Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Отношения Гаруды и Ханумана. Слава дасья-расы



Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж

3 мая 1982 года, Навадвип Дхам, Индия

Отрывок

 

Кришна знает все. Он знал, что происходит. Там [во дворце в Двараке] в Его обществе находились Рукмини и Сатьябхама, Сударшана охранял ворота, Сударшана-чакра. Гаруда, Сударшана и Деви Сатьябхама — они, эти трое, питали некую гордость в своих умах, гордость за те роли, которые они играли. И то была воля Кришны. Кришна хотел лишить эту троицу их гордости. И вот, с криками «Джай Рам! Джай Рам!», с этим лозунгом, Хануман стал приближаться: «Джай Рам, Сита-Рам!» Тогда Кришна спросил Сатьябхаму, Он сказал ей: «Послушай, Хануман приближается. Я приму образ Рамачандры, предстану в Его облике, а ты предстань в облике Ситы». Но Сатьябхама не могла это сделать. «Ты не можешь сделать это? Тогда попроси Рукмини!»

Тогда Рукмини пришла, и она приняла обличие Ситы. А что же насчет Сатьябхамы? «Ты, — сказал ей Кришна, — залазь под трон, спрячься!» А на воротах стояла Сударшана-чакра, она крутилась вокруг ворот в качестве стражника. А Хануман пел:

— Джай Рам, джай Рам!

— Здесь нет Рамы! Куда ты идешь? Зачем ты идешь сюда, обезьяна?

— Нет-нет! Мой Рама здесь! Ты не знаешь!

— Нет! Я не могу позволить тебе войти!

Тогда Хануман просто просунул палец внутрь диска, неожиданно этот палец стал настолько гигантским, что чакра, колесо, более не могла вращаться и стала неподвижным кольцом на пальце Ханумана.

И вот таким вот образом — с Гарудой подмышкой, с охапкой голубых лотосов в руках и с чакрой в качестве кольца — Хануман вошел. Затем Хануман увидел Рукмини в облике Ситы, Кришну в облике Рамы и сказал:

— Мой Владыка здесь!

Он стал предлагать эти голубые лотосы стопам Рамачандры:

— Сита-Рам, Сита-Рам, Сита-Рам!

Затем он спросил:

— Мой Владыка, а кто это там шевелится под троном? Что это такое?

— Нет-нет, — отвечал Кришна, — не обращай внимания!

Таким образом — с помощью Хануманджи — Кришна сумел обуздать их гордость. Но нам говорят, что в облике Кришны Он [Господь] занимает более высокое положение, нежели Рамачандра. Однако Его спутникам пришлось стать, можно сказать, обесчещенными, опозоренными благодаря Хануману. Дасья-раса очень интенсивна, мощна и прославлена.

РАМАЯНА

Книга 1

БАЛА КАНДА

Книга составлена Джагат Мохини д.д.

 

Сита (сноска: Это словно означает «найденная в борозде, проложенной плугом»), наделенная исключительными женскими добродетелями, была юной супругой Рамы. Дорогая его сердцу, как сама жизнь, преданная своему достойному мужу, Сита низошла в царском роду Джанака. Явившаяся на свет не из чрева матери, она была дочерью царя Митхилы по имени Ширадхваджа. Драгоценный камень среди женщин, она напоминала богиню Лакшми, чарующую энергию наслаждения Самого Верховного Господа. Видя, что Лакшмана сопровождает Раму, она покорно последовала за Шри Рамой, словно Рохини, супруга бога Луны, неотступно следующая за своим мужем.

Глава 66

История Ситы

На следующий день с первыми лучами солнца царь, исполнив свои религиозные обязаннсоти, пригласил великодушного Вишвамитру и двух потомков Рагхавы к себе во дворец. Добродетельный монарх согласно традициям и шастрам выразил почтение мудрецу и царевичам, после чего обратился к Вишвамитре:

- О благословенный, приветствую тебя! Что я могу для тебя сделать, о безупречный аскет? Я целиком в твоей власти!

Выдающийся мудрец, наделенный даром красноречия, сказал:

- Эти два воина, сыновья Дашаратхи, славятся на весь мир. Они жаждут увидеть удивительный лук, что хранится у тебя; будь милостив, покажи им его, и желания царевичей исполнятся, они достигнут своей цели!

Царь Джанака ответил на просьбу великого аскета:

- Послушай, как появился у меня этот лук. В шестом поколении династии Ними был царь по имени Деварата, ему и доверили на хранение этот лук. Разрушив жертвоприношение Дакши (сноска 1, 132), Махадева играючи поднял свой лук и насмешливо сказал богам:

- Одержимые желанием получить свою долю жертвоприноешения, вы забыли оставить мне мою часть, о суры, и потому я разнесу своим луком ваши прекрасные и изнеженные члены!

Боги попытались умилостивить Махадеву, и он был удовлетворен. Довольный, он поклонился великодушным богам, а этот лук, драгоценный камень среди всех видов оружия, передал моему предку, царю Деварате.

Однажды, когда я вспахивал священную землю, мой плуг натолкнулся на девочку-младенца, которая стала моей дочерью. Я назвал ее Сита, потому что нашел в борозде, проложенной моим плугом. Я принял эту девочку, рожденную из земли, своей дочерью. Когда она достигла брачного возраста, я провозгласил среди царей, мечтающих о ее руке, что отдам дочь только тому, кто докажет свою силу. О знаменитый мудрец, многие монархи приходили сюда испытать свое могущество, о тур среди аскетов. Я приглашал их к луку Шивы, но ни один не силах был поднять его или даже сдивнуть с места. Видя их слабость, я не мог отдать им свою дочь. Монархи эти преисполнились гнева, тщетно пытаясь натянуть тетиву на этом луке и обретя дурную славу, они окружили мою столицу и принесли несчастье моим подданным. Их осада продолжалась целый год и истощила мои сокровища. О тур среди аскетов, во избежание нависшей опасности я прибег к аскезам, дабы умилостивить богов, которые наградили меня огромной армией из четырех воинских соединений.

С помощью этой армии я разбил силы тех злобных царей и их министров, поверг их и отбросил от стен нашего города. О тигр среди мудрецов, я хочу показать Раме и Лакшмане этот лук несравненного сияния, о верный своим обетам. Если Рама натянет его, о муни, я отдам свою дочь Ситу, рожденную без матери, сыну Дашаратхи в жены.

Глава 67

Рама натягивает лук

Великий аскет Вишамитра ответил царю Джанаке:

- Покажи лук Раме!

И монарх повелел своим советникам:

- Принесите сюда лук, украшенный цветами и сандалом!

Повинуясь царской воле, слуги удалились в город и вернулись, толкая перед собой лук. Пятьсот высоких силачей едва тащили восьмиколесную повозку, на которой лежал огромный железный короб с луком. Советники обратились к Джанаке, равному богам:

- О почтенный монарх, вот удивительный лук, который ты хотел показать, о индра среди владык Митхилы!

Царь со сложенными ладонями сказал великодушному Вишвамитр и двум царевичам, Раме и Лакшмане:

- О брахман, принесли огромный лук, которому с благоговением поклонялись цари династии Ними, но который ни один из них мог натянуть. Даже сонмы богов и асуров, ракшасы, цари гандхарвов и якшей, так же как киннеры и великие змеи, не могли этого сделать. Как же смертным согнуть, натянуть этот лук и вложить в него стрелу, заставив зазвенеть тетиву? Его даже невозможно поднять! О великий риши, взгляни на этот лук, и пусть царевичи узрят его!

Вишвамитра посмотрел на Раму, царевича Рагху, и воскликнул:

- О возлюбленный Рама, взгляни на божественный лук!

Рама открыл короб и, увидев лук Шивы, мудро сказал:

- Одной рукой я возьму этот небесный, великолепный лук и попытаюсь поднять и даже натянуть его!

- Быть тому! - отвечали царь и мудрец.

С согласия аскета Рама одной рукой с легкостью поднял лук на глазах у огромного собрания. Улыбаясь, он без особых усилий подготовил его и, могучерукий, стал натягивать! Знаменитый Рама, воин непомерной силы, натягивая лук, сломал его надвое, при этом раздался звук, подобный раскатам грома или ваджры (сноска 1, 134), с горы посланной Шакрой. Звук этот оглушил всех, люди попадали наземь. Лишь только Вишвамитра, царь и двое потомков Рагхавы устояли перед ним.

Через некоторое время, когда все оправились от потрясения, царь, избавившись от опасений и сложив ладони, с прозорливыми словами обратился к туру среди аскетов:

- О благословенный мудрец, я стал свидетелем силы Рамы, сына Дашаратхи, который свершил невообразимый и удивительный подвиг! Слава моей династии преумножится, если Сита выйдет за него замуж! Я дал обет: «Пусть Сита станет наградой за доблесть!» - о сын Каушики! Сита, которую я люблю больше жизни, теперь принадлежит Раме. О брахман, да улыбнется тебе удача, скорее пошлем в Айодхью гонцов на колесницах с почетом пригласить царя Дашаратху в мою столицу, поведав ему о доблести Рамы! Посланцы расскажут царю о благополучии его сыновей, находящихся под твоей опекой, о аскет, и государь с радостью пребудет сюда!

- Быть тому! - согласился сын Каушики, и великодушный монарх незамедлительно послал гонцов к царю Дашаратхе, дабы пригласить его в Митхилу.

Глава 73

Свадебные церемонии

В тот день, когда царь раздавал коров, пред ним предстал героический Юдхаджит, сын повелителя Кекайи и дядя Бхараты по матери. Справившись о благополучии царя, он сказал:

- О Индра среди царей, пусть будут счастливы те, кто ищут от тебя блага! Наш отец желает увидеть сына моей сестры, и потому я отправился в Айодхью, о радость Рагху. Там я узнал, что ты вместе с сыновьями отбыл в Митхилу на свадьбу, и поспешил сюда, дабы увидеть своего племянника, царевича Бхарату.

Царь Дашаратха приветствовал гостя и принял его с почетом; Юдхаджит ночь провел с монархом и его славными сыновьями. С рассветом он исполнил свои религиозные обязанности и вместе с риши направился к арене жертвоприношения.

В благоприятный час (сноска 1, 144) Рама, окруженный своими братьями, облачился в украшения и, когда все приготовления к свадебным обрядам были закончены, послал Васиштху во главе остальных риши к царю Видехи.

Васиштха обратился к Джанаке:

- Знаменитый монарх Дашаратха и его сыновья готовы к свадебным церемониям и ожидают того, кто отдаст им своих юных дочерей. Один отдает, а другой принимает! Исполни же свой долг, содействуя столь благоприятному союзу!

Великодушный и несравненный царь, превосходно знающий свои обязанности, ответил Васиштхе:

- Кто охраняет двери? От кого ты ждешь приказа? Почему ты медлишь войти в собственные владения? Это царство - твое! Все готово для свадебной церемонии, о лучший среди аскетов! Мои дочери уже стоят у алтаря, сияя словно огонь в жаровне; я ждал тебя и не замедлю занять свое место по другую сторону алтаря; пусть все пройдет без помех! К чему откладывать?

Дашаратха привел своих сыновей и всех мудрецов. Царь Видехи сказал Васиштхе:

- О добродетельный аскет, о повелитель, проведи свадебную церемонию Рамы, который дарует радость (сноска 2, 144) и которого любит весь мир!

Сопровождаемый Вишвамитрой и добродетельным Шатанандой, знаменитый аскет разместил алтарь в центре жертвенной арены согласно ритуалу и со всех сторон окружил его фимиамами (сноска 1, 145) и цветами, сосудами с золотом и разноцветными вазами с молодыми ветками; там были благовония, раковины, большие и маленькие черпаки, чаши для аргхьи и других целей, блюда с жареным зерном и груды лущеного ячменя. Затем Васиштха по традиции вместе с травой дурбха рассыпал все, что дарило благо, а когда все было готово, начал читать священные мантры.

Разведя жертвенный огонь и читая необходимые мантры, знаменитый Васиштха, тур среди аскетов, совершил подношение Агни; затем, взяв за руку сияющую драгоценностями Ситу, подвел ее к огню (сноска 2, 145), напротив потомка Рагху.

Царь Джанака обратился к любимому сыну Каушальи:

- Вот моя добродетельная дочь Сита, которую я отдаю тебе; прими ее и будь счастлив; возьми ее руку в свою, пусть она, верная супружескому долгу, будет счастлива и следует за своим мужем, словно тень!

С этими словами монарх, читая мантры, окропил Ситу святой водой, и в тот же миг все боги и риши закричали: «Прекрасно! Прекрасно!» Зазвучали небесные гонги и на землю пролился цветочный дождь.

Отдав Раме свою дочь Ситу, царь Джанака со слезами радости на глазах обратился к Лакшмане:

- О Лакшмана, подойди и будь счастлив, я отдаю тебе Урмилу, прими ее и возьми ее руку в свою; не упускай благоприятного момента! (сноска 3, 145)

Затем Джанака обратился к Бхарате:

- Возьми руку Мандави в свою, о потомок Рагху!

После этого добродетельный монарх Митхилы сказал Шатругхне:

- Доблестный воин, возьми руку Шрутикирти в свою! Пусть все эти герои, добрые и верные долгу Какутстхи, с этого мгновенья счастливо живут со своими женами!

Повинуясь словам Джанаки и воле Васиштхи, четыре брата, великодушные потомки династии Рагху, взяли руки четырех сестер и вместе с супругами обошли жертвенный огонь, алтарь, царя и всех риши.

Так по традиции они заключили четыре супружеских союза, все кругом сверкало великолепием, а с небес лился цветочный дождь. Во время свадебной церемонии знаменитых потомков Рахгу звучали небесный гонг, гимны и музыка, танцевали апсары, а гандхарвы пели хвалу, поистине это было чудом!

Пока звучала музыка, царевичи трижды провели своих жен вокруг жертвенного огня, а потом вместе с ними удалились в свои шатры, провожаемые царем, сонмами риши и родственников.

 

Книга 2

АЙОДХЬЯ КАНДА

Джагат Мохини диди

Глава 26


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь