Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


По дисциплине «Воспитательная работа».



УТВЕРЖДАЮ

НАЧАЛЬНИК КАФЕДРЫ № 2

                                                                   подполковник__________В.ВЫДОЛОБ

                                                                   "___" __________ 201__ г.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

По дисциплине «Воспитательная работа».

Тема №10. Методика воспитания различных категорий военнослужащих в подразделении (части)

Занятие №6. Принципы и методы воспитания и особенности их реализации в работе с верующими военнослужащими подразделения (части)

 

Методическая разработка

одобрена на заседании

предметно–методической

комиссии кафедры

Протокол № ___

от "___" _________ 201 г.

г. Санкт-Петербург

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

 

1. Усвоить цели и задачи учебной дисциплины "Воспитательная работа".

2. Ознакомить студентов с основными формами и методами воспитательной работы с военнослужащими различных вероисповедований.

3. Дать студентам понятие о современных требованиях к офицерским кадрам ВС РФ как педагогам, взаимоотношениях офицера и верующих военнослужащих.

     

ВРЕМЯ: 4 часа.

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

На изучение данной темы отводится 22 часа.

Вид учебного занятия – семинар.

 

При подготовке к учебным занятиям необходимо:

- изучить руководящие документы МО, ГУРЛС по организации воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации;

- определить и четко сформулировать цели темы и произвести расчет времени, необходимого для изучения основных вопросов;

- не позднее, чем за три дня до начала занятия, утвердить план проведения занятия по данной теме у начальника цикла, а в день, предшествующий проведению учебного занятия, проверить готовность учебной аудитории, средств ТСО, плакатов, слайдов и другого вспомогательного материала и материальных средств.

Занятие проводится методом семинара.

Семинары проводить по наиболее сложным и важным теоретическим вопросам темы в целях углубленного изучения учебной дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, умения активно участвовать в творческой дискуссии, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение, делать правильные выводы и формировать практические рекомендации.

Вопросы целесообразно разбивать на подвопросы, раскрывающие содержание данных вопросов и логически увязанные между собой. Продуктивному проведению семинара должна предшествовать качественная самостоятельная подготовка обучающихся.

При проведении семинара важно создать непринужденную обстановку свободного обсуждения поставленных вопросов, развивающую и поощряющую творческий настрой аудитории путем своевременной постановки уточняющих, встречных, наводящих и проблемных вопросов.

При организации занятия необходимо планировать выступление студентов с реферативными докладами и сообщениями, что позволит более широко рассматривать обсуждаемые вопросы.

Занятие состоит из трех частей: вводной части, основной части и заключительной части занятия.

 

 

РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

 

  № п/п   Содержание занятия   Время (минут)  
1. Вводная часть 10
  2.   Основная часть: - 1 учебный вопрос       160  
3. Заключительная часть 10

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТСО И МАТЕРИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

         

В ходе занятия преподаватель для систематизации и большей наглядности с помощью проектора высвечивает на экран подготовленные слайды. Для наглядности также используется классная доска и плакаты.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

    1. Принципы и методы воспитания и особенности их реализации в работе с верующими военнослужащими подразделения (части).  

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

 

1. Заслушать доклад командира взвода о наличии студентов, проверить внешний вид и готовность личного состава взвода к занятию. 

2. Проверить наличие студентов на учебном занятии по журналу успеваемости, отметить отсутствующих.

3. Контрольный опрос студентов по теме предыдущего занятия.

4. Объявить тему, цели занятия, учебные вопросы и перейти к основной части занятия.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Вопрос №1. Проблемы межнационального общения военнослужащих и основные направления профилактики межличностных этнических конфликтов в воинском коллективе.

Санкт-Петербург. 16 мая 2012. INTERFAX.RU - Войсковые священнослужители в ходе 10-дневных учебно-методических сборов в Санкт-Петербурге отработают задачи по кругу своей деятельности в полевых условиях, сообщил "Интерфаксу-АВН" в среду начальник пресс-службы Западного военного округа полковник Андрей Бобрун.

    "Помощники командиров бригад по работе с верующими военнослужащими научатся оказывать первую медицинскую помощь раненым и пострадавшим, а также отработают нормативы по применению средств защиты от оружия массового поражения", - сказал Бобрун.

    По его словам, на сборах войсковые священнослужители изучат структуру Вооруженных сил, основы боевой подготовки и распорядок дня военнослужащих.

Занятия будут проходить также и в полевых условиях. На учебном полигоне будут поставлены и обустроены православный полевой походный храм и молитвенная палатка для верующих военнослужащих мусульманского вероисповедания.

    В сборах на базе Военного инженерно-технического института, филиала Военной академии тыла и транспорта имени генерала армии Хрулева, участвуют 39 представителей всех военных округов. Кроме православных священнослужителей, в них участвует представитель мусульманского духовенства, работающий помощником командира бригады по работе с верующими военнослужащими в Южном военном округе.

 

 

Утверждено
Министром обороны
Российской Федерации
24 января 2010 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
по организации работы с верующими военнослужащими
Вооруженных Сил Российской Федерации






I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок взаимодействия органов военного управления и религиозных объединений в отношении реализации верующими военнослужащими прав на свободу совести и свободу вероисповедания в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации.
Участие военнослужащих в религиозных обрядах, церемониях является добровольным.
Командир (начальник) воинской части (учреждения) не вправе принуждать военнослужащих к обязательному участию в религиозных обрядах, церемониях.
2. В своей деятельности органы военного управления и должностные лица по работе с верующими военнослужащими руководствуются законодательством Российской Федерации.
3. Взаимоотношения должностных лиц по работе с верующими военнослужащими, представляющих различные конфессии, основываются на взаимном уважении, сотрудничестве и принципе невмешательства во внутренние дела, касающиеся организации работы по удовлетворению религиозных потребностей верующих военнослужащих.

    II. Структура органов по работе с верующими военнослужащими

4. В Вооруженных Силах Российской Федерации создаются органы по работе с верующими военнослужащими в порядке, определяемом Министром обороны Российской Федерации.
5. Должностные лица по работе с верующими военнослужащими назначаются на должности в установленном порядке на основании решения Министра обороны Российской Федерации по представлениям соответствующих религиозных объединений.
6. Органы по работе с верующими военнослужащими могут издавать документы по вопросам своей деятельности по согласованию их в обязательном порядке с Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.
7. Руководитель органа по работе с верующими военнослужащими по согласованию с Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации представляет для утверждения Министру обороны Российской Федерации предложения по кадровому составу органов по работе с верующими военнослужащими, исходя из пропорционального соотношения верующих военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Указанные предложения должны быть согласованы с соответствующим религиозным объединением.
8. Численность должностных лиц по работе с верующими военнослужащими определяется Министром обороны Российской Федерации.

    III. Общие требования, предъявляемые к должностным лицам по работе с верующими военнослужащими

9. Должностные лица по работе с верующими военнослужащими должны быть профессионально подготовленными специалистами, обладать необходимыми знаниями и умениями, позволяющими эффективно планировать, организовывать и проводить работу по укреплению духовно-нравственных основ военнослужащих.
10. К должностным лицам по работе с верующими военнослужащими предъявляются следующие требования:
должен быть гражданином Российской Федерации;
не иметь двойного гражданства;
не иметь судимости;
иметь уровень государственного образования не ниже среднего (полного) общего образования;
иметь рекомендацию от соответствующего религиозного объединения;
иметь положительное заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья.
11. При назначении на руководящую должность должностные лица по работе с верующими военнослужащими должны иметь опыт служения в соответствующем религиозном объединении не менее пяти лет.
12. Лица, назначаемые на соответствующие должности, должны пройти специальную подготовку по вопросам военной службы в порядке и на условиях, установленных в Министерстве обороны Российской Федерации.

    IV. Основные задачи должностных лиц по работе с верующими военнослужащими

13. Основными задачами должностных лиц по работе с верующими военнослужащими являются:
организация и проведение религиозных обрядов, церемоний и удовлетворение религиозных потребностей личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации;
организация и проведение духовно-просветительской работы;
участие в мероприятиях, проводимых органами военного управления по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию;
участие в работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, профилактике правонарушений и суицидальных происшествий.
14. На должностных лиц по работе с верующими военнослужащими не может быть возложено выполнение задач, противоречащих статусу духовенства.

    V. Основные функции должностных лиц по работе с верующими военнослужащими

15. Основными функциями должностных лиц по работе с верующими военнослужащими являются:
проведение с участием военнослужащих при соблюдении их прав на свободу совести и свободу вероисповедания религиозных обрядов и церемоний;
участие в планировании, организации и проведении духовно-просветительской работы с военнослужащими;
содействие командирам (начальникам) в проведении мероприятий духовно-просветительской работы, профилактике правонарушений и суицидальных происшествий;
участие в укреплении духовно-нравственных основ военной службы, здорового климата в воинских коллективах и семьях военнослужащих;
оказание духовной поддержки военнослужащим, находящимся на лечении.
16. Допуск должностных лиц по работе с верующими военнослужащими к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

    VI. Организация деятельности должностных лиц по работе с верующими военнослужащими

17. Должностные лица по работе с верующими военнослужащими выполняют свою работу на основании трудового договора (контракта), заключаемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
18. Командир (начальник) воинской части (учреждения) в ходе повседневной деятельности предоставляет отдельное помещение, оборудованное средствами связи, для организации работы с верующими военнослужащими.
19. Должностные лица по работе с верующими военнослужащими должны принимать участие в учениях (походах), других мероприятиях боевой учебы войск (сил).
Участие должностных лиц по работе с верующими военнослужащими в указанных мероприятиях оформляется соответствующим решением командира (начальника).
20. Обеспечение жилыми помещениями, медицинское обеспечение, выплата заработной платы, другие социальные выплаты должностным лицам по работе с верующими военнослужащими осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и отдельными решениями Министра обороны Российской Федерации.
21. Обеспечение религиозной утварью, другими культовыми предметами для осуществления деятельности должностных лиц по работе с верующими военнослужащими на командира (начальника) воинской части (учреждения) не возлагается.

Методические рекомендации для офицеров воспитательных структур при работе с верующими военнослужащими

 



































Католицизм.

 В 11-м столетии произошло разделение Христианства на Православие и католичество. Главные отличия католичества от Православия заключаются в следующих католических догматах:
- Примат (главенство, непогрешимость) Папы.

Согласно догмату Папа Римский является главой всей Церкви и непогрешим в вопросах веры, в отличие от Православия, где высшей церковной и вероучительной властью обладает Поместный Собор, а не Патриарх. Чувство власти и превосходства Папы над всеми остальными христианскими церквами побуждало католиков совершать крестовые походы против православных Византии и Руси.
- Исхождение Святого Духа от Отца и от Сына.

Католический догмат (в отличии от православного, который учит об исхождении Святого Духа только от Отца) приводит к некоторому умалению Святого Духа перед другими Лицами Пресвятой Троицы.

- Непорочное зачатие Девы Марии.

Католицизм учит о том, что у Божией Матери не было ни только личных грехов, но и первородного. Православные же верят, что Она была во всем подобна нам, кроме личного греха.

Протестантизм. В 15-м веке вследствие раскола в Католической Церкви появились многие религиозные течения, объединенные под общим названием "Протестантизм". Он характеризуется либеральным отношением к Священному Писанию, не приятием большинства таинств и полным отрицанием святоотеческой традиции. За редким исключением, все протестантские религиозные объединения должны быть отнесены к сектам.

 

Ислам.

Одна из мировых религий наряду с христианством и буддизмом. Ислам возник в начале VII века в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основатель ислама - Мухаммад. Основным источником вероучения является Коран и Сунна (изречения пророка), в своем содержании имеет объединенные идеи Христианства и Иудаизма.

В исламе нет церкви как института, нет в строгом смысле слова и духовенства, поскольку ислам не признает какого-либо посредника между Богом и человеком. Культ ислама опирается на 5 "столпов веры":

- исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммада;

- ежедневная пятикратная молитва;

- пост раз в году в месяц рамадан;

- добровольная очистительная милостыня (закят);

- паломничество, (хотя бы раз в жизни в Мекку);


В исламе выделяются главные предметы веры:

- в единого Бога;

- в посланничество Мухаммада и Писания: Коран называет пять пророков

посланников монотеистической (вера в одного Бога-Творца) религии: Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса, Мухаммада;

- в ангелов;

- в воскресение после смерти и судный день;


В этой связи ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, религии, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры.

  В октябре 1917 года в России действовало 30 000 мечетей, в 1948 г. было зарегистрировано - 416, а в 1968 г. - 311, Однако тысячи мечетей и мулл действовали без регистрации, вне закона. В настоящее время ислам распространен на большой территории России среди значительной части верующих. По приблизительным данным, его исповедует от 12 до 20 миллионов человек на Северном Кавказе, в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Чувашии, Сибири, Ульяновской, Самарской, Астраханской, Пермской, Нижегородской, Свердловской областях, в Москве, Санкт-Петербурге, г. Касимове Рязанской области и др.
Мусульмане принадлежат к двум главным направлениям ислама. Подавляющая их часть - представители суннизма. Большая часть мусульман-азербайджанцев и талышей, часть курдов, татов, таджиков придерживается шиизма.
Руководящими органами верующих мусульман являются независимые друг от друга Духовные управления. На 1 января 2002 года в России зарегистрировано 49 Духовных управления мусульман и 2516 мечетей. В ведении Духовных управлений мусульман находятся: подготовка служителей культа и их распределение, осуществление связей с зарубежными религиозными организациями и их центрами. Ими ежегодно комплектуются и отправляются в Мекку группы мусульман для совершения паломничества (хаджа). Муфтий Духовного управления мусульман утверждает имамов мечетей, в которых они являются полноправными руководителями. Имам отвечает за хозяйство, финансы мечетей, духовную жизнь прихожан, он же хранитель печати. Ближайшие помощники его - наиб-имам (заместитель) и казначей. При каждой мечети образуется и коллегиальное собрание, которое решает, кого назначить на ту или иную должность, какое имущество приобрести. Собрание избирает ревизионную комиссию из трех человек.
  Будущие служители мусульманского культа, как правило, обучаются в медресе и исламских институтах или получают домашнее религиозное образование.


Буддизм.

 Основатель Сиддарта-Гаутама. Возник в седьмом веке до Рождества Христова в Индии, но получил распространение в основном за ее пределами в виде ламаизма, дзен-буддизма и других буддийских школ. Дзен-буддизм в 5-6 веке и позднее распространился в Китае, Корее, Японии; Ламаизм - среди монголов, народов Дальнего Востока.

По буддийскому вероучению Будда не является творцом и правителем мира. Он лишь просветляет, открывает путь истины познания. В отличие от других мировых религий в буддизме Будда - не единственное божество. Буддийский пантеон насчитывает тысячи божеств. Кредо буддизма - непротивление злу. Буддизм не признает Творца и творение, но верит в вечность и круговое движение и смену всех явлений.
В мировой жизни буддизм наблюдает 4 периода (образования, развития, старчества и разрушения), у каждого периода, продолжительность которого ровна 84 000 лет, есть свой Будда (т.е. просветитель). Считается, что в настоящее время мир переживает третий период и, пройдя все четыре вплоть до разрушения, он начнет свое начальное существование.

Признавая бессмертие души, буддист верит в ее переселение, которое совершается в постепенном порядке: вначале она воплощается в животных, затем в человека, гения, бодисатву и, наконец, достигает последнего пункта нирваны, где вечный покой и кончаются переселения.

В ламаизме важным пунктом доктрины являются ожидание прихода Будды-Майдари и ускорение этого прихода.

В России буддизм начал распространяться около 400 лет назад.

Первые ламы-монахи пришли из Монголии, Тибета. В 1741 году императрица Елизавета Петровна своим указом официально признала буддийскую религию.
Основные исторически традиционные буддийские регионы- Бурятия, Калмыкия, Тува, Читинская и Иркутская области. До 30-х годов в Забайкалье насчитывалось около 40 только крупных монастырей - храмов, не считая мелких: В Республике Тува было около 50 храмов, в Калмыкии - несколько десятков. К 1941 г. на территории СССР совсем не осталось зарегистрированных буддийских обществ. На 1 января 2002 г. зарегистрировано 123 буддийских общин. Состоявшийся в 1996 году в Бурятии Духовный Собор служителей буддизма Сугунды принял новый устав, в котором Центральное духовное управление буддистов России переименовано в Традиционную буддисткую Сангху (Церковь) России. С 1918 года в России существует Буддиский орден "Лотосовы сутры", в настоящее время общины ордена действуют в Москве, Киеве, Харькове, и других городах бывшего СССР.

 











Секты

Наряду с традиционными религиями, в России существует и большое количество сект. Секта - от слова "отсекать", т.е. отошедшая от веры группа сторонников, не согласная с вероучением и по своему объясняющая Священное Писание и религиозные догмы. Секта - организация или группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества безразличным или противоречащих им.
Сектантство - социальное течение в форме культов и сект, оппозиционное по отношению к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом.
Деструктивная секта - секта, имеющая в своих целях, а также в методах и средствах их достижения признаки деструктивного культа.


Сектант - адепт (член) секты, оккультист.


    Тоталитарная секта - авторитарная иерархическая деструктивная организация (религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная, коммерческая), или движение, практикующая обманную вербовку и контроль сознания для сохранения своих адептов покорными доктрине и лидеру, который, пользуясь неосведомленностью и неопытностью людей, целенаправленно их обманывает и привязывает к себе, культивируя у них состояние невежественности и неестественной, противозаконной зависимости.


    Культ - чрезмерное возвеличивание кого-либо или чего-либо (личности, силы, процесса, явления, предмета, свойства, потребности, идеи) вплоть до поклонения и обожествления, изменения образа жизни и мировоззрения; 2) совокупность учений, обрядов, ритуалов по отношению к объекту культового возвеличивания: 3) движение или организация, поддерживающая культовое учение, обряды и ритуалы.

    Идол - кто-либо или что-либо как объект чрезмерного культового возвеличивания.

    Адепт - 1) посвященный в какие-либо учения и тайны культа; 2) ревностный приверженец культа.


Деструктивный культ - разновидность культа, разрушительная по отношению к естественному гармоническому состоянию личности: духовному, психическому и физическому (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность).

 







ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

1. Напомнить обучаемым тему, цели занятия.

2. Ответить на вопросы обучаемых.

3. Дать задание на самоподготовку

ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ:

- изучить материал данной темы;

- приказ МО РФ от 28 февраля 2005 г. №79 “О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации”;

- приказ МО РФ от 12 мая 2005 г. № 170 «Об организации общественно-государственной подготовки в ВС РФ»;

- Справочник офицера-воспитателя (Раздел «Методика воспитательной работы»);

- Концепция воспитания военнослужащих ВС РФ. М., 2004г.;

- Башлаков А.А. Военная педагогика / А.А. Башлаков. – М.: Издательский дом «Красная звезда», 2008 г.;

- Резник Н.И. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации / Н.И. Резник, – М.: ГУВР ВС РФ, 2005 г.;

- Резник Н.И. Методика организации и проведения общественно-государственной подготовки в полку (на корабле). Методическое пособие / Н.И. Резник. – М.: ГУВР ВС РФ, 2002 г.;

- Алехин И.А. Теория и практика воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Учебное пособие / И.А. Алехин. – М.: ВУ, 2003 г.

- Военная психология и педагогика. М., 1998.

- Воспитательная деятельность педагога / Под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2006.

- Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога. М.: Академия, 2007.

- Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической        деятельности. Рыбинск, 1993.

- Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1979.

- Реан А. А. Психология педагогической деятельности. Ижевск. 1994.

- Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб., 2000.

- Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.

- Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб., 1998.

-Библия. Издание Московской Патриархии,.
     Религиозные объединения Российской Федерации. Справочник. М. Республика,.

-С.Булгаков "Православие" М. Современник. 1994 г.

- Протоиерей Митрофан Зноско-Борвсей "Лекции по сравнительному Богословию" Изд. Св-Троицкого Ново-Голутвинского женского монастыря..

- Митрополит С-Петербургский и Ладожский Иоан. "Современные ереси и секты в России". Рязань. 1996 г.

- А.Хвыля-Олинтер "Опасные тоталитарные формы религиозных сект". Москва. 1996 г.

- Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". М. "Радонеж" N 16-17. октябрь 1997 г.

- Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и Обряды Русской Православной Церкви. М.; Православное Богоявленское братство, 1995.

- Краткие сведения о праздниках Православной Церкви. М.; Современник, 1991. С.Слободской "Закон Божий".

- М.Д.Гуськов "Православие и Российское воинство". Изд. ВВИА имени Н.Е.Жуковского. Москва, 1994 г.

- О.В.Золотарев "Христолюбивое воинство Русское". Москва, Троица.

 

 


УТВЕРЖДАЮ

НАЧАЛЬНИК КАФЕДРЫ № 2

                                                                   подполковник__________В.ВЫДОЛОБ

                                                                   "___" __________ 201__ г.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по дисциплине «Воспитательная работа».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.083 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь