Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Российской государственности и армии России.




Состояние общего кризиса в России поразило не только сферу государственного управления и хозяйственную структуру, но и духовную жизнь общества. Развенчание официальной идеологической доктрины создало вакуум в душах и сердцах многих людей. Это состояние идеологической дискомфортности подталкивает людей вернуться к вековым ценностям, присущим прежним поколениям россиян, к религии, влияние которой на духовную и нравственную жизнь общества заметно усилилось. В этом смысле проблема понимания и прошлого, и настоящего в среде современного сосуществования различных идеологий, в том числе религиозных, может быть решена только исторически. В сложившихся обстоятельствах проблемы отношений Церкви и Армии, соблюдения прав верующих военнослужащих, использования духовного потенциала религии в работе с личным составом представляются особо актуальными. Потому, что на протяжении многих столетий нашего государства Православная Церковь являлась духовной наставницей и вдохновительницей русских воинов - защитников родной земли.
Объективное рассмотрение взаимоотношений Церкви и Армии предполагает, прежде всего, ретроспективный анализ места и роли Русской Православной Церкви в тысячелетней истории христианства на Руси от времени князя Владимира-Киевского до наших дней, что делает очевидной роль православия как фактора огромного значения в национальной жизни русского народа, в утверждении его государственного быта.

Отечественная история, оценивая значение принятия христианства на Руси, отмечает, что выбор князя Владимира в 988 году был выбором "на века", ибо это был выбор мощного и постоянно действующего фактора, продолжающего оказывать влияние и сейчас, причем не только на верующих. Значение его в том, что при иной религии, ином выборе культура Руси была бы другой. Россия с иной верой имела бы другую архитектуру, живопись, музыку, даже язык, иные войны и вообще совсем иную историю.

Важнейшей миссией Церкви является ее служение национальным интересам. С первых же дней своего исторического существования Православная Церковь стала содействовать государственному объединению разрозненных славянских княжеств, связанных только этнически, в единое государство, крупнейшее в Европе.
Поэтому церковь решающим образом повлияла на процесс сохранения национального единства русской земли, целостности и общности входящих в нее народов.
В церковном языке слово "воин" имеет особое значение. Среди святых, почитаемых Русской Православной Церковью, много воинов-мучиников, римских легионеров и военачальников, "убиенных за веру во Христе". Среди них Феодор Стратилат и Дмитрий Солунский, покровитель русского воинства святой великомученик Георгий Победоносец. Среди святых русского происхождения церковью традиционно почитаем благоверный князь Александр Невский - выдающийся полководец и государственный деятель Древней Руси, вся жизнь которого была подвигом для защиты разоряемой русской земли, для поддержания угнетаемой русской веры.

Кроме Александра Невского церковью канонизированы князья полководцы Дмитрий Донской, креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир и его сыновья - святые страстотерпцы Борис и Глеб, первыми причисленные к лику святых, князья Михаил и Всеволод Черниговские и многие другие. Это были не просто полководцы, не просто правители древней Руси, но яркие светочи веры и жизни по ней, подвижники особого исторического призвания. Русские дружины не случайно звались "христолюбивым воинством".

Во время порабощения татарами Руси на церковь, как единственную в этот период объединяющую силу, легла задача подготовки освобождения. В отечественной истории имеется свидетельство, что великий князь Московский Дмитрий, прежде чем выступить в поход против татар, со своим двоюродным братом Владимиром Андреевичем, многими воеводами и отборной дружиной прибыли в Свято-Троицкий монастырь, "Помолиться Господу Богу и принять напутственное благословение" от преподобного игумена обители Сергия Радонежского. В числе братии обители Святой Троицы в это время были два инока: Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых Сергий отправил с Дмитрием.
После Куликовской битвы, в день памяти святого Дмитрия Солунского, небесного покровителя князя Дмитрия Донского, была отслужена первая панихида по всем павшим. По совету и с благословения Сергия Радонежского Дмитрий установил совершать ежегодно поминовение погибших воинов в первую субботу после 26 октября. День этот стали называть Дмитриевской субботой. Обычай совершать в день этот особый чин поминовения "О православных воинах и о всех за веру и Отечество на поле брани убиенных".

В сентябре 1609 года, когда войска Сигизмунда III осадили Смоленск, только патриарх Гермоген, призвав авторитет Русской Православной Церкви, благословил на борьбу с самозванцами соотечественников. По всей Руси прошлась призывная весть: "Патриарх Гермоген встал за веру и вам велел стоять".

История России и история Русской Православной Церкви неотделимы одна от другой. Поэтому, когда грянула Великая Отечественная война, то в первый же ее день, 22 июня 1941 года, глава РПЦ митрополит Московский и Коломенский Сергий обратился ко всем приходам с посланием "Пастырям и настоятелям Христовой Православной Церкви", призывая народ: "Фашистские разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь граждан уже орошает родную землю. Не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божьей помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражью силу. Наши предки не пали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой, выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы - православные родные им по плоти и вере! Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может". Церковь, включившаяся во всенародное патриотическое движение, развернула деятельность по сбору оружия на оборону страны. К концу 1944 года сумма взносов составила 150 млн. рублей, построена танковая колонна им. Дмитрия Донского, эскадрилья самолетов им. Александра Невского. Патриотическая деятельность РПЦ в годы войны привела к нормализации государственно-церковным отношений в послевоенный период.
Приведенные исторические факты подтверждают, что православная церковь никогда не стояла в стороне от событий, переживаемых Русью. Она призывает народ и воинство к единству, подвигам и защите Отечества в период войн, смут, раздробленности, а воинское служение причисляет к подвигу.
В российской истории всегда с благожеланиями и благословениями провожали воинов, отправляющихся на войну, с восхищением встречали героев, снискавших славу на ратном поле. Встает вопрос, как обосновывается церковью необходимость воинского служения? Не стоит ли война в кричащем противоречии с заповедью "не убий"?
Обратимся к Священному Писанию Ветхого Завета и Нового Завета. Есть все основания утверждать, что заповедью этой имелось в виду убийство исключительно по личному расчету или в гневе. Если бы заповедь "не убий" отрицала войну, то как же можно было бы примирить с ней ветхозаветные войны? Поэтому, осуждая убийство и заповедуя "не убий", Господь не осуждает войну как социальное явление, как средство достижения вполне определенных политических целей. К тому же, хотя все заповеди десятисловия выражены в категорической, безусловной форме, тем же законодательством Моисея, которое и сказало: "не убий", в некоторых случаях и убийство не только не ставилось в грех, но даже узаконивалось, рядом читаем: "Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти..... и так далее, до всем известного "глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ушиб за ушиб..."(Исход: 21:12-27). Разумеется, никто не понимает даже буквально, но с точки зрения толкователей Священного Писания, это выражение нравственного положения о том в какой мере человек нарушает закон Правды в отношениях других людей к нему самому. Совесть ближнего уже не защищает нарушителя, как не защищает от проступка уже и его собственная совесть. И по Ветхозаветному закону те, как например, поднимающие руку на других, выходят и из-под защиты нравственной заповеди "не убий".

С принципиальной точки зрения, конечно христианская церковь не поощряет войну. Церковь ежедневно молится о мире всего мира, как того требует Нагорная проповедь: "Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся". (Матфея: 5:9), об избавлении от разного рода бедствий и в том числе от "меча" нашествия иноплеменников и междоусобной брани.

Однако Православная Церковь далека от прямолинейного и одностороннего отрицания всякой войны. Война - несомненное зло и страдания людские, но грех за человеческие несчастья, причиняемые войной, ложится, прежде всего, на агрессоров, развязавших ее, на честолюбивых политиков, жаждущих наживы, но не на тех, кто погибает в защиту своего Отечества, совершая подвиг жертвенной любви. Стали каноном - церковным законом - слова учителя церкви Святого Афанасия Великого: "Непозволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно, и похвально достойно". (Правила Св.Отцов: с.144).

Особое уважение церкви к солдатской профессии, обусловленное жертвенным характером воинской службы, проявляется в том, что когда за богослужением поминаются живые и усопшие, то из всех мирян только именам военнослужащих прилагается их звание - воины. Определяя отношение христианства к войне и неизбежному убийству противника на поле брани, необходимо установить принципиальную разницу между состоянием духа преступника, идущего на преступление ради корысти, в гневе, в ревности или гордыне и духовным величием воина, отправляющегося на защиту Родины. И поэтому Христос сказал: "Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих" (от Иоанна: 15:13).
В этом отношении воины Российской Армии, в прошлом весьма религиозны и чтящие христианские заветы, были весьма преданы своим командирам, воинскому долгу, потому что воспитывались на религиозных идеалах, которые поднимали престиж воинской службы.

Безусловно, война во всех ее проявлениях, составляет собой наиболее серьезное испытание нравственных сил воинов. Терпение и стойкость в страданиях, способность выдержать немыслимые испытания на войне явились, может быть, высшей нравственной ценностью человеческой, даваемой верой в истинность христианских идеалов, верой в Православную церковь, на протяжении многих веков являвшейся наставницей и вдохновительницей русских воинов - защитников родной земли.

 

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь