Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Две автобиографии Михаила Чехова



Книга-исповедь Михаила Чехова Путь актера вышла в 1928, незадолго до эмиграции Чехова. Критик Б.Алперс считал, что «после “Моей жизни в искусстве” Станиславского – это лучшее, что написано в России актером о самом себе, по искренности и бесстрашию, с какой Чехов рассказывает о своих духовных исканиях и жизненных странствиях». Михаил Александрович Чехов (Петербург, 1891 – Лос-Анджелес, 1955), племянник А.Чехова, ученик К.Станиславского, был директором Первой студии МХТ с 1922 и директором МХАТ-2 (1924–1928) В 1928 уехал из России, десять лет работал в Европе, а в 1939–1955 в США. Чехов был величайшим актером XX века. В наши дни влияние методов актерского искусства Чехова распространяется по театральным студиям всего мира. Двукратное возвращение Чехова к автобиографии охватывает 18 лет его писательской карьеры. Характерные черты первой книги, Путь актера, (по словам М.Кузнецова): 1. богатство и насыщенность. 2. необычность. 3. тон «он настраивает на в высшей степени искренний, настороженный, несколько торжественный лад». 4. смена стилей, контрасты высокого и низкого: «смешение планов – житейского, философского и профессионального», что создает форму необычную и сложную в своей простоте». 5. структура: «Смелое нарушение всякой хронологии». Чехов писал «историю души» «рассматривающая самое себя». Семейные темы, болезнь и выздоровление, поиски мировоззрения, материализм и «живое творчество», формирование жизненной и театральной философии. По книге Чехова можно проследить, как его метод возникал из системы Станиславского. О влиянии антропософии Р.Штейнера Чехов не мог открыто писать («минус-прием» и цензура). Отклики на книгу: письмо Андрея Белого, рецензии П.Маркова, Б.Алперса. Путь актера - книга итогов и предощущения будущего. В Голливуде (1943 – 1955) Чехов, педагог и актер кино, углублялся в свой внутренний мир, в литературные и философские занятия. Жизнь и встречи, которая осталась незаконченной (последняя глава о работе в Риге и Каунасе до 1934) (Новый журнал, Нью Йорк. 1944-1945) Посмертно было издано «Из 15-ой главы» (Нью-Йорк 1963). Чехов мог, наконец, отдать должное своим духовным наставникам. (Издание в СССР с купюрами: Литературное наследие в двух томах М. А. Чехова (М., 1986, 2-е изд. 1995 г.) Перефразируя слова В. Набокова, Чехов следовал эстетическому «методу», который был в основе его автобиографии: исследование тех элементов прошлого автора, которые «сформировали его личность» как актера и педагога посредством «строго художественного отбора» в сочетании с «абсолютной личной правдой».

Верещагина Елизавета

Москва

«Обретение мощей, XXI век : практика и осмысление. На примере мощей священномученика Петра (Зверева)»

Христианское мощепочитание имеет многовековую историю. В древней Церкви тела убитых мучеников становились предметом почитания практически сразу, нередко – ещё до погребения. Советские гонения на религию с их практикой массовых тайных захоронений создали прецедент: место нахождения останков большинства новомучеников не установлено либо определено с высокой долей условности. Доклад будет посвящен истории обретения и дальнейшего бытования предполагаемых останков священномученика Петра (Зверева) – одному из немногих в новейшей истории православной Церкви случаев, когда мощи новопрославленного святого не только считаются найденными, но и претерпели частичное перенесение. Объектом исследования стал корпус документов и свидетельств, дающих представление о том, как знание о месте захоронения сохранялось на протяжении десятилетий, как был инициирован и проходил процесс поиска и опознания останков, а также о чествованиях, сопровождавших обретение мощей, и процедуре их перенесения. Исследование включает контекстуальные справки, характеризующие практику мощепочитания в православной традиции, а также современные вызовы, сопряженные с поиском и установлением подлинности останков времён государственного террора.

 

 

Валиев Мурат Тимурович

Петербург, независимый исследователь, руководитель виртуального проекта
«Общество друзей школы К.Мая».

«Были братьев Гримм»

Рассказ о судьбах четырёх братьев Гримм и их сыновей, представителей третьего и четвертого поколения семьи Гримм в России. Все братья стали видными деятелями науки, архитектуры и государственной службы. Доклад сопровождается фотографиями из фамильного архива семьи Гримм.


Вовк Алексей Юрьевич

Москва, МБОУ «Лицей», Балашиха, Московская область.

Преподаватель, кандидат исторических наук.

«СССР – Франция – СССР. Биография Николая Борисова»

Уроженец Царского Села Николай Борисов в 1924 был исключен из университета и, не считая возможным жить в СССР, перешел границу с Латвией. Далее следовали скитания по Франции и знакомство со сторонниками П.Н. Милюкова. Вместе с новыми друзьями Николай активно участвовал в политической жизни русского зарубежья – была даже попытка отправить его «ходоком» в Советский Союз.

В годы Второй мировой войны Н.В. Борисов был в Сопротивлении, возглавлял подпольную редакцию газеты «Русский патриот», подвергался арестам и вышел из тюрьмы уже во время освобождения Парижа. В 1945 Борисов снова возглавил газету, участвовал в деятельности «Союза русских (советских) патриотов», но после ряда скандалов в организации возвратился в СССР. Как и многие репатрианты, Николай Борисович был осужден. После освобождения и реабилитации жил в родном городе Пушкине, писал мемуары, которые так и не увидели свет при жизни автора. Его биография – пример трагической судьбы человека ХХ века.

 

 

Гуллотта Андреа
Глазго, д.ф.н., доцент на кафедре русистики Университета Глазго.

«Псевдонимы соловецких литераторов: вопросы исторической и творческой биографии»

«Где же общественность в прессе? 25 статей, 3–4 стихотворения, 25 псевдонимов а под двадцатью пятью псевдонимами пять-шесть литераторов профессионалов». Таким образом Алексей Чекмазов, один из заключенных-редакторов газеты «Новые Соловки» жаловался на то, что авторов напечатанных на страницах газет и журналов Соловецкого лагеря особого назначения текстов было в действительности очень мало. Феномен использования псевдонимов в периодике советских лагерей и тюрем широко распространен. Восстановление личности, скрытой за псевдонимами – непростой процесс, часто ничем не заканчивающийся. Однако успешные случаи сопровождаются интересными биографическими находками.

В докладе мы постараемся подискутировать о трех таких случаях, встречающихся в 1920-х годах в СЛОНе (Соловецком лагере особого назначения): Борис Глубоковский (псевдоним: Борис Емельянов), Юлия Данзас (псевдоним Юрий Николаев) и Макс Гинценберг (псевдоним Макс Кюнерт). Все авторы использовали творческие псевдонимы и до прибытия на Соловки. Однако за колючей проволокой Глубоковский перестал публиковаться под используемым на свободе псевдонимом «Борис Веев», стал использовать другой. Данзас и Гинценберг, наоборот, продолжили использовать свои доарестные псевдонимы.

Анализ как творческой, так и исторической биографии троих заключенных литераторов показывает, как с выбором псевдонима соотнесены их эстетические требования и отношения с властями – советской и Соловецкой.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь