Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Бюклинг Лийса (Liisa Byckling)



Бюклинг Лийса (Liisa Byckling)

доктор философии, профессор адьюнкт Отделение культур, Хельсинский университет

Две автобиографии Михаила Чехова

Книга-исповедь Михаила Чехова Путь актера вышла в 1928, незадолго до эмиграции Чехова. Критик Б.Алперс считал, что «после “Моей жизни в искусстве” Станиславского – это лучшее, что написано в России актером о самом себе, по искренности и бесстрашию, с какой Чехов рассказывает о своих духовных исканиях и жизненных странствиях». Михаил Александрович Чехов (Петербург, 1891 – Лос-Анджелес, 1955), племянник А.Чехова, ученик К.Станиславского, был директором Первой студии МХТ с 1922 и директором МХАТ-2 (1924–1928) В 1928 уехал из России, десять лет работал в Европе, а в 1939–1955 в США. Чехов был величайшим актером XX века. В наши дни влияние методов актерского искусства Чехова распространяется по театральным студиям всего мира. Двукратное возвращение Чехова к автобиографии охватывает 18 лет его писательской карьеры. Характерные черты первой книги, Путь актера, (по словам М.Кузнецова): 1. богатство и насыщенность. 2. необычность. 3. тон «он настраивает на в высшей степени искренний, настороженный, несколько торжественный лад». 4. смена стилей, контрасты высокого и низкого: «смешение планов – житейского, философского и профессионального», что создает форму необычную и сложную в своей простоте». 5. структура: «Смелое нарушение всякой хронологии». Чехов писал «историю души» «рассматривающая самое себя». Семейные темы, болезнь и выздоровление, поиски мировоззрения, материализм и «живое творчество», формирование жизненной и театральной философии. По книге Чехова можно проследить, как его метод возникал из системы Станиславского. О влиянии антропософии Р.Штейнера Чехов не мог открыто писать («минус-прием» и цензура). Отклики на книгу: письмо Андрея Белого, рецензии П.Маркова, Б.Алперса. Путь актера - книга итогов и предощущения будущего. В Голливуде (1943 – 1955) Чехов, педагог и актер кино, углублялся в свой внутренний мир, в литературные и философские занятия. Жизнь и встречи, которая осталась незаконченной (последняя глава о работе в Риге и Каунасе до 1934) (Новый журнал, Нью Йорк. 1944-1945) Посмертно было издано «Из 15-ой главы» (Нью-Йорк 1963). Чехов мог, наконец, отдать должное своим духовным наставникам. (Издание в СССР с купюрами: Литературное наследие в двух томах М. А. Чехова (М., 1986, 2-е изд. 1995 г.) Перефразируя слова В. Набокова, Чехов следовал эстетическому «методу», который был в основе его автобиографии: исследование тех элементов прошлого автора, которые «сформировали его личность» как актера и педагога посредством «строго художественного отбора» в сочетании с «абсолютной личной правдой».

Верещагина Елизавета

Москва

«Обретение мощей, XXI век : практика и осмысление. На примере мощей священномученика Петра (Зверева)»

Христианское мощепочитание имеет многовековую историю. В древней Церкви тела убитых мучеников становились предметом почитания практически сразу, нередко – ещё до погребения. Советские гонения на религию с их практикой массовых тайных захоронений создали прецедент: место нахождения останков большинства новомучеников не установлено либо определено с высокой долей условности. Доклад будет посвящен истории обретения и дальнейшего бытования предполагаемых останков священномученика Петра (Зверева) – одному из немногих в новейшей истории православной Церкви случаев, когда мощи новопрославленного святого не только считаются найденными, но и претерпели частичное перенесение. Объектом исследования стал корпус документов и свидетельств, дающих представление о том, как знание о месте захоронения сохранялось на протяжении десятилетий, как был инициирован и проходил процесс поиска и опознания останков, а также о чествованиях, сопровождавших обретение мощей, и процедуре их перенесения. Исследование включает контекстуальные справки, характеризующие практику мощепочитания в православной традиции, а также современные вызовы, сопряженные с поиском и установлением подлинности останков времён государственного террора.

 

 

Валиев Мурат Тимурович

Петербург, независимый исследователь, руководитель виртуального проекта
«Общество друзей школы К.Мая».

«Были братьев Гримм»

Рассказ о судьбах четырёх братьев Гримм и их сыновей, представителей третьего и четвертого поколения семьи Гримм в России. Все братья стали видными деятелями науки, архитектуры и государственной службы. Доклад сопровождается фотографиями из фамильного архива семьи Гримм.


Вовк Алексей Юрьевич

Москва, МБОУ «Лицей», Балашиха, Московская область.

Преподаватель, кандидат исторических наук.

«СССР – Франция – СССР. Биография Николая Борисова»

Уроженец Царского Села Николай Борисов в 1924 был исключен из университета и, не считая возможным жить в СССР, перешел границу с Латвией. Далее следовали скитания по Франции и знакомство со сторонниками П.Н. Милюкова. Вместе с новыми друзьями Николай активно участвовал в политической жизни русского зарубежья – была даже попытка отправить его «ходоком» в Советский Союз.

В годы Второй мировой войны Н.В. Борисов был в Сопротивлении, возглавлял подпольную редакцию газеты «Русский патриот», подвергался арестам и вышел из тюрьмы уже во время освобождения Парижа. В 1945 Борисов снова возглавил газету, участвовал в деятельности «Союза русских (советских) патриотов», но после ряда скандалов в организации возвратился в СССР. Как и многие репатрианты, Николай Борисович был осужден. После освобождения и реабилитации жил в родном городе Пушкине, писал мемуары, которые так и не увидели свет при жизни автора. Его биография – пример трагической судьбы человека ХХ века.

 

 

Гуллотта Андреа
Глазго, д.ф.н., доцент на кафедре русистики Университета Глазго.

«Псевдонимы соловецких литераторов: вопросы исторической и творческой биографии»

«Где же общественность в прессе? 25 статей, 3–4 стихотворения, 25 псевдонимов а под двадцатью пятью псевдонимами пять-шесть литераторов профессионалов». Таким образом Алексей Чекмазов, один из заключенных-редакторов газеты «Новые Соловки» жаловался на то, что авторов напечатанных на страницах газет и журналов Соловецкого лагеря особого назначения текстов было в действительности очень мало. Феномен использования псевдонимов в периодике советских лагерей и тюрем широко распространен. Восстановление личности, скрытой за псевдонимами – непростой процесс, часто ничем не заканчивающийся. Однако успешные случаи сопровождаются интересными биографическими находками.

В докладе мы постараемся подискутировать о трех таких случаях, встречающихся в 1920-х годах в СЛОНе (Соловецком лагере особого назначения): Борис Глубоковский (псевдоним: Борис Емельянов), Юлия Данзас (псевдоним Юрий Николаев) и Макс Гинценберг (псевдоним Макс Кюнерт). Все авторы использовали творческие псевдонимы и до прибытия на Соловки. Однако за колючей проволокой Глубоковский перестал публиковаться под используемым на свободе псевдонимом «Борис Веев», стал использовать другой. Данзас и Гинценберг, наоборот, продолжили использовать свои доарестные псевдонимы.

Анализ как творческой, так и исторической биографии троих заключенных литераторов показывает, как с выбором псевдонима соотнесены их эстетические требования и отношения с властями – советской и Соловецкой.


Елисеев Никита Львович

РНБ, библиограф, писатель, литературный критик

Емелин Алексей Юрьевич

начальник отдела информационного обеспечения и выставочной деятельности РГАВМФ, к.и.н.

Наумов Валентин Николаевич

командор Спортивного клуба «Ораниенбаумское общество любителей парусного спорта»; председатель Исторической секции Санкт-Петербургского парусного союза, автор нескольких статей по истории парусного спорта России, к.т.н.

 

«Тайна старинной книги: биография, зашифрованная на полях»

В коллекции одного из авторов хранится старинная книга по истории русского флота. На её страницах, на свободных местах в начале и в конце глав, имеются анонимные записи, складывающиеся в краткую хронику жизни человека – начиная от начала морской службы в сентябре 1915 г. и до конца 1933 г. Первые записи чуть более подробны, походят на план будущих мемуаров. Начиная с января 1916, однако, записи указывают преимущественно на то, с какого по какое число в какой географической точке находился автор. Анализ записей и архивный поиск позволили установить авторство. В докладе рассматриваются крутые повороты человеческой судьбы и высказывается предположение о причине появления этой краткой хроники человеческой жизни.

 

 

Иванов Александр Игоревич

научный сотрудник и администратор Центра «Петербургская иудаика»
Европейского университета в Санкт-Петербурге, координатор международного
проекта «Документы по истории и культуре евреев в архивах Санкт-Петербурга».



Кондрахина Елена Игоревна

НИЦ «Мемориал», редактор

«Установка памятника как факт биографии. Заметки к портрету помнящего»

Доклад представляет собой попытку осмыслить черты, характеризующие инициаторов установки памятных знаков в Левашовской пустоши. Источником размышления являются краткие интервью, записанные на днях памяти, и высказывания непосредственно на кенотафах. За пределами текстового выражения также остается контекст: локализация памятника на кладбище (место рядом с коллективным памятником), форма исполнения знака. Высказывания рассматриваются в нескольких направлениях:

– отсутствие (полного) имени («Станиславу, Гелене», безымянные портреты)

– перформативные высказывания (поиск родственников через кенотафы, указание электронного, почтового адреса)

– символические знаки (Ясевич: солнце, пистолет, Художилов: якорь, молоток)

– не только Большой террор («участник Первой мировой войны», кенотафы расстрелянным во время Блокады)

– границы личности (семейный портрет Ген – расстрелян только отец; табличка Фоняковой – репрессии коснулись мужа и брата)

– наличие фотографии (Волчинские добавили табличку с портретом значительно позже; по инициативе Лобановой установлены несколько табличек только с портретами)

– необходимость установки (Дроздам установлена плита вопреки запрету администрации кладбища, внучка Гузовского установила табличку, изготовленную еще родителями)

– обстоятельства установки (дата и период искажаются интервьюируемыми либо просто не помнятся)

– знание о месте захоронения (Бальчевский знал, что отец умер не в Петербурге; Медведовская указала на памятнике места захоронения всех родственников)

Сюжет, посвященный индивидуальности памяти и рефлексивности опыта. Памятник как источник для исследователя и место встречи с общим опытом.

Косинова Татьяна Феофановна

Петербург, редактор портала Когита!ру

«Польская группа ВСХСОН в нарративах и документах спецслужб»

Сообщение посвящено неизвестному эпизоду истории «Всероссийского социал-христианского союза освобождения народа» – его польской группе. Исследование проводилось в России и Польше, основано на устных интервью и документах Института национальной памяти.

Крук Наталья Семеновна

Петербург, Библиотека РАН

«Библиотека Академии наук и госбезопасность. Штрихи к истории БАН».

Интерес госбезопасности к БАН имел два вектора: библиотечные кадры и цензура, т.е. спецхран в библиотеке. В 1920-е годы фонды БАН значительно пополнялись благодаря пожертвованиям, а также передаче на хранение в БАН частных библиотек навсегда или на время. Особенно увеличился фонд иностранной литературы. В результате очень большая часть фонда БАН оказалась не обработанной. Необходимо было срочно принимать на работу образованных сотрудников, знающих иностранные языки. И администрация БАН принимала на работу бывших гвардейских офицеров, военных, преподавателей, профессоров университетов, духовных академий и семинарий, чиновников, выпускниц институтов благородных девиц и др. Появление такого количества неблагонадёжных сотрудников в Академии наук и, в частности, в БАН очень настораживало молодую советскую власть. К тому же адаптации Академии наук к новым государственным структурам в 20-е годы 20-го столетия не произошло. Поэтому репрессии против Академии наук, в том числе и против БАН, стали неизбежными. 15-16 июля 1929 была утверждена комиссия по чистке Академии наук во главе с Ю.П. Фигатнером. Первейшая задача этой комиссии состояла в ревизии кадрового состава Академии наук СССР. Цензура в библиотеках и в том числе в БАН это прежде всего спецхран, т.е. фонд запрещённых книг, которые были доступны очень ограниченному кругу лиц. По сверху предписанным законам определялось, что конкретно необходимо передавать из общего хранения в специальное, у каких книг изъять предисловие, введение или иллюстрации, прежде чем выдавать их для чтения, а какие и вовсе уничтожить.

 

 

Левинская Ирина Алексеевна

СПбИИ РАН, вед. науч. сотрудник Отдела источниковедения и архива., д.и.н.

 

«Элиас Бикерман: нежелательная биография »

Доклад будет «посвящен коллеге и великому ученому Элиасу Бикерману. Он не хотел, чтобы история его жизни была рассказана, и тем не менее мы (его коллеги) считаем это необходимым. Вопрос о том, почему мы это делаем, я собираюсь обсудить в докладе.

 

 

Новиковская Ольга Андреевна

Петербург), независимый исследователь

«Связь времен в контексте семейной истории. Часть 2»

Доклад предъявляет факты и размышления о связи времен, устанавливаемой изысканиями в области семейной истории. Первая часть доклада, представленная на 15-х биографических Чтениях памяти В. Иофе (апрель 2017), содержала рассказ о предках по отцовской линии (Аносовы, Пузановы, Алексеевы). Часть 2 «Связи времен в контексте семейной истории» продемонстрирует внутрисемейные исторические сближения на примере материнской линии (Дорошевские, Румянцевы, Ларионовы). На протяжении ряда лет автор занимается генеалогическими исследованиями, относящимися к истории своей семьи. В этих изысканиях автор использовал свидетельства старших родственников, материалы семейного архива, литературные источники, результаты разысканий в интернете, а также документы, хранящиеся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб).

 

 

Шманкевич Татьяна Юрьевна

Санкт-Петербург, ассоциированный научный сотрудник, Социологический институт Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, кандидат социологических наук

Конвертация места памяти в правила биографии

«Правила биографии»: от воспоминаний «чужих» частных историй к реконструкции собственной жизни и воссозданию коллективной биографии советского человека.

Мы предлагаем вернуться к обсуждению проблемы, как функционирует коллективная память и осуществляются практики коммеморации, взяв для примера недавно снятый документальный фильм с конгруэнтным Иофовским чтениям названием «Правила биографии» (фильм опубликован здесь: https://drive.google.com/file/d/0Byzc5LrVargnWGJXdm9oUEYxR2M/view?usp=sharing)

Авторы фильма Т.Э. Паскевичян и С.А. Фарамазян считают, что полное забвение советских страниц истории не менее опасно, чем ностальгия по советскому. В одном из интервью Тигран Эдуардович рассказал, как был встревожен, обнаружив в школьном учебнике дочери лишь одну строчку, посвященную история репатриации армян в СССР. С целью рассказать подрастающему поколению о том, что такое советская власть, коммунизм, тоталитаризм, им был задуман проект «Возвращение на круги своя», включающий три документальных фильма об армянской миграции: "Родина моя незнакомая"; "Родина моя холодная"; "Последняя мечта или Game Over". Во время работы над вторым фильмом трилогии, посвященным сталинским репрессиям и массовой депортации армян, съемочная группа побывала на Алтае. Именно в этот край за одну ночь с 13 на 14 июня 1949 на вечное поселение были сосланы около 15000 армян, в том числе 1578 вновь прибывших репатриантов. В 2013 съемки проходили в Барнауле, где было записано несколько интервью для фильма. Понимая, что собранным материалом тема не исчерпывается, авторы решили обязательно еще раз вернуться на Алтай. Фильм «Правила биографии» был снят в 2016 на территории Заринского и Залесовского районов Алтайского края. Не найдя в этих местах ни ссыльных армян, ни их потомков, авторы фильма записали воспоминания местных жителей о депортированных армянах. Тигран и Сатеник долго искали подходящее название своему фильму, «пока не увидели в подтексте нарратива определенные закономерности, предопределяющие биографию советского человека». Переход от воспоминаний «чужих» частных историй к реконструкции собственной жизни и воссозданию коллективной биографии советского человека мы намерены обсудить. Мы не случайно закавычиваем в названии характеристику «чужие». Предложенный фильм ярко демонстрирует, что истории, проходящие через нашу жизнь, чужими не бывают.

Прудовский Сергей Борисович

Москва, исследователь харбинской операции НКВД.

«Архивное уголовное дело «японского шпиона»

Мой дедушка, Кузнецов Степан Иванович, родился в последней четверти 19 века, в крестьянской семье. Службу в царской армии проходил в Арсенале Московского Кремля, где его и застали события октябрьского переворота. Депутат Моссовета, слушатель рабфака, студент Тимирязевский академии, агроном в Наркомземе, начальник Земельного отдела Китайской Восточной железной дороги (КВЖД), агроном зверосовхоза. Лефортовская, Сухановская и Бутырская тюрьмы. Заключенный Устьвымлага и Степлага. Пенсионер. Об этих событиях его жизни на основе воспоминаний и документов архивного уголовного дела.

Сергеев Всеволод Николаевич

кандидат исторических наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета, Москва.

«С левого края на правый: биографическое измерение идеологического транзита в диссидентской среде (1950-1960-е)»

Смерть Сталина и, проводимая Хрущёвым десталинизация, привели к оживлению политической и социальной активности. Произошло активное вовлечение в новые социально-политические процессы молодёжи и студенчества. Медленные темпы борьбы с последствиями культа личности и непоследовательная десталинизация привела к радикализации части молодёжи и формированию групп левых диссидентов (основными маркерами которых является последовательная десталинизация, демократизация и строительство подлинного социализма). У большинства оттепельных левых диссидентов занятия политикой привели к столкновениям с правоохранительными органами (аресты и внесудебные наказания). Во время нахождения в ИТЛ произошло знакомство представителей групп левых диссидентов между собой и с носителями других политических и философских концепций. Лагерная жизнь привела к переосмыслению своей жизни на свободе и своих общественно-политических взглядов. Большинство «студентов» встали на путь нормализации и деполитизации. Однако меньшая часть выбирала путь сохранения политической активности, хотя и в разных вариантах. Первый вариант – сохранение приверженности радикальному марксизму. Второй вариант – разная скорость движения в право: от либеральной правозащиты до русского национализма и православного фундаментализма. В основе исследования - биографические материалы известных политических активистов: Владимира Осипова, Бориса Хайбулина (Варсонофия) и других.

 

 

Скибо Дарья Дмитриевна

Петербург, научный сотрудник лаборатории сравнительных политических исследований (в СЗИУ РАНХиГС) // научный сотрудник (в ЦНСИ)

«Биография идентичности: когда появляются Мы и Они»

В этом году я участвовала в проекте, в рамках которого мы исследовали, как работает российско-украинская граница в условиях / после вооруженного конфликта. Нас интересовали, по большей части, социальные институты и практики (перемещения, торговля, культурный и научный обмен и так далее), но в интервью часто "всплывали" эпизоды, которые прямо отсылали исследователей к идентичностям и актуализации идентичностей. Кто я такой? Я украинец / русский? Как с моим пониманием идентичности соотносится знание / незнание украинского / русского языков, наличие того или иного гражданства и моя предшествующая биография? Я попытаюсь описать некоторые треки или нарративы, как наши информанты выстраивали свои идентичности и производили то, что называют «реконструированием биографии».

Струкова Елена Николаевна

Москва, заведующая Центром социально-политической истории ГПИБ России, к.и.н.

Фокин Сергей Иванович

в.н.с. кафедры зоологии беспозвоночных СПбГУ, д.б.н.;
профессор зоологии университета г. Пиза, Италия.

Юрий Александрович Филипченко (1882–1930) и его окружение. К 100-летию лаборатории генетики и экспериментальной зоологии, организованной в Петроградском университете.

В докладе будут представлены основные этапы жизненных историй и профессиональной карьеры биологов, причастных к организации и периоду становления в Петроградском университете лаборатории (1918), а затем и кафедры генетики и экспериментальной зоологии – первой в российских университетах кафедры подобного типа, основанной в 1919 году. Помимо широко известного биолога-генетика, руководителя-основателя этой кафедры и вообще Ленинградской – Санкт-Петербургской генетической школы – Ю.А. Филипченко, в докладе рассказывается о судьбе и научном творчестве И.И. Соколова, В.М. Исаева, Д.М. Дьяконова, Ф.Г. Добржанского, Я.Я. Луса и А.В. Владимирского, активно участвовавших в организации и работе кафедры в 1920–30-е годы. Несмотря на формальное обилие публикаций о проф. Ю.А. Филипченко некоторые детали его биографии до сих пор не нашли должного отражения в литературе. Кроме того, недостаточно, если не сказать – мало, отражена была до сих пор в публикациях та научная и человеческая среда, в которой сформировалась личность этого крупного отечественного ученого-биолога, и в которой он жил и работал. Именно этот пробел я и стараюсь заполнить рассказом, посвященным ближайшим коллегам и ученикам Ю.А. Филипченко.

 


Цветаева Нина Николаевна

Санкт-Петербург, Социологический институт-филиал ФНИСЦ РАН

Юшкова Елена Владимировна

Вологда, независимый исследователь, кандидат искусствоведения

«Александр Румнев: штрихи к портрету биографа российской пантомимы»

В 1964 в издательстве «Искусство» вышло исследование Александра Александровича Румнева (1899–1965) «О пантомиме». За скобками осталась личная слава актера Камерного театра Таирова, танцовщика и мима, участвовавшего в пластических экспериментах 1910-20-х годов, постановщика танцев в советских фильмах, преподавателя ВГИКа (с 1949), художника, руководителя первого в стране театра пантомимы. На протяжении многих лет Румнев работал и над собственными мемуарами, которые до сегодняшнего времени лежат в архиве, хотя многократно цитируются в различных современных исследованиях. Будучи разбросанным по трем учреждениям (РГАЛИ, Библиотека СТД и Музей имени Бахрушина), архив известного мима и ученого представляет собой довольно сложное собрание. Он вспоминает о Камерном театре, театральной жизни Москвы до и после революции. Отдельная книга посвящена ВГИКовскому театру пантомимы и его сложной судьбе. В биографии Румнева множество пробелов; почти совсем нет сведений о его отъезде на несколько лет из Москвы в сталинское время и работе в отдаленных уголках Советского Союза.Поскольку написано о Румневе, несмотря на его огромный вклад в советское искусство, крайне мало, то воссоздание его биографии все еще актуально, особенно в свете популярности его немногих, но крайне важных трудов и множества опубликованных в последнее время материалов как о Камерном театре Таирова, так и об искусстве 1910-1920х годов.

 

Бюклинг Лийса (Liisa Byckling)

доктор философии, профессор адьюнкт Отделение культур, Хельсинский университет


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь