Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава II. Гитара в музыкальной культуре региона



Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…… 3

Глава I . Гитара в мировой и отечественной музыкальной культуре…………………………………………………..………………...5

Глава 2. Гитара в музыкальной культуре региона……….……………………19

2.1. Появление и развитие гитарного исполнительства в Восточном Оренбуржье (конец ХХ в.)………………………….………………..…..19

    2.2. Гитарное исполнительство Восточного Оренбуржья в настоящее время (ХХI в.)…………...……………………………………….………..31

Заключение………………………………………………………………………35

Список использованной литературы…………..……………………………….37

Приложения……………………………………………………………………...39


 


Введение

       История гитарного исполнительства Восточного Оренбуржья - процессом очень интересный, разноплановый, хронологически «задевающий» период «застоя», «перестройки», становления других, капиталистических отношений внутри нашей страны. В связи с этим очень важно рассмотреть, какие метаморфозы проходила гитарная «жизнь» в эти непростые моменты, как чувствовали себя музыканты, их объединения.      

        Гитарная жизнь города «набирает обороты», проходят серьёзные конкурсы, возрастает культура исполнителей, интерес среди детей и молодёжи к нашему инструменту просто огромный, в связи с чем нужно знать свои истоки, быть знакомым с предшественниками. Исследование актуально, т.к. мало изучена исследуемая тема, не приведены в систему, данные, ноты и информация об авторах, исполнителях если и опубликованы, то отрывочно, в очень малом объёме. На сегодняшний день есть только отдельные газетные публикации, интервью. Учащиеся школ мало или почти ничего не знают об истории исполнительства на нашем инструменте в городе, области, регионе, существует противоречие между выросшей культурой исполнения и знанием своих «корней» в данной области. Смягчить это противоречие и призвана данная работа.

 

       Глава 1. Гитара в мировой и отечественной музыкальной культуре.

       Истоки гитарного исполнительства Восточного Оренбуржья заложены всей историей развития гитары. Поэтому будет логичным начать исследование с исторического пути развития инструмента.

       Появление инструмента, похожего на современную гитару, теряется во тьме веков. На египетском папирусе изображён крокодил, играющий на гитаре. Инструменты с достаточным количеством струн (от 4 до 6 и больше), имеющие удлинённый овальный корпус, бытовали у разных народов, имели разные названия: танбур, (родственное по звуковому составу современной домбре), цитара, гуитарра и т. д. Инструмент имел разное количество ладов, всегда удлинённую шейку грифа, объемный резонирующий корпус. Гитара принадлежит к семейству лютневых. Около 1000 лет назад она приобрела близкий к современному вид, но корпус – более узкий и вытянутый. На какое-то время (примерно 2 века) в Испании была почти вытеснена привезённой с Востока лютней; однако гитаристы освоили лютневый репертуар, и инструмент вновь вернул благосклонность музыкантов и знати.

 Также «соперницей» побывала виуэлла. В XVI веке 4-струнный инструмент стал 5-струнным. Ряд композиторов пишет произведения для гитары (Санз, Корбетто и др.) В середине XVIII в. появляется 6-я струна, инструмент широко распространяется в разных странах. XVIII – «Золотой» век гитары в Европе. Прекрасные произведения создают: в Испании – Д. Агуадо, Ф. Сор; в Италии – М. Каркасси, М. Джулиани, (как и Ф. Сор, был в России, его сыновья работали при царском дворе) Л. Леньяни и другие композиторы. Репертуар разнообразен, есть концерты, произведения крупной формы.

(Матео Каркасси)

       В дальнейшем европейские композиторы не теряют интерес к этому инструменту, открывающему возможности для как для полифонии, так и для гомофонно-гармонического решения произведения. Очень большой резонанс в мире музыки вызвал Андрес Сеговия, призвав композиторов из разных стран обновить репертуар этого инструмента. С его лёгкой руки возник целый пласт прекрасной музыки для 6-струнной гитары, эта музыка исполняется по всему миру, включает в себя многообразие жанров и форм.

       По мнению М. И. Имханицкого, в России XVIII–XIX веков шестиструнная гитара развивалась почти исключительно как профессиональный инструмент, меньше использовалась в аккомпанементе романсу, городской песне. Итальянские исполнители при дворе Екатерины II являлись поначалу её распространителями. Интересной является гипотеза самого Имханицкого, что встречающиеся на изображениях домры низкой тесситуры, с 6-ю струнами, могли быть прообразами гитары в России. Методические пособия, написанные И. Гельдом (обрусевший чех, композитор), И. Березовским, появились к началу 19 века. В этих пособиях авторы опираются на итальянскую классику. В 1822 г. в Петербурге выступал Мауро Джулиани, в следующем – испанец, композитор, пишущий для гитары – Фернандо Сор.

Н.П. Макаров

       Значительный вклад в музыкальную культуру внёс композитор и пропагандист 6-струнной гитары середины XIX века – Николай Петрович Макаров. Он выступал по всему миру с концертами гитарной музыки. В Брюсселе в 1856 году ему удалось организовать первый международный конкурс «на премии за лучшие сочинения для гитары и наилучшие сделанные гитары»(8, с. 112). Макаров приложил много усилий для обогащения репертуара шестиструнников композиторами, с его подачи гитарные мастера работали над усовершенствованием инструмента. Инструмент И. Шерцера, венца (его называли «гитарным Страдивари») занял 1-е место. Гитара петербургского мастера Ивана Федоровича Архузена получила 2-е место.

       На конкурсе среди композиторов 1-е место получил австриец Й. Мертц за Концертино, 2-е – француз Наполеон Кост за «Большую серенаду» (8, с. 112). Сам Макаров, кроме исполнительства и композиции, также занимался пропагандой гитары, писал работы, способствующие совершенствованию гитарной техники. Работа «Несколько правил высшей гитарной игры» переиздавалась в XX веке.

       Яркий музыкант, поднявший искусство игры на гитаре на новую ступень – Марк Данилович Соколовский (1818–1883); обучившись в детстве игре на скрипке и виолончели, стал замечательным гитаристом. Дружил, общался он с гитаристами-семиструнниками, В. И. Морков посвятил ему «Большое попурри из песен русских для гитары и фортепиано». Несмотря на тесную дружбу с Н. Г. Рубинштейном, Соколовскому так и не удалось добиться открытия в Московской консерватории класса гитары, от А. Рубинштейна, из Петербурга, гитарист также получил отказ. Своим преемником Соколовского объявил Джулио Регонди, замечательный европейский гитарист и композитор. «Глубокое понимание музыки, бездна чувства и выразительности, певучесть, блеск – вот секрет успеха Соколовского», – писал В. А. Русанов (8, с. 115).

М.Д. Соколовский

       К началу XX века в концертной жизни гитары наблюдался кризис. Скрипка, виолончель, фортепиано вытеснили её в область «домашнего музицирования».

А.Сеговия

 

       Трудно переоценить значимость деятельности Андреаса Сеговии, выведшего шестиструнную гитару на лучшие концертные площадки мира, вновь повернувшего к ней «ухо» мира. Сеговия призвал композиторов создавать произведения для этого замечательного инструмента, и отклик был поистине лавинообразным. В конце 20-х и в 30-е годы Сеговия посещал с концертами Россию, встречался, сотрудничал с энтузиастами здесь (в частности, с П. С. Агафошиным), и эти приезды, концерты, встречи привлекли многих талантливых людей к исполнительству на 6-струнной гитаре. Агафошин, по мнению А. Сеговии, был «лучшим московским гитаристом». В 30–50 годах Пётр Спиридонович вёл класс гитары в Московской государственной консерватории, Музыкальном училище им. Октябрьской Революции. Его ученики – А. Иванов – Крамской, Ю. Михеев, Е. Макеева, А. Кабанихин, А. Лобиков, Е. Русанов, И. Кузнецов.

       А. М. Иванов –Крамской также очень важная фигура в гитарном мире России XX века. После концерта Андреса Сеговии в 1927 г. подросток, обучавшийся игре на скрипке, решил посвятить себя гитаре. Пройдя обучение в классе П. С. Агафошина (параллельно обучаясь композиции и дирижированию), «много лет работал в Малом Театре, руководил оркестром народных инструментов Гостелерадио. В качестве дирижёра и исполнителя записал около 40 пластинок. Выступал в ансамбле с певцами – Козловским, Обуховой, со струнным квартетом имени Бетховена. Иванов-Крамской – автор более пятисот сочинений для гитары»(16).

А.М. Иванов-Крамской

       После войны Александру Михайловичу пришлось практически в одиночку вести борьбу за жизнь классической гитары, за необходимость восстановить занятия по классу гитары, которые были прекращены в середине 30-х гг. Гитара, и именно 6-струнная, попала в разряд «космополитических» инструментов, как и мандолина. В 1932 году было издано постановление, запрещающее преподавание по классу шестиструнной гитары где бы то ни было. Причиной послужили обвинения семиструнников в западном происхождении 6-струнной гитары. Запрет действовал вплоть до 60-х годов. Лишь в 50-е А. М. Иванов-Крамской начинает преподавать в одной из московских школ, в кружке; в 60-е, когда запрет был снят, в музыкальном училище при Московской консерватории. Среди его учеников – Н. Комолятов и другие известные гитаристы, педагог и композитор Евгений Ларичев.

       Дочь, Наталья Александровна, продолжила династию, как концертирующий гитарист и педагог. С 1962 года много лет вела класс гитары и ансамбля в музыкальном училище при Московской консерватории. Преподаёт и сейчас. У неё учились талантливые гитаристы: А. Фраучи, Р. Хабибуллин, А. Ольшанский, Владимир и Павел Хлоповские, М. Домогацкий, В. Корнишин, Н. Дмитриева и другие.

       Таким образом, к моменту зарождения исполнительства на гитаре в Восточном Оренбуржье, 80-м годам XX века, инструмент прошёл большой путь. Менялся внешний вид; количество струн; на время гитара уходила в тень, вытесненная другими «модными» инструментами, но неизменно появлялась вновь, вызывая внимание слушателей к своему тёплому тембру, близкому к тембру человеческого голоса. Гитара из салонов пробилась на лучшие концертные площадки мира, в руках прекрасных исполнителей завоевала огромное количество поклонников, обогатилась прекрасным репертуаром.

       В России, а впоследствии СССР судьба инструмента оказалась непростой. XIXвек: Н. П. Макарову провести международный гитарный конкурс удалось лишь за границей, а на Родине он не нашёл поддержки; М. Д. Соколовский не смог открыть класс гитары ни в Московской, ни в Петербургской консерваториях, везде получал отказы.

       XX век: Андрес Сеговия всколыхнул музыкальный мир, повернул «ухо мира» к гитаре. В России его приезды вызвали всплеск интереса к классической гитаре. Однако же с большим трудом П. Агафошину удалось добиться преподавания в музыкальном техникуме, чуть позже в консерватории. А. М. Иванов-Крамской также многие десятилетия не мог преподавать игру на гитаре в высших и средних учебных заведениях, только в конце 50-начале 60-х, во время «оттепели», шестиструнная гитара начала возвращать себе утраченные «позиции».

       Осознание драматичной ситуации с преподаванием 6-струнной гитары в нашей стране позволяет оценить вклад энтузиастов этого инструмента и в Восточном Оренбуржье.

В.П. Калачёв

       Андрей Михайлович Смагин рассказывает: « В Оренбурге, в 1988 году, я узнал , что будет проходить фестиваль гитарной песни в городе Кувандыке. Тогда как он проходил – просто выходили барды, на простых гитарах, на советских, играли; ну а я бардом ещё не был – так, пел несколько песен. Дай, думаю, поеду для интереса. Там познакомился с организатором фестиваля – это Виктор Павлович Калачёв. И мой будущий друг – Виктор Мышев, это «левая рука» была Виктора Павловича. Они меня заметили, я играл «Полонез Огинского», «Романс Гомеса» и так далее. Пару песен я ещё сочинил. Высоцкого даже не пел ещё. Мне понравились они – скромно выходили, пели песенки свои. Потом они меня переманили, я там работал. Года через 3-4 мы сделали «симбиоз». Несколько человек я уже научил на гитаре играть, в том числе Алексея Губанова. Или Виктор Павлович сказал, или я предложил – давай мы во время бардовских песен ещё поиграем музыку. И параллельно с Мышевым мы делали оранжировочки такие – он играл и пел, под семиструнку, а я пытался ему поиграть соло. Не в стиле «Рок», а как мы слышали – пошли записи Высоцкого, он во Франции играл с гитаристами, Марина Влади ему нашла – уже благородно так, красиво; несколько лет я развивал навыки свои. И мы с Мышевым поехали даже в Германию, записали диск в таком стиле. Поехали ещё на другие фестивали – Ильмены, Грушинский. И там мы не замечали, что многие люди играют так – мы одними из первых были. И на Арбате нас помнят. Это в 90-е годы было. Играли благородно, нам не стыдно за это время.

       Потом, когда я уже переехал в Орск, научил несколько ребят играть мы увлеклись «Джипси Кингс», фламенко, Лусия, Аткинсом и так далее; фестивали в Кувандыке продолжались.

А.М. Смагин

       Из первых учеников – Олег Хуснутдинов, Первойкин Саша, Женя Гречиниченко; потом я в школу музыкальную пошёл – целая гроздь появилась. Виноградная. Вольшонок Саша, Кислов Антон, Воронков Андрей. Назаров Алексей появился в «Товарище» (домовый клуб – И.К.). Но он не первый был, кто выступал у Калачёва. К Калачёву я обычно брал Олега, потом Сергей Яхонтов появился из Оренбурга. Он старше всех был. Но одном из первых фесивалей, в Кувандыке, он увидел, что я играю где-то у костра, подошёл и сказал: «Я хочу так же». Я ему давал нотки – на бумаге просто рисовал - «Тико-тико», «Аморадо», он уезжал в Оренбург, через полгода приезжал и мне их пытался играть, и довольно хорошо. Учёба была заочная.

       И Виктор Павлович говорит: «Ребята твои хорошо играют. Давай-ка мы что-нибудь придумаем». И мы придумали. Полчасика, сорок минут перед бардовским фестивалем, перед детским конкурсное наше гитарное выступление. Я что-то говорил, комментировал. Было время – мы и Битлов пели, и что-то ещё. На голоса. И было здорово.

       Когда Яхонтов Серёжа научился у меня играть – он очень способный парень, электрическую освоил гитару, саксофон – играл с Тоцкими (бардовское трио – И.К.). Наметилась тенденция – аккомпанемент усложнился, мало стало одной гитары и слов.

       Мышев Николай Петрович, ему сейчас 62 года. Работяга, кувандычанин коренной, родился там. Ходил (в походы – И.К.) по всему Союзу, в Якутии был. Когда мы познакомились, у него в репертуаре песен 20 было – на злобу дня. Семиструнник, что было сложно для меня. Но я потом понял его комбинации, кое-что подсказал ему. Пишет стихи хорошие. У него жена немка, эмигрировал в Германию. Лет двадцать он уже там живёт, иногда приезжает. Когда мы ним встретились, с 90-м году, такое время было – перестройка, воля, что хочешь, то и делай. Поехали на Арбат. Три года там играли, обыгрывали программу свою, которую записали потом на диск. Много людей через Арбат проходит – это центральная артерия музыкальная была. Скрипачи, флейтисты, виолончели. Очень сильные гитаристы: Мамонтов, Чудинов, Сёмочкин.

       После Арбата в Орск я приехал в 1993 году. Работал в Доме Творчества, ВИА вёл. Потом я пришёл во Вторую музыкальную школу. Бессонова Тамара Петровна – ей честь и хвала, этой женщине (на тот момент - директор ДШИ №2, И.К.). Она позвала в школу и сказала: «Хватит самодеятельностью заниматься, иди в профессионалы». Я испугался сначала, но она была настойчива. У меня, конечно, пробелов много, но я восполняю их. Учусь в Колледже. Лучше поздно, чем навсегда...»

 

       В конце 1980-х гг содержание «посиделок» в доме А. Елуниной было разнообразным: например, в форме литературно-музыкальных чтений, когда актер театра В. Филатов читал под музыку свои сонеты. Здесь же однажды выступал приехавший в Орск Владимир Устинов. Интересные встречи, как и общение, записывались на старенький кассетный магнитофон, а затем появлялись статьи в «Орском рабочем».      

       Растущее мастерство орчан - гитаристов потребовало внимательного отношения исполнителей к инструменту: у многих появились мастеровые гитары. У А. Власова – инструмент мастера Н. Родионова, Е. Петров со временем сам стал гитарным мастером, инструмент его работы был у гитариста В. Мельника. Инструмент мастера Кузнецова был у И. Берникова.

       На отделении Дополнительных Педагогических Профессий при Пединституте. несколько лет обучал гитарному мастерству В.В. Мельник. Виктор – автор переложений для гитары (он обратился к произведениям М. Таривердиева, А. Бабаджаняна, И. Дунаевского, В. Высоцкого, Г. Гладкова, Манфреда Шмитца и др.). Эти пьесы ждут своего издателя.

       В 1991 году Орск посетили музыканты из Челябинска – Виктор Козлов, Шариф Мухитдинов и Юрий Макаров, выступающие в составе «Трио гитаристов Урала». После этого контакты челябинцев и орчан стали постоянными. Орские любители гитары искали спонсоров, чтобы организовать приезд гостей; однажды в критический момент деньгами помог художник Запоржин, продав одну из своих картин.

Трио гитаристов Урала (Ш. Х. Мухатдинов, В.В. Козлов, В.В.Ковба).

       В 90-е годы практически во всех музыкальных школах Орска появляются классы гитары, а при Домах культуры – кружки и студии. Преподают основы гитарного мастерства бывшие члены клуба –И. Берников, А. Иванов (ДШИ № 3). Г. Видянов (ДШИ № 4), А. Смагин (ДШИ № 2, домовый клуб «Товарищ»). А.Иванов поступает и учится в это время в Челябинском музыкальном училище имени П. И. Чайковского в Челябинске (класс В. Козлова). Г. Видянов заканчивает Заочный народный университет искусств (г. Москва).

       Гитаристы, начавшие дружбу с инструментом в эти годы, – Михаил Васильченко – ученик Г. Видянова; Олег Железнов, Александр Вольшонок, Алексей Назаров, Александр Ушмондин, Андрей Воронков – ученики Андрея Михайловича Смагина.  

        А. Смагин и А. Брехов вели очень широкую просветительскую деятельность в регионе: ездили по посёлкам, районным центрам с концертами, лекциями. Их сблизил интегральный подход к преподаванию – приобщение подростков к искусству вообще, использование литературы, поэзии. А.М. Смагин предложил молодым интересный вид деятельности – водный туризм, байдарочные сплавы; на стоянках, во время отдыха звучит гитара, происходит живое общение.

       Олег Железнов (Хуснутдинов) закончил Орский колледж искусств, затем исполнительский факультет ЮурГии имени П. И. Чайковского в Челябинске (класс В. Козлова), преподавал в ДШИ № 2, ДШИ № 4 Орска.

       Яркий исполнительский состав 90-х – Александр Вольшонок и Алексей Назаров. Ребята поступили в Орский колледж искусств, после первого курса прошли прослушивание в консерватории г. Магнитогорска и были приняты туда, в класс Ивана Николаевского. Во время учёбы дуэт активно развивался и концертировал. После окончания вуза А. Вольшонок пришёл в качестве преподавателя в ДШИ № 2, где в школьные годы обучался игре на скрипке в классе Т. Н. Успенской; также несколько лет вёл класс гитары в Колледже искусств г. Орска. Его ученики продолжают обучение в музыкальных вузах (А. Осипов, ЧГАКИ, класс Ольги Валентиновны Кузьминой; Д. Тихонов — ЮурГИИ, класс В.В. Козлова). А.М. Вольшонок привнёс в орскую музыкальную жизнь исполнительские и методические находки Уральской гитарной школы, которая по значимости конкурирует с Московской.

       Необходимо сказать несколько слов и о студии гитары, которую вел при общеобразовательной школе № 15 энтузиаст гитары, безвременно ушедший из жизни, Владимир Коннов. Он руководил ансамблем гитаристов, сам делал для него переложения популярных и джазовых пьес. По словам ученика, А. Карандеева, Коннов закончил физико-математический факультет орского пединститута. Гитарой овладел самостоятельно, в 70-е. «Продвигал эстраду и джаз-блюз. Меломан. У него была гигантская по меркам Орска коллекция винила и записей. Преподавал также в ДК “Искра”».

       Ансамбль его учеников, в составе А. Карандеева, А. Митрофанова и К. Сазонова, часто выступал на различных мероприятиях. Дуэт Карандеева и Митрофанова дважды занимал первые места на областных фестивалях учащейся молодежи. Ребята прошли курс обучения в Орском Колледже Искусств по классу духовых инструментов, на это время игра на гитаре в Колледже не преподавалась. А. Карандеев в дальнейшем стал журналистом, много писал о культуре региона.

       В последние годы Коннов не мог играть из-за болезни рук, только преподавал.

А. Карандеев.

       В городе проходило мероприятие памяти В. Коннова – большой концерт в Драматическом театре.

       С 1994 года в 5 Музыкальной школе Орска преподавал игру на гитаре А.И. Орлов. Аккордеонист, баянист, он играл также на 6-струнной гитаре; составил хрестоматию педагогического репертуара для этого инструмента.

       В 1992 году в Тюмени в издательстве «Русская энциклопедия» вышел биографический музыкально-литературный словарь-справочник русских и советских деятелей гитары. В это издание попали биографические данные двух орчан – Александра Иванова и Игоря Берникова.

       В конце 90-х годов получил популярность гитарный ансамбль под руководством А. Иванова (Е. Бибин, К. Тургимбаев, О. Нецветаева). Кайрат Тургимбаев закончил впоследствии Орский колледж искусств. Преподаёт в музыкальной студии в Новотроицке, играет в составе дуэта «Чёрная бабочка» вместе с Андреем Коваленко. Кайрат был отмечен специальным дипломом Второго всероссийского гитарного фестиваля «Хрустальные струны», проходившего в Челябинске.

 М. Даньшин и участники «капустника» в Педколледже г. Орска, 1990-е.

       В 1992 закончил по классу гитары музыкальную школу № 3, класс А. Иванова, Максим Даньшин. Этот яркий блюз-гитарист и вокалист продолжил образование в студии при ДК «Радость», где преподавал А. Смагин. Участвовал в конкурсах. По его словам, воспитание будущего музыканта организовали уже родители, собрав большую коллекцию грампластинок и «подсадив» сына на музыку групп «Битлз», «Пинк Флойд», «Дип Пёрпл», соответственно с раннего детства возник интерес к языкам, Максим с отличием закончил факультет иностранных языков (английское и французское направление) ОГТИ; он прекрасно исполняет и вокальную, и инструментальную партию, репертуар многих рок-, джаз-, блюз- групп. Дуэт с вокалисткой Марией Титовой дважды, в 1997 г. и последующем, занимал I место на Студфестивале в Екатеринбурге. На тот момент авторских произведений вокального и инструментального характера, созданных Максимом с участием Марии, хватило на семь аудиокассет. В 1998–1999 гг. Максим и Мария входят в состав «Транквилизатор бэнда», коллектива, где играли также сильные гитаристы – ученики Коннова; направление группы можно определить как арт-рок, серьёзного качества, со смысловыми текстами.

       В 2000 году, на рубеже веков, совместно с А. Карандеевым, А. Мишиным и Д. Агаповым Максим создаёт группу «Черепаха Тротила». В том же году участвует в московском фестивале «Блюз чистой воды» в составе орского клуба гитаристов. Затем Максим уехал в Петербург, там появилась группа «Другие просторы».

           

С 2006 года, вновь в Орске, Максим работает в клубе «Созвездие» педагогом дополнительного образования. Максим – многократный лауреат Орского фестиваля авторской песни «Бабье лето», других конкурсов, проходивших в Уральском регионе. Его ученики участвуют во многих конкурсах, перечислим несколько: «Талант, музыка, ветер»; «Дерзайте, вы талантливы». В нескольких городах подросшие ученики Максима создали рок-группы. Он обучает ребят импровизации. Сам же является в настоящее время вокалистом джазового биг-бэнда под управлением Олега Комарина. Выступает в составе группы «Джэмбэнд». В 2013 году отмечен дипломом на джазовом фестивале, проходившем недалеко от Оренбурга. В 2015 награждён почётной грамотой Управления образования Оренбургской области.

       В Новотроицке 90-е годы связаны с именем гитариста А. Брехова, исполнителя, композитора, педагога.

       По отзывам учеников, музыкантов Орска и Новотроицка, исполнение Александра Михайловича было очень одухотворённым, кристально чистым по звуку. Любовь к музыке, свой исключительный энтузиазм Брехов сумел передать и ученикам. Подход к преподаванию у него был необычен: учеников он приобщал к искусству в целом, музыкальные занятия перемежались поэтическими штудиями и экскурсами в мир изобразительного искусства (Александр был сотрудником городского выставочного зала). В студии при ДК Металлургов царила особая атмосфера, побуждающая к самораскрытию, творчеству. Учащиеся играли классику и некоторые (Антон Журавлёв) писали песни, соединяя музыку и слово.

Заключение

       Искусство игры на гитаре Восточного Оренбуржья имеет серьёзные корни. Живое дерево гитарного искусства, со всей своей тысячелетней историей, служит ему опорой и вдохновением. И конечно же, музыкальная жизнь данного региона, в своих разнообразных проявлениях, официальная – в рамках учебных заведений, на концертных площадках, и неформальная – клубы, кружки – также явилась почвой, питательной средой, без которой ростку было бы не пробиться, не вырасти.

       К моменту появления и сплочения энтузиастов гитарного искусства на востоке Оренбуржья гитара из салонов пробилась на лучшие концертные площадки мира, в руках прекрасных исполнителей завоевала огромное количество поклонников, обогатилась прекрасным репертуаром.

       В нашей стране она также прошла непростой путь, но вышла победительницей из всех перипетий и сражений. Беззаветно любящие свой инструмент музыканты добились того, что 6-струнная гитара звучит – в ансамблях, оркестрах, преподаётся, уровень владения этим инструментом повышается, гитарное звучание облагораживается. Велика заслуга в этом П. С. Агафошина, А. И. Иванова-Крамского и его дочери и других бесчисленных энтузиастов, порой бескорыстно пропагандирующих этот инструмент, создающих прекрасные, удобные переложения для него (как орский музыкант В. Мельник).

       Гитара завоёвывает сердца слушателей, вербует преданных поклонников – исполнителей, преподавателей, передающих эстафету дальше.

Регион не изолирован, существует живое общение, взаимообмен с соседними регионами, особенно плодотворно сотрудничество с Уральской гитарной школой и Московской – это участие в конкурсах, учёба в музыкальных учебных заведениях.

       Однако в культурной жизни нашей страны и региона не всё движется поступательно, путём прогресса. Есть и негативные явления.

       Что касается истории гитарного исполнительства в Восточном Оренбуржье, мы рассмотрели период примерно в 30 лет.

       1980-е: собрался первый кружок энтузиастов. Создан клуб. Проходят концерты, приезжают замечательные гитаристы из других городов, после концертов общение продолжается в камерной обстановке, завязываются дружеские контакты на много лет.

       В 90-е годы материальные трудности не привели к остановке музыкальной и гитарной, в частности, жизни региона; такие энтузиасты, как Смагин, Брехов, Коннов добиваются того, что исполнительство остаётся на достаточно высоком уровне.

       В XXI веке гитара – один их самых популярных инструментов. С 2010 г. раз в два года проходит фестиваль «Виват, гитара!», получивший статус Областного, появляются новые имена.

       Однако некоторые исполнители, преподаватели сменили вид деятельности. В ДШИ приток учащихся традиционно силён, а вот в Колледж искусств значительно снизился. Ярким событием стало появление на поле музыкальной педагогики, в штате ОКИ, Михаила Одеркова, практически гитариста с мировым именем. Посмотрим, в дальнейшем всплеск ждёт гитарную жизнь или некоторая стагнация, вызванная немузыкальными причинами.

       Хотелось бы сказать слова благодарности тем, кто способствовал написанию этой работы: Т.В. Новосёловой, которая, в рамках изучения предмета «История исполнительства» в ОГИИ им. Л. И М. Ростроповичей «озадачила» нас, студентов, творческим заданием – исследовать историю своего инструмента в своём регионе: А.Л. Иванову, предоставившему фотоматериалы, газетные статьи по теме, многое рассказавшему о нашем предмете; тем, кто с энтузиазмом воспринял идею исследования, «подбрасывал» устный, письменный, фото- материал или просто говорил автору тёплые слова о нужности, своевременности исследования: А. Назарову, А. Смагину, А. Брехову, В. М. Полежаевой, Т.Г. Кисловой, Е.В. Кузнецовой, М. Одеркову, И. Берникову, В. Мельнику, Е,Б. Якуниной и другим; А. Веденёву, оказавшему техническую помощь при наборе и редактировании текста; преподавателям ЧГАКИ ( г. Челябинск), сказавшим о нужности публикации работы, особенно – И.И, Шедрину, научному руководителю во время защиты исследования в качестве Выпускной квалификационной работы.

 

Список использованной литературы

1. Брехов А. М. Враги печали. Школа игры на гитаре. – Мульта,2017 – 21 с.

2. Витиевский В. Н. Иван Иванович Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г.: историческая монография . – 1897 – Т. 1–2.

3. Иванов А. Л. Первый шаг к зрителю // «Орский рабочий», 7.02.1988

4. Иванов А. Л. Такие встречи обогащают (интервью с Владимиром Терво) // «Орский рабочий»,20.02.1988

5. Иванов А. Л. Кудесники гитары (С. Орехов, А. Перфильев в Орске). // «Орский рабочий»,25.04.1987

6. Иванов А. Л. Гитара собирает поклонников// «Орский рабочий» – 1988 г.

7. Иванов А. Л. Гитара и Москва Миши Одеркова //«Металлург», г. Новотроицк, 25.10.1995

8. Имханицкий М. И. Формирование русского гитарного исполнительства //Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. – М., 2008 – с. 97–124

9. Хавторин Б. П. Эволюция музыкальной культуры Оренбуржья: истоки, процессы интеграции, феномен развития// Вестник ОГУ № 6 / Июнь 2006. –Том 1. – с. 187–197

10. Хавторин Б. П. Музыкальная культура Оренбуржья. История и современность. – М., 2006 – 307 с.

11. Черкас Т. Г. Орск: от крепости до города: монография. – Орск. – Изд-во ОГТИ,2010 – 263 с.

12. Ширинский Н. Гитарист Сергей Орехов // Московский журнал, 01.04.2004

13. Ширялина А. В. Сага о великом гитаристе(о Сергее Орехове). –М.: Кириллица, 2003 – 85 с.

 

 

Электронные источники:

14. Новотроицк //https://ru.wikipedia.org/wiki//Новотроицк.

15. Обсуждение: Орск //https://ru.wikipedia.org/wiki/

16. Иванов-Крамской А. М. // https://ru.wikipedia.org/wiki

17. Население Оренбургской области //http://orenobl.ru/people.php.

18. Ольшанский А. М. //Иллюстрированный биографический словарь.http://www.abcguitar.narod.ru/pages/olshanski.htm"guitar.narod.ru/pages/olshanski.htm

19.Орехов С. Д. //https://ru.wikipedia.org/wiki

20. Полторак Е. О «Синей птице»,статья // https://hron.ru/news/read/

21. Портал администрации г. Медногорска // http://mo-mednogorsk.orb.ru/about/administration/

22. Портал администрации г. Орска // www.orsk-adm.ru

23.Портал правительства Оренбургской области // http://www.orenburg-gov.ru/Info/

24. Скончался Юрий Панов. Трагическое совпадение дат // http://orsk.ru/news/63204

25.Терво В. В. История гитары в лицах // http://www.lute.ru/guitar/tervo.htm

26.Устинов В. // Иллюстрированный биографический словарь www.abc-guitar.narod.ru/pages/ustinov.htm

27. Шнайдер Д. Гитара 20 века: второй золотой век//

http://guitar.ru/articles/instruments/instruments_454.htm



Приложения.

№1. Устав клуба.

 

№2.Статья в газете «Орский рабочий» о концерте С. Орехова и А. Перфильева.1987 г.


№3. Переложения В.В. Мельника.






Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…… 3

Глава I . Гитара в мировой и отечественной музыкальной культуре…………………………………………………..………………...5

Глава 2. Гитара в музыкальной культуре региона……….……………………19

2.1. Появление и развитие гитарного исполнительства в Восточном Оренбуржье (конец ХХ в.)………………………….………………..…..19

    2.2. Гитарное исполнительство Восточного Оренбуржья в настоящее время (ХХI в.)…………...……………………………………….………..31

Заключение………………………………………………………………………35

Список использованной литературы…………..……………………………….37

Приложения……………………………………………………………………...39


 


Введение

       История гитарного исполнительства Восточного Оренбуржья - процессом очень интересный, разноплановый, хронологически «задевающий» период «застоя», «перестройки», становления других, капиталистических отношений внутри нашей страны. В связи с этим очень важно рассмотреть, какие метаморфозы проходила гитарная «жизнь» в эти непростые моменты, как чувствовали себя музыканты, их объединения.      

        Гитарная жизнь города «набирает обороты», проходят серьёзные конкурсы, возрастает культура исполнителей, интерес среди детей и молодёжи к нашему инструменту просто огромный, в связи с чем нужно знать свои истоки, быть знакомым с предшественниками. Исследование актуально, т.к. мало изучена исследуемая тема, не приведены в систему, данные, ноты и информация об авторах, исполнителях если и опубликованы, то отрывочно, в очень малом объёме. На сегодняшний день есть только отдельные газетные публикации, интервью. Учащиеся школ мало или почти ничего не знают об истории исполнительства на нашем инструменте в городе, области, регионе, существует противоречие между выросшей культурой исполнения и знанием своих «корней» в данной области. Смягчить это противоречие и призвана данная работа.

 

       Глава 1. Гитара в мировой и отечественной музыкальной культуре.

       Истоки гитарного исполнительства Восточного Оренбуржья заложены всей историей развития гитары. Поэтому будет логичным начать исследование с исторического пути развития инструмента.

       Появление инструмента, похожего на современную гитару, теряется во тьме веков. На египетском папирусе изображён крокодил, играющий на гитаре. Инструменты с достаточным количеством струн (от 4 до 6 и больше), имеющие удлинённый овальный корпус, бытовали у разных народов, имели разные названия: танбур, (родственное по звуковому составу современной домбре), цитара, гуитарра и т. д. Инструмент имел разное количество ладов, всегда удлинённую шейку грифа, объемный резонирующий корпус. Гитара принадлежит к семейству лютневых. Около 1000 лет назад она приобрела близкий к современному вид, но корпус – более узкий и вытянутый. На какое-то время (примерно 2 века) в Испании была почти вытеснена привезённой с Востока лютней; однако гитаристы освоили лютневый репертуар, и инструмент вновь вернул благосклонность музыкантов и знати.

 Также «соперницей» побывала виуэлла. В XVI веке 4-струнный инструмент стал 5-струнным. Ряд композиторов пишет произведения для гитары (Санз, Корбетто и др.) В середине XVIII в. появляется 6-я струна, инструмент широко распространяется в разных странах. XVIII – «Золотой» век гитары в Европе. Прекрасные произведения создают: в Испании – Д. Агуадо, Ф. Сор; в Италии – М. Каркасси, М. Джулиани, (как и Ф. Сор, был в России, его сыновья работали при царском дворе) Л. Леньяни и другие композиторы. Репертуар разнообразен, есть концерты, произведения крупной формы.

(Матео Каркасси)

       В дальнейшем европейские композиторы не теряют интерес к этому инструменту, открывающему возможности для как для полифонии, так и для гомофонно-гармонического решения произведения. Очень большой резонанс в мире музыки вызвал Андрес Сеговия, призвав композиторов из разных стран обновить репертуар этого инструмента. С его лёгкой руки возник целый пласт прекрасной музыки для 6-струнной гитары, эта музыка исполняется по всему миру, включает в себя многообразие жанров и форм.

       По мнению М. И. Имханицкого, в России XVIII–XIX веков шестиструнная гитара развивалась почти исключительно как профессиональный инструмент, меньше использовалась в аккомпанементе романсу, городской песне. Итальянские исполнители при дворе Екатерины II являлись поначалу её распространителями. Интересной является гипотеза самого Имханицкого, что встречающиеся на изображениях домры низкой тесситуры, с 6-ю струнами, могли быть прообразами гитары в России. Методические пособия, написанные И. Гельдом (обрусевший чех, композитор), И. Березовским, появились к началу 19 века. В этих пособиях авторы опираются на итальянскую классику. В 1822 г. в Петербурге выступал Мауро Джулиани, в следующем – испанец, композитор, пишущий для гитары – Фернандо Сор.

Н.П. Макаров

       Значительный вклад в музыкальную культуру внёс композитор и пропагандист 6-струнной гитары середины XIX века – Николай Петрович Макаров. Он выступал по всему миру с концертами гитарной музыки. В Брюсселе в 1856 году ему удалось организовать первый международный конкурс «на премии за лучшие сочинения для гитары и наилучшие сделанные гитары»(8, с. 112). Макаров приложил много усилий для обогащения репертуара шестиструнников композиторами, с его подачи гитарные мастера работали над усовершенствованием инструмента. Инструмент И. Шерцера, венца (его называли «гитарным Страдивари») занял 1-е место. Гитара петербургского мастера Ивана Федоровича Архузена получила 2-е место.

       На конкурсе среди композиторов 1-е место получил австриец Й. Мертц за Концертино, 2-е – француз Наполеон Кост за «Большую серенаду» (8, с. 112). Сам Макаров, кроме исполнительства и композиции, также занимался пропагандой гитары, писал работы, способствующие совершенствованию гитарной техники. Работа «Несколько правил высшей гитарной игры» переиздавалась в XX веке.

       Яркий музыкант, поднявший искусство игры на гитаре на новую ступень – Марк Данилович Соколовский (1818–1883); обучившись в детстве игре на скрипке и виолончели, стал замечательным гитаристом. Дружил, общался он с гитаристами-семиструнниками, В. И. Морков посвятил ему «Большое попурри из песен русских для гитары и фортепиано». Несмотря на тесную дружбу с Н. Г. Рубинштейном, Соколовскому так и не удалось добиться открытия в Московской консерватории класса гитары, от А. Рубинштейна, из Петербурга, гитарист также получил отказ. Своим преемником Соколовского объявил Джулио Регонди, замечательный европейский гитарист и композитор. «Глубокое понимание музыки, бездна чувства и выразительности, певучесть, блеск – вот секрет успеха Соколовского», – писал В. А. Русанов (8, с. 115).

М.Д. Соколовский

       К началу XX века в концертной жизни гитары наблюдался кризис. Скрипка, виолончель, фортепиано вытеснили её в область «домашнего музицирования».

А.Сеговия

 

       Трудно переоценить значимость деятельности Андреаса Сеговии, выведшего шестиструнную гитару на лучшие концертные площадки мира, вновь повернувшего к ней «ухо» мира. Сеговия призвал композиторов создавать произведения для этого замечательного инструмента, и отклик был поистине лавинообразным. В конце 20-х и в 30-е годы Сеговия посещал с концертами Россию, встречался, сотрудничал с энтузиастами здесь (в частности, с П. С. Агафошиным), и эти приезды, концерты, встречи привлекли многих талантливых людей к исполнительству на 6-струнной гитаре. Агафошин, по мнению А. Сеговии, был «лучшим московским гитаристом». В 30–50 годах Пётр Спиридонович вёл класс гитары в Московской государственной консерватории, Музыкальном училище им. Октябрьской Революции. Его ученики – А. Иванов – Крамской, Ю. Михеев, Е. Макеева, А. Кабанихин, А. Лобиков, Е. Русанов, И. Кузнецов.

       А. М. Иванов –Крамской также очень важная фигура в гитарном мире России XX века. После концерта Андреса Сеговии в 1927 г. подросток, обучавшийся игре на скрипке, решил посвятить себя гитаре. Пройдя обучение в классе П. С. Агафошина (параллельно обучаясь композиции и дирижированию), «много лет работал в Малом Театре, руководил оркестром народных инструментов Гостелерадио. В качестве дирижёра и исполнителя записал около 40 пластинок. Выступал в ансамбле с певцами – Козловским, Обуховой, со струнным квартетом имени Бетховена. Иванов-Крамской – автор более пятисот сочинений для гитары»(16).

А.М. Иванов-Крамской

       После войны Александру Михайловичу пришлось практически в одиночку вести борьбу за жизнь классической гитары, за необходимость восстановить занятия по классу гитары, которые были прекращены в середине 30-х гг. Гитара, и именно 6-струнная, попала в разряд «космополитических» инструментов, как и мандолина. В 1932 году было издано постановление, запрещающее преподавание по классу шестиструнной гитары где бы то ни было. Причиной послужили обвинения семиструнников в западном происхождении 6-струнной гитары. Запрет действовал вплоть до 60-х годов. Лишь в 50-е А. М. Иванов-Крамской начинает преподавать в одной из московских школ, в кружке; в 60-е, когда запрет был снят, в музыкальном училище при Московской консерватории. Среди его учеников – Н. Комолятов и другие известные гитаристы, педагог и композитор Евгений Ларичев.

       Дочь, Наталья Александровна, продолжила династию, как концертирующий гитарист и педагог. С 1962 года много лет вела класс гитары и ансамбля в музыкальном училище при Московской консерватории. Преподаёт и сейчас. У неё учились талантливые гитаристы: А. Фраучи, Р. Хабибуллин, А. Ольшанский, Владимир и Павел Хлоповские, М. Домогацкий, В. Корнишин, Н. Дмитриева и другие.

       Таким образом, к моменту зарождения исполнительства на гитаре в Восточном Оренбуржье, 80-м годам XX века, инструмент прошёл большой путь. Менялся внешний вид; количество струн; на время гитара уходила в тень, вытесненная другими «модными» инструментами, но неизменно появлялась вновь, вызывая внимание слушателей к своему тёплому тембру, близкому к тембру человеческого голоса. Гитара из салонов пробилась на лучшие концертные площадки мира, в руках прекрасных исполнителей завоевала огромное количество поклонников, обогатилась прекрасным репертуаром.

       В России, а впоследствии СССР судьба инструмента оказалась непростой. XIXвек: Н. П. Макарову провести международный гитарный конкурс удалось лишь за границей, а на Родине он не нашёл поддержки; М. Д. Соколовский не смог открыть класс гитары ни в Московской, ни в Петербургской консерваториях, везде получал отказы.

       XX век: Андрес Сеговия всколыхнул музыкальный мир, повернул «ухо мира» к гитаре. В России его приезды вызвали всплеск интереса к классической гитаре. Однако же с большим трудом П. Агафошину удалось добиться преподавания в музыкальном техникуме, чуть позже в консерватории. А. М. Иванов-Крамской также многие десятилетия не мог преподавать игру на гитаре в высших и средних учебных заведениях, только в конце 50-начале 60-х, во время «оттепели», шестиструнная гитара начала возвращать себе утраченные «позиции».

       Осознание драматичной ситуации с преподаванием 6-струнной гитары в нашей стране позволяет оценить вклад энтузиастов этого инструмента и в Восточном Оренбуржье.

Глава II. Гитара в музыкальной культуре региона


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.111 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь