков О. Герберт Маркузе «Одномерный человек»/Журнал «Социология власти», 2009.

19. Заболотнов А.Ю. Общество потребления в современной России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 9

20. Ильин, В. И. Социология потребления : учебник для академического бакалавриата / В. И. Ильин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 455 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03742-5.

21. Ильин В. И. Поведение потребителей/В. И. Ильин – М. : Издательство Питер, 2018. – 224 с. – ISBN 5-272-00088-9

22. Печкуров И. В. Аксиология престижа и статуса в практиках демонстративного потребления в российской социальной действительности // Гуманитарий Юга России. 2018. № 1. С. 192-200

23. Прудский В.Г. Теоретические и методологические основы преодоления исторического отставания России на пути перехода к постиндустриальному обществу // Новые идеи в философии, 2009. Вып.18.

24. Самарская Е.А. «Жан Бодрийяр и его вселенная знаков» [Электронный ресурс] – Электрон.дан. – Режим доступа: http://ec-dejavu.ru/b-2/Baudrillard.html

25. Солина Е. Художественное отчуждение как разновидность абсолютного отчуждения (по мотивам книги Г.Маркузе «Одномерный человек»)/Вестник Нижегородского университета имени Н.И.Лобачевского. Серия: социальные науки, 2013

26. Томбу Д. В. Особенности политической социализации человека потребляющего // Власть. 2014. № 10. С. 119-122.

27. Хамидуллина К. Исследовательская стратегия демонстративного поведения Т.Веблена./Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия социология. Политология, 2015

28. Хинтибидзе Ц.Ч., Горозия В.Е. Маркузеанская критика западной цивилизации//Человек. Государство. Цивилизация. , Выпуск 3 / Сборник философских статей. Под ред.В.В. Парцвания Санкт-Петербург :Санкт-Петербургское философское общество, 2005. C.279-295.

29. Храпов С. Трансформация сознания постсоветского российского общества в кон- тексте социально-экономической динамики потребления // Власть. 2010.

30. Шинкова С. Проблема социокультурного отчуждения в философии Герберта Маркузе/Вестник Оренбургского государственного университета, 2006.

31. Шумаков В. Векторы одномерности современного общества: язык, наука, философия/Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2018.

32. Bridgman P. The Logic of Modern Physics. Beaufort Books, 2018.

33. Daswaney D. Sure you want to swipe him?/Fizzy Mag, 2017.

34. Franck T. Millennials don’t like motorcycles, and that’s killing Harley’s sales/CNBC, 2017.

35. MDG Advertising. How millenials killed travel marketing as we know it, 2016.

36. Oaklander M. Millennials Are Giving Their Babies Increasingly Strange Names/Time, 2016.

37. Reyes K. Millennials killed the suit, but created a culture./New Boston Post, 2016.

38. Shea M. Millenials are killing gyms, too./New York Post, 2016.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь