Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
А. Иванов, Г. Видянов, Е. Петров, А. Запоржин, О. Слободяников, В. Терво.
В конце 80-х – начале 90-х в Челябинске сложился концертирующий дуэт: Устинов – Ольшанский. 22 марта 1989 в Орском драмтеатре дал концерт А. Ольшанский, тогда же он представил слушателям Гран-гитару (Гитара Российская Акустическая Новая), изготовленную в соавторстве с В. Устиновым. Устинов также бывал в восточном Оренбуржье, навещая родственников в соседнем Новотроицке. Концертное выступление Ольшанского в Орском драмтеатре в марте 1989 года слушали ползала зрителей. Хотя афишами был обклеен буквально весь город. В конце 80-х к группе орчан – энтузиастов гитары присоединился художник А. В. Запоржин. В начале 90-х неофициальным местом встреч орского Клуба гитаристов стала квартира Алевтины Елуниной. Там орские гитаристы познакомились с будущей очень яркой личностью гитарного Орска, Андреем Смагиным (в конце 80-х Андрей Михайлович преподавал в Профессиональном училище г. Кувандыка электротехнику и вел там же кружок игры на гитаре. В 90-м году он переехал в Орск. В Кувандыке творческую атмосферу создавал ( и создаёт) более 30 лет Калачев Виктор Павлович, заслуженный работник культуры РФ, режиссёр, создатель и руководитель театра – студии «Шоумэн - Буфф», получившего звание «Народный самодеятельный коллектив», лауреата 3-х международных фестивалей (2016 и 2017 гг). Он работал художественным руководителем Блявинского СДК, директором ДК совхоза "Медногорский", завотделом культуры Кувандыкского райисполкома, начальником отдела культуры администрации города Кувандыка и Кувандыкского района (34 года). В.П. Калачёв Андрей Михайлович Смагин рассказывает: « В Оренбурге, в 1988 году, я узнал , что будет проходить фестиваль гитарной песни в городе Кувандыке. Тогда как он проходил – просто выходили барды, на простых гитарах, на советских, играли; ну а я бардом ещё не был – так, пел несколько песен. Дай, думаю, поеду для интереса. Там познакомился с организатором фестиваля – это Виктор Павлович Калачёв. И мой будущий друг – Виктор Мышев, это «левая рука» была Виктора Павловича. Они меня заметили, я играл «Полонез Огинского», «Романс Гомеса» и так далее. Пару песен я ещё сочинил. Высоцкого даже не пел ещё. Мне понравились они – скромно выходили, пели песенки свои. Потом они меня переманили, я там работал. Года через 3-4 мы сделали «симбиоз». Несколько человек я уже научил на гитаре играть, в том числе Алексея Губанова. Или Виктор Павлович сказал, или я предложил – давай мы во время бардовских песен ещё поиграем музыку. И параллельно с Мышевым мы делали оранжировочки такие – он играл и пел, под семиструнку, а я пытался ему поиграть соло. Не в стиле «Рок», а как мы слышали – пошли записи Высоцкого, он во Франции играл с гитаристами, Марина Влади ему нашла – уже благородно так, красиво; несколько лет я развивал навыки свои. И мы с Мышевым поехали даже в Германию, записали диск в таком стиле. Поехали ещё на другие фестивали – Ильмены, Грушинский. И там мы не замечали, что многие люди играют так – мы одними из первых были. И на Арбате нас помнят. Это в 90-е годы было. Играли благородно, нам не стыдно за это время. Потом, когда я уже переехал в Орск, научил несколько ребят играть мы увлеклись «Джипси Кингс», фламенко, Лусия, Аткинсом и так далее; фестивали в Кувандыке продолжались. А.М. Смагин Из первых учеников – Олег Хуснутдинов, Первойкин Саша, Женя Гречиниченко; потом я в школу музыкальную пошёл – целая гроздь появилась. Виноградная. Вольшонок Саша, Кислов Антон, Воронков Андрей. Назаров Алексей появился в «Товарище» (домовый клуб – И.К.). Но он не первый был, кто выступал у Калачёва. К Калачёву я обычно брал Олега, потом Сергей Яхонтов появился из Оренбурга. Он старше всех был. Но одном из первых фесивалей, в Кувандыке, он увидел, что я играю где-то у костра, подошёл и сказал: «Я хочу так же». Я ему давал нотки – на бумаге просто рисовал - «Тико-тико», «Аморадо», он уезжал в Оренбург, через полгода приезжал и мне их пытался играть, и довольно хорошо. Учёба была заочная. И Виктор Павлович говорит: «Ребята твои хорошо играют. Давай-ка мы что-нибудь придумаем». И мы придумали. Полчасика, сорок минут перед бардовским фестивалем, перед детским конкурсное наше гитарное выступление. Я что-то говорил, комментировал. Было время – мы и Битлов пели, и что-то ещё. На голоса. И было здорово. Когда Яхонтов Серёжа научился у меня играть – он очень способный парень, электрическую освоил гитару, саксофон – играл с Тоцкими (бардовское трио – И.К.). Наметилась тенденция – аккомпанемент усложнился, мало стало одной гитары и слов. Мышев Николай Петрович, ему сейчас 62 года. Работяга, кувандычанин коренной, родился там. Ходил (в походы – И.К.) по всему Союзу, в Якутии был. Когда мы познакомились, у него в репертуаре песен 20 было – на злобу дня. Семиструнник, что было сложно для меня. Но я потом понял его комбинации, кое-что подсказал ему. Пишет стихи хорошие. У него жена немка, эмигрировал в Германию. Лет двадцать он уже там живёт, иногда приезжает. Когда мы ним встретились, с 90-м году, такое время было – перестройка, воля, что хочешь, то и делай. Поехали на Арбат. Три года там играли, обыгрывали программу свою, которую записали потом на диск. Много людей через Арбат проходит – это центральная артерия музыкальная была. Скрипачи, флейтисты, виолончели. Очень сильные гитаристы: Мамонтов, Чудинов, Сёмочкин. После Арбата в Орск я приехал в 1993 году. Работал в Доме Творчества, ВИА вёл. Потом я пришёл во Вторую музыкальную школу. Бессонова Тамара Петровна – ей честь и хвала, этой женщине (на тот момент - директор ДШИ №2, И.К.). Она позвала в школу и сказала: «Хватит самодеятельностью заниматься, иди в профессионалы». Я испугался сначала, но она была настойчива. У меня, конечно, пробелов много, но я восполняю их. Учусь в Колледже. Лучше поздно, чем навсегда...»
В конце 1980-х гг содержание «посиделок» в доме А. Елуниной было разнообразным: например, в форме литературно-музыкальных чтений, когда актер театра В. Филатов читал под музыку свои сонеты. Здесь же однажды выступал приехавший в Орск Владимир Устинов. Интересные встречи, как и общение, записывались на старенький кассетный магнитофон, а затем появлялись статьи в «Орском рабочем». Растущее мастерство орчан - гитаристов потребовало внимательного отношения исполнителей к инструменту: у многих появились мастеровые гитары. У А. Власова – инструмент мастера Н. Родионова, Е. Петров со временем сам стал гитарным мастером, инструмент его работы был у гитариста В. Мельника. Инструмент мастера Кузнецова был у И. Берникова. На отделении Дополнительных Педагогических Профессий при Пединституте. несколько лет обучал гитарному мастерству В.В. Мельник. Виктор – автор переложений для гитары (он обратился к произведениям М. Таривердиева, А. Бабаджаняна, И. Дунаевского, В. Высоцкого, Г. Гладкова, Манфреда Шмитца и др.). Эти пьесы ждут своего издателя. В 1991 году Орск посетили музыканты из Челябинска – Виктор Козлов, Шариф Мухитдинов и Юрий Макаров, выступающие в составе «Трио гитаристов Урала». После этого контакты челябинцев и орчан стали постоянными. Орские любители гитары искали спонсоров, чтобы организовать приезд гостей; однажды в критический момент деньгами помог художник Запоржин, продав одну из своих картин. Трио гитаристов Урала (Ш. Х. Мухатдинов, В.В. Козлов, В.В.Ковба). В 90-е годы практически во всех музыкальных школах Орска появляются классы гитары, а при Домах культуры – кружки и студии. Преподают основы гитарного мастерства бывшие члены клуба –И. Берников, А. Иванов (ДШИ № 3). Г. Видянов (ДШИ № 4), А. Смагин (ДШИ № 2, домовый клуб «Товарищ»). А.Иванов поступает и учится в это время в Челябинском музыкальном училище имени П. И. Чайковского в Челябинске (класс В. Козлова). Г. Видянов заканчивает Заочный народный университет искусств (г. Москва). Гитаристы, начавшие дружбу с инструментом в эти годы, – Михаил Васильченко – ученик Г. Видянова; Олег Железнов, Александр Вольшонок, Алексей Назаров, Александр Ушмондин, Андрей Воронков – ученики Андрея Михайловича Смагина. А. Смагин и А. Брехов вели очень широкую просветительскую деятельность в регионе: ездили по посёлкам, районным центрам с концертами, лекциями. Их сблизил интегральный подход к преподаванию – приобщение подростков к искусству вообще, использование литературы, поэзии. А.М. Смагин предложил молодым интересный вид деятельности – водный туризм, байдарочные сплавы; на стоянках, во время отдыха звучит гитара, происходит живое общение. Олег Железнов (Хуснутдинов) закончил Орский колледж искусств, затем исполнительский факультет ЮурГии имени П. И. Чайковского в Челябинске (класс В. Козлова), преподавал в ДШИ № 2, ДШИ № 4 Орска. Яркий исполнительский состав 90-х – Александр Вольшонок и Алексей Назаров. Ребята поступили в Орский колледж искусств, после первого курса прошли прослушивание в консерватории г. Магнитогорска и были приняты туда, в класс Ивана Николаевского. Во время учёбы дуэт активно развивался и концертировал. После окончания вуза А. Вольшонок пришёл в качестве преподавателя в ДШИ № 2, где в школьные годы обучался игре на скрипке в классе Т. Н. Успенской; также несколько лет вёл класс гитары в Колледже искусств г. Орска. Его ученики продолжают обучение в музыкальных вузах (А. Осипов, ЧГАКИ, класс Ольги Валентиновны Кузьминой; Д. Тихонов — ЮурГИИ, класс В.В. Козлова). А.М. Вольшонок привнёс в орскую музыкальную жизнь исполнительские и методические находки Уральской гитарной школы, которая по значимости конкурирует с Московской. Необходимо сказать несколько слов и о студии гитары, которую вел при общеобразовательной школе № 15 энтузиаст гитары, безвременно ушедший из жизни, Владимир Коннов. Он руководил ансамблем гитаристов, сам делал для него переложения популярных и джазовых пьес. По словам ученика, А. Карандеева, Коннов закончил физико-математический факультет орского пединститута. Гитарой овладел самостоятельно, в 70-е. «Продвигал эстраду и джаз-блюз. Меломан. У него была гигантская по меркам Орска коллекция винила и записей. Преподавал также в ДК “Искра”». Ансамбль его учеников, в составе А. Карандеева, А. Митрофанова и К. Сазонова, часто выступал на различных мероприятиях. Дуэт Карандеева и Митрофанова дважды занимал первые места на областных фестивалях учащейся молодежи. Ребята прошли курс обучения в Орском Колледже Искусств по классу духовых инструментов, на это время игра на гитаре в Колледже не преподавалась. А. Карандеев в дальнейшем стал журналистом, много писал о культуре региона. В последние годы Коннов не мог играть из-за болезни рук, только преподавал.
А. Карандеев. В городе проходило мероприятие памяти В. Коннова – большой концерт в Драматическом театре. С 1994 года в 5 Музыкальной школе Орска преподавал игру на гитаре А.И. Орлов. Аккордеонист, баянист, он играл также на 6-струнной гитаре; составил хрестоматию педагогического репертуара для этого инструмента. В 1992 году в Тюмени в издательстве «Русская энциклопедия» вышел биографический музыкально-литературный словарь-справочник русских и советских деятелей гитары. В это издание попали биографические данные двух орчан – Александра Иванова и Игоря Берникова. В конце 90-х годов получил популярность гитарный ансамбль под руководством А. Иванова (Е. Бибин, К. Тургимбаев, О. Нецветаева). Кайрат Тургимбаев закончил впоследствии Орский колледж искусств. Преподаёт в музыкальной студии в Новотроицке, играет в составе дуэта «Чёрная бабочка» вместе с Андреем Коваленко. Кайрат был отмечен специальным дипломом Второго всероссийского гитарного фестиваля «Хрустальные струны», проходившего в Челябинске.
М. Даньшин и участники «капустника» в Педколледже г. Орска, 1990-е. В 1992 закончил по классу гитары музыкальную школу № 3, класс А. Иванова, Максим Даньшин. Этот яркий блюз-гитарист и вокалист продолжил образование в студии при ДК «Радость», где преподавал А. Смагин. Участвовал в конкурсах. По его словам, воспитание будущего музыканта организовали уже родители, собрав большую коллекцию грампластинок и «подсадив» сына на музыку групп «Битлз», «Пинк Флойд», «Дип Пёрпл», соответственно с раннего детства возник интерес к языкам, Максим с отличием закончил факультет иностранных языков (английское и французское направление) ОГТИ; он прекрасно исполняет и вокальную, и инструментальную партию, репертуар многих рок-, джаз-, блюз- групп. Дуэт с вокалисткой Марией Титовой дважды, в 1997 г. и последующем, занимал I место на Студфестивале в Екатеринбурге. На тот момент авторских произведений вокального и инструментального характера, созданных Максимом с участием Марии, хватило на семь аудиокассет. В 1998–1999 гг. Максим и Мария входят в состав «Транквилизатор бэнда», коллектива, где играли также сильные гитаристы – ученики Коннова; направление группы можно определить как арт-рок, серьёзного качества, со смысловыми текстами. В 2000 году, на рубеже веков, совместно с А. Карандеевым, А. Мишиным и Д. Агаповым Максим создаёт группу «Черепаха Тротила». В том же году участвует в московском фестивале «Блюз чистой воды» в составе орского клуба гитаристов. Затем Максим уехал в Петербург, там появилась группа «Другие просторы».
С 2006 года, вновь в Орске, Максим работает в клубе «Созвездие» педагогом дополнительного образования. Максим – многократный лауреат Орского фестиваля авторской песни «Бабье лето», других конкурсов, проходивших в Уральском регионе. Его ученики участвуют во многих конкурсах, перечислим несколько: «Талант, музыка, ветер»; «Дерзайте, вы талантливы». В нескольких городах подросшие ученики Максима создали рок-группы. Он обучает ребят импровизации. Сам же является в настоящее время вокалистом джазового биг-бэнда под управлением Олега Комарина. Выступает в составе группы «Джэмбэнд». В 2013 году отмечен дипломом на джазовом фестивале, проходившем недалеко от Оренбурга. В 2015 награждён почётной грамотой Управления образования Оренбургской области. В Новотроицке 90-е годы связаны с именем гитариста А. Брехова, исполнителя, композитора, педагога. По отзывам учеников, музыкантов Орска и Новотроицка, исполнение Александра Михайловича было очень одухотворённым, кристально чистым по звуку. Любовь к музыке, свой исключительный энтузиазм Брехов сумел передать и ученикам. Подход к преподаванию у него был необычен: учеников он приобщал к искусству в целом, музыкальные занятия перемежались поэтическими штудиями и экскурсами в мир изобразительного искусства (Александр был сотрудником городского выставочного зала). В студии при ДК Металлургов царила особая атмосфера, побуждающая к самораскрытию, творчеству. Учащиеся играли классику и некоторые (Антон Журавлёв) писали песни, соединяя музыку и слово.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы