Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Панорама русской жизни в романе «Петр Первый»



Цели урока: соотнести реальное время и пространство России первой четверти ХVIII века с художественным временем и пространством романа А. Н. Толстого; привлечь внимание к главной проблеме романа — изображению творческого труда народа, созидающего новую культуру; ощутить патриотический пафос романа, глубину изображения социальных противоречий эпохи.

Методические приемы: отработка умений выделять главное в тексте, подбирать эпизоды для иллюстрации основных идей, определять позицию автора.

 

Ход урока

I . Слово учителя

По сложившейся в литературе традиции решающие события, «большая история» служили лишь фоном для «малой истории», истории частных человеческих судеб. Вспомним роман-эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

— Каким образом передает автор события романа? Какое место он отводит выдающимся историческим личностям?

(События романа переданы через восприятие вымышленных лиц, главными и любимыми героями Толстого стали Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Платон Каратаев. Исторические личности: Кутузов, Наполеон, Багратион, Александр I — отодвинуты на второй план. Движущей силой романа (и истории, по Льву Толстому) является народ. Роль личности определяется способностью проникнуться желаниями и чаяниями народа. Фигура Наполеона, возомнившего себя вершителем человеческих судеб, истории, часто карикатурна.)

Алексей Николаевич Толстой героем своего произведения делает именно «большую историю» и выдающуюся историческую личность Петра.

Фигура царя-преобразователя становится стержнем всего романа, а вымышленные персонажи заполняют исторический фон. Деяния Петра даны на фоне широкой панорамы русской жизни. Обзор романа поможет представить эту панораму в самом общем виде и сопоставить реальное и художественное время и пространство.

 

II. Реализация домашнего задания: план обзора романа

Книга первая. Московская Русь. Юность Петра

1. Вековая отсталость Московской Руси. Широта охвата действительности, многоярусность социальных слоев и бытовых укладов, стремительность и пестрота сменяющих друг друга картин как основной способ изображения Московской Руси (глава первая: «прокисшая» изба Бровкиных, боярская изба Волкова, «узкие навозные» улицы Москвы, низкие своды царских палат, грязный кабак, заполненная народом Кремлевская площадь, покои Софьи, первое описание Петра-ребенка).

Три плана изображения:

— царевна Софья, управляющая страной (глава первая, ч. 15; глава вторая, ч. 6);

— юный Петр, постепенно вырастающий в единоличного правителя страны (глава вторая, ч. 3; глава третья, ч. 5; глава 4, ч. 5, 18, 23);

— тяжелая жизнь народа (глава первая, ч. 1; глава четвертая, ч. 8, 22). Ненависть Петра к заскорузлой отсталости и скуке Москвы.

2. Изображение борьбы между Софьей и Петром. Царевна Софья, став правительницей, расправляется со стрельцами, приказывает боярину Василию Голицыну «воевать Крым». Умный Голицын понимает, что воевать нельзя («войска доброго нет», «денег нет»), но «говорить, убеждать, сопротивляться все равно было без пользы». Крымские походы окончились бесславно. Народ доведен до нищеты.

3. В Преображенском потешном батальоне Петр под руководством иноземцев постигает военную науку. Через несколько лет у него уже три сильных полка: Преображенский, Семеновский, полк Гордона. В Переяславле Петр строит верфь, первые корабли. Знатные бояре Борис Голицын, Федор Ромодановский — поддерживают деятельность Петра.

4. Софья пытается использовать недовольство народа, вызванное неудачами крымских походов, против Петра; замышляется убийство Петра (глава четвертая, ч. 12, 13). «Всем надоело скорее бы кто-нибудь кого-нибудь сожрал? Софья ли Петра, Петр ли Софью... Лишь бы что-нибудь утвердилось...»

5. Петр, узнав о заговоре, бежит в Троицкую лавру, туда же переезжает весь Преображенский двор; Софье не удается поднять стрельцов; подавление Петром заговора: приказ Софье ждать в Кремле решения своей судьбы, ссылка Василия Голицына, казнь зачинщиков бунта; возвращение Петра в Кремль (глава четвертая, ч. 23).

6. Первые реформы Петра после победы над Софьей (строительство флота, закладка Архангельской верфи). После смерти матери и брата Ивана Петр становится единоличным правителем страны.

7. Первый Азовский поход; неудача; взятие Азова (глава шестая); взятие Азова (глава седьмая, ч. 1).

8. Петр за границей учится кораблестроению (глава седьмая).

9. Заговор Софьи; стрелецкий бунт (глава седьмая, ч. 12).

10. Возвращение Петра в Москву (глава седьмая, ч. 17). Жестокая массовая казнь стрельцов (глава седьмая, ч. 21).

«Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей».

 

Вторая и третья книги. Изображение творческого труда русского народа, созидающего новую культуру. Пафос борьбы за родину с внешними врагами.

Книга вторая

1. Преобразовательная деятельность Петра всколыхнула все, что на Руси было сильного и здорового. Опора Петра на купцов, помещиков, народ: купцы. Баженовы пожалованы царской грамотой; Иван Бровкин, крупный торговец, Демидовы на Урале, валдайские кузнецы братья Воробьевы честно служат Петру; Алексашка Меншиков, братья Бровкины — первые люди при Петре; кузнец Жемов, художник Андрей Голиков — помощники Петра.

2. Борьба Петра с боярами за новые формы быта; боярыня Волкова (Санька Бровкина, глава первая, ч. 3, глава вторая, ч. 3).

3. Сопротивление консервативной раскольнической среды; само сожжение раскольников (глава первая, ч. 9).

4. Вступление России в союз с Польшей и Литвой против шведов (глава третья, ч. 2).

5. 1700 год; новое летоисчисление; поход на Нарву; разгром русской армии (глава четвертая, ч. 3, 4).

6. Тайная кладовая в Кремле.

7. Борис Петрович Шереметьев, первый русский генерал-фельдмаршал, разбивает шведского генерала Шлиппенбаха.

8. Шереметьев берет крепость Мариенбург (глава пятая, ч. 2).

9. Архангельский флот; взятие крепости Нотебург; героизм русских солдат и офицеров (глава пятая, ч. 4).

«Кровавыми усилиями проход из Ладоги в открытое море был открыт». Открытое море отсюда было рукой подать».

 

Книга третья

1. Запустение Москвы. Царевна Наталья Алексеевна заводит театр (глава первая, ч. 3).

2. Заговор против Петра: нити заговора ведут к царевне Софье (глава первая, ч. 4, 5).

3. Строительство Петербурга. Братья Бровкины. Домик Петра и дворец Меньшикова в Петербурге (глава вторая).

4. Второй Нарвский поход; Петр под Нарвой (главы третья и четвертая); русские захватили шведского короля; «машкерадный» бой, в котором русские уничтожили треть нарвского гарнизона; русские под командованием Петра берут Юрьев и готовятся к штурму Нарвы; героизм русских солдат и офицеров во время штурма Нарвы (глава шестая, ч. 7).

«Дело было европейское: шутка ли — штурмом взять одну и неприступнейших крепостей в свете».

 

III. Оформление тетрадей: выводы

Многоплановость композиции, контрастность глав, меняющаяся авторская тональность создают мозаичную панораму эпохи. Движение эпохи, ряд ее узловых событий на протяжении с 1682 по 1704 год образует каркас повествования. Нарастает патриотическое звучание. Третья книга создавалась в обстановке героического подъема Великой Отечественной войны. В ней на первый план выходит тема воинских подвигов русского солдата, русского человека раскрывающихся в описании штурма Нарвы.

А. Толстой понимал композицию как «установление цели, центральной фигуры, и затем установление основных персонажей, которые по нисходящей лестнице вокруг этой фигуры располагаются». Произведение у Толстого организуется не столько сюжетом, сколько системой персонажей.

Роль главной фигуры выполняет Петр. Его фигура предстает масштабной, он раскрывается во всей грандиозной противоречивой натуре — великодушный и жестокий, отважный и беспощадный к врагам государственный деятель, гениальный реформатор. Вокруг него группируются остальные персонажи. Чем ниже ступень лестницы, на которой «стоит» персонаж, тем «пунктирнее» его линия в романе, тем менее ощутима его связь с романным целым.

 

Домашнее задание

1. Образ Петра в романе.

2. Подготовиться учебному практикуму по роману А. Н. Толстого

 

Урок 10 (71)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 1041; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь