Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общая характеристика религиозных объединений



Существует три мировых религии (Христианство, Ислам, Буддизм). Христианская конфессия подразделяется на три основные составляющие: Православие, Католичество и протестантизм.

Местами общественного Богослужения являются: Православного - Храм, Католического - Костел, Протестантского - Кирха.

Русская Православная Церковь (другое официальное наименование - Московский Патриархат) наиболее крупная и влиятельная религиозная организация России, самая многочисленная из 15 Православных Церквей мира. Насчитывает свыше 17 тысяч приходов, объединенных в 124 епархии, в том числе около 150 приходов и 5 епархий в дальнем зарубежье.

Русь приняла Православие в 988 году. Русская Православная Церковь подчинялась Константинопольскому Патриархату, пока в 1448 году не добилась самостоятельности, став самовозглавляющейся (автокефальной) и получив право самой избирать Главу Церкви. С 1589 г. во главе Церкви стояли Патриархи, в период с 1721 по 1917 гг.- Святейший Синод. В 1917 году в Русской Православной Церкви патриаршество было восстановлено, она имела 78 тысяч храмов и часовен, более тысячи монастырей.

Юрисдикция Русской Православной Церкви (РПЦ) простирается на лиц православного вероисповедания, проживающих на территории бывшего СССР, за исключением Грузии. В РПЦ входит ряд Церквей, которым Московский Патриархат предоставил самостоятельность в делах внутреннего управления, а именно в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительских и церковно-гражданских. Это Украинская Православная Церковь, Православная Церковь в Молдове, Латвийская Православная Церковь, Эстонская Апостольская Православная Церковь. В юрисдикции РПЦ находится также Японская Православная Церковь (в 3 епархиях - 100 приходов).

Предстоятелем Русской Православной Церкви является Патриарх, который носит титул "Святейший Патриарх Московский и всея Руси". В 1990 году Поместный Собор впервые за долгие годы тайным голосованием и из нескольких кандидатур избрал Патриархом Алексия II.

Патриарх управляет Церковью совместно со Священным Синодом. Патриарху и Священному Синоду призваны помогать синодальные учреждения: Отдел внешних церковных связей, Отдел по религиозному образованию и катехизации, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и другие.

РПЦ осуществляет свою деятельность на основе Священного Писания (Библии состоящей из 57 канонических книг) и Священного Предания; канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов; постановлений своих Поместных соборов;

Устава об управлении РПЦ, принятого Поместным Собором 8 июня1988года.
      Основу Православного вероучения составляет уверенность в бытие Триединого Бога (Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа), Крестную смерть и воскресение Иисуса Христа - Сына Божия, который искупил первородный грех и придет в мир вторым пришествием судить мертвых и живых. Православные верят в бессмертие души и жизнь вечную.

Существующий Богоустановленный институт - Церковь Христова, через богослужения (частные и общие), таинства и обряды, приводит верующих к спасению и Спасителю. Всего в Церкви существует семь таинств. (Таинство - особое действие Промысла Божия на верующих, в силу которого невидимая благодать Божия сообщается им через видимое действие, совершаемое священником).
Крещение - таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду и призывании крестящим его Имени Пресвятой Троицы, Отца и Cына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую.

Тем самым крещеный вводится в Церковь и становится ее членом. Крещение совершается только один раз.

Миропомазание - таинство, в котором верующему, при помазании тела его священным миром, подаются дары Святого Духа для освящения, укрепления и возрастания его духовной жизни.

Евхаристия - таинство Церкви. В собрании верующих, по молитве всей Церкви, епископ или священник благословляет пшеничный хлеб и виноградное вино, которые силою Святого Духа прелагается в Тело и Кровь Иисуса Христа и предназначается для последующего причащения верующих и прощения их грехов, для вечной жизни и соединения их с Господом и между собою в единое тело Церкви. Освящение Святых Даров и Причащение является единым таинством Евхаристии.
Покаяние - таинство, в котором христианину подается очищение от грехов, совершенных после таинства крещения. Кающийся исповедует свои грехи Богу и его Церкви, в лице ее представителя - епископа или священника, по молитвам которого Господь прощает исповеданные грехи и воссоединяет покаявшегося с Церковью. По законам христианской жизни человек обязан исповедаться при каждом случае грехопадения, но не реже одного раза в год.

Бракосочетание - таинство, в котором естественный любовный союз мужчины и женщины, в который они свободно вступают, обещая быть верными друг другу, освящается в образ единения Христа с Церковью. В этом таинстве освящается семейная жизнь, а также рождение и воспитание детей.

Священство - (хиротония - возведение в священный сан). В этом таинстве правильно избранный христианин, через возложение на него рук епископа, по молитве Церкви, получает особую благодать Святого Духа, чтобы совершать святые таинства, предстоять во главе народа на богослужениях, или же - для диакона - помогать священнику в этом. Существует три степени священства: диакон, иерей, епископ.

Елеосвящение - таинство, в котором иерей или епископ, при помазании больного освященным елеем, испрашивает для него, вместе с Церковью, благодать Божию, исцеляющую его душевные и телесные болезни.

Основные положения Церковного учения и требования к духовной жизни христиан изложены в книгах Священного писания Ветхого и Нового Завета - Библии, а также трудах святых Отцов Церкви, деяниях Вселенских и Поместных Соборов.
Духовно-нравственный кодекс, во всей полноте отражен в десяти Заповедях, данных Богом.

Каждый православный христианин обязан ежедневно молиться, утром и вечером, перед едой и после приема пищи, перед началом и после завершения всякого дела, за здоровье живых и за упокой усопших и по всякому случаю, когда призывает себе помощь Божию. Важное место в христианской жизни занимают посты (самоограничения в пище, помыслах, желаниях), которые бывают однодневными, по средам и пятницам и многодневные до сорока дней, перед большими праздниками.





Католицизм.

 В 11-м столетии произошло разделение Христианства на Православие и католичество. Главные отличия католичества от Православия заключаются в следующих католических догматах:
- Примат (главенство, непогрешимость) Папы.

Согласно догмату Папа Римский является главой всей Церкви и непогрешим в вопросах веры, в отличие от Православия, где высшей церковной и вероучительной властью обладает Поместный Собор, а не Патриарх. Чувство власти и превосходства Папы над всеми остальными христианскими церквами побуждало католиков совершать крестовые походы против православных Византии и Руси.
- Исхождение Святого Духа от Отца и от Сына.

Католический догмат (в отличии от православного, который учит об исхождении Святого Духа только от Отца) приводит к некоторому умалению Святого Духа перед другими Лицами Пресвятой Троицы.

- Непорочное зачатие Девы Марии.

Католицизм учит о том, что у Божией Матери не было ни только личных грехов, но и первородного. Православные же верят, что Она была во всем подобна нам, кроме личного греха.

Протестантизм. В 15-м веке вследствие раскола в Католической Церкви появились многие религиозные течения, объединенные под общим названием "Протестантизм". Он характеризуется либеральным отношением к Священному Писанию, не приятием большинства таинств и полным отрицанием святоотеческой традиции. За редким исключением, все протестантские религиозные объединения должны быть отнесены к сектам.

 

Ислам.

Одна из мировых религий наряду с христианством и буддизмом. Ислам возник в начале VII века в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основатель ислама - Мухаммад. Основным источником вероучения является Коран и Сунна (изречения пророка), в своем содержании имеет объединенные идеи Христианства и Иудаизма.

В исламе нет церкви как института, нет в строгом смысле слова и духовенства, поскольку ислам не признает какого-либо посредника между Богом и человеком. Культ ислама опирается на 5 "столпов веры":

- исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммада;

- ежедневная пятикратная молитва;

- пост раз в году в месяц рамадан;

- добровольная очистительная милостыня (закят);

- паломничество, (хотя бы раз в жизни в Мекку);


В исламе выделяются главные предметы веры:

- в единого Бога;

- в посланничество Мухаммада и Писания: Коран называет пять пророков

посланников монотеистической (вера в одного Бога-Творца) религии: Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса, Мухаммада;

- в ангелов;

- в воскресение после смерти и судный день;


В этой связи ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, религии, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры.

  В октябре 1917 года в России действовало 30 000 мечетей, в 1948 г. было зарегистрировано - 416, а в 1968 г. - 311, Однако тысячи мечетей и мулл действовали без регистрации, вне закона. В настоящее время ислам распространен на большой территории России среди значительной части верующих. По приблизительным данным, его исповедует от 12 до 20 миллионов человек на Северном Кавказе, в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Чувашии, Сибири, Ульяновской, Самарской, Астраханской, Пермской, Нижегородской, Свердловской областях, в Москве, Санкт-Петербурге, г. Касимове Рязанской области и др.
Мусульмане принадлежат к двум главным направлениям ислама. Подавляющая их часть - представители суннизма. Большая часть мусульман-азербайджанцев и талышей, часть курдов, татов, таджиков придерживается шиизма.
Руководящими органами верующих мусульман являются независимые друг от друга Духовные управления. На 1 января 2002 года в России зарегистрировано 49 Духовных управления мусульман и 2516 мечетей. В ведении Духовных управлений мусульман находятся: подготовка служителей культа и их распределение, осуществление связей с зарубежными религиозными организациями и их центрами. Ими ежегодно комплектуются и отправляются в Мекку группы мусульман для совершения паломничества (хаджа). Муфтий Духовного управления мусульман утверждает имамов мечетей, в которых они являются полноправными руководителями. Имам отвечает за хозяйство, финансы мечетей, духовную жизнь прихожан, он же хранитель печати. Ближайшие помощники его - наиб-имам (заместитель) и казначей. При каждой мечети образуется и коллегиальное собрание, которое решает, кого назначить на ту или иную должность, какое имущество приобрести. Собрание избирает ревизионную комиссию из трех человек.
  Будущие служители мусульманского культа, как правило, обучаются в медресе и исламских институтах или получают домашнее религиозное образование.


Буддизм.

 Основатель Сиддарта-Гаутама. Возник в седьмом веке до Рождества Христова в Индии, но получил распространение в основном за ее пределами в виде ламаизма, дзен-буддизма и других буддийских школ. Дзен-буддизм в 5-6 веке и позднее распространился в Китае, Корее, Японии; Ламаизм - среди монголов, народов Дальнего Востока.

По буддийскому вероучению Будда не является творцом и правителем мира. Он лишь просветляет, открывает путь истины познания. В отличие от других мировых религий в буддизме Будда - не единственное божество. Буддийский пантеон насчитывает тысячи божеств. Кредо буддизма - непротивление злу. Буддизм не признает Творца и творение, но верит в вечность и круговое движение и смену всех явлений.
В мировой жизни буддизм наблюдает 4 периода (образования, развития, старчества и разрушения), у каждого периода, продолжительность которого ровна 84 000 лет, есть свой Будда (т.е. просветитель). Считается, что в настоящее время мир переживает третий период и, пройдя все четыре вплоть до разрушения, он начнет свое начальное существование.

Признавая бессмертие души, буддист верит в ее переселение, которое совершается в постепенном порядке: вначале она воплощается в животных, затем в человека, гения, бодисатву и, наконец, достигает последнего пункта нирваны, где вечный покой и кончаются переселения.

В ламаизме важным пунктом доктрины являются ожидание прихода Будды-Майдари и ускорение этого прихода.

В России буддизм начал распространяться около 400 лет назад.

Первые ламы-монахи пришли из Монголии, Тибета. В 1741 году императрица Елизавета Петровна своим указом официально признала буддийскую религию.
Основные исторически традиционные буддийские регионы- Бурятия, Калмыкия, Тува, Читинская и Иркутская области. До 30-х годов в Забайкалье насчитывалось около 40 только крупных монастырей - храмов, не считая мелких: В Республике Тува было около 50 храмов, в Калмыкии - несколько десятков. К 1941 г. на территории СССР совсем не осталось зарегистрированных буддийских обществ. На 1 января 2002 г. зарегистрировано 123 буддийских общин. Состоявшийся в 1996 году в Бурятии Духовный Собор служителей буддизма Сугунды принял новый устав, в котором Центральное духовное управление буддистов России переименовано в Традиционную буддисткую Сангху (Церковь) России. С 1918 года в России существует Буддиский орден "Лотосовы сутры", в настоящее время общины ордена действуют в Москве, Киеве, Харькове, и других городах бывшего СССР.

 











Секты

Наряду с традиционными религиями, в России существует и большое количество сект. Секта - от слова "отсекать", т.е. отошедшая от веры группа сторонников, не согласная с вероучением и по своему объясняющая Священное Писание и религиозные догмы. Секта - организация или группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества безразличным или противоречащих им.
Сектантство - социальное течение в форме культов и сект, оппозиционное по отношению к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом.
Деструктивная секта - секта, имеющая в своих целях, а также в методах и средствах их достижения признаки деструктивного культа.


Сектант - адепт (член) секты, оккультист.


    Тоталитарная секта - авторитарная иерархическая деструктивная организация (религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная, коммерческая), или движение, практикующая обманную вербовку и контроль сознания для сохранения своих адептов покорными доктрине и лидеру, который, пользуясь неосведомленностью и неопытностью людей, целенаправленно их обманывает и привязывает к себе, культивируя у них состояние невежественности и неестественной, противозаконной зависимости.


    Культ - чрезмерное возвеличивание кого-либо или чего-либо (личности, силы, процесса, явления, предмета, свойства, потребности, идеи) вплоть до поклонения и обожествления, изменения образа жизни и мировоззрения; 2) совокупность учений, обрядов, ритуалов по отношению к объекту культового возвеличивания: 3) движение или организация, поддерживающая культовое учение, обряды и ритуалы.

    Идол - кто-либо или что-либо как объект чрезмерного культового возвеличивания.

    Адепт - 1) посвященный в какие-либо учения и тайны культа; 2) ревностный приверженец культа.


Деструктивный культ - разновидность культа, разрушительная по отношению к естественному гармоническому состоянию личности: духовному, психическому и физическому (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь